Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ступени смерти




Жизнь уходит поэтапно — в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. Пэттисон1 выделяет четыре стадии этого процесса

Социальная смерть характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться в самом себе и все дальше и дальше отдаляться от живых людей.

Психическая смерть соответствует осознанию человеком очевидно­го конца. В это время экстравертированное сознание угасает, уступая мес­то состоянию, характерному для последнего периода жизни. <...>

Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности голов­ного мозга и его контроля над различными функциями организма.

Наконец, физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма, обеспечивавших деятельность его жизненно важных органов.

1 См.: Pattlson EM. The experience of dying. Engelwood Cliffs (NJ): Prentice Hall/ Spectrum, 1977.


Г. Олпорт ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ1

Длинный обзор развития самости, мотивации, когнитивных стилей в конце концов приводит нас к решающему вопросу: как выглядит зре­лая личность?

Мы не можем ответить на этот вопрос, пользуясь только психоло­гическими понятиями. Чтобы оценить человека как психически здорово­го, разумного, зрелого, надо знать, что такое здоровье, разумность и зрелость. Одна психология не может ответить нам. Здесь в определенной степени присутствуют этические суждения.

Когда Фрейда спросили: «На что должен быть способен нормальный чело­век?» — он ответил: «Он должен быть способен любить и работать». Мы согласны с этим утверждением, но спрашиваем: «Все ли это, на что должен быть способен нормальный человек?» Другой врач, Ричард Кэбот, удвоил пере­чень: работать, любить, играть и молиться. Это те деятельности, которыми живет здоровый человек2. Наше предпочтение того или другого перечня име­ет этические основания, а не базируется на научном факте. Одна наука никог­да не может сказать нам, что является разумным, здоровым или хорошим.

У разных народов имеются довольно разные концепции здоровья. В некоторых культурах единственно «разумным» считается тот, кто до полного самозабвения следует традициям племени и служит укреплению его благосостояния. Стандарт западного мира акцентирует индивидуаль­ность, реализацию собственных, личных возможностей человека.

К счастью, западные культуры имеют в значительной мере согласо­ванные представления относительно норм разумности, здоровья или зрело­сти (мы будем использовать эти понятия как взаимозаменяемые). В этой главе мы исследуем и проясним эти общие основания согласия. Но снача­ла сделаем четыре предварительных замечания.

1 Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002. С. 330-353.

2 См.: Cabot Я. С. What men live by. Boston: Houghton Mifflin, 1914.


Олпорт Г. Зрелая личность

1. Сегодня наблюдается огромная вспышка интереса к этой пробле­
ме. Она широко обсуждается психологами, психиатрами и другими спе­
циалистами1. Эта вспышка интереса отчасти связана с угрозой психичес­
кого расстройства и эмоционального нездоровья, с которой сталкиваются
сегодня все народы, а отчасти — с желанием обнаружить у разумных
смертных общую ценностную основу для построения более мирного об­
щества на земле.

2. Нелегко описать единство и конкретное многообразие абсолютно
зрелой личности. Способов развития столько же, сколько развивающих­
ся, и в каждом случае здоровье, являющееся конечным продуктом, уни­
кально. В поисках универсальных критериев здоровой взрослой жизни
мы никогда не должны забывать о широком разнообразии индивидуаль­
ных паттернов.

3. Сомнительно, стоит ли нам ожидать где-либо найти воплощен­
ный образец зрелости. Мы будем больше говорить об идеальном, а не о
реальном человеке. Когда мы просим людей назвать кого-то, кто, как им
кажется, обладает «зрелой личностью», они почти всегда выбирают лицо
противоположного пола и вне своей собственной семьи. Почему? Быть
может, потому что знакомство заставляет их слишком хорошо осознавать
слабости своих ближайших партнеров и своего собственного пола. Неко­
торые люди приближаются к истинной зрелости. Но достигает ли ее кто-
нибудь когда-нибудь полностью?

4. Личностная зрелость не связана необходимо с хронологическим
возрастом. Хорошо уравновешенный одиннадцатилетний паренек, «не по
годам мудрый», может иметь больше признаков зрелости, чем многие эго­
центричные и невротичные взрослые. Здоровый студент колледжа может
обладать большей зрелостью, чем его родители или даже бабушки и дедуш­
ки. Часто, конечно, переживания, столкновения (и совладание) с препят­
ствиями и страданием на самом деле дают с возрастом большую зрелость.
Но эта параллель далека от совершенства.

1 Среди работ, в которых обсуждается эта проблема, я бы обратил особое внимание на следующие: Jahoda M. Current concepts of positive mental health. N. Y.: Basic Books, 1958; Cole L. B. Human behavior: psychology as a bio-social science. Yonkers, N. Y.: World Book, 1953; Fromm E. Man for himself. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1947. <Pyc. пер.: Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С. 17-190.>; Allport G. W. Personality: normal and abnormal // Sociological Review. 1958. Vol. 6. P. 167-180; Олпорт Г. Зрелая личность. М.: Смысл, 2002. С. 35-45. В этой последней работе проводится важное различие между статистическими нормами (на что похожи большинство людей) и этическими нормами (на что должен быть похож здо­ровый человек). М. Б. Смит уточняет, что единого явления психического здоровья нет (Smith M.B. Research strategies toward a conception of positive mental health // American Psychologist. 1959. Vol. 14. P. 673-683). Единственный способ справиться с проблемой -перечислить многие ценности, составляющие этот идеал (этой процедуре я следую в дан­ной главе).


102 Тема 14. Развитие личности

Предлагаемые критерии зрелости

Одно краткое определение гласит, что здоровая личность активно овладевает своим окружением, демонстрирует определенное единство личности и способна правильно воспринимать мир и себя. Такая лич­ность стоит на собственных ногах, не предъявляя чрезмерных требований другим1. Для начала это определение удовлетворительно.

Более полный набор критериев предложен Эриксоном, определив­шим периоды жизни, в которых в норме достигается (или должно дос­тигаться) то или иное качество:

Младенчество: базовое чувство доверия.

Раннее детство: чувство автономии.

Возраст игры: чувство инициативы.

Школьный возраст: мастерство и компетентность.

Подростковый возраст: личная идентичность.

Молодой взрослый: интимность.

Взрослый: производительность.

Зрелый возраст: интеграция и принятие.

Основной акцент Эриксон делает на чувстве идентичности, фор­мирование которого — особенно острая проблема подросткового возрас­та. Подлинная зрелость не может быть достигнута без прочного чувства идентичности (кто я такой?)2.

Верно, что в каждое определение здоровья, зрелости и разумности входит этическое или ценностное суждение, но значительный свет, кор­ректирующий и направляющий наш поиск, бросают на него клинические и лабораторные исследования. Приведем пример.

Используя понятие «здоровье», в Центре оценки и исследования личности в университете Калифорнии применяли следующий метод. Представители разных университетских кафедр оценивали студентов по девятибалльной шкале в от­ношении «всестороннего личностного здоровья». Последнее определялось как «равновесие и степень зрелости, демонстрируемые индивидом в своих взаимо­отношениях с другими людьми». Для каждого студента было получено шесть оценок, и общая надежность-согласованность экспертных оценок (0.68) оказа­лась не хуже, чем обычно получаемые оценки личности. Восемьдесят оценива­емых студентов, отобранных в случайном порядке, были объединены в группы по десять человек для интенсивного тестирования и совместного проживания в течение двух полных дней. Несколько психологов, участвовавших в этом иссле­довании, не знали, какие оценки «здоровья» испытуемые получили на кафедрах. В конце исследования оказалось, что персонал дал независимые оценки здоро­вья, согласующиеся с оценками кафедр с корреляцией 0.41 — высоко значимой, но не совершенной.

1 См.: Jahoda M. Toward a social psychology of mental health // Symposium on the healthy personality
/ Ed. by M. J. E. Senn. N. Y.: Jociah Macy Jr. Foundation, 1950.

2 См.: Erikson E. H. Identity and the life cycle: selected papers // Psychological Issues Monographs.
№ 1. N. Y.: Int. Univ. Press, 1959.


Олпорт Г. Зрелая личность

В этом исследовании для нас представляют особый интерес разли­чия между теми, кого кафедры рассматривали как «здоровых» и «менее здоровых».

Во-первых, имелись заметные средние различия в домашнем окруже­нии. «В общем, у более высоко оцененных испытуемых была несколько более простая история развития с меньшим количеством серьезных забо­леваний и травм в детстве, более стабильное домашнее окружение и более успешные и уважаемые родители, служившие в качестве моделей для раз­вития». Эти данные подкрепляют наши предшествующие выводы о том, что безопасность и стабильность в детстве — хорошие предвестники дальней­ших преимуществ в развитии личности. Но исследователи обнаружили некоторые резкие исключения из этого правила, а именно случаи высоко­го здоровья при скверных семейных предпосылках. Это предупреждает о том, что секрет зрелости таится не в безмятежном и легком детстве. Тай­на лежит в «способе ответа на предлагаемые жизнью проблемы». Благо­приятное детство может помочь справляться с последующими проблемами, но это еще не все.

Обнаружено четыре основных личностных различия между «здоро­выми» и «менее здоровыми» студентами (как установлено с помощью тестов, интервью, контролируемых оценок).

1. Эффективная организация работы по достижению цели. Испы­
туемые, более высоко оцененные кафедрами, оказались более устойчивы­
ми, более способными сопротивляться стрессу, обладали большим жизне­
любием и были более способны адаптироваться и более находчивы. В
лабораторных тестах на восприятие они демонстрировали меньше флук­
туации и ошибок распознавания.

2. Правильное восприятие реальности. Лучшие испытуемые были
не только точнее в тестах на восприятие, они в общем лучше высказыва­
ли суждения, обладали более точными знаниями о себе (самопонимани­
ем) и более скептически относились к чудесам.

3. Характер и целостность в этическом смысле. Лучшие испыту­
емые демонстрировали свидетельства большей надежности, серьезности,
ответственности и терпимости. У них были сильные «внутренне опреде­
ленные принципы».

4. Межличностное и внутриличностное приспособление. Выше
оцененные испытуемые были менее защищающимися, менее эгоцентрич­
ными и менее недоверчивыми. Они чаще описывали себя как «счастли­
вых большую часть времени». Они демонстрировали меньше признаков
невротических и других аномальных тенденций1.

Автору этого исследования в определенной степени удалось свести наши повседневные суждения о «здоровье» и «зрелости» к нескольким конкретным измеряемым аспектам. Если этот метод и не свободен от

' См.: Barron E Personal soundness in university graduate students // Publications in Personality Assessment and Research. Berkley: Univ. of California Press, 1954. № 1.


104 Тема 14. Развитие личности

«проколов», то он все же обладает тем большим преимуществом, что суж­дения о здоровье (кафедральные мнения) подтверждаются анализом здо­ровья, выполненным в лабораторных условиях.

Метод, примененный позднее Маслоу, несколько менее объективен, но все же приемлем1. Он провел интенсивный анализ биографий ныне здравствующих и исторических личностей, которых общее мнение рас­сматривает как зрелых, или (как предпочитает говорить Маслоу) «само­актуализирующихся». Он также постарался исключить людей с сильны­ми невротическими тенденциями, хотя обнаружил, что незначительные слабости и глупости встречаются даже у наиболее очевидно самоактуа­лизирующихся личностей.

Кратко суммируем обнаруженные им качества.

1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные
взаимоотношения с ней.
Зрелые субъекты (подобно «здоровым» студен­
там в калифорнийском исследовании) точно оценивают ситуации и лю­
дей. Быть может, по этой причине они «как один не боятся неизведанно­
го и не чувствуют угрозы от него». В отличие от незрелых людей, они не
демонстрируют «катастрофической потребности в уверенности, безопасно­
сти, определенности и порядке».

2. Принятие себя, других, природы. Эти люди накоротке с природой
вообще и с человеческой в частности. Они принимают телесные потребнос­
ти и естественные процессы без отвращения и стыда, но при этом ценят
«высшие» качества, которые украшают человеческую природу.

3. Спонтанность. Маслоу уделяет большое внимание способности
ценить искусство, добрые времена и жить со вкусом. Зрелый человек не
обременен условностями, он может уловить «пиковые переживания» жи­
вой жизни.

4. Сосредоточенность на проблеме. Как и в калифорнийском ис­
следовании, эти люди эффективно и упорно работают над объективными
задачами. Они могут погружаться в подлинные проблемы, не будучи оза­
бочены собой.

5. Отстраненность. У самоактуализирующихся людей есть потреб­
ность в уединении и самодостаточности. Их дружба и привязанность к се­
мье не носят цепляющегося, вторгающегося и собственнического характера.

6. Независимость от культуры и окружения. Тесно связана с этим
способность принимать либо отвергать кумиров рынка. Ни лесть, ни кри­
тика не нарушают фундаментальный ход их развития.

7. Постоянная свежесть оценок. Здесь мы вновь встречаемся со
спонтанностью и чувствительностью к новым переживаниям.

8. Безграничные горизонты. Большинству таких людей свойственно
выражать некоторый интерес к конечной природе сущего. Маслоу харак-

1 См.: MaslowA. H. Motivation and personality. N. Y.: Harper, 1954. <Pyc. пер.: Mac-лоуА.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.>


Олпорт Г. Зрелая личность 105

теризует эту черту как «мистическую» или «океаническую». Это религи­озный фактор в зрелости.

9. Социальное чувство. У них есть базовое чувство «идентификации,
симпатии и привязанности», несмотря на периодические случаи гнева или
нетерпения. Сострадание к другим смертным оказывается отличитель­
ным клеймом зрелости.

10. Глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения. В до­
полнение к качеству «отстраненности» мы обнаруживаем, что самоактуали­
зирующиеся люди способны к необычайно тесной личной привязанности с
большим или меньшим исчезновением собственного Эго. Ближний круг
такого человека может быть узок, но и поверхностными взаимоотношения­
ми вне этой орбиты он управляет гладко (с незначительными трениями).

11. Демократический характер. Маслоу обнаружил, что исследуе­
мые им люди в основном испытывали и демонстрировали «уважение к
любому человеку просто потому, что это человек». В наших исследовани­
ях показана связь этнической и религиозной толерантности с другими
чертами зрелости1.

12. Нравственная убежденность. Все исследуемые уверенно отли­
чали хорошее от плохого в повседневной жизни. Иначе говоря, они не
путали средства с целями и твердо направляли свои усилия на достиже­
ние целей, ощущаемых как правильные.

13. Невраждебное чувство юмора. Злые каламбуры, шутки и остро­
ты обнаруживаются реже, чем «вдумчивый философский юмор, который
гораздо чаще вызывает улыбку, чем смех, скорее присущ ситуации, чем
добавлен к ней, спонтанен, а не спланирован, и, как правило, повторно не
используется».

14. Креативность. В качестве резюмирующей характеристики Мас­
лоу обращает внимание на это непременное качество своих исследуемых.
У всех без исключения стиль жизни обладает определенной силой и ин­
дивидуальностью, которые накладывают отпечаток на все, что они дела­
ют, будь то письмо, сочинительство, шитье обуви или работа по дому.

Маслоу не утверждает, что эти критерии независимы друг от друга. Ясно, что они не независимы, но все вместе характеризуют ту личность, которую мы по-разному называем зрелой, здоровой, разумной или само­актуализирующейся.

В неформальной беседе группу психиатров спросили, что они по­нимают под «психическим здоровьем». Они назвали бодрость, оптимис­тичное спокойствие, способность получать удовольствие от работы, спо­собность получать удовольствие от игры, способность любить, способность достигать цели, отсутствие крайней демонстрации эмоций, самопонима­ние, адекватное реагирование на ситуации, социальную ответственность. На этот перечень влияет потребность психиатров лечить больных людей,

1 См.: Allport G. W. The nature of prejudice. Cambridge (Mass.): Addison-Wesley, 1954. Ch. 27.


106 Тема 14. Развитие личности

но он соблазнителен просто потому, что основан на значительном про­фессиональном опыте работы со случаями не очень здоровых личностей.

Предложенный психиатрами перечень дает основания полагать, что здоровые люди не всегда так счастливы и свободны от конфликтов, как может показаться. Часть человеческого жребия — принимать и справлять­ся со страданиями, виной и смертью. Шобен делает попытку вывести кри­терии нормальности из сущностных качеств бытия человека (таких как длительный период юношеской зависимости или способность иметь дело с символами). Этот подход ведет его к подчеркиванию серьезной стороны зрелости. Для него нормальность означает «самоконтроль, личную ответ­ственность, социальную ответственность, демократические социальные ин­тересы и идеалы»1.

Критерии, выдвигаемые экзистенциалистами, также подчеркивают серьезную сторону зрелости и включают достижение смысла и ответствен­ности, а также принятие и «мужество быть»2.

Войны двадцатого века и сопровождающие их несчастья фокусиро­вали внимание на человеческих страданиях. Страдания играют двоякую роль: иногда они ломают личность, а иногда создают. Раны, болезни, тю­ремное заключение, «промывка мозгов» часто сокрушают и ввергают в постоянное отчаяние, но они же ведут к твердости, богатству и силе. Люди никогда не стремятся к страданиям и никогда не желают их своим де­тям, но еще вопрос — прокладывает ли легкая жизнь путь к зрелости3.

Все рассмотренные нами критерии указывают на идеал, практичес­ки недостижимый. У сильнейших личностей есть свои слабости и регрес­сивные моменты; и в значительной степени достижение ими зрелости зависит от поддержки окружающих. Однако совершенно ясно, что одни люди, несмотря на обстоятельства, ведут жизнь гораздо более близкую к этому идеалу, чем другие.

Суммируя на свой лад критерии зрелости, которые мы обозрели, ос­тановимся на шести. Это, конечно, совершенно произвольное число, но оно позволяет соблюсти разумное равновесие между слишком тонкими и слиш­ком грубыми для нашей цели различиями.

' Shoben Е. У., Jr. Toward a concept of the normal personality // American Psychologist. 1957. Vol. 12. P. 183-189; см. также: Halmos P. Toward a measure of man: the frontiers of normal adjustment. London: Routledge & Kegan Paul, 1957.

2 Tillich P. The courage to be. New Haven, Conn.: Yale Univ. Press, 1952. <Pyc. пер.: Тиллих П. Муже­ство быть// ТиллихП. Избранное: теология культуры. М.: Юрист, 1995. С. l-\3\.>;Frankl V. From death camp to existentialism. Boston: Beacon, 1959; см. также: Kolchen Т. A. Existential mental health: an empirical approach//Journal of Individual Psychology. 1960. Vol. 16. P. 174-181.

' В одной биографии (см.: Barnes E. The man who lived twice. N. Y: Scribner, 1956) с необычайной живостью рассказывается о том, как драматург Эдвард Шелдон, пораженный общим параличом и сле­потой (болезни были вызваны артритом), преодолел свои трудности и стал мудрым и весьма востребо­ванным консультантом для бесчисленных друзей и коллег по сцене.


Олпорт Г. Зрелая личность ^07

Расширение чувства Я

Чувство Я, постепенно возникающее в младенчестве, не формирует­ся полностью в первые три или первые десять лет жизни. Оно продол­жает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем чело­век участвует. Как указывает Эриксон, особенно критическим является подростковый возраст. Борясь с «диффузией идентичности», юноша про­сто хочет знать, кто он такой. Какие факты, переживания и роли явля­ются его собственными, а какие находятся на периферии или совсем не подходят его стилю жизни?

Этот момент иллюстрирует юношеская любовь. Она собирает в пучок мощные, но несогласованные импульсы: сексуальный тонус, тенденции са­моутверждения и подчинения, амбиции, эстетические интересы, семейное чувство, даже религиозное переживание. Но важно то, что эта интимная волна связывается с другим человеком. Границы Я быстро расширяются. Благополучие другого столь же важно, как собственное; лучше сказать, бла­гополучие другого идентично собственному.

Не только подростковая любовь раздвигает границы «единственнос­ти». Новые амбиции, членство в новых организациях, новые идеи, новые друзья, новые развлечения и хобби и, прежде всего, призвание — все вклю­чается в чувство Я. Все это — новые факторы идентичности человека.

Здесь мы явно нуждаемся в принципе функциональной автономии <...>. Для зрелого человека жизнь — это нечто гораздо большее, чем пища, питье, безопасность, спаривание. Жизнь больше всего того, что пря­мо или даже косвенно можно отнести к «редукции влечения». Если у человека не развились сильные интересы «вне его» (но все еще являю­щиеся частью его), его жизнь ближе к животному, чем к человеческому уровню существования. Мы, конечно, говорим здесь о собственной (а не просто персеверативнои) функциональной автономии.

Повернем вопрос иначе. Критерий зрелости, который мы сейчас ис­следуем, требует аутентичного участия человека в некоторых значимых сферах человеческих дел. Быть участником — не то же самое, что быть просто активным.

Возьмем, к примеру, гражданина Сэма, существование которого проходит в колесе большой активности Нью-Йорка. Скажем, он проводит свои ночные (бес­сознательные) часы где-то в дебрях Бронкса. Он просыпается утром, чтобы взять молоко, оставленное у его двери агентом громадной системы доставки молочных продуктов, чьи корпоративные маневры, столь жизненно важные для его здоро­вья, никогда не заботили его сознание. Поприветствовав на бегу свою хозяйку, он бросается в транспортную систему, технические и гражданские тайны кото­рой ему неведомы. На предприятии он становится зубчиком в шестеренке, вхо­дящей в систему, устройство которой ему неизвестно. Для него (как и для всех остальных) компания, для которой он работает, — абстракция. Он играет неволь­ную роль в «создании излишков» (каких бы то ни было), а его неистовая актив­ность за станком регулируется законом «спроса и предложения», «доступнос­тью сырья» и «существующими процентными ставками». Сам того не зная, на следующей неделе он направится на «рынок излишков труда». Профсоюз офи-


108 Тема 14. Развитие личности

циально забирает его взносы, — почему именно, он не знает. В полдень корпо­ративное чудовище «Макдональдс» проглатывает его так же, как он глотает один из его гамбургеров. После еще некоторой послеобеденной активности он получает производимые Голливудом стандартные грезы, успокаивающие его на­пряженный, но неэффективный рассудок. В конце дня он погружается в кабак и, подсознательно следуя требованию рекламы, заказывает быстро один за дру­гим «Четыре розы», «Три пера» и «Бочку 69».

Сэм был активен весь день, безмерно активен, играя роль в дюжинах безлич­ных циклов поведения. Он — «корпоративная личность», но он не вступал в близкие взаимоотношения ни с одним человеком. Люди, которых он встречал, движутся вхолостую, цепляясь друг за друга как шестерни в системе передач и будучи слишком обезумевшими, чтобы исследовать любой из циклов, в который они вовлечены. На протяжении дня Сэм продолжает двигаться, ввязываясь то в одну задачу, то в другую, но участвует ли он (в психологическом смысле) в том, что делает? Будучи постоянно вовлеченным в задачу, является ли он когда-нибудь реально эго-вовлеченным!1.

Что именно не так с Сэмом? Он не распространил свое чувство Я ни на какую из значимых областей своей жизни. Как и у всех других людей, его существование касается многих сфер человеческих интересов: эконо­мической, образовательной, развлекательной, политической, домашней и религиозной. Сэм проходит мимо них всех, ни одну не включая в себя.

Вероятно, это было бы слишком — ожидать даже от зрелой лично­сти, что она станет страстно интересоваться всеми этими сферами актив­ности. Но если у нас не развились автономные интересы в каких-то из этих областей (если мы не присвоили нашу работу, учебу, семью, хобби, политику или религиозные искания), мы не можем, вероятно, квалифици­ровать нашу личность как зрелую.

Истинное участие придает жизни направление. Зрелость растет со­размерно тому, как центр жизни смещается с шумной и требовательной непосредственности тела и эгоизма. Себялюбие — важный и неизбежный фактор в каждой жизни, но оно не должно доминировать. У каждого есть себялюбие, но только расширение Я является признаком зрелой личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.