КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ступени смерти
Жизнь уходит поэтапно — в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. Пэттисон1 выделяет четыре стадии этого процесса Социальная смерть характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться в самом себе и все дальше и дальше отдаляться от живых людей. Психическая смерть соответствует осознанию человеком очевидного конца. В это время экстравертированное сознание угасает, уступая место состоянию, характерному для последнего периода жизни. <...> Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма. Наконец, физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма, обеспечивавших деятельность его жизненно важных органов. 1 См.: Pattlson EM. The experience of dying. Engelwood Cliffs (NJ): Prentice Hall/ Spectrum, 1977. Г. Олпорт ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ1 Длинный обзор развития самости, мотивации, когнитивных стилей в конце концов приводит нас к решающему вопросу: как выглядит зрелая личность? Мы не можем ответить на этот вопрос, пользуясь только психологическими понятиями. Чтобы оценить человека как психически здорового, разумного, зрелого, надо знать, что такое здоровье, разумность и зрелость. Одна психология не может ответить нам. Здесь в определенной степени присутствуют этические суждения. Когда Фрейда спросили: «На что должен быть способен нормальный человек?» — он ответил: «Он должен быть способен любить и работать». Мы согласны с этим утверждением, но спрашиваем: «Все ли это, на что должен быть способен нормальный человек?» Другой врач, Ричард Кэбот, удвоил перечень: работать, любить, играть и молиться. Это те деятельности, которыми живет здоровый человек2. Наше предпочтение того или другого перечня имеет этические основания, а не базируется на научном факте. Одна наука никогда не может сказать нам, что является разумным, здоровым или хорошим. У разных народов имеются довольно разные концепции здоровья. В некоторых культурах единственно «разумным» считается тот, кто до полного самозабвения следует традициям племени и служит укреплению его благосостояния. Стандарт западного мира акцентирует индивидуальность, реализацию собственных, личных возможностей человека. К счастью, западные культуры имеют в значительной мере согласованные представления относительно норм разумности, здоровья или зрелости (мы будем использовать эти понятия как взаимозаменяемые). В этой главе мы исследуем и проясним эти общие основания согласия. Но сначала сделаем четыре предварительных замечания. 1 Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002. С. 330-353. 2 См.: Cabot Я. С. What men live by. Boston: Houghton Mifflin, 1914. Олпорт Г. Зрелая личность 1. Сегодня наблюдается огромная вспышка интереса к этой пробле 2. Нелегко описать единство и конкретное многообразие абсолютно 3. Сомнительно, стоит ли нам ожидать где-либо найти воплощен 4. Личностная зрелость не связана необходимо с хронологическим 1 Среди работ, в которых обсуждается эта проблема, я бы обратил особое внимание на следующие: Jahoda M. Current concepts of positive mental health. N. Y.: Basic Books, 1958; Cole L. B. Human behavior: psychology as a bio-social science. Yonkers, N. Y.: World Book, 1953; Fromm E. Man for himself. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1947. <Pyc. пер.: Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С. 17-190.>; Allport G. W. Personality: normal and abnormal // Sociological Review. 1958. Vol. 6. P. 167-180; Олпорт Г. Зрелая личность. М.: Смысл, 2002. С. 35-45. В этой последней работе проводится важное различие между статистическими нормами (на что похожи большинство людей) и этическими нормами (на что должен быть похож здоровый человек). М. Б. Смит уточняет, что единого явления психического здоровья нет (Smith M.B. Research strategies toward a conception of positive mental health // American Psychologist. 1959. Vol. 14. P. 673-683). Единственный способ справиться с проблемой -перечислить многие ценности, составляющие этот идеал (этой процедуре я следую в данной главе). 102 Тема 14. Развитие личности Предлагаемые критерии зрелости Одно краткое определение гласит, что здоровая личность активно овладевает своим окружением, демонстрирует определенное единство личности и способна правильно воспринимать мир и себя. Такая личность стоит на собственных ногах, не предъявляя чрезмерных требований другим1. Для начала это определение удовлетворительно. Более полный набор критериев предложен Эриксоном, определившим периоды жизни, в которых в норме достигается (или должно достигаться) то или иное качество: Младенчество: базовое чувство доверия. Раннее детство: чувство автономии. Возраст игры: чувство инициативы. Школьный возраст: мастерство и компетентность. Подростковый возраст: личная идентичность. Молодой взрослый: интимность. Взрослый: производительность. Зрелый возраст: интеграция и принятие. Основной акцент Эриксон делает на чувстве идентичности, формирование которого — особенно острая проблема подросткового возраста. Подлинная зрелость не может быть достигнута без прочного чувства идентичности (кто я такой?)2. Верно, что в каждое определение здоровья, зрелости и разумности входит этическое или ценностное суждение, но значительный свет, корректирующий и направляющий наш поиск, бросают на него клинические и лабораторные исследования. Приведем пример. Используя понятие «здоровье», в Центре оценки и исследования личности в университете Калифорнии применяли следующий метод. Представители разных университетских кафедр оценивали студентов по девятибалльной шкале в отношении «всестороннего личностного здоровья». Последнее определялось как «равновесие и степень зрелости, демонстрируемые индивидом в своих взаимоотношениях с другими людьми». Для каждого студента было получено шесть оценок, и общая надежность-согласованность экспертных оценок (0.68) оказалась не хуже, чем обычно получаемые оценки личности. Восемьдесят оцениваемых студентов, отобранных в случайном порядке, были объединены в группы по десять человек для интенсивного тестирования и совместного проживания в течение двух полных дней. Несколько психологов, участвовавших в этом исследовании, не знали, какие оценки «здоровья» испытуемые получили на кафедрах. В конце исследования оказалось, что персонал дал независимые оценки здоровья, согласующиеся с оценками кафедр с корреляцией 0.41 — высоко значимой, но не совершенной. 1 См.: Jahoda M. Toward a social psychology of mental health // Symposium on the healthy personality 2 См.: Erikson E. H. Identity and the life cycle: selected papers // Psychological Issues Monographs. Олпорт Г. Зрелая личность В этом исследовании для нас представляют особый интерес различия между теми, кого кафедры рассматривали как «здоровых» и «менее здоровых». Во-первых, имелись заметные средние различия в домашнем окружении. «В общем, у более высоко оцененных испытуемых была несколько более простая история развития с меньшим количеством серьезных заболеваний и травм в детстве, более стабильное домашнее окружение и более успешные и уважаемые родители, служившие в качестве моделей для развития». Эти данные подкрепляют наши предшествующие выводы о том, что безопасность и стабильность в детстве — хорошие предвестники дальнейших преимуществ в развитии личности. Но исследователи обнаружили некоторые резкие исключения из этого правила, а именно случаи высокого здоровья при скверных семейных предпосылках. Это предупреждает о том, что секрет зрелости таится не в безмятежном и легком детстве. Тайна лежит в «способе ответа на предлагаемые жизнью проблемы». Благоприятное детство может помочь справляться с последующими проблемами, но это еще не все. Обнаружено четыре основных личностных различия между «здоровыми» и «менее здоровыми» студентами (как установлено с помощью тестов, интервью, контролируемых оценок). 1. Эффективная организация работы по достижению цели. Испы 2. Правильное восприятие реальности. Лучшие испытуемые были 3. Характер и целостность в этическом смысле. Лучшие испыту 4. Межличностное и внутриличностное приспособление. Выше Автору этого исследования в определенной степени удалось свести наши повседневные суждения о «здоровье» и «зрелости» к нескольким конкретным измеряемым аспектам. Если этот метод и не свободен от ' См.: Barron E Personal soundness in university graduate students // Publications in Personality Assessment and Research. Berkley: Univ. of California Press, 1954. № 1. 104 Тема 14. Развитие личности «проколов», то он все же обладает тем большим преимуществом, что суждения о здоровье (кафедральные мнения) подтверждаются анализом здоровья, выполненным в лабораторных условиях. Метод, примененный позднее Маслоу, несколько менее объективен, но все же приемлем1. Он провел интенсивный анализ биографий ныне здравствующих и исторических личностей, которых общее мнение рассматривает как зрелых, или (как предпочитает говорить Маслоу) «самоактуализирующихся». Он также постарался исключить людей с сильными невротическими тенденциями, хотя обнаружил, что незначительные слабости и глупости встречаются даже у наиболее очевидно самоактуализирующихся личностей. Кратко суммируем обнаруженные им качества. 1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные 2. Принятие себя, других, природы. Эти люди накоротке с природой 3. Спонтанность. Маслоу уделяет большое внимание способности 4. Сосредоточенность на проблеме. Как и в калифорнийском ис 5. Отстраненность. У самоактуализирующихся людей есть потреб 6. Независимость от культуры и окружения. Тесно связана с этим 7. Постоянная свежесть оценок. Здесь мы вновь встречаемся со 8. Безграничные горизонты. Большинству таких людей свойственно 1 См.: MaslowA. H. Motivation and personality. N. Y.: Harper, 1954. <Pyc. пер.: Mac-лоуА.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.> Олпорт Г. Зрелая личность 105 теризует эту черту как «мистическую» или «океаническую». Это религиозный фактор в зрелости. 9. Социальное чувство. У них есть базовое чувство «идентификации, 10. Глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения. В до 11. Демократический характер. Маслоу обнаружил, что исследуе 12. Нравственная убежденность. Все исследуемые уверенно отли 13. Невраждебное чувство юмора. Злые каламбуры, шутки и остро 14. Креативность. В качестве резюмирующей характеристики Мас Маслоу не утверждает, что эти критерии независимы друг от друга. Ясно, что они не независимы, но все вместе характеризуют ту личность, которую мы по-разному называем зрелой, здоровой, разумной или самоактуализирующейся. В неформальной беседе группу психиатров спросили, что они понимают под «психическим здоровьем». Они назвали бодрость, оптимистичное спокойствие, способность получать удовольствие от работы, способность получать удовольствие от игры, способность любить, способность достигать цели, отсутствие крайней демонстрации эмоций, самопонимание, адекватное реагирование на ситуации, социальную ответственность. На этот перечень влияет потребность психиатров лечить больных людей, 1 См.: Allport G. W. The nature of prejudice. Cambridge (Mass.): Addison-Wesley, 1954. Ch. 27. 106 Тема 14. Развитие личности но он соблазнителен просто потому, что основан на значительном профессиональном опыте работы со случаями не очень здоровых личностей. Предложенный психиатрами перечень дает основания полагать, что здоровые люди не всегда так счастливы и свободны от конфликтов, как может показаться. Часть человеческого жребия — принимать и справляться со страданиями, виной и смертью. Шобен делает попытку вывести критерии нормальности из сущностных качеств бытия человека (таких как длительный период юношеской зависимости или способность иметь дело с символами). Этот подход ведет его к подчеркиванию серьезной стороны зрелости. Для него нормальность означает «самоконтроль, личную ответственность, социальную ответственность, демократические социальные интересы и идеалы»1. Критерии, выдвигаемые экзистенциалистами, также подчеркивают серьезную сторону зрелости и включают достижение смысла и ответственности, а также принятие и «мужество быть»2. Войны двадцатого века и сопровождающие их несчастья фокусировали внимание на человеческих страданиях. Страдания играют двоякую роль: иногда они ломают личность, а иногда создают. Раны, болезни, тюремное заключение, «промывка мозгов» часто сокрушают и ввергают в постоянное отчаяние, но они же ведут к твердости, богатству и силе. Люди никогда не стремятся к страданиям и никогда не желают их своим детям, но еще вопрос — прокладывает ли легкая жизнь путь к зрелости3. Все рассмотренные нами критерии указывают на идеал, практически недостижимый. У сильнейших личностей есть свои слабости и регрессивные моменты; и в значительной степени достижение ими зрелости зависит от поддержки окружающих. Однако совершенно ясно, что одни люди, несмотря на обстоятельства, ведут жизнь гораздо более близкую к этому идеалу, чем другие. Суммируя на свой лад критерии зрелости, которые мы обозрели, остановимся на шести. Это, конечно, совершенно произвольное число, но оно позволяет соблюсти разумное равновесие между слишком тонкими и слишком грубыми для нашей цели различиями. ' Shoben Е. У., Jr. Toward a concept of the normal personality // American Psychologist. 1957. Vol. 12. P. 183-189; см. также: Halmos P. Toward a measure of man: the frontiers of normal adjustment. London: Routledge & Kegan Paul, 1957. 2 Tillich P. The courage to be. New Haven, Conn.: Yale Univ. Press, 1952. <Pyc. пер.: Тиллих П. Мужество быть// ТиллихП. Избранное: теология культуры. М.: Юрист, 1995. С. l-\3\.>;Frankl V. From death camp to existentialism. Boston: Beacon, 1959; см. также: Kolchen Т. A. Existential mental health: an empirical approach//Journal of Individual Psychology. 1960. Vol. 16. P. 174-181. ' В одной биографии (см.: Barnes E. The man who lived twice. N. Y: Scribner, 1956) с необычайной живостью рассказывается о том, как драматург Эдвард Шелдон, пораженный общим параличом и слепотой (болезни были вызваны артритом), преодолел свои трудности и стал мудрым и весьма востребованным консультантом для бесчисленных друзей и коллег по сцене. Олпорт Г. Зрелая личность ^07 Расширение чувства Я Чувство Я, постепенно возникающее в младенчестве, не формируется полностью в первые три или первые десять лет жизни. Оно продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Как указывает Эриксон, особенно критическим является подростковый возраст. Борясь с «диффузией идентичности», юноша просто хочет знать, кто он такой. Какие факты, переживания и роли являются его собственными, а какие находятся на периферии или совсем не подходят его стилю жизни? Этот момент иллюстрирует юношеская любовь. Она собирает в пучок мощные, но несогласованные импульсы: сексуальный тонус, тенденции самоутверждения и подчинения, амбиции, эстетические интересы, семейное чувство, даже религиозное переживание. Но важно то, что эта интимная волна связывается с другим человеком. Границы Я быстро расширяются. Благополучие другого столь же важно, как собственное; лучше сказать, благополучие другого идентично собственному. Не только подростковая любовь раздвигает границы «единственности». Новые амбиции, членство в новых организациях, новые идеи, новые друзья, новые развлечения и хобби и, прежде всего, призвание — все включается в чувство Я. Все это — новые факторы идентичности человека. Здесь мы явно нуждаемся в принципе функциональной автономии <...>. Для зрелого человека жизнь — это нечто гораздо большее, чем пища, питье, безопасность, спаривание. Жизнь больше всего того, что прямо или даже косвенно можно отнести к «редукции влечения». Если у человека не развились сильные интересы «вне его» (но все еще являющиеся частью его), его жизнь ближе к животному, чем к человеческому уровню существования. Мы, конечно, говорим здесь о собственной (а не просто персеверативнои) функциональной автономии. Повернем вопрос иначе. Критерий зрелости, который мы сейчас исследуем, требует аутентичного участия человека в некоторых значимых сферах человеческих дел. Быть участником — не то же самое, что быть просто активным. Возьмем, к примеру, гражданина Сэма, существование которого проходит в колесе большой активности Нью-Йорка. Скажем, он проводит свои ночные (бессознательные) часы где-то в дебрях Бронкса. Он просыпается утром, чтобы взять молоко, оставленное у его двери агентом громадной системы доставки молочных продуктов, чьи корпоративные маневры, столь жизненно важные для его здоровья, никогда не заботили его сознание. Поприветствовав на бегу свою хозяйку, он бросается в транспортную систему, технические и гражданские тайны которой ему неведомы. На предприятии он становится зубчиком в шестеренке, входящей в систему, устройство которой ему неизвестно. Для него (как и для всех остальных) компания, для которой он работает, — абстракция. Он играет невольную роль в «создании излишков» (каких бы то ни было), а его неистовая активность за станком регулируется законом «спроса и предложения», «доступностью сырья» и «существующими процентными ставками». Сам того не зная, на следующей неделе он направится на «рынок излишков труда». Профсоюз офи- 108 Тема 14. Развитие личности циально забирает его взносы, — почему именно, он не знает. В полдень корпоративное чудовище «Макдональдс» проглатывает его так же, как он глотает один из его гамбургеров. После еще некоторой послеобеденной активности он получает производимые Голливудом стандартные грезы, успокаивающие его напряженный, но неэффективный рассудок. В конце дня он погружается в кабак и, подсознательно следуя требованию рекламы, заказывает быстро один за другим «Четыре розы», «Три пера» и «Бочку 69». Сэм был активен весь день, безмерно активен, играя роль в дюжинах безличных циклов поведения. Он — «корпоративная личность», но он не вступал в близкие взаимоотношения ни с одним человеком. Люди, которых он встречал, движутся вхолостую, цепляясь друг за друга как шестерни в системе передач и будучи слишком обезумевшими, чтобы исследовать любой из циклов, в который они вовлечены. На протяжении дня Сэм продолжает двигаться, ввязываясь то в одну задачу, то в другую, но участвует ли он (в психологическом смысле) в том, что делает? Будучи постоянно вовлеченным в задачу, является ли он когда-нибудь реально эго-вовлеченным!1. Что именно не так с Сэмом? Он не распространил свое чувство Я ни на какую из значимых областей своей жизни. Как и у всех других людей, его существование касается многих сфер человеческих интересов: экономической, образовательной, развлекательной, политической, домашней и религиозной. Сэм проходит мимо них всех, ни одну не включая в себя. Вероятно, это было бы слишком — ожидать даже от зрелой личности, что она станет страстно интересоваться всеми этими сферами активности. Но если у нас не развились автономные интересы в каких-то из этих областей (если мы не присвоили нашу работу, учебу, семью, хобби, политику или религиозные искания), мы не можем, вероятно, квалифицировать нашу личность как зрелую. Истинное участие придает жизни направление. Зрелость растет соразмерно тому, как центр жизни смещается с шумной и требовательной непосредственности тела и эгоизма. Себялюбие — важный и неизбежный фактор в каждой жизни, но оно не должно доминировать. У каждого есть себялюбие, но только расширение Я является признаком зрелой личности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |