Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запоминание законченных и незаконченных действий 1 страница





Намерение не просто порождает тенденцию к осуществлению наме­ченного действия при наступлении предусмотренного подходящего случая. Скорее, оно отвечает потребности (точнее, квазипотребности2), которая и без наступления такого случая подталкивает к осуществлению намерения, и становится, таким образом, динамически эквивалентной состоянию напря­жения. Зададимся вопросом: влияет ли такого рода потребность лишь на осуществление намерения, или же соответствующее состояние напряжения может проявляться и в других областях поведения человека?

Наши опыты посвящены конкретной проблеме воздействия актив­ных напряжений потребностного типа на определенные результаты за­поминания.

В проводившихся до сих пор экспериментальных исследованиях па­мяти изучалось воздействие установленных ранее взаимосвязей между раз­личными переживаниями на последующее воспроизведение (опыты с ассо­циациями). Затем рассматривалось влияние на запоминание таких особен­ностей данных переживаний, как их осмысленность или бессмысленность, позитивная или негативная эмоциональная окраска, привлечение к ним внимания и т.д.

В отличие от этого, в нашей работе речь идет о воздействии актуаль­ных потребностей, в частности квазипотребностей, на результаты запомина­ния. Как соотносится воспоминание действий, которые были прерваны до своего завершения, с воспоминанием завершенных действий? Мы предпо­лагаем, что неудовлетворенная квазипотребность оказывает влияние на процессы памяти.

1 Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. С. 427-435, 439, 449-452,
454-457,459-460,462-464,466-467,471-474, 494-495.

2 См.: Левин К. Намерение, воля и потребность (с. 169-208 настоящего издания).

14 Зак. 1662



Тема 12. Психология мотивации


Тем самым мы поднимаем вопрос, тесно связанный с понятием «забыва­ния», которое весьма часто используется в повседневной жизни. Ведь о забы­вании говорится не только в случае связанного с памятью незнания, но также и в случае невыполнения заданий или намерений. Термин «забывчивый» упот­ребляется почти исключительно именно в этом смысле.

Опыты проводились в течение 1924—1926 годов в Психологическом институте Берлинского университета, небольшая их часть — в литовском городе Пренай. В индивидуальных опытах участвовало 164 испытуемых (студентов, учителей и детей). Кроме того, были проведены два групповых опыта, первый из них — с 47 взрослыми, второй — с 45 школьниками 13—14 лет.

Я хочу выразить здесь сердечную благодарность моему учителю, д-ру Курту Левину за руководство работой и за его всестороннюю помощь.

Часть I

О причинах лучшего воспроизведения

незаконченных действий

Глава /. Описание опытов и основных их результатов

1. Общая методика опытов

Экспериментатор давал испытуемому следующую инструкцию: «Сейчас вы получите ряд заданий, которые вам надо будет как можно лучше и быстрее выполнить»1. После этого испытуемому последователь­но, одно за другим, предлагалось выполнить от 18 до 22 заданий, однако ему не давали возможности довести до конца все задания. Половину из них экспериментатор прерывал до их завершения.

Завершенные и прерванные задания следовали в порядке, который испытуемый не мог предусмотреть, например, после двух незавершенных заданий шли два законченных, затем одно незавершенное, затем два за­конченных и т.д. После того как последнее задание забиралось у испы­туемого, экспериментатор спрашивал его: «Скажите пожалуйста, какие задания Вы выполняли в ходе опыта?»

(Если бы результаты работы, использовавшиеся в ходе ее материалы или орудия, например, карандаш, оставались лежать на столе, то их воспри­ятие оказывало бы влияние на воспоминание. Поэтому и продукты рабо­ты, и использовавшийся материал прятались, причем так, что испытуемый

1Испытуемые ничего не знали о цели опытов.


Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий 211

не обращал на это внимания: под тем предлогом, что на столе большой беспорядок, экспериментатор всякий раз убирал законченные или незакон­ченные результаты работы в ящик стола.)

Время перечисления заданий экспериментатором не ограничива­лось. Испытуемый занимался этим до тех пор, пока не останавливался сам. Экспериментатор записывал называвшиеся задания в порядке их перечисления испытуемым.

Нередко после относительно беглого перечисления наступала опреде­ленная заминка — пауза, во время которой испытуемый пытался вспомнить остальные задания. Выведенные нами количественные соотношения отно­сятся прежде всего к тем заданиям, которые были перечислены до этой за­минки1. Задания, припомненные после заминки, учитывались отдельно. Сто­ит сразу отметить, что включение в подсчеты заданий, воспроизведенных после заминки, лишь незначительно изменяет общие результаты.

По окончании опыта испытуемые должны были написать самоот­чет. Сначала они свободно описывали свои переживания. Затем их про­сили подробнее остановиться на прерывании заданий и их перечислении. И наконец, их спрашивали о том, какие задания они восприняли как интересные или неинтересные, как приятные или неприятные. Помимо этого, в нашем распоряжении находятся «полуспонтанные» высказыва­ния, сделанные испытуемыми в ходе эксперимента.

Задания, которые должны были выполнить испытуемые, отчасти относились к ручному труду (например, склеивание коробочек или вы­лепливание фигурки из пластилина), отчасти — к решению интеллекту­альных задач (выполнение математического задания или отгадывание за­гадки); кроме того, были еще и задания другого характера (например, за­писать текст какого-нибудь стихотворения). Каждое отдельное задание должно быть не слишком коротким, чтобы у испытуемого было время действительно погрузиться в работу. Большинство заданий длились при­мерно 3—5 минут, лишь некоторые задания занимали 1—2 минуты или решались еще быстрее. Кроме того, надо было следить за тем, чтобы в течение сеанса испытуемому не встречалось двух похожих заданий.

2. Описание заданий

Ниже дано краткое описание всех заданий, использовавшихся в наших опытах. (Психологическая характеристика заданий, там, где она необходима, будет дана позднее.)

Задание 1. Записать стихотворение, выбранное самим испытуемым. Задание 2. Лепка. Вылепить из пластилина любое животное.

Задание 3. Нарисовать вазу с цветами по своему вкусу. Испытуемый ке дол­жен делать набросков или рисовать несколько ваз — только одну.

1По поводу содержательных оснований этого см. ниже.


212 Тема 12. Психология мотивации

Задание 4. Начертить монограмму:

а) испытуемый должен один раз начертить свою монограмму.

б) испытуемый должен нарисовать несколько вариаций своей мо­
нограммы.

Задание 5. Писать печатными буквами:

а) испытуемый должен написать печатными буквами свое имя и
адрес.

б) испытуемый должен переписать печатными буквами небольшой
отрывок из книжки.

Задание 6. Копирование какой-нибудь корреляционной таблицы (типа нашей

табл. 2).

Задание 7. Начертить план одного из кварталов Берлина (Университет —

Унтер ден Линден — Замок).

Задание 8. Рисование крестиков:

а) заполнить крестиками эллипс (с осями 3 и 6 см).

б) заполнить крестиками лист бумаги.

Задание 9. Заполнение спирали кружочками. На листе бумаги нарисована

двойная спираль. Испытуемый должен всю ее заполнить мелкими кружочками.

Задание 10. Продолжение ячеек по образцу. Испытуемый должен продолжать

начатый орнамент из ячеек до тех пор, пока не заполнит весь лис­ток бумаги (примерно половину обычного листа)1.

Задание 11. Нанизывание бусинок на нитку. Бусинки отличаются друг от дру­га по цвету и величине, выбор узора оставлен на усмотрение испы­туемого.

Задание 12. Наматывание ниток. Испытуемый должен определенным обра­зом непрерывно наматывать нитки с катушки на штырьки особой проволочной конструкции.

Задание 13. Прокалывание дырочек. В листке бумаги надо булавкой прокалы­вать рядами дырочки на расстоянии 2—3 мм друг от друга.

Задание 14. Нумерование большого количества листов бумаги.

Задание 15. Плетение. Из проволоки надо сплести косичку длиной 20 см. Ис­пытуемый должен сам измерять длину косички линейкой.

Задание 16. Плетение из серпантина. Испытуемому дают 2 мотка узкой бу­маги (серпантина) и он должен сплести из них гирлянду.

Задание 17. Корректурная проба. Дается текст, в котором надо подчеркнуть

все лин.

Задание 18. Составить осмысленное предложение из слов: облако, ненависть,

проволока, стол.

Задание 19. Считать назад от 55 до 17.

Задание 20. Умножение. Перемножить в столбик числа 5 457 и 6 337.

Задание 21. Извлечь квадратный корень из числа 18 769.

Задание 22. Арифметическая задача. Испытуемый должен найти пятизнач­ное число, обладающее следующим свойством: если приписать к нему 1 сзади, оно будет в три раза больше, чем если приписать к нему 1 спереди.

Задание 23. Загадка.

1См.: Rupp H. Uber optische Analyse // Psychologische Forschung. 1923. 4. S. 263.


Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий 213

а) Найти и записать название немецкого города и фамилию немец­
кого писателя, начинающиеся с одной и той же буквы и состоящие
из 7 букв.

б) найти немецкого философа, немецкий город и немецкого актера,
имена которых начинаются с одной и той же буквы. Количество
букв в каждом слове задавалось черточками.

Задание 24. Написать названия 12 городов, начинающиеся на букву К. Задание 25. Решить задачу со спичками:

а) На столе выложены 9 квадратов из спичек, составляющие вмес­
те 1 большой квадрат. Испытуемый должен убрать 4 спички так,
чтобы осталось 5 квадратов.

б) Задание 25а предъявляется испытуемому нарисованным на бу­
маге. Испытуемый должен так зачеркнуть 4 стороны маленьких
квадратов, чтобы осталось 5 целых маленьких квадратов.

Задание 26. Построить из складной линейки пятиконечную звезду. В каче­стве образца в распоряжении испытуемого имеется рисунок.

Задание 27. Тест на складывание.

а) Сложить фигуру из полоски бумаги1. Испытуемому дается уже
сложенный образец, который он не имеет права разворачивать.

б) Сложить шлем.

Задание 28. Сплести стул. Спичечный коробок разрезан на узкие полоски.

Из этих полосок испытуемому нужно сплести стул.

Задание 29. Вырезать спираль из большого листа бумаги.

Задание 30. Сделать коробочку с крышкой. В качестве орудий и материала в

распоряжении испытуемого имеются: картон, ножницы, линейка и карандаш.

Задание 31. Наклеивание. Испытуемому дается небольшой рисунок размером

с открытку и листок бумаги, на котором в беспорядке разными цве­тами нарисованы отдельные части этого рисунка. Обратная сторона листка бумаги покрыта клеем. Испытуемому нужно вырезать от­дельные детали и наклеить их на соответствующее место рисунка.

Задание 32. Упаковать коробку. Сделать маленькую посылку из коробки из-под сигарет, бумаги и шпагата.

Задание 33. Выпрямить проволоку. Испытуемый должен распрямить проволо­ку, сложенную в виде банта.

Задание 34. Задание с ковриком.

а) Испытуемый получает много маленьких (длиной 3—4 см) разно­
цветных кусочков бумаги разной формы. Эти кусочки он должен
уложить так, чтобы получился узор для ковра.

б) Сплести коврик из разноцветных полосок бумаги.

Задание 35. Складывание из треугольников. Испытуемый получает 30 треу­гольников, различных по форме и величине. У каждого треуголь­ника есть парный, и если их сложить, то получится четырехуголь­ник. Испытуемый должен выбирать одинаковые треугольники и складывать из них четырехугольники.

Задание 36. Конструирование ландшафта. Для выполнения этого задания

испытуемый получает вырезанных из разноцветного картона жи­вотных, деревья, дома и людей.

1 Ср. Rupp H. Untersuchung zur Lehrlingsprtifung // Psychotechnische Zeitschrift. 1925. 2. Из этой же работы взяты задания 33 и 40.


214 Тема 12. Психология мотивации

Задание 37. Складывание мозаичной картины. На небольшие кусочки фанеры

разной формы и величины наклеены отдельные фрагменты карти­ны. Испытуемый должен, пользуясь образцом, сложить из кусочков исходную картину.

+

Задание 38. Складывание открытки. Открытка разрезана на кусочки неоди­наковой формы. Испытуемому надо склеить из этих кусочков ис­ходную открытку. Образца здесь нет.

Задание 39. Задание с шарами. Испытуемый получает много разноцветных

шаров, в которых в четырех местах по концам перпендикулярных друг другу диаметров просверлены отверстия, а также стержни, подходящие к этим отверстиям. Задача испытуемого состоит в том, чтобы сложить из этих шаров и стержней фигуру, нарисованную на листе бумаги.

Задание 40. Разворачивание флага. Надо нарисовать флаг, развернув его в

плоскости бумаги на 90, 180, 270 и 360 градусов.

Задание 41. Разборка склеенного из картона домика.

Задание 42. Задание с кубиком. Нарисовать эскиз кубика, стоящего на одной

из своих вершин.

Задание 43. Сосчитать большое количество крестиков, нарисованных на бу­маге.

3. Опыты серии I

Испытуемому предъявляется 22 задания в следующем порядке: 1. Моно­грамма. 2. Задание со складной линейкой. 3. Наматывание ниток. 4. Нанизы­вание бусинок. 5. Стихотворение. 6. Спираль. 7. Тест на складывание. 8. За­полнение эллипса крестиками. 9. Задание со спичками. 10. Сделать коробоч­ку. 11. Составление четырехугольников. 12. Обратный счет. 13. Рисование вазы. 14. Разворачивание флага. 15. Продолжение узора из ячеек. 16. Умно­жение. 17. Плетение стула. 18. Выпрямление проволоки. 19. Складывание коврика. 20. Плетение. 21. Загадка. 22. Печатание.

Поскольку каждый из испытуемых получал и те задания, которые он доводил до конца, и те, выполнение которых прерывалось, то разница в их запоминании не может быть объяснена индивидуальными особен­ностями испытуемых.

Однако, если бы у всех испытуемых прерывались одни и те же за­дания, то эта разница могла бы определяться особенностями самих зада­ний, независимо от того, доводится ли это задание до конца, или преры­вается. Поэтому мы разделили всю совокупность заданий на две равные группы, а и Ъ. Половина испытуемых доводила до конца задания группы я» другая половина — задания группы Ь, так что в конечном итоге каж­дое задание одинаково часто встречалось как в «законченном», так и в «незаконченном» виде.

(Ниже мы будем для краткости называть задание, доведенное до конца, «законченным», а задание, которое прерывается экспериментато­ром до его завершения, — «незаконченным».)


Зейгарник 6.6. Запоминание законченных и незаконченных действий



К группе а относятся задания: 1, 3, 6, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 20, 22. Ос­тальные задания относятся к группе Ь.

Результаты опытов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Соотношение запомненных незаконченных и законченных заданий (ЗН/33) в опытах первого типа. Данные представлены в порядке убы­вания коэффициента ЗН/33 у испытуемых

 

Ранг по Испы- Задания Средние арифметические значения по группам
1 1 V ЗН/33 туемые   ЗИ 33 ЗН/33   ЗИ 33 ЗН/33
  Wd. 1   I          
  Be.     т 3,5        
  St.       3,3        
[ Jf.       3,0 9J   2,1 3.5
  м.       3,0        
  Eu.       3,0        
  PI.       2,5        
    Paj.       2,0        
1   Gin.       2,0        
    Hf.       2,0        
    Pt.       2,0        
    Ml.       2,0 10,8   3,8 1,9
[ Dm. И     1,75        
  V,       1,75 i      
  Git. И     1,75        
  Dm. E.       1,6        
    Ml.R.       1,5       i
    Jn.       1,5        
  Rm.       1,5        
    Gld.       1,5        
  Jic.       1,5 13,3 7,8 5,5 1,4
( MI. E.       1,4        
23 { Kur.       1,4        
\ Hn.       1,4        
25,5 { Glk. Jnk. 16 14   7 6 1,3 1,3        
f GI.       1,0        
28 { Wit.       1,0 11,3 5,7 5,7 АО
  Schn.       1,0        
30,5 { Sim. Fr. 11 9 5 4   0,8 0,8 9,0 4,0 5,0 0,8
  Sim.H.       0,75        
  Среднее                
  арифме- //,/ 6,8 4,25 1,9*        
    тическое                

13 = общее количество запомненных заданий;

ЗН = количество запомненных незаконченных заданий;

33 — количество запомненных законченных заданий;

ЗН/33 — отношение числа запомненных незаконченных заданий к числу запомненных законченных заданий.

* Среднее арифметическое отношения ЗН/33 не равно отношению средних арифметических ЗН и 33.



Тема 12. Психология мотивации


Для того, чтобы выявилась разница в запоминании незаконченных и законченных действий, необходимо выбрать такую методику обработки результатов, которая позволит в возможно большей степени сгладить инди­видуальные различия в качестве памяти отдельных испытуемых. Поэтому следует сравнивать, сколько незаконченных и сколько законченных зада­ний запомнил каждый из испытуемых, и определять не разницу этих вели­чин, а их отношение.

Если бы законченные и незаконченные задания запоминались одина­ково хорошо, то, поскольку оба типа заданий встречаются с одинаковой ча­стотой, коэффициент отношения числа запомненных незаконченных зада­ний (ЗН) к количеству запомненных законченных заданий (33) был бы равен 1.

Поэтому отклонение коэффициента (ЗН/33) от 1 можно считать мерой лучшего или, наоборот, худшего воспроизведения незаконченных заданий. Если, например, коэффициент ЗН/33 = 1,5, это означает, что неза­конченные задания запоминались на 50 % (по отношению к 33) лучше, чем законченные. При ЗН/33 — 3 незаконченные задания запоминались на 200 % лучше, чем законченные. Если коэффициент ЗН/33 = 0,8, это зна­чит, что незаконченные действия запоминались на 20 % хуже, чем закон­ченные.

Таблица 2

ЗН/33 для отдельных заданий в опытах типа I

 

Задание £3 ЗН 33 ЗН/33
Рисование вазы*   14(17) 3(15) 4 Л
Проволока       4
Стихотворение       3,5
Загадка*   15(17) 4(15) 3,3
Флаг       2,3
Коробочка*   16(17) 6(15) 2,3
Счет       2,5
Спираль       2
Задание с ковриком       1,9
Складывание       16
Эллипс       16
Стул       16
Орнамент из ячеек*   8(17) 6(15) 12
Треугольники       1,3
Складная линейка       1,3
Плетение косички       1,2
Печатание       1,1
Бусы       1
Наматывание ниток       1
Задание со спичками       0,9
Монограмма       0,9
Умножение*   5(15) 7(17) 0,8
Среднее арифметическое 16 9,8 6,1 1,9

* Это задание неодинаково часто встречалось в качестве законченного и в каче­стве незаконченного, поэтому при вычислении ЗН/33 необходимо ЗН разделить на SH (число в скобках), а 33 — на S3 (число в скобках).


Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий



Таблица 1 показывает нам, что незаконченные задания воспроизво­дятся лучше, чем законченные.

Среднее арифметическое значение ЗН/33 составило в наших опы­тах 1,9У иначе говоря, незаконченные задания запоминались на 90 % луч­ше, чем законченные. Отклонения от среднего значения вверх достигают значения 6 (что соответствует лучшему запоминанию незаконченных дей­ствий на 500 %), отклонения вниз — лишь 0,75 (что соответствует худ­шему запоминанию незаконченных действий на 25%).

Преимущество незаконченных действий с точки зрения запомина­ния обнаруживается еще и в том, что из 32 испытуемых для 26 ЗН/33 > 1, для 3 испытуемых ЗН/33 — 1, и лишь для 3 испытуемых ЗН/33 < 1.

Пока мы воздержимся от детального обсуждения индивидуальных различий между испытуемыми. Лишь в конце второй части (глава VII) мы обратимся к вопросу о том, указывает ли коэффициент ЗН/33 на ту или иную характерную особенность данного индивида.

То, что незаконченные действия запоминаются значительно лучше, чем законченные, показывает и сравнение результатов для отдельных за­даний (табл. 2). Из 22 заданий для 17 ЗН/33 > 1, для 2 заданий ЗН/33 = 1, и лишь для трех заданий ЗН/33 < 1.

Кривая частоты (табл. 3) показывает, как часто запоминалось ис­пытуемыми определенное число законченных (пунктирная линия) и не­законченных (сплошная линия) заданий. Кривая частоты вспоминания незаконченных заданий сдвинута вправо — в сторону больших чисел.

Перевес незаконченных заданий над законченными обнаружился не только в количестве запомненных заданий, но еще и в том месте, кото­рое они занимали при перечислении заданий испытуемыми при опросе. В первую очередь испытуемые чаще всего называли именно незакончен-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.