Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связанных с незаконченными действиями




Глава IV. О значении различных типов действия

1. Внешне законченные,

но внутренне незавершенные задания

После того, как мы обсудили ситуацию в момент опроса, т.е. в тот момент, когда напряжения воздействуют на воспроизведение, обратимся к рассмотрению возникновения самих этих напряжений потребностного типа и их природы.

Прежде всего следует отметить, что наше предположение о воздей­ствии неудовлетворенных квазипотребностей основывается не только на количественном преимуществе незаконченных действий при воспроизве­дении. Как отчетливо показывают приведенные выше описания поведе­ния испытуемых, существование квазипотребности обнаруживается уже в сопротивлении испытуемых прерыванию действия и в тенденции к возобновлению действия.

Далее, можно указать еще и на то, что у детей, у которых тенден­ция к повторному возобновлению действия выступает в наших опытах в гораздо более чистом и явном виде, преимущество незаконченных дей­ствий с точки зрения запоминания также существенно больше, чем у взрослых (ЗН/33 составляет у детей 2,5, а у взрослых — 1,9).

Если наш тезис о квазипотребностях верен, то решающей для зна­чения ЗН/33 должна быть не степень внешней завершенности задания, но мера напряженности квазипотребности, соответствующей этому заданию. Готовая внешне работа не всегда действительно внутренне завершена для испытуемого.

а) Субъективно неготовые задания

Перед тем, как отдать экспериментатору выполненное задание, ис­пытуемый часто колеблется. С одной стороны, ему уже хочется отдать выполненное в общих чертах задание, однако, с другой стороны, у него еще остается ощущение неудовлетворенности, ему хочется усовершенствовать отдельные детали. Он протягивает задание и вдруг отдергивает его назад: «Нет, оно еще не готово». У некоторых испытуемых такие колебания происходят даже несколько раз. Как правило, экспериментатор не вме­шивался, не требовал, чтобы испытуемый отдал задание, и даже выражал свое согласие с вносимыми улучшениями. Например, при выполнении за­дания сконструировать ландшафт (№ 36), экспериментатор мог сказать:


Зейгарник 6.8. Запоминание законченных и незаконченных действий 225

«Да, Вы правы, теперь, когда Вы поставили кур левее, действительно ста­ло лучше».

В некоторых случаях экспериментатор вел себя иначе. Заметив, что испытуемый все еще возится с заданием, он спрашивал: «Вы готовы?». Это говорилось полувопросительным, полуутвердительным тоном, так что у испытуемого складывалось впечатление, будто экспериментатор думает, что задание должно быть уже выполнено.

В таких случаях реакция испытуемых могла быть двоякой:

1) испытуемый отвечал: «Нет, я еще не доделал, мне надо еще вот
здесь улучшить», доделывал задание и затем, нанеся последний штрих,
передавал полностью законченную работу экспериментатору.

2) вопрос экспериментатора побуждал испытуемого завершить рабо­
ту над заданием: либо он решал, что тратит слишком много времени, либо
просто откладывал задание после вопроса экспериментатора, не отдавая
себе ясного отчета в том, почему он это делает. Иногда испытуемый делал
еще какое-нибудь быстрое движение, чтобы хоть немного улучшить резуль­
тат, однако сам тут же отдавал задание. Типичными для таких случаев
были следующие высказывания испытуемых: «Конечно, это еще не совсем
красиво, но сойдет!», «На сегодня сойдет!», «Ладно, ведь особая точность
деталей здесь не обязательна!». Несмотря на это, задание остается для ис­
пытуемого не вполне законченным, у него сохраняется неудовлетворен­
ность
тем, как он его выполнил. И при перечислении обнаруживается, что
такого рода задания лучше сохраняются в памяти, чем те законченные
задания, выполнением которых испытуемый был удовлетворен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.