![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тендерные роли
Тендерные роли пронизывают всю социальную жизнь. Усвоение одной из этих ролей начинается в тот момент, когда рождается ребенок и звучит сакраментальный вопрос «Мальчик или девочка?». Как только ответ получен (теперь благодаря ультразвуковому исследованию это стало возможным за месяцы до рождения ребенка), начинается процесс усвоения тендерной роли и ребенок запускается по одной из двух разных социальных траекторий. Некоторые различия тендерных ролей сгладились благодаря феминистскому движению, но в том, как воспитывают детей разного пола, до сих пор сохраняются значительные различия. В нашей культуре детей по-прежнему наряжают в голубой или розовый цвет, и они по-прежнему играют с куклами или машинами в зависимости от своего пола. Кроме того, детям несложно увидеть, как тендерные роли исполняются взрослыми, и таким образом узнать, какого поведения общество ожидает от девочек или мальчиков. Несмотря на то что сейчас границы
Глейтмон Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 43
Дети замечают, что общество ожидает разного поведения от мужчин и женщин. От мужчин, как правило, ожидается, что они будут вести себя более жестко и агрессивно, эмоционально более сдержанно, и что они будут больше интересоваться вещами, чем людьми. В противоположность мужчинам, женщины призваны подчиняться, быть эмоционально более экспрессивными и больше интересоваться людьми, чем вещами. Несомненно, эти полоролевые стереотипы формируют социальный мир в целом и, в частности, влияют на взаимодействие родителей с детьми. Например, родители разговаривают с мальчиками и девочками по-разному1. Они по-разному с ними играют, причем с мальчиками — в основном в активные игры2. Эти различия в стиле игры были наглядно показаны в одном из исследований. В нем матерей маленьких детей просили поучаствовать в эксперименте по изучению детской игры. Затем их знакомили с шестимесячным малышом, которого представляли как Джо или Дженни, и просили поиграть с ним несколько минут. Этот малыш всего лишь «играл роль», и его наряжали мальчиком или девочкой вне зависимости от его настоящего пола. Результаты показали, что в зависимости от того, представили им ребенка как мальчика или как девочку, участницы действовали по-разному. «Джо», как правило, предлагали поиграть с машинкой или погремушкой, а «Дженни» давали куклу. К тому же участники по-разному прикасались к малышу в зависимости от «его пола»: «Джо» часто подбрасывали, таким образом, воздействуя на все его тело, а с «Дженни» обращались мягче и нежнее3. Дети ведут себя согласно ожиданиям взрослых. Уже с полутора лет у них можно заметить различия в поведении, обусловленные поло-ролевыми стереотипами. В три года они уже выбирают разные игрушки и предпочитают играть в компании детей своего пола4. Взрослея, они уз-
2 См.: O'Brien M., Nagle K.J. Parent's speech to toddlers: The effect of play context // 3 См.: Smith C, Lloyd B. Maternal behavior and perceived sex of infant: Revisited // 4 См.: Huston A.C. Sex-typing // Mussen P.H. (Ed.). Carmichael's manual of child 44 Тема 14. Развитие личности
Многие из этих стереотипных представлений подкрепляются взрослыми и ровесниками. Когда маленькие дети играют с игрушками «не своего пола» (например, мальчик — с кукольным домом, а девочка — с игрушечной электродрелью), их родители склонны выражать неодобрение2. Это особенно характерно для отцов, которые активно возражают против подобного поведения своих сыновей. Девочкам чаще разрешаются отклонения в этой сфере. Она может быть девчонкой-сорванцом, и это сойдет ей с рук; но если мальчик ведет себя как девчонка, над ним будут смеяться и упрекать его3.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |