КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Половые различия и тендерные роли
Чем обусловлены различия тендерных ролей у людей разного пола? Необходимо принять во внимание и конституциональные, и социальные факторы, чтобы понять, как биология и общество превращают мальчиков в мужчин, а девочек в женщин. Само собой разумеется, что тендерные роли связаны с анатомо-физиологическими различиями. Некоторые из этих различий, естественно, относятся к строению репродуктивной системы, но есть еще и разница в размере, силе и физической выносливости. По многим параметрам девочки созревают быстрее мальчиков, что было доказано рядом исследований, где учитывалось, в каком возрасте дети начинают говорить, приучаются к туалету, вырабатывают тонкие моторные навыки (как, например, умение рисовать); когда у них появляются постоянные зубы, наступает половая зрелость и прекращается рост. Мальчикам удалось пре- 1 См.: Best D.L., Williams J.E., Cloud J.M. et al. Development of sex-trait stereotypes 2 См.: Fagot B.I, Psychological and cognitive determinants of early gender-role development 3 См.: Langlis J.H., Downs A.C. Mothers, fathers, and peers as socialization agents of sex- Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 45 взойти девочек лишь в активности и в тех навыках, которые требуют физической силы1. А что можно сказать о психологических различиях? Нет сомнения, что такие различия также существуют и что на основе некоторых из них в культуре формируются тендерные стереотипы. Вопрос в том, запрограммированы ли различия в выраженности определенных психологических свойств — как то: физическая агрессивность, независимость, эмоциональная экспрессивность, социальная сенситивность и т.д. биологически, — или эта разница является следствием усвоения культурных норм. Перед тем как рассмотреть данный вопрос подробно, отметим две сложности. Во-первых, любое психологическое различие между полами есть различие средних значений. В среднем, трехлетние девочки более зависимы, чем их ровесники-мальчики; они более склонны просить помощи, цепляться за родителей и искать одобрения2. Но при этом нельзя сказать, что это верно для любой трехлетней девочки, так как есть много трехлетних девочек, которые менее зависимы и физически более агрессивны, чем большинство трехлетних мальчиков. Таким образом, мы не имеем права на чрезмерные обобщения на основе частных данных. В каждой группе существует вариативность, и потому характеристики, которые описывают группу в целом, не обязательно истинны по отношению к каждому ее индивидууму. Вторая сложность касается интерпретации. Не существует свойства, будь то даже цвет волос или уровень физической агрессивности, которое бы прямо, исключительно и непосредственно было обязано только биологическим факторам. Взаимодействие наследственности и среды сложно и многогранно, и поэтому черты, которые, на первый взгляд, полностью обусловлены влиянием культуры, не могут обойтись без своего рода биологической поддержки, а черты, которые, как кажется, программируются генетически, на деле подвержены модифицирующему воздействию среды. Конечно, цвет волос определяется наследственностью, но он может измениться вследствие длительного пребывания на солнце или применения соответствующих химических веществ. То же самое справедливо для абсолютно любого человеческого свойства <...>. 1 См.: Martin. JA., King D.R., Maccoby E.B., Jecklin C.N. Secular trends and individual 2 См.: Emmerich W. Continuity and stability in early social development, II. Teacher 46 Тема 14. Развитие личности Агрессивность Если и существует свойство, различие которого между полами обусловлено генетически, то это физические проявления агрессивности. Мужчины в среднем более активны и настойчивы, чем женщины. Это различие проявляется с самого раннего возраста; младенцы мужского пола более возбудимы и физически активны, чем младенцы женского, а матери часто сообщают, что мальчики вели себя более активно, чем девочки, еще в утробе. В возрасте 2—3 лет мальчики предпочитают активные игры и шуточную борьбу в большей степени, чем девочки (различие, которое проявляется и у обезьян; рис. 3). В возрасте 4—5 лет они чаще обмениваются оскорблениями и выражают большую готовность встречать агрессию ответной физической агрессией1. Различие сохраняется и в подростковом возрасте. Насильственные действия относительно редки у представителей мужского и женского пола по отношению друг к другу и более распространены среди мужчин, чем среди женщин. Мальчиков-подростков арестовывают за преступления с применением насилия в пять раз чаще, чем девочек того же возраста2. Это соотношение сохраняется для очень разных в культурном отношении стран, как то: Эфиопия, Индия, Кения, Мексика, Япония и Швейцария3. Что мы можем сказать по поводу различия в физической агрессивности? Это различие проявляется в раннем возрасте, наблюдается в разных культурах, а также обнаружено у приматов. Все это предполагает наличие биологических предпосылок. Более того, существуют данные о том, что агрессивность провоцируется мужскими половыми гормонами <...>. Даже если мальчики предрасположены к физическому проявлению агрессивности биологически, похоже на то, что социальное влияние поддерживает и увеличивает это предрасположение. В мальчиках поощряют «мужественность» и дарят им игрушечные мечи и пистолеты, в то время как от девочек требуют, чтобы они хорошо себя вели, и дарят им 1 См.: Legault F., Strayer F.F. The emergence of sex-segregation in preschool peer groups 2 См.: Johnson R.E. Juvenile delinquencyand its origins. N. Y.: Cambridge Univ. Press, 3 См.: Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. Stanford, Calif.: Глвйтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие
кукол и наборы кукольной посуды. Родители обычно разрешают и даже поощряют физические проявления агрессивности у мальчиков, чего они никогда бы не допустили у девочек. Так, отцы часто поощряют сыновей давать сдачи обидчику1.
Эта тенденция продолжается в подростковом возрасте, когда к агрессивному поведению у мальчиков взрослые относятся терпимо или смотрят на него сквозь пальцы, а девочек, которые ведут себя подобным образом, осуждают, ожидая от них большего дружелюбия. Таким образом, хотя мальчики и девочки и так начинают свой жизненный путь с изначально разным уровнем физической агрессивности, по мере того как они взрослеют, общество усиливает это врожденное различие2. Следует еще раз подчеркнуть, что все эти различия касаются физических проявлений агрессивности. Следовательно, различие обусловлено не тем, что девочки менее агрессивны вообще, а тем, что они менее склонны выражать свою агрессию физически. Вместо этого они предпочитают проявление агрессии в отношениях, т.е. в социальных связях. Проявление агрессии в отношениях может принимать множество разных форм: например, можно делать вид, что ты незнакома с другим человеком или демонстрировать свою новую дружбу, чтобы отомстить старому знакомому; исключить неугодного члена из группы 1 См.: Sears R.R., Maccoby E.E., Levin H. Patterns of child rearing. Evanston, 111. Row, 2 См.: Parke R.D., Slaby R.G. The development of aggression // Mussen P.H. (Ed.). 3 См.: Harlow H.F. The Heterosexual affectional system in monkeys // Amer. Psycho 48 Тема 14. Развитие личности («Я не твоя подруга») или попытаться разрушить чью-то дружбу («Кристина думает, что ты дура(к)»)1.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |