КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная эмоциональность 2 страница
Задание 35. Психологический центр оказывает услуги по подбору персонала. Лиц с каким типом темперамента вы бы предложили на следующие должности и почему:
начальник отдела
воспитатель в Доме ребенка
гувернер
медсестра в хосписе
спасатель
прораб
сторож
имиджмейкер
рекламный агент
Задание 36. Какие еще методы диагностики темпераментных особенностей личности Вы знаете? Напишите аннотацию к методике В.М. Русалова ОСТ и дополните ею реестр методик по психодиагностике личности.
ЗаМечаниЯ. ПРиМечаниЯ. ПРедлоЖениЯ
вводные замечания.
ПРилоЖение 5 *
Опросник свойств темперамента В.М. Русалова опирается не на традиционные представления о работе мозга и нервной системы, как например, у Я. Стреляу и Г. Айзенка, а на достижения современного функционально-системного подхода в нейропсихофизиологии. Согласно этому подходу, с одной стороны, в структуре темперамента следует выделить четыре фундаментальных измерения: 1) эргичность, 2) пластичность, 3) скорость или темп и 4) эмоциональную чувствительность; с другой стороны, необходимо учитывать, что поведение человека характеризуется двумя принципиально разными аспектами проявления.
В психологии уже давно установлено, что в процессе жизнедеятельности человек взаимодействует с предметным и социальным миром. Первый тип взаимодействия принято называть субъект- объектным взаимодействием (S-О), или предметной деятельностью, второй — субъект-субъектным взаимодействием (S-S), или общением. Ко второму типу взаимодействия может быть отнесено и отношение к себе, диалог с самим собой. Т.о. смысл и содержание предметной деятельности как таковой и коммуникативной деятельности общения совершенно различны, что является достаточным основанием для выделения двух различных аспектов темперамента — предметно-деятельностного и коммуникативного (или социального). Исходя из этого, предлагается выделить два аспекта эргичности: предметно-деятельностный и коммуникативный; два аспекта эмоциональной чувствительности: к вещам (предметам) и к людям; два аспекта пластичности: пластичность предметная и пластичность социальная; и два аспекта скорости: скорость (темп) предметная и скорость (темп) социальная.
Опросник ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержит по 12 вопросов, а 9-я шкала (шкала социальной желательности ответов) — 9 вопросов.
содержание шкал «опросника свойств темперамента».
Предметная эргичность. Включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.
Высокие показатели (9 — 12 баллов) по этой шкале свидетельствуют о выносливости и работоспособности испытуемых. Их отличает стремление к активной деятельности (умственной и физической), характеризует высокая степень вовлеченности в деятельность. Они не могут долго обходиться без дела. Испытуемых с высокими оценками отличает высокая работоспособность, энергичность и активность в достижении цели.
И, напротив, низкие показатели (3 — 4 балла) по шкале предметная эргичность указывают на снижение выносливости и ослабление психической активности. Невысокая работоспособность и быстрая утомляемость, пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности характеризует таких испытуемых. У них слабо выражены стремление к достижению и лидерству.
социальная эргичность. Содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.
Испытуемых с высокими показателями по этой шкале характеризует потребность в социальных контактах, общительность, их привлекает деятельность, связанная с общением. Для высоких значений характерны готовность к сотрудничеству, естественность и непринужденность поведения. Такие люди имеют широкий круг друзей и знакомых; они легко сходятся с людьми, охотно принимают участие во всех групповых мероприятиях.
*
1. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика: Введение в науч. психолог. исследование с элементами мат. статистики / Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — С. 321 — 328. 2. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. — СПб.: Сова, 2005. — С. 341 — 357.
Для низких значений шкалы характерны отсутствие потребности в социальных контактах, формальность межличностных отношений. Лица с низкими оценками избегают близких отношений, жизнью своих товарищей не интересуются, поддерживают лишь внешние формы товарищеских отношений, не инициативны в общении.
Пластичность. Содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.
Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о стремлении к разнообразию форм трудовой деятельности. Таких испытуемых характеризует легкость переключения с одного предмета деятельности на другой, частый переход от одного ритма работы к другому, быстрый переход с одного способа мышления на другие. Им свойственны быстрое усвоение и перестройка навыков. Такие люди обладают способностью быстро и адекватно реагировать на изменившуюся ситуацию, легко отказываются от выработанных, но уже не годных стереотипов, быстро приобретают новые привычки.
Низкие показатели характеризуют стереотипность действий, трудность перехода от одной деятельности к другой. Такие люди с трудом приспосабливаются к новым предметам, новой деятельности, так же с трудом перестраивают навыки и привычки. Их характеризует стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка. Чувства, настроения и интересы этих людей очень изменчивы. Им просто необходим частый переход от одного ритма жизни к другому.
социальная пластичность. Содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости переключения в процессе общения, гибкости, адаптивности, адекватности, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
Лица, характеризующиеся высокими показателями по данной шкале, легко приспосабливаются к изменчивым условиям общения. Они легко сходятся с новыми людьми и обладают многовариативными способами общения с ними. Причем, такие люди легко перестраиваются, учитывая настроение собеседника. Они могут легко, с ходу, включиться в разговор, а также первыми начать разговор с незнакомыми людьми. Им легко найти общий язык по сути дела с любым человеком.
И, напротив, низкие показатели по шкале социальной пластичности свидетельствуют о трудностях в общении. Таким людям трудно находиться в компании незнакомых людей, вступать в разговор с ними. Социальные контакты такие люди устанавливают медленно. Они ненаходчивы в общении, с трудом приспосабливаются к новой обстановке.
темп или скорость. Включает вопросы о быстроте моторно–двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
Лица с высокими показателями по данной шкале характеризуются быстротой реакции, высокой скоростью и эффективностью в разнообразных видах деятельности. Они быстро и легко включаются в работу и быстро ее осваивают. Их отличает высокий личный темп, быстрота реагирования. Любое дело выполняется ими быстро и достаточно точно. Движения выразительны, как правило, быстрая походка. Их привлекают занятия и игры, требующие быстроты и ловкости, любая работа, которую необходимо выполнять в быстром темпе. Таким людям трудно сидеть на одном месте.
Для низких значений данной шкалы характерны медлительность в движениях и в действиях. Движения, как правило, невыразительны. Таких испытуемых привлекает работа, которую можно выполнять, неспеша, медленно и, желательно, сидя.
социальный темп. Включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
Высокие показатели по шкале «социальный темп» свидетельствуют о том, что испытуемые живо откликаются на все предъявляемые требования и быстро устанавливают социальные контакты. Они быстро включаются в ту или другую ситуацию и немедленно реагируют на предъявленные требования. Лица, характеризующиеся высокими показателями, отличаются богатой мимикой, жестикуляцией.
Их характеризует высокий темп речи, а также быстрота суждений. Как правило, такие люди очень общительны; они говорят свободно, без запинок.
Низкие показатели по этой шкале характеризуют медленный темп речи, отсутствие жестикуляции, невыразительность мимики. Такие люди устают от длительного и оживленного общения, они предпочитают медленный, спокойный разговор.
Эмоциональность. Включает вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность к неудачам в работе.
Испытуемые, имеющие высокие показатели по этой шкале, болезненно переживают неполадки в работе. Страхи, опасения по поводу неправильно (не вовремя) выполненной работы являются постоянным спутником в жизни. Настроение таких людей обычно очень зависит от того, как выполнена их работа. Допущенные ошибки служат поводом для тревог и волнений. Предстоящие дела, а особенно дела и проверки, их особенно беспокоят. Высокая эмоциональная чувствительность к несовпадению между запланированным и реальным результатом окрашивает жизнь таких людей постоянными волнениями и тревогой.
Низкие показатели по данной шкале характеризуют спокойных невозмутимых людей, которые не расстраиваются по пустякам. Они остаются спокойными даже при больших неприятностях.
социальнаяэмоциональность. Содержитвопросы,касающиесяэмоциональнойчувствительности в коммуникативной сфере.
Высокие показатели — повышенная чувствительность в сфере межличностных отношений, незначительный повод, неудачное слово, интонация, взгляд легко вызывают волнения и переживания. Обидчивы, переживают не только по поводу того, что есть, но и что может случиться. Возможная, ожидаемая неудача, недопонимание представляют серьезный повод для беспокойства. Предъявляют высокие показатели к себе и к лицам, с которыми они взаимодействуют.
Низкие показатели — спокойствие, объективность в оценке себя, эмоциональная зрелость.
социальная желательность. Содержит вопросы на откровенность и искренность высказываний.
Высокие показатели — умышленное стремление украсить себя, показать в лучшем свете, отрицая наличие слабостей, присущих любому человеку. Неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше чем есть на самом деле. Ставят под сомнение все результаты испытуемого.
Низкие показатели — отсутствие тенденции приукрасить себя, адекватное восприятие своего поведения.
обработка результатов.
После того как испытуемые ответили на все вопросы, им предлагается подсчитать количество баллов по каждой из 8 шкал. Для этого используют ключ (таблица 16) и при каждом совпадении ответа с ключом начисляется по одному баллу.
таблица 16. ключ к методике ост
интерпретация результатов.
Особенности проведения обследования могут наложить опечаток на результаты диагностики, поэтому корректность процедуры обследования имеет большое значение для получения наиболее достоверных результатов. При одновременном обследовании группы испытуемых необходимо обеспечить самостоятельность работы каждого члена группы, исключить их влияние друг на друга; необходимо постоянное присутствие лица, проводящего исследование. Если испытуемые обращаются за консультацией, экспериментатор должен дать необходимые пояснения, но при этом напомнить, что каждый испытуемый должен руководствоваться своим собственным мнением в понимании и оценке утверждений методики. Пояснить можно лишь отдельные слова, но не смысловое содержание утверждений, так как наиболее важен тот субъективный смысл, который вкладывает в то или иное утверждение сам испытуемый.
При интерпретации полученных результатов должен соблюдаться целостный подход: показатели отдельных шкал должны рассматриваться в контексте соотношения с результатами других шкал.
Показатели от 0 до 3 баллов характеризуют низкий уровень выраженности диагностируемого свойства;
от 4 до 8 баллов — средний;
от 9 до 12 — высокий уровень диагностируемого свойства.
Вывод о доминирующем типе темперамента делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующим разным типам темперамента:
• сангвиник — среднеразвитые показатели по всем свойствам
• холерик — высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности
• флегматик — низкие показатели по всем свойствам темперамента
• меланхолик — низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности
К чистому типу темперамента человек относится только при полном совпадении степени развитости его показателей с теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях считается, что у человека имеется так называемый тип темперамента.
Отдельно для каждого испытуемого устанавливается два типа его темперамента: один, который проявляется в работе, и другой, который проявляется в общении с людьми.
ПРилоЖение 6 *
инструкция. Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните: нет «хороших «или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте плюсик в графе ответов. Если Вы выбрали ответ «нет», поставьте минусик в графе ответов. Постарайтесь ответить на вопросы как можно искренне. Ваши ответы не будут никому демонстрироваться.
* Справочник практического психолога. Психо- диагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. — СПб.: Сова, 2005. — С. 341 — 357.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |