Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние ребенка на родителей




Вопрос о том, является ли выбранная родителями модель воспитания причиной или следствием особенностей поведения ребенка, не случаен. Он отражает все большее внимание к тому факту, что социализация — это улица с двусторонним движением. Ребенок — это не кусок «психологичес­кой глины», которую формуют социальные влияния. Напротив, дети актив­но участвуют в своем воспитании. Их поведение влияет на поведение их родителей, которое, в свою очередь, влияет на поведение детей. И если это утверждение верно, родители не только социализируют своих детей. Они одновременно социализируются сами под влиянием последних3.

Одним из главных доказательств того, что социализация родителей и детей взаимна, является — и это подтвердят многие родители — тот факт, что дети различаются между собой с момента своего рождения. Например, у детей есть различия в темпераменте, обусловленные либо наследственно­стью <...>, либо пренатальными воздействиями. Таким образом, один ре-

1 См.: Baumrind D. Socialization determinants of personal agency. 1977. Paper presented
at the biennial meeting of the Society for Research in Child Development, New Orlean //
Maccoby E.E. Social development. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1980.

2 См.: Dornbush S. M., Ritter P.L., Liederman P.H., Roberts D.E., Fraleigh M.J. The relation
of parenting style to adolescent school performance. School and development // Child
Development. 1987. 58. P. 1244-1257; Steinberg L., Elman J.D., Mounts N.S. Authoritative
parenting, psychological maturity, and academic success among adolescents // Child
Development. 1989. 60. P. 1424-1436.

3 См.: Bell R.Q. A reinterpretation of the direction of effects in studies of socialization
// Psychol. Review. 1968. 75. P. 81-95; Bell R.Q., Harper L.V. Child effects on adults.
Hillsdale, N. Y.: Eribaum, 1977.

3 Ча к. 1004


34 Тема 14. Развитие личности

бенок с самого рождения относительно спокоен и пассивен, а другой — ак­тивен и настойчив. Эти врожденные различия сохраняются в течение двух первых лет жизни и, возможно, даже дольше. Родители по-разному реаги­руют на детей с разными типами темперамента. Следовательно, взаимо­связь между поведением родителей и ребенка существует, но в данном случае не родители формируют поведение ребенка, а наоборот1.

Нельзя однозначно интерпретировать взаимосвязь между особеннос­тями личности ребенка и тем, как его воспитывают. Рассмотрим телесные наказания. Существуют данные, говорящие о том, что у родителей, которые наказывают своих детей физически, дети более агрессивны2. Если эта вза­имосвязь существует, как мы можем ее интерпретировать? Одно объясне­ние говорит о том, что дети подражают своим родителям: «Чтобы получить от другого человека то, что ты хочешь, надо его побить, как делают папа и мама». Есть и альтернативное объяснение: некоторые дети изначально бо­лее агрессивны, чем другие, поэтому их и наказывают чаще. Мы сформу­лировали проблему в виде дилеммы: или особенности личности ребенка определяют поведение родителей, или наоборот. Но в действительности эта связь — двусторонняя. Поведение родителей воздействует на детей, а пове­дение детей воздействует на родителей — так образуется своего рода сис­тема с положительной обратной связью, где поведение всех членов семьи является одновременно причиной и следствием. Более агрессивных детей наказывают более сурово, что делает их еще более агрессивными, что, в свою очередь, провоцирует еще более суровые родительские контрмеры. И наобо­рот, родительская теплота и твердость вызывает любовь и уважение детей, что, в свою очередь, еще больше усиливает теплые чувства родителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.