КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмпатия
Поступать правильно Выше мы рассмотрели развитие нравственности на примере усвоения запретов. Но нравственно желательных действий существует ничуть не меньше, чем нравственно нежелательных, а творить добро столь же важно, сколь не творить зло. <...> люди способны совершать позитивные нравственные действия, которые требуют принести в жертву личные интересы <...>. Теперь мы рассмотрим, как эта способность развивается в детях. В настоящее время мы далеки от ответа на этот вопрос. Ряд исследований показал, что даже очень маленькие дети пытаются помочь другим, делятся с ними2. Возможно, в основе этих попыток лежит эмпатия. Мы часто проявляем эмпатию — непосредственную эмоциональную реакцию на обстоятельства, в которых находится другой человек, даже когда в этом нет прямой необходимости. Мы видим, как другой человек мучается от боли на больничной койке, и ощущаем чужое страдание3 <...>. Эта разновидность эмпатической реакции довольно обычна, она обнаруживается у большинства людей и вызывается широким спектром стимулов: первые проявления такой реакции можно найти у детей уже в двух-трехдневном возрасте. Когда новорожденный слышит крик другого новорожденного, он вторит ему и его сердце начинает биться быстрее4. 1 См.: Hoffman M.L. Moral development // Mussen P.H. (Ed.). Carmichael's manual of 2 См.: Rheingold H.L., Hay D.F., West M.J. Sharing in the second year of life // Child 3 См.: Aronfreed J. Conduct and conscience. N. Y.: Acad. Press, 1968. 4 См.: Simner M.L. Newborn's response to the cry of another infant // Developmental Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 37 Что вызывает проявление эмпатии в столь нежном возрасте? Согласно одной гипотезе, первоначально крик новорожденного вызывается его собственной болью или неудовольствием, вследствие чего звук собственного крика ассоциируется у него с чувством дискомфорта. Поэтому, когда он слышит крик другого ребенка, тот также ассоциируется у него с ощущением страдания, что и вызывает эмпатический крик. Согласно альтернативной гипотезе, некоторые эмпатические реакции являются врожденными, что весьма правдоподобно, если вспомнить о существовании врожденных реакций тревоги и страдания у многих животных <...>. Какая из двух гипотез ближе к истине, пока неизвестно, но, какая бы ни оказалась верной, ясно, что первые проявления сопереживания можно найти уже в самом начале жизни. Но эмпатия означает только чувство сопереживания и отнюдь не обязательно — помощь. Помощь требует большего, чем просто чувство; она требует действий и знания того, как помочь. И научение тому, как помогают, — тоже часть социализации. Представьте себе двухлетнего мальчика, который видит, что взрослому больно, — скажем, его мать порезала себе палец. Скорее всего, мальчик почувствует эмпатию к маме и, как следствие, дискомфорт. Но к каким действиям приведет его эмпатическое страдание? Как мы знаем по юмористическим зарисовкам, он принесет маме то, что обычно приносит облегчение ему самому, — например, своего плюшевого мишку. И хотя мама будет тронута его желанием помочь, в данной ситуации она бы предпочла лейкопластырь. Дело в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы встать на позицию матери, и не понимает, что ее потребности не совпадают с его собственными1. С возрастом мы начинаем лучше понимать, что чувствуют другие люди и как им помочь, если помощь требуется. Но и этого недостаточно, чтобы начать действовать, потому что помощь — не единственный способ снять эмпатическое страдание. Есть более простой, хотя и менее альтруистичный способ — отвернуться. Так часто бывает в больших городах, где прохожие с детства привыкают к виду нищих и бездомных. То же случается во время войны и в других ситуациях, где сердца и взрослых, и детей ожесточаются по отношению к чужой боли <...>. Таким образом, хотя эмпатия и является предпосылкой альтруизма, она не гарантирует его проявлений. 1 См.: Hoffman M.L. Empathy, its development and prosocial implications // Keasey C.B. (Ed.). Nebraska Symposium on Motivation. 1977. 25. P. 169-217; Hoffman M.L. Development of moral thought, feeling, and behavior // Amer. Psychologist. 1979. 34. P. 295-318; Hoffman M.L. Empathy, its limitations, and its role in a comprehensive moral theory // Kur-tines W.M., Gewirtz L. (Eds.) Morality, moral behavior, and moral development. N. Y.: Wiley, 1984. Тема 14. Развитие личности Нравственное сознание До сих пор мы рассматривали развитие нравственного поведения. А как развивается нравственное сознание? Как у детей возникает и развивается чувство того, что правильно, а что неправильно, и как их нравственные представления меняются с возрастом?
Стадии развития нравственного сознания (по Колбергу) Известный метод оценки степе этого метода служила следующая та предлагались истории, содержащие | моральную дилемму. Например, исто- ^ рия о человеке, чья жена могла уме- |
реть без дорогостоящего лекарства. Муж собрал все деньги, которые у него были, но их все равно не хватало. Он пообещал заплатить остаток позже, но аптекарь отказал ему в необходимом препарате. В отчаянии муж ночью взломал аптеку и украл нужное лекарство. Участников спрашивали, прав ли был муж, и если прав, то почему1. Колберг проанализировал ответы всех участников и сделал вывод о том, что развитие нравственного сознания предполагает прохождение ряда стадий. Обобщая, можно сказать, что развитие нравственного сознания начинается с примитивной нравственности, ведомой страхом наказания или желанием получить вознаграждение («Если Ваша жена умрет, у Вас начнутся проблемы»). За этой стадией следует более высокая, где правильность или неправильность определяется тем, что скажут люди («Ваша семья 1 См.: Kohlberg L. Stage and sequence: The cognitive developmental approach to socialization // Goslin D.A. (Ed.). Handbook of socialization theory of research. Chicago: RandMcNally, 1969. Глейтман Г., Фридлунд А., РайсбергД. Социальное развитие 39 Таблица 1 Стадии развития нравственного сознания (по Колбергу) Уровень развития нравственного сознания Мотив нравственного поведения
Первый Второй Третий Четвертый Пятый Шестой
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |