Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Половые различия и тендерные роли




Чем обусловлены различия тендерных ролей у людей разного пола? Необходимо принять во внимание и конституциональные, и социальные факторы, чтобы понять, как биология и общество превращают мальчиков в мужчин, а девочек в женщин.

Само собой разумеется, что тендерные роли связаны с анатомо-физиологическими различиями. Некоторые из этих различий, естествен­но, относятся к строению репродуктивной системы, но есть еще и разни­ца в размере, силе и физической выносливости. По многим параметрам девочки созревают быстрее мальчиков, что было доказано рядом ис­следований, где учитывалось, в каком возрасте дети начинают говорить, приучаются к туалету, вырабатывают тонкие моторные навыки (как, на­пример, умение рисовать); когда у них появляются постоянные зубы, на­ступает половая зрелость и прекращается рост. Мальчикам удалось пре-

1 См.: Best D.L., Williams J.E., Cloud J.M. et al. Development of sex-trait stereotypes
among young children in the United States, England, and Ireland // Child Development.
1977. 48. P. 1375-1384.

2 См.: Fagot B.I, Psychological and cognitive determinants of early gender-role development
// Annual Review of Sex Research. 1995. 6. P. 1-31.

3 См.: Langlis J.H., Downs A.C. Mothers, fathers, and peers as socialization agents of sex-
typed play behaviors in young children // Child Development. 1980. 51. P. 1237-1347.


Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 45

взойти девочек лишь в активности и в тех навыках, которые требуют физической силы1.

А что можно сказать о психологических различиях? Нет сомнения, что такие различия также существуют и что на основе некоторых из них в культуре формируются тендерные стереотипы. Вопрос в том, запрограм­мированы ли различия в выраженности определенных психологических свойств — как то: физическая агрессивность, независимость, эмоциональ­ная экспрессивность, социальная сенситивность и т.д. биологически, — или эта разница является следствием усвоения культурных норм.

Перед тем как рассмотреть данный вопрос подробно, отметим две сложности. Во-первых, любое психологическое различие между полами есть различие средних значений. В среднем, трехлетние девочки более зависимы, чем их ровесники-мальчики; они более склонны просить по­мощи, цепляться за родителей и искать одобрения2. Но при этом нельзя сказать, что это верно для любой трехлетней девочки, так как есть много трехлетних девочек, которые менее зависимы и физически более агрес­сивны, чем большинство трехлетних мальчиков. Таким образом, мы не имеем права на чрезмерные обобщения на основе частных данных. В каждой группе существует вариативность, и потому характеристики, ко­торые описывают группу в целом, не обязательно истинны по отношению к каждому ее индивидууму.

Вторая сложность касается интерпретации. Не существует свойства, будь то даже цвет волос или уровень физической агрессивности, которое бы прямо, исключительно и непосредственно было обязано только биологичес­ким факторам. Взаимодействие наследственности и среды сложно и мно­гогранно, и поэтому черты, которые, на первый взгляд, полностью обуслов­лены влиянием культуры, не могут обойтись без своего рода биологической поддержки, а черты, которые, как кажется, программируются генетически, на деле подвержены модифицирующему воздействию среды. Конечно, цвет волос определяется наследственностью, но он может измениться вследствие длительного пребывания на солнце или применения соответствующих хи­мических веществ. То же самое справедливо для абсолютно любого чело­веческого свойства <...>.

1 См.: Martin. JA., King D.R., Maccoby E.B., Jecklin C.N. Secular trends and individual
differences in toilet-training progress // J. of Pediatric Psychology. 1984. 9. P. 457-467;
Eaton W.O., Yu A.P. Are sex differences in child motor activity a function of the sex differences
in maturational status?// Child Development. 1989. 60. P. 1005-1011; Tanner JM. Fetus
into man: Physical growth from conception to maturity, rev. ed. Cambridge Mass.: Harvard
Univ Press, 1990.

2 См.: Emmerich W. Continuity and stability in early social development, II. Teacher
ratings // Child Development. 1966. 37. P. 17-27.


46 Тема 14. Развитие личности

Агрессивность

Если и существует свойство, различие которого между полами обу­словлено генетически, то это физические проявления агрессивности. Муж­чины в среднем более активны и настойчивы, чем женщины. Это разли­чие проявляется с самого раннего возраста; младенцы мужского пола более возбудимы и физически активны, чем младенцы женского, а мате­ри часто сообщают, что мальчики вели себя более активно, чем девочки, еще в утробе. В возрасте 2—3 лет мальчики предпочитают активные игры и шуточную борьбу в большей степени, чем девочки (различие, которое проявляется и у обезьян; рис. 3). В возрасте 4—5 лет они чаще обменива­ются оскорблениями и выражают большую готовность встречать агрессию ответной физической агрессией1.

Различие сохраняется и в подростковом возрасте. Насильственные действия относительно редки у представителей мужского и женского пола по отношению друг к другу и более распространены среди мужчин, чем среди женщин. Мальчиков-подростков арестовывают за преступ­ления с применением насилия в пять раз чаще, чем девочек того же возраста2. Это соотношение сохраняется для очень разных в культурном отношении стран, как то: Эфиопия, Индия, Кения, Мексика, Япония и Швейцария3. Что мы можем сказать по поводу различия в физической агрессивности? Это различие проявляется в раннем возрасте, наблюдается в разных культурах, а также обнаружено у приматов. Все это предпола­гает наличие биологических предпосылок. Более того, существуют дан­ные о том, что агрессивность провоцируется мужскими половыми гор­монами <...>.

Даже если мальчики предрасположены к физическому проявлению агрессивности биологически, похоже на то, что социальное влияние под­держивает и увеличивает это предрасположение. В мальчиках поощря­ют «мужественность» и дарят им игрушечные мечи и пистолеты, в то время как от девочек требуют, чтобы они хорошо себя вели, и дарят им

1 См.: Legault F., Strayer F.F. The emergence of sex-segregation in preschool peer groups
// Strayer F.F. (Ed.). Social interaction and behavioral development during early childhood.
Montreal: La Maison D'Ethologie de Montreal, 1990; Crick N.R., Grotpeter N. Relational
aggression, gender and social psychological adjustment // Child Development. 1995. 66.
P. 710-722.

2 См.: Johnson R.E. Juvenile delinquencyand its origins. N. Y.: Cambridge Univ. Press,
1979.

3 См.: Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. Stanford, Calif.:
Stanford Univ. Press, 1974; Maccoby E.E., Jacklin C.N. Sex differences in aggression: A
rejoinder and reprise // Child Development. 1980. 51. P. 964-980; Whiting B.B., Whi­
ting J.W.M.
Children of six cultures: A psychocultural analysis. Cambridge, Mass.; Harvard
Univ. Press, 1975; Parke R.D., Slaby R.G. The development of aggression // Mussen P.H.
(Ed.). Carmichael's manual of child psychology. Vol. 4: Socialization, personality and social
development / Hetherington M.E. Vol. ed. N. Y.: Wiley, 1983.


Глвйтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие



 
 

 
е-
 
 

кукол и наборы кукольной по­суды. Родители обычно разре­шают и даже поощряют физи­ческие проявления агрессивности у мальчиков, чего они никогда бы не допустили у девочек. Так, отцы часто поощряют сыновей давать сдачи обидчику1.

 
 
32 52 73 129 185 Возраст,сутки
 
Рис. 3. Развитие активной игры у детенышей макаки-резуса мужского и женского пола Шуточная борьба двух детенышей мужского пола и двух — женского в первый год жизни. Оценка включала в себя частоту и активность игр, где обезьянки боролись, катались или де­лали вид, что кусаются. Такие актив­ные игры более распространены среди обезьян мужского пола (сплошная линия), чем женского (штриховая ли­ния), причем разница увеличивается в течение первого года жизни3

Эта тенденция продолжа­ется в подростковом возрасте, когда к агрессивному поведе­нию у мальчиков взрослые от­носятся терпимо или смотрят на него сквозь пальцы, а дево­чек, которые ведут себя подоб­ным образом, осуждают, ожидая от них большего дружелюбия. Таким образом, хотя мальчики и девочки и так начинают свой жизненный путь с изначально раз­ным уровнем физической агрес­сивности, по мере того как они взрослеют, общество усиливает это врожденное различие2.

Следует еще раз подчерк­нуть, что все эти различия ка­саются физических проявлений агрессивности. Следовательно,

различие обусловлено не тем, что девочки менее агрессивны вообще, а тем, что они менее склонны выражать свою агрессию физически. Вместо этого они предпочитают проявление агрессии в отношениях, т.е. в соци­альных связях. Проявление агрессии в отношениях может принимать множество разных форм: например, можно делать вид, что ты незнакома с другим человеком или демонстрировать свою новую дружбу, чтобы отомстить старому знакомому; исключить неугодного члена из группы

1 См.: Sears R.R., Maccoby E.E., Levin H. Patterns of child rearing. Evanston, 111. Row,
Peterson, 1957.

2 См.: Parke R.D., Slaby R.G. The development of aggression // Mussen P.H. (Ed.).
Carmichael's manual of child psychology. Vol. 4. Socialization, personality and social
development / Hetherington M.E. Vol. ed. N. Y.: Wiley, 1983.

3 См.: Harlow H.F. The Heterosexual affectional system in monkeys // Amer. Psycho­
logist. 1962. 17. P. 1-9.


48 Тема 14. Развитие личности

(«Я не твоя подруга») или попытаться разрушить чью-то дружбу («Кри­стина думает, что ты дура(к)»)1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.