Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация и мотив, общее и специфичность




Область использования тестов способностей

Обл. использ. методики диагн. способностей: проф. консультация, профориентац., профотбор, отбор персонала, оптимальная расстановка кадров по раб. местам, аттестации персонала. Разработка общих и индивидуальных рекомендации по развитию способностей. Наиб. плодотворное примен. методов, диагн. спос-тей для контроля за формир. индивид-й стр-ры спос-тей, кот. интенсивно протекает в период шк. обуч. и освоения профессии.

Тесты диагн. спец. способ-тей: 1. по видам типичных ф-ций (мотории, сенсорики), 2. по видам д-ти т (конторские, худож-е)

Для диагностики специфич. способностей использ-ся соответств-е методики, кот. принято классифицировать по 2 основаниям.

1. по видам типичных ф-ций (мотории, сенсорики)

-манипулирование с мелкими предметами

-тэмпинг-тест (набивание точек в квадратах правой, затем левой рукой).

2. по видам д-ти т. е. соответствие той или иной профессии выделяют (конторские, худож-е, технич-е, математич-е )

Для исследования общих способностей используются тесты диагностики интеллекта.

При изучении способностей используется широкий набор разнообразных методов:

1.метод наблюдения;

2.метод анализа продуктов деятельности;

3.Естесственный и лабораторный эксперимент.

Типы диагн. общих способн-тей (Аматхауэр, ШТУР)

Для их исследования использ тесты диагностики интеллекта. См – диагн. интеллекта

ТЕМА 6. ПД МОТИВАЦИИ

Термин "мотивация" представляет собой более широкое понятие, чем термин "мотив". "Мотивация " использ-тся в соврем. психол. как обозначающее сист. факторов, детерминир-х повед., и как хар-ка процесса, кот. стимулирует и поддерживает поведенч. активность на опред.уровне. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость д-ти, направл-й на достиж. опред. цели. Мотивация – сист. мотивов. Мотив - это то, что принадлеж. самому субъекту повед., явл. его устойч. личностным св-вом, изнутри побуждающим к совершению опред. действий. Побужд-е к д-ти – возник-е при высшей форме удовлетвор. потребн-тей. В иссл-ях мотивации важна попытка понять, каким образом ч-к мотивируется в д-ти, направл-й на достиж. успехов и как он реагир. на постигающие его неудачи. Факты, полученные в психол., говорят о том, что мотивы достиж. успехов и избегания неудач - важные и относит-но независимые виды чел. мотивации.

В отеч. психол. мотивы традиц-но иссл-ся в 3х осн. направл:

1. в связи с д-тью (Леонтьев, Рубиншьейн)

2. с проблемеми Л (Асеев, Божович)

3. с установой (Узнадзе)

4. самореализацией Л

Д-ть всегда имеет М. («немотивированная» д-ть — та, М. кот. скрыт от самого субъекта или от наблюдателя). Более того, д-ть может иметь сразу несколько М. (т. е. быть полимотивированной), тогда она направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Осознанный или неосознанный выбор М. в данной ситуации — это выбор направленности д-ти, определяемый актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации. Ситуация может способствовать или препятствовать реализации тех или иных М., а в отдельных случаях даже навязать выбор М.

Схема формир. мотива: возникн потребн-ти => осознание потрбн-ти => осознание стимула =>трансформация потребности в мотив =>осозн. мотива. Осн. хар-ки мотива: СИЛА (степень той интенсивности, с кот. мотив побужд. Ч-ка к действию); УСТОЙЧИВОСТЬ (присутствие его длит. время во всех осн. видах д-ти)

Мотивац. сфера Л. хар-ся: 1. ее определенностью для кажд. Л; 2. устойчивостью; 3. динамичностью

Индикаторы мотивации (индикаторы – ур развит мотивац. у данного испытуемого): 1. когнет. репрезентации. Данный индикатор проявл-ся в прямых методах иссл, когда испыт-му надо дать отв. На вопр «Почему он совершил то или иное действие?»; 2. Апперцептивное искажение – искажение восприят под воздействием мотивац (мотив искажает восприним-емый образ); 3. Искажение объекта перцепции – когда ярко выраж актуальн мотивац.

Мотив: 1. ведущий – главный, осн., мотив; 2. мотив-стимул – второстеп. мотивы, побужд-е к некой д-ти в случае ее полимотивированности. Не столько «запускают», сколько доп. стимулируют д-ть 3. осознаваемый (мотив-цель) – пр-ры их – большие жизн. Цели, направл-е д-ть в теч. Длит-х периодов жизни.Хар-но для зрелой Л. 4. неосознаваемый - ~ значит больше, чем осознаваеміх, особ. до опред. возраста. Работа по осозн. собств. мотивов оч. важно и трудна, требует больш интеллекта и жизн. опыта. 2 формы: эмоции и личностные смыслы. При этом в смыслообразующей ф-ции может выступать только ведущий мотив,а а мотивы-стимулы могут порождать только эмоции, но не смыслы.

Мотив достиж.(успеха)-связ. с потр-ю добив-ся успеха в разного рода д-ти, особ. в ситуац. соревнования с др. людьми (иссл. Мак-Клеланда); Мотив избегания (неудачи) – стремление во всякой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, - особ. если результ. д-ти восприним-ся и оцен-ся др. людьми.

Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.-мот-я кот. побужд-т индивида к действию с целью улучшить его сост-е,увер-ть и независ-ть в отлич. от внешн.по отнош.к нему цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.