Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики завершения предложения, истории




Методики завершения предложений – группа проективных методик исследования личности. Впервые были применены А.Пейном (1928), а затем А.Тендлером (1930). Обследуемому предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы он завершил их по своему усмотрению.

Предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать обследуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. Наиболее известными являются методики, разработанные Дж. Роттером (1950), Д.Саксом (1950), Б.Форером (1950), А.Роде (1957).

Методики завершения предложений открывают широкие возможности для выражения подсознательных подавляемых мотивов, эмоций, чувств и комплексов, которые субъект не может или не хочет признавать. Он может нечаянно обнажить эти завуалированные тенденции, когда пишет окончания фраз, стимулирующих свободные ассоциации.

Вот некоторые примеры фраз из методики завершения предложений. Они распределены по клиническим категориям.

А. Чувство неполноценности: Самое плохое у меня... Тяжелее всего мне... Единственная неприятность...

В. Подавленные желания: Втайне я... Я ненавижу... Если бы...

С. Уровень притязаний: Моя заветная мечта... Будущее... Я бы хотел узнать...

D. Самооценка: Люди воспринимают меня... Я чувствую себя... Я лучше всех, когда...

Е. Межличностные отношения: Если бы только мой начальник... Большинство контролеров... Его подчиненные...

F. Семейная ситуация: Мой отец часто... Если бы моя мать... Моя семья никогда...

G. Психосексуальные ориентации: Большинство девушек... Жена... Другие мужчины...

Н. Проявления агрессии: Все меньшинства... Я ненавижу... Опаснее всего...

I. Внутренние конфликты: Я не могу понять, что делает меня... Мой разум... Меня тревожит...

Данный набор фраз не является окончательным или единственно возможным, так как подбор их сочетаний и интерпретация собранных данных зависят прежде всего от целей, которые преследует тестирование.

Например, сорокавосьмилетний служащий, проработавший в своей компании семнадцать лет, был направлен к психологу своим начальником из-за “нервности, чрезмерной добросовестности, ухудшения физического состояния (гипертонические признаки) и неожиданной потери интереса к работе”. Перед проведением клинического интервью ему была предложена батарея психодиагностических тестов, в том числе тест завершения предложений.

Вот наиболее яркие ответы, раскрывающие природу его эмоциональных трудностей.

1. Я чувствую себя... сейчас немного уставшим – поздновато лег спать.

2. Меня раздражает... несправедливость – нетерпимость.

3. Если бы моя мать... чувствовала себя лучше, она могла бы жить с кем-нибудь более подходящим.

4. Меня удивляет... почему так часто люди на руководящих постах абсолютно тупы.

5. Если бы я мог сделать по-своему... я бы назначал начальниками людей умных и терпимых.

6. Моя мечта... создать что-либо значительное для человечества.

7. Когда я был ребенком... я всегда был нервным, но идейным.

8. Я страдаю... комплексом неполноценности по отношению к некоторым людям и некоторым местам.

9. Мой отец часто... был замечательным, но слабохарактерным – был хорошим администратором в магазине.

10. Жена... должна быть умной и счастливой, готовой идти навстречу партнеру.

11. У меня не получилось... взять на себя ответственность, когда я, кажется, должен был это сделать.

12. Мое самое важное решение было... жениться и уйти из дома.

13. Мне не нравится... когда мною помыкают или когда теряется право на свободу мыслей и действий.

Анализ ответов субъекта на тест “Завершение предложений” выявил у него сильное чувство неполноценности по поводу недостаточного образования и сильную фиксацию на матери, которая выливалась в конфликт с женой. Он идентифицирует себя со своим отцом, который был “замечательным, но слабохарактерным”. Он теряет терпение со своим начальником, который не очень умен. Он чувствует, что жена не идет ему навстречу, и он испытывает большие трудности, потому что не может решить, как он может быть одновременно хорошим мужем и хорошим сыном. Это видно из его высказывания: “Мое самое важное решение было жениться и уйти из дома”. На самом деле субъект никогда реально не покидал дом, так как до сих пор находится под сильным влиянием своей матери. Он испытывает сильные чувства, когда “им помыкают”, ему очень не нравится, когда кто-то “теряет право на свободу мыслей и действий”. Однако сам он несвободен. Он приписывает ранней детской нервозности идейность, которая во взрослом возрасте трансформируется в сильный социальный конформизм. Поскольку он отождествляет себя с отцом, который был “замечательным, но слабохарактерным”, однако “хорошим администратором в магазине”, он заключает, что люди на высоких постах и должностях, в частности его начальники, “тупые” и глупые. Он завидует таким людям, но сам он чувствует себя неполноценным и не может занимать ответственные посты. Поэтому втайне он испытывает сильное чувство обиды, которое, в совокупности с супружескими проблемами, создает основу для психосоматических симптомов и жалоб.

Методики завершения истории (Story Completion Techniques) – группа проективных методик исследования личности. В отличие от методик завершения предложений, обследуемому предлагают закончить небольшие по объему истории-рассказы (Сказки Дюсса (автор Десперт), Методика дополнения рассказов).Начиная с 30-х годов ХХ века эти методики широко используются в целях изучения личности ребенка для осуществления психотерапевтической работы с детьми. С помощью методик завершения истории исследуются эмоциональные отношения между родителями и детьми, области наиболее значимых конфликтов, особенности адаптации детей к условиям обучении в школе и т.д. Интерпретация результатов теста (обычно качественная) сходна с принятой в методиках типа ТАТ.

Таким образом, проективные методики представляют широкий класс диагностических средств, наиболее существенным признаком которых является использование в них неоднозначных, неопределенных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление человека, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности. Стимулы проективных методик приобретают смысл не столько в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Диагностическая ценность проективных методик возрастает при условии высокой квалификации психолога и их соотнесении с данными, полученными при помощи традиционных психодиагностических методик.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.