Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика. Занятие 1




 

Кризис в психодиагностике:

отсутствие профессиональных разработчиков;

малое количество отечественных методик;

опубликование тестов в открытой печати.

Сейчас все это преодолевается.

www.psytest4u.ru

 

Бодалев, Столин Основы психодиагностики. М., 1989.

Бурлачук Л. Основы психодиагностики. М., 2007.

Морозов, Бурлачук Справочник по психодиагностике. М., 1990.

Анастази, Урбина Психологическое тестирование. Спб., 2007.

Шмелев А. Г. Общая психодиагностика. М., 2000.

 

Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза.

Диагноз – понимается как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития и как определение состояния конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы, психической функции или психического процесса у конкретного лица).

Области применения психодиагностики:

1) расстановка кадров, профотбор, профориентация;

2) прогнозирование социального поведения (стабильности брака, законопослушности и т.д.);

3) оптимизация обучения и воспитания;

4) консультативная и психотерапевтическая область;

5) судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

6) прогнозирование психологических последствий изменения среды;

7) научные исследования в психологии личности и межличностных отношений.

Универсальные вопросы, которые решает общая психодиагностика:

1) методологические, теоретические и конкретно-методические принципы построения психодиагностических инструментов и формулирование психодиагностических заключений;

2) методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований (черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношения);

3) дифференциальная психометрика как математизированная методология обнаружения межиндивидуальных различий;

4) нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.

 

Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния структуры процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных.

Наряду с общей есть частная психодиагностика, которая соприкасается с медицинской, возрастной, организационной, консультативной, юридической, военной, спортивной и т.п.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

1. Наличие или отсутствие правильного ответа:

с правильным ответом: тесты интеллекта, тесты специальных способностей, тесты некоторых личностных черт: ригидности, полезависимости, поленезависимости;

без правильных ответов: личностные черты и качества.

2. По характеру стимульного материала:

вербальные – диагностика речи, памяти, воображния, системы убеждений, личности;

невербальные – характеристика перцептивных, моторных, личности.

3. По методическому принципу, положенному в основу методики:

1) объективные тесты – те методики, в которых возможен правильный ответ + аппаратурные методики, психофизиологические методики;

2) стандартизованные самоотчеты:

а) тесты-опросники – предполагают набор пунктов, вопросов, суждений, относительно которых испытуемый выносит суждение (иногда две-три альтернативы);

б) открытые опросники – предполагают последующий контент-анализ ответа, не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого;

в) шкальные техники (семантический дифференциал Ч. Осгуда);

г) индивидуально-ориенированные техники (ролевые репертуарные решетки) – параметры, которые оцениваются, задаются не извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого – Келли;

3) проективные техники – основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации эксперимента, порождает процессы фантазии и воображения, в которых проявляются некоторые черты личности;

4) диалогические (интерактивные) техники – беседа, интервью, игры, в том числе ролевые игры – психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических результатов, релевантных диагностической задаче.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.