Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личности часть 1 1 страница




Психодиагностика


 


3

 

 

оглавление

 

 

Обращение к преподавателю.................................................... 4

 

Обращение к студенту............................................................ 5


 

I.

 

 

II.


 

Психологическая диагностика эмоционально–волевой сферы личности.......................................................................... 6

 

Психологическая диагностика темпераментных особенностей личности......................................................................... 20


 

III. Психологическая диагностика психодинамических особенностей личности......................................................................... 42

 

IV. Проективные методы исследования личности........................... 63

 

V. Психологическая диагностика характерологических особенностей личности и поведения........................................................ 98

 

VI. Психологическая диагностика черт личности..........................119

 

Реестр методик по психодиагностике личности...........................174

 

Рекомендуемая литература....................................................178


 

 

Уважаемый коллега!

 

Практикум представлен в форме рабочей тетради, содержащей необходимые для выполнения практических заданий методические, информационные и справочные материалы. Персонализированная форма практикума, с одной стороны, направлена на стимулирование познавательной активности и самоконтроля у студентов, а с другой, - позволяет преподавателю объективно оценить учебные достижения обучающихся.

 

Отличительной особенностью практикума выступает практиоориентированный подход, логика которого заключается в умении применить приобретенные теоретические знания для решения практических задач реального психодиагностического обследования и психологического консультирования в процессе будущей профессиональной деятельности психолога. Практикум обладает дополнительными возможностями для организации самостоятельной работы студентов, а также может быть полезным при проведении исследовательской и производственной практики.

 

Учитывая основные трудности, которые возникают у студентов в процессе изучения различных видов психодиагностических методик, задания практикума моделируют ситуации психодиагностического изучения личности, что создает условия для глубокого осмысления студентами содержания, диагностического потенциала и сферы допустимого применения диагностического инструментария. Особое внимание при разработке заданий было уделено демонстрации психодиагностических возможностей каждого типа методик и сопоставлению полученных данных.

 

В качестве ожидаемых результатов работы студента с практикумом выступают: умение применять изученные методики соответственно задачам психодиагностического обследования личности, приобретение навыков анализа и интерпретации данных в области психодиагностики личности, повышение уровня профессиональной компетентности будущих психологов.

 

Михальченко Г.Ф.


Обращение к студенту 5

 

Уважаемый студент!

 

В своих руках ты держишь рабочую тетрадь по психодиагностике личности. Она была создана нашим авторским коллективом для того, чтобы ты смог в полном объеме овладеть теоретическими, прикладными и инструментальными аспектами различных психодиагностических методик. Рабочая тетрадь состоит из разделов, структура каждого из которых представлена следующим образом:

 

- цели и задачи, которые решаются в данном разделе;

 

- список литературы, к которому ты можешь обратиться, если у тебя возникнут вопросы и желание узнать о методике больше;

 

- практические задания, различающиеся по степени сложности и по содержанию, направленные на работу со стимульным материалом, на развитие умения интерпретировать полученные в ходе обследования данные, а также на написание диагностического заключения;

 

- приложения, в которых дается теоретическая информация о методике (вводные замечания, обработка и интерпретация результатов, характеристика шкал и т.д.) и сама методика (инструкция, текст опросника и бланк ответов).

 

В каждом разделе предусмотрена страница «Замечания. Примечания. Предложения», которую ты можешь использовать не только для текущих пометок в ходе работы с методикой, но и для фиксации каких-либо пожеланий для преподавателя.

 

Для эффективной работы с рабочей тетрадью по психодиагностике рекомендуем придерживаться следующего порядка работы: в первую очередь ознакомиться с целями и задачами раздела и изучить теоретическую информацию, предложенную в приложениях, при возникновении вопросов обратиться к списку литературы и только после этого приступить к выполнению практических заданий.

 

Желаем успеха!


 

I. ПсихологическаЯ диагностика ЭМоЦионально–волевоЙ сФеРЫ личности

 

Цель:

Освоить технику проведения, алгоритм обработки и интерпретации результатов по методике В.А. Доскина САН (Самочувствие. Активность. Настроение).

 

Задачи:

Изучить концептуальную основу методики САН.

 

Освоить технологию проведения, обработки и интерпретации результатов методики САН.

 

Дополнить реестр методик по психодиагностике эмоционально–волевой сферы личности.

 

 

РекоМендуеМаЯ литеРатуРа:

Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.

 

Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в науч. психолог. исследование с элементами мат. статистики / Р.С. Немов. — 3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 631 с.

 

Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Л.Д. Столяренко. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 703 с.

 

Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / редкол.: А.И. Зеличенко [и др.]. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 160 с.

 

Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом

«БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.


Задание 1. Используя материал, предложенный в ПРилоЖении 1, заполните таблицу 1.

 

таблица 1. сведения о методике сан

 

    Подход, на основе которого разработана методика  
 
 
 
    Основная единица анализа  
 
 
 
  Назначение методики  
 
 
 
  Контингент испытуемых  
 
  Инструкция  
 
 
 
    Порядок обработки данных  
 
 
 
 
 
  Диагностируемые переменные  
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2. Сформулируйте достоинства применения методики САН в психодиагностической работе.

 

 

Как Вы считаете, что можно отнести к недостаткам методики САН? Обоснуйте свое мнение письменно.

 

Задание 3. Используя типовую карту САН (ПРилоЖение 2), выпишите положительные и отрицательные состояния. Результаты занесите в таблицу 2.

 

таблица 2. Положительные и отрицательные состояния по шкалам методики сан

 

Самочувствие Активность Настроение
+ - + - + -
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Задание 4. Пользуясь толковым словарем русского языка, выпишите семантическое значение каждого полюса шкал методики САН. Например, медлительный — быстрый: отрицательный полюс — медленно действующий, нерасторопный, заторможенный; положительный полюс — скорый, подвижный, активный, оперативный. Работу оформите в виде таблицы 3.

 

таблица 3. семантические значения положительных и отрицательных полюсов по методике сан

 

Активность
Семантика полюса Положительный полюс Отрицательный полюс Семантика полюса
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Настроение
Семантика полюса Положительный полюс Отрицательный полюс Семантика полюса
       
       

       
       
       
       
       
       
       
       
Самочувствие
Семантика полюса Положительный полюс Отрицательный полюс Семантика полюса
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Задание 5. Проведите обследование респондента (в качестве респондента могут выступать кто-то из членов вашей семьи, друзья, соседи и т.д.) по методике САН. Обработайте результаты и оформите Протокол психодиагностического обследования. Процедура проведения методики, бланк ответов и текст опросника приведены в ПРилоЖениЯх 1, 2.

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Дата работы с методикой Фамилия, имя, отчество

Дата рождения Пол (м, ж)

Место учебы, работы (название учреждения) Образование

Название методики Результаты обследования

 

 

Выводы

 

 

Рекомендации

 

Есть ли необходимость дополнительного исследования эмоционального состояния с помощью других методик?

 

 

На какие аспекты состояния необходимо обратить особое внимание?


Задание 6. Пользуясь Т аблицей 3, напишите развернутую характеристику эмоционального состояния респондента, результаты которого представлены в Задании 5. Результаты оформите письменно.

 

характеристика эмоционального состояния

 

ФИО Возраст Пол_Время и дата обследованияХарактеристика эмоционального состояния:

 

 

Задание 7. Перед Вами стоит задача изучить психическое самочувствие в семье Васильковых, обратившихся за консультацией к психологу по поводу возникших в последние месяцы проблем в воспитании их сына Андрея,

13 лет. Пользуясь общей инструкцией к типовой карте САН (ПРилоЖение 2), сформулируйте инструкцию для родителей и ребенка. Инструкцию оформите письменно.

 

инструкция для родителей:

 

 

инструкция для андрея:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.