Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия самоподачи




Проблема социальной желательности

Работы последних лет показывают, что многие из применяемых психологами опросников достаточно чувствительны к намеренному искажению истины Данная проблема появл. каждый раз при использ. самоотчетов в тех сферах, в кот. существует эталон должного правильного образа мыслей. Особ. Остро эта проблема появл при иссл Я-концепции. Она сост. в том, нужно ли стремится к «вычитанию» соц. желательности и самоопис.

Стремление видеть и култивировать в себе соц. ценностные качества – 1 из реалс стремлений ч-ка, кот выражается в его Я-концепции. Это образ самого себя, в кот. ч-к верит. Но данный феномен мож. проявл-ся и как «позиция защиты» по от нош к текстам, установкам на ответ, тенденция к согласованию

Известны способы защиты личностных опросников от стремления испытуемых отвечать в соответствии с тем, что «общепринято» (задания с вынужденным выбором, подобранные по степени социальной желательности ответа, разработка нейтральных заданий, введение в опросники так называемых «шкал лжи»).

*Соц.о одобряемые ответы — лишь одна из установок, с кот. может встретиться психолог. Описаны и др. установки. Одна из них (описанная 1ой) установка на согласие — это тенденция соглашаться с утверждениями или отвечать на вопросы только «да», независимо от их содержания. Чаще всего установка на согласие проявляется в тех случаях, когда вопросы неоднозначны, неопределенны

*Др. установка, с кот. нередко приходится иметь дело, — установка на неопределенные ответы. Эти ответы иногда называют ответами средней категории, поскольку они находятся как бы между «да» и «нет». Обследуемый склоняется к преимущественному выбору ответов типа «не знаю», «не уверен» или «затрудняюсь ответить».

*Еще одна установка называется установкой на «крайние» ответы.Проявляется при использовании многоэлементной рейтинговой шкалы, по кот.й предлагается дать ответ на кажд. задание. Единственный способ избежать проявл. этой установки заключ-ся в отказе от рейтинговых шкал, кот., впрочем, использ-ся в личностных опросниках достаточно редко.

*Наконец, упомянем об установке на необычные ответы или отклонении. Эта установка, открытая И. Бергом, проявляется в тенденции обследуемого давать необщепринятые, необычные ответы. Очевидно, возникновение этой установки не завис. от содержания и типа предлагаемых обследуемому заданий.

Исследование стратегии самоподачи исходит из представлений о том, что всякий человек заинтересован во впечатлении, производимом им на окружающих. Определенные аспекты поведения, специально направленные на установление уточнения и поддержание своего образа в глазах других.

Боумейстер выделяет 2 стратегии самопрезентаций:

1)угождающая- она управляется критериями, принятыми в данной аудитории и направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете (подстраиваясь под аудиторию)и за это получить вознаграждение.

2)самоконструирующая- направлена на то содержание и укреплание идеального Я, т. е. она вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в идеальное Я.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.