Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивная составляющая Я-концепции




Резюме

Психологи не могут сказать нам, что значат нормальность, здоро­вье или зрелость личности. Но каждый практически мыслящий человек, включая психологов и психотерапевтов, хотел бы это знать. Изучая гро­мадную литературу по теме, мы обнаружили много общего во взглядах исследователей, по крайней мере представляющих ценности западной культуры. В частности, мы нашли шесть критериев, отражающих облас­ти согласия. Зрелая личность: (1) обладает сильно расширенным чув­ством Я; (2) в состоянии тепло относиться к другим в интимных и не интимных контактах; (3) обладает чувством фундаментальной эмоцио­нальной безопасности и принятием себя; (4) воспринимает, думает и дей­ствует активно и в согласии с внешней реальностью; (5) способна к са­мообъективации, пониманию себя и юмору; (6) живет в гармонии с еди­ной философией жизни.

Цели психотерапии и консультирования иногда формулируются без учета всех этих критериев зрелости. Те же самые промахи отмечают нашу политику в отношении старых людей. Более разумно для этики и психо­логии было бы поощрять развитие человеческого потенциала во всех шес­ти направлениях с детства и до конца жизни.


А. И. Солженицын СТАРЕНИЕ1

Сколько написано об ужасе смерти, но и: какое же естественное она звено, если не насильственна.

Помню в лагере греческого поэта, уже обреченного, а лет — за три­дцать. И никакого страха перед смертью не было в его мягко-печальной улыбке. Я изумился. А он: «Прежде чем наступает смерть, в нас происхо­дит внутренняя подготовка: мы созреваем к ней. И уже ничто не страшно».

Всего год прошел тогда — и я испытал все это на себе сам, в мои тридцать четыре. Месяц за месяцем, неделя за неделей клонясь к смерти, свыкаясь, — я в своей готовности, смиренности опередил тело.

Так насколько же легче, какая открытость, если к смерти медленно подводит нас преклонный возраст. Старенье — вовсе не наказание Божье, в нем своя благодать и свои теплые краски.

Тепло видеть возню ребятишек, набирающих крепости и характера. Теплить может даже ослабление твоих сил, сравниваешь: а каким, значит, коренником я был раньше. Не вытягиваешь целого дня работы — сладок и краткий перерыв сознания, и снова ясность второго или третьего утра в день, еще подарок. И есть наслаждение духа — ограничиваться в поедании, не искать вкусовых переборов: еще ты вживе, а поднимаешься выше мате­рии. И тонкий голосок синиц в еще оснеженном полувесеннем лесу — вдвойне милее от того, что скоро ты их не услышишь, наслушивайся! А ка­кой неотъемный клад — воспоминания; молодой того лишен, при тебе же они все, безотказно, и живой отрывок их посещает тебя ежедень — при мед­ленном-медленном переходе от ночи ко дню, ото дня к ночи.

Ясное старение — это путь не вниз, а вверх. Только не пошли, Бог, старости в нищете и холоде. Как — и бросили мы стольких и стольких...

1 Солженицын АЛ. Собр. соч: В 9 т. М.: ТЕРРА, 1999. Т.1. С. 611. «Крохотка» вели­кого российского писателя - своеобразное case-study, выделение феномена в конкретном (возможно, уникальном) случае, поучительное в сравнении с усредненными данными пре­дыдущей статьи. (Примечание отв. редактора.) 9 Зак. 1664


Самосознание личности. Я-концепция: структура, основные функции и развитие

Р. Берне ЧТО ТАКОЕ Я-КОНЦЕПЦИЯ1

Прежде чем вы начнете читать, взгляните на схему (рис. 1). Какие из приведенных характеристик вы могли бы отнести к себе? Отметьте те из них, которые являются, на ваш взгляд, наиболее устойчивыми.

А теперь распределите выделенные характеристики по трем столб­цам, выражающим ваше отношение к собственным качествам. Много ли нашлось характеристик, которые вас удовлетворяют? Будем надеяться, что


  Меня это радует
Я счастливый
У меня ничего не ладится D
У меня все получается
Я тугодум
Я неуклюжий
Я зануда
Я неудачник
Я добросовестный
Я обманщик
Я интроверт D
Я фантазер
Я оптимист
Я человек надежный D
Я раздражительный
Я хороший друг
Я подвержен настроению
Я общительный
Я религиозный
Я умный
Я слабовольный
Я опрометчивый
  Рис. 1. Шкала cai

 

Мне это Мне это
безразлично неприятно
а
D
а
а
а
а а
D D
а D
а
а а
D а
а а
а
а
а
а
D

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. С. 30—47.


Берне Р. Что такое Я-концепция 131

большинство. В результате этой несложной процедуры вы получили на­бросок собственного портрета (весьма условный и фрагментарный), в ко­тором отразились какие-то грани вашей Я-концепции.

Эта процедура, конечно, не обладает ни надежностью, ни валидно-стью, но она заставляет задуматься о том, что же такое Я-концепция, и придает этому отвлеченному на первый взгляд понятию довольно кон­кретные очертания. Таким образом, первое, интуитивное представление о Я-концепции у вас уже сложилось.

Теперь давайте подумаем, что же вы, в сущности, делали, работая с этой схемой. Во-первых, вы описывали себя, пользуясь определенным на­бором характеристик, а во-вторых, пытались выразить довольно элемен­тарно свое эмоциональное отношение к собственным качествам. Следо­вательно, в ваших действиях присутствовали два момента, которые в этой книге будут рассматриваться как основополагающие аспекты Я-концеп-ции. Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концеп-ции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связан­ную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе ду­мает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Я-концепция как совокупность установок «на себя»

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рас­сматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необос­
нованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-
оценочная составляющая).

3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражать­
ся в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

1. Образ Я — представление индивида о самом себе.

2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая
может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные чер­
ты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные
с их принятием или осуждением.


132 Тема 14, Развитие личности

3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные дей­ствия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в част­ности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и мно­жество других личностных проявлений, вклад которых в Я-концепцию мы рассмотрим в дальнейшем. А сейчас сосредоточимся на трех основ­ных составляющих ^-концепции.

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или лож­ными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи при­лагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т.д. Все это — абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его по­ведении, а с другой — избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся вы­разить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атри­бутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индиви­да, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в об­раз Я с различным удельным весом — одни представляются индивиду более значимыми, другие — менее. Причем значимость элементов само­описания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момен­та. Такого рода самоописания — это способ охарактеризовать неповтори­мость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.