Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Универсальна ли концепция Колберга?




Постконвенциональная нравственность

Конвенциональная нравственность

Доконвеициональная нравственность

Избежание наказания Получение награды

Получение одобрения или избежание неодобрения других людей Жесткий набор правил «закона и порядка»

Социальный договор, заключенный для блага общества Абстрактные этические принципы, которые определяют собственный нравственный кодекс человека


будет думать, что Вы бесчеловечны, если Вы не поможете своей жене»). На высшей ступени развития нравственного сознания нормы морали интер­вал изованы («Если в такой ситуации я не украду лекарство, я не буду соот­ветствовать своим стандартам нравственности»).

Взрослея, люди переходят от стадии к стадии, но лишь немногие из них достигают высшей ступени1. Если учесть, что высшая стадия разви­тия нравственности характеризует лишь очень немногих личностей — таких, как Махатма Ганди или мать Тереза, — неудивительно, что испы­туемые Колберга не смогли ее достичь (рис. 2; табл. 1).

Концепция Колберга вызывает много вопросов. Он предполагал, что эта концепция описывает всех людей — мужчин, женщин, представите­лей любых культур. Так ли это?

Нравственное сознание у мужчин и женщин. Получившая большой резонанс точка зрения Кэрол Гиллиган предполагает, что это не так. На ее взгляд, мужчины склонны рассматривать нравственность как справедли­вость, в конечном счете основанную на абстрактных, рациональных принци­пах, которые достаточно соблюдать, чтобы всем было хорошо. Женщины воспринимают нравственность как сопереживание, человеческие отношения и ответственность перед теми, с кем находишься в близких отношениях2.

1 См.: Kurtines W.M., Gewirtz L. Moral development: An introduction. Boston: Allyn
and Bacon, 1995.

2 См.: GUligan C. In a different voice: Psychological theory and women's development.
Cambridge, Mass.; Harvard Univ. Press, 1982; GUligan С Profile of Carol Gilligan // Scarr S.,
Weinberg Я.Л., LevineA.
Understanding development. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1986.


40 Тема 14. Развитие личности

Естественно, точка зрения Гиллиган не предполагает, что один пол более или менее нравственен, чем другой. Исследования нравственного со­знания не выявили значимых различий между мужчинами и женщинами по результатам теста Колберга; из 108 работ только 8 показали превосход­ство мужчин по данному параметру, 4 или 5 — превосходство женщин1.

Несмотря на количественное равенство показателей нравственного развития обоих полов, остается возможность качественных различий, воз­можность того, что мужчины и женщины действительно обращают внима­ние на разные аспекты нравственности — на абстрактное понятие спра­ведливости, с одной стороны, и принцип сопереживания и человеческой от­ветственности — с другой. Эксперименты подтвердили, что мужчины и женщины придают наибольшее значение разным сторонам нравственнос­ти; в частности, девочки считают, что главное — помогать другим людям и демонстрируют большую эмоциональную эмпатию, чем мальчики2. По­чему для женщин забота важнее абстрактной справедливости, до сих пор не выяснено. Существует предположение, что это результат гендерно-специ-фичных моделей социализации, которые ориентируют мальчиков и девочек на разные ценности3.

Какая из этих двух точек зрения правильная? Мы думаем, каждый со­гласится, что однозначного ответа на этот вопрос нет, так как для нравствен­ности важны и справедливость, и сочувствие. Колберг пишет, что обе кон­цепции можно найти в Золотом Правиле Нового Завета. Золотое Правило состоит из двух частей. Первая настаивает на справедливости: «Обращай­ся с другими так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой». Вторая взывает к заботе и сочувствию: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»4.

Нравственное сознание в разных культурах. Нравственные ценно­сти и взгляды на нравственность в разных культурах различны. Когда представители примитивных культур решали моральные дилеммы из ме-

1 См.: Brabeck M. Moral judgement: Theory and research on differences between males
and females // Developmental Review. 1983. 3. P. 274-291; WalkerLJ. Sex differences in the
development of moral reasoning: A critical review // Child Development. 1984. 55. P. 677-691;
Walker LJ. Sexism in Kohlberg's moral psychology // Kurtines W.M., Gewirtz L. (Eds.).
Moral development: An introduction. Boston: Allyn and Bacon, 1995.

2 См.: Hoffman M.L. Sex differences in empathy and related behavior // Psychol. Bull.
1977. 84. P. 712-722.

3 См.: Hoffman M.L. Empathy, its development and prosocial implications // Keasey C.B.
(Ed.). Nebraska Symposium on Motivation. 1977. 25. P. 169-217; Hoffman M.L. Development
of moral thought, feeling, and behavior // Amer. Psychologist. 1979. 34. P. 295-318; Hof­
fman M.L.
Empathy, its limitations, and its role in a comprehensive moral theory // Kur­
tines W.M., Gewirtz L. (Eds.). Morality, moral behavior, and moral development. N. Y.: Wiley,
1984.

4 См.: Kohlberg L.,Candee D. The relationship of moral judgment to moral action //
Kurtines W.M., Gewirtz L. (Eds.). Morality, moral behavior, and moral development. N. Y.:
Wiley, 1984.


Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 41

тодики Колберга, они обычно получали низкие оценки. Они гораздо чаще объясняют свои действия с точки зрения конкретных обстоятельств («что скажут соседи»), чем с позиции абстрактных понятий справедливости и нравственности1. Как можно проинтерпретировать эти факты? Означает ли это, что люди, живущие в маленькой турецкой деревушке, менее нрав­ственны, чем жители Парижа или Нью-Йорка? Более вероятное объясне­ние состоит в том, что деревенские люди живут в маленьком сообществе, где постоянно общаются лицом к лицу со всеми его членами. Естествен­но, такие условия формируют более конкретную разновидность нравст­венного сознания, которая придает наибольшее значение заботе, ответ­ственности и лояльности2.

Из этого можно сделать два вывода. Первый: нравственные принци­пы в значительной степени определяются сообществом (и семьей), в кото­рой живет человек; то есть большую роль в формировании личности игра­ют социализация и опыт. Второй: «высшие» уровни развития нравствен­ности не обязательно являются «лучшими» или «наиболее утонченными». Нравственные принципы, которыми руководствуется каждый индивидуум, надо рассматривать в контексте того, кто он и где живет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.