КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Применение
Материал
В набор входят 67 “фигур” и 22 “фона”, несколько деревянных стержней с надрезами, или “основ”, использование которых дает возможность придавать фигуркам вертикальное положение, и “театр”, также служащий “подставкой” для фонов. В наличии имеются следующие, опознаваемые по букве и номеру “фигурки”: М – мужчины (19), F— женщины (11), С – дети (всего 12, из них 7 мальчиков, 5 девочек), N – фигурки национальных меньшинств”: негры (6), евреи (2), латиноамериканцы и восточные женщины (по 1 фигурке), L – “легендарные и вымышленные” герои, например, Санта-Клаус, Бэтмэн, условно-изображенное “приведение” (6), I – фигурки неопределенного пола (2), S— силуэт (1) и фигурки без лиц (4 – мужчина, женщина, мальчик, девочка), А – животные (2 – собака, змея). Необходимо отметить, что преобладает мужское “население”, а национальные меньшинства представлены в небольшом количестве: в действительности не всегда понятно, какая именно этническая группа изображена. В инструкциях не содержатся специальные комментарии относительно фигурок национальных меньшинств – эти фигурки просто представлены наряду с другими. Сегодня, когда национальное самосознание высоко развито, маловероятно, что тест “Составь картину-историю” будет приемлем, например, для чернокожего испытуемого. Четыре обнаженные фигуры (двое взрослых, двое детей): женщины обращены лицом к испытуемому, а мужчины спиной. Все люди, кроме четырех, находятся в положении стоя; двое (один М, один N) присели, двое лежат (другой N и один М, очевидно, жертвы убийства). “Фоны” в основном реалистичны. Они включают комнаты различных видов, сцены вне дома и т.д. Помимо этого представлен ландшафт сюрреалистического типа (почти точно повторяющий картину Дали); “дверной проем”, состоящий из пустого прямоугольника, расположенного напротив затемненного фона, “греза” (изображенная в форме “облака”, частично закрывающего лицо) и чистый лист.
Шнейдман считает необязательным использование “театра” для обычной психодиагностики. Один из фонов, чаще всего – “гостиная”, лежит на столе перед испытуемым, а фигурки разбросаны в его верхней части. Испытуемому предлагают расположить одну или более фигурку на фоне так, как “это было бы в реальной жизни”. После этого его просят придумать историю (инструкция соответствует обычной инструкции ТАТ). Другие фоны экспериментатор может выбрать для использования по своему усмотрению. Шнейдман рекомендует последовательность из десяти фонов, заканчивающуюся чистым листом; испытуемому позволяется выбрать два фона, предшествующих чистому листу. Для чистого листа дается дополнительная инструкция “...а теперь сами придумайте фон...”. Все расположения фигур фиксируются на специальном листке, где в миниатюре воспроизведены фоны, почти так же, как в практике Роршаха. Вопросы рекомендуется задавать только для дополнения каждой истории. Так, испытуемого просят придумать название; а если рассказ недостаточно содержателен, то разрешается задавать наводящие вопросы. Поскольку внимание акцентируется в основном на рассказывании историй, может показаться, что тест “Составь картину-историю” имеет больше общего с ТАТ, нежели с манипулятивно-экспрессивными техниками. Между тем автор техники считает, что она может быть успешно использована в едином тестировании вместе с ТАТ. Далее он показывает, что интерпретировать данные можно в зависимости от того, какие модели экспериментатор использует для ТАТ. В качестве дополнительного аспекта данной техники выступает предположение Шнейдмана о том, что экспериментатору следует ознакомиться с листком, на котором расположены фигуры, прежде чем пытаться интерпретировать протокол. Вывод состоит в том, что это позволяет психологу отделить то, что реально сделал испытуемый, от его интерпретации сделанного. Систематизация данных, полученных в результате такого подхода, может способствовать присвоению MAPS статуса техники, способной сделать выдающийся вклад в проективное исследование личности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |