Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие и специальные способности. (Рубинштейн, Ананьев, Теплов, Лейтис, Шадриков) Способ-типред-т собой высокий ур




(Рубинштейн, Ананьев, Теплов, Лейтис, Шадриков ) Способ-ти пред-т собой высокий ур. развития общих и спец. знаний, умений и навыков, обеспечив-х успешное выполн. ч-ком разл. видов д-ти. Теплов в своей книге «Способ-ть и одаренность» выд-т 3 осн-х признака способ-й как индив-но- психолог. особ-й ч-ка: 1 - спос-ти отлич-т одного ч-ка от др., 2 -имеет отнош. к успешности выполнеиня к.-л. д-ти,3-они не сводятся к наличным знаниям умениям и навыкам, но обеспечив-т легкость их приобрет. Вслед за работами Теплова, Лейтис и Шадриков вывели формулу способ-й: С = скорость+кач-во / цена. Способности (по Шадрикову) - св-вот функцион-х сист. реализ-х отдельные психич. ф-ции, имеющие индив-ю меру выраж-ти, проявл в успешности и кач-м своеобразии освоение и реализации отдельных психич. ф-ций. При опред-й индив-й меры выраж-ти спос-ти целесообразно придержив-ся тех же параметров что и при хар-ки любой д-ти: производ-ти, кач-ва, надежности. Оперирование знаниями. Приобретение -преобраз-е – применение – и снова пробреет-е.

Способ-ть к применению знаний отожд-ся с интел-ом как способ-ть решать задачи на основе имеющихся знаний (тестовый Интел-т). 1– обучаемость харак-ет сис-му приобретение знаний, 2- креативность – процесс приобраз-ия знаний. 3 осн.подхода к отношению Интел-та и креат-ти. 1 – как таковой креат-ти нет. Интел-ая одар-ть выступ-т в кач-ве необх-ого, но не достаточ-го ур-ня творч-ой актив-и лич-ти, главную роль в детерминации творч-го повед-ия играют мотивации, ценности личн-ые черты. К числу осн-ых черт твор-ой лич-сти относят: когнетивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в суждениях, в неопределенных сложных ситуациях. 2 – творч-ая способ-ть (креат-ть) явл-я самост-ым фактором независимым от Интел-та т. е. м/у ур-ем интел-кта и ур-ем креат-ти есть незначит-я корреляция. 3- высокий ур-ь развития интеллекта твор-их способ-ей и наоборот. Творческого процесса, как спецефич. формы в психич. Акт-ти не сущ-ет. Представ-ли данного подхода Векслер и Айзенк.

Факторы способности 1- задатки (биолог. фактор) 2- обучение и воспитание (как целенаправл д-ть, направл-я на создание усл. в кот будут развив-ся способ-ти. 3- активное взаимод с окр. миром(собственная актив-ть субъекта направл-ая на ознакомление с окр. действитель-тью. Виды Способ-й: природные(воспирятие, п-ть, мыш-е, способ-ть к элементарным коммуникациям на Ур-не экспрессии, связаны с врожденными задатками); по широте и направленности: общие (обеспечивает овладение разными видами знаний умений, кот ч-к реализует во многих видах деятельности. Относят: свойства ума, следовательно их отождествляют с общими умственными способностями). Спец-е способ-ти рассм-ся как успешность овладения отдельными видами д-ти (музык-е, математ-е, концеляр-ие). Теор-е (предопределяют склонность ч-ка к абстрактно-теоретич-м размышлениям) и практич-е (к конкр. практич. действиям) – не сочит-ся др. с др., вместе встреч-ся только у одар-х людей.

Одаренность и талант (, гениальность – уровни способностей)

Шадриков вывел понятие общей одаренности, определяя ее как пригодность к шир. кругу д-ти или сочит. способн-тей, от. кот завис. успешность д-ти

Одаренность1. Качественно своеобразное сочет. способ-тей, обеспеч-е успешность выполн. д-ти. Совместное действие способностей, представляющих опред. стр-ру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущ-ного развит. др.; 2. Общие способ-ти или общие моменты способ-тей, обусловли-е широту возможн-тей ч-ка, ур. и своеобразие его д-ти; 3. Умств. потенциал, или интеллект; целостная индивид-я хар-ка познават-х возможностей и способ-тей к учению. 4. Совокупность задатков, прир. данных, хар-ка степени выраженности и своеобразия прир. предпосылок спос-тей; 5. наличие внутр. условий для выдающихся достижений в д-ти.

Многозначность термина указ. на многоаспектность пробл.целостного подхода к сфере спос-тей. Одаренность как самая общая хар-ка сферы способностей требует комплексного изуч. — психофизиол., диф.-пси. и соц.-психол.

Талант — высокий ур. Развит. спос-тей, проявл-х в творч. достиж., важных в контексте развит. культуры, прежде всего — способностей спец-х. О наличии таланта следует судить по результатам д-ти, кои должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

В различных обл. талант может проявляться в разное время. Так, в муз., рис., матем., лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возр.; а талант в лит., научной или организаторской сферах обнаруж-ся в более позднем возрасте. Макс. продуктивность талантливых людей тоже проявляется в разных возр.: в науке в 35 — 40 лет; в поэзии в 24 — 30 и т.д.

Гениальность — высш. ур. развит. способностей — и общих, интеллект-х, и спец-х. О ее наличии можно говорить лишь при достиж. Л таких результатов творч. д-ти, кои составляют эпоху в жизни общ-ва, в развит. культуры, Л гения хар-ны такие черты, как творч. продуктивность, владение опред. методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.