Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникация




X

Рецензент: доктор филологических наук профессор Е.Н. Пенская


ISBN 978-5-7598-0482-6


 


©Черных А.И., 2008 © Оформление. Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Предисловие..................................................................................................................... 9

Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

1.1. Роль коммуникации в обществе............................................................... 13

1.2.Коммуникация как передача знания 16

1.2.1. Свойства знания........................................................................... 18

1.3............................................................................................................................ Коммуникация и информация 27

1.3.1............................................................................................................................ Трансмиссионная модель К. Шеннона — У. Уивера

и ее применение........................................................................................ 28

1.3.2. Основные понятия теории информации 30

1.4. Межличностная и социокультурная коммуникация ………..34

1.4.1.Язык —основа коммуникации................................................... 35

1.4.2.Специфика социокультурной коммуникации

и ее функции...........................................................................................:..37

1.4.3. Культура как текст. Понятие дискурса………………40

1.5. Масса, массовое общество и массовая коммуникация……….43

1.5.1.Масса и массовое общество...................................................... 44

1.5.2.«Толпа» и «масса»......................................................................... 45

1.5.3.Массовая коммуникация: содержание понятия................... 46

1.6. «Параметры» массовой коммуникации……………………….49

1.6.1.Масса, публика, аудитория........................................................ 50

1.6.2.Однонаправленность массовой коммуникации.................... 52

1.6.3.Роль технологий в массовой коммуникации......................... 54

1.7. Массовые коммуникации в социальном контексте………….56

1.7.1.Массовая коммуникация и развитие........................................ 56

1.7.2.«Зависимое развитие» и культурный империализм............ 58

1.7.3.За «новый мировой информационный порядок».................. 61

1.7.4.К «плюрализму» мировых коммуникаций............................. 64

Вопросы для самостоятельной работы....................................................... 68

Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт

2.1. Социологическое изучение социальных институтов....................... 69

2.1.1. Понятие социального института и история

его изучения………………………………………………………..70

2.1.2. Институты и организации........................................................... 74


Оглавление

2.2. СМИ как социальный институт.................................................................... 75

2.2.1. Специфические черты СМИ как социального

института........................................................................................................ 75

2.2.2. Масс-медиа и власть......................................................................... 78

2.3. Процесс формирования публичной сферы................................................ 79

2.3.1. Case-study — английские клубы................................................... 84

2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных
институтов................................................................................................................. 93

2.4.1. «Академический порядок знаний» — научная коммуникация...... 100

2.4.2. Массовая коммуникация как конституционно-правовая сфера... 103

Черты повседневного знания, или Мнения.............................. 104

Противоречивость конституционно-правового

порядка............................................................................................... 105

2.4.3. Глобализация и международный информационный
порядок.......................................................................................................... 109

2.5. Исследовательские перспективы............................................................... 119

Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 122

Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

3.1. Свобода слова как нормативный принцип

деятельности СМИ................................................................................................. 124

3.2. Свобода слова и современные масс-медиа............................................. 129

3.3. Модели функционирования СМИ.............................................................. 133

 

3.3.1. Авторитарная теория...................................................................... 134

3.3.2. Советская система массовой коммуникации........................... 137

3.3.3. Либертарианская теория............................................................... 138

3.3.4. Теория социальной ответственности......................................... 142

3.3.5. Модель демократического представительства....................... 145

3.3.6. Модель развития.............................................................................. 146

3.4. К социальной теории медиа: основные требования............................ 147

3.4.1. Свобода.............................................................................................. 148

3.4.2. Разнообразие..................................................................................... 149

3.4.3. Качество информации.................................................................... 151

3.4.4. Социальный порядок и солидарность....................................... 152

3.4.5. Культурный порядок...................................................................... 153

«Культурное гражданство».......................................................... 154


Оглавление

3.5. СМИ как «четвертая власть» и социальная миссия
журналистики.......................................................................................................... 156

3.5.1. Понятие власти (господства) и его смысл................................. 157

3.5.2. «Четвертая власть» versus социальная миссия........................ 159

3.6. Российские СМИ — четвертая власть?.................................................... 164

Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 174

 

Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита

до Зигмунда Фрейда.............................................................................................. 175

4.2. Возникновение американской традиции

исследований СМИ: Чикагская школа............................................................. 187

4.2.1. «Первичная группа» — основа межличностной коммуникации (Ч. Кули) 189

4.2.2. Роль стереотипов в массовой коммуникации.......................... 190

4.2.3. Коммуникация как основа общества (Р. Парк)........................ 192

4.2.4. Концепция Г. Лассуэла.................................................................. 193

СМИ и пропаганда.......................................................................... 194

Структура коммуникации............................................................. 197

Анализ контроля сообщений........................................................ 198

Анализ содержания (контент-анализ)........................................ 200

Анализ аудитории и воздействия СМИ..................................... 204

Функции массовой коммуникации, по Г. Лассуэлу............... 206

4.3. Структурный функционализм в исследованиях массовой
коммуникации......................................................................................................... 207

4.3.1. Концепция П. Лазарсфельда........................................................ 211

Повторное открытие первичной группы.................................. 212

«Лидеры мнений»............................................................................ 213

«Личное влияние»............................................................................ 214

Двухступенчатая модель коммуникации.................................. 216

4.4. «Массовое убеждение»: исследования К. Ховланда........................... 218

4.5. Итоги второго этапа...................................................................................... 220

4.5.1. Развлечение — «наркотизирующая»

функция СМИ............................................................................................... 223

4.5.2. Типология функций (основных задач) масс-медиа

в обществе..................................................................................................... 228

Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 231


Оглавление

Глава 5. Новейший этап исследований СМИ: от доминирующей к альтернативной парадигме

5.1. Смена парадигмы и институционализация
медиаисследований...................................................................................................... 233

5.1.1. Торонтская школа: Г. ИннисиМ. Мак-Люэн.................................... 235

Смена средства коммуникации — доминанта

изменений в обществе....................................................................................... 238

Средство сообщения есть сообщение....................................... 244

Развитие идей Торонтской школы.............................................. 250

5.1.2. Анненбергская школа............................................................................. 253

5.1.3. Бирмингемская школа............................................................................ 256

5.1.4. Glasgow Media Group............................................................................... 260

5.2. Постмодерн — новая культурная эпоха.................................................. 266

5.2.1. Ж. Бодрийяр: коды и «симулякры»............................................. 266

5.2.2. Ж.-Ф. Лиотар: распад метаповесгвований....................................... 271

5.2.3. Интерпретации постмодерна....................................................... 275

5.2.4. Постмодернистское «прочтение» медиа........................................... 278

5.3. Интернет — воплощение постмодерна?.................................................. 281

5.3.1. Социальные последствия сетевых коммуникаций,

или «общение» в Интернете............................................................................. 285

5.4. Проблемы медиаглобализации.......................................................................... 289

5.4.1. «Мифология» глобализации через медиа......................................... 294

5.5. Основные «поля» современных исследований.............................................. 297

Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 301

Глава 6. Исследования аудитории, или Эффекты воздействия масс-медиа

6.1. Масса, публика, аудитория: различия и особенности
формирования......................................................................................................... 303

6.1.1. Г. Тард: публика итолпа........................................................................... 304

6.1.2. Специфика массовых взаимодействий...................................... 306

6.1.3. СМИ как фактор массовизации................................................... 311

6.2. Эффекты масс-медиа..................................................................................... 314

6.2.1. Массовая паника.............................................................................. 314

6.2.2. Выборочное восприятие информации и теория когнитивногодиссонансаЛ. Фестингера 316

6.2.3. Теория «разрывов в знании», или информационного дефицита.... 320

6.2.4. Теория «пользы и удовлетворения потребностей»................. 324


6.3. Повестка дня для общества (agenda setting theory)................................ 327

6.3.1. Возникновение гипотезы................................................................ 328

6.3.2 Механизм формирования повестки дня...................................... 331

6.3.3. Индивидуальные повестки дня..................................................... 337

6.3.4. Роль повестки дня............................................................................. 339

6.4. Конструирование социальных проблем................................................... 341

6.4.1. Традиция в понимании «социальной проблемы».................... 342

6.4.2. Социальная проблема — результат «коллективного определения» 343

6.4.3. Публичные арены и их «пропускная способность»................ 349

6.4.4. «Усталость сострадать».................................................................. 351

6.5. Общественное мнение..................................................................................... 358

6.5.1. Понятие общественного мнения.................................................... 358

6.5.2. Дж. Гэллап и научное изучение общественного

мнения............................................................................................................. 361

6.5.3. Процедуры и выборка...................................................................... 366

6.5.4. Э. Ноэль-Нойман: «спираль молчания»..................................... 368

6.6. Медиаметрия: рейтинг и его роль в изучении аудитории.................... 372

6.6.1. Реклама в современном мире......................................................... 372

6.6.2. Рейтинг Нильсена.............................................................................. 375

6.6.3. Основные понятия и способы медиаизмерений........................ 376

6.6.4. Проблемы медиаизмерений............................................................ 378

6.6.5. Действенна ли реклама в СМИ?................................................... 379

6.7. Аудитории в условиях многоканальной медиасреды........................... 381

Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 382

Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма

7.1. Массовая коммуникация какдействие....................................................... 385

7.1.1. Особенности и этапы массово-коммуникативной деятельности.. 387

7.1.2. Специфика дискурса масс-медиа................................................. 389

7.1.3. Требования к информационному продукту............................... 392

7.2. Стратегии журналистской деятельности................................................. 396

7.2.1. Открытые коммуникативные задачи.......................................... 396

Информирование и репортажный способ работы............................. 397

Артикуляция независимого мнения

и расследовательский способ работы....................................... 398

Развлечение и «произвольное» обращение

с источниками................................................................................... 400


Оглавление

7.2.2. Скрытые коммуникативные задачи, или

внешние ограничители деятельности журналиста........................... 401

Скрытая реклама............................................................................ 401

Политическое давление................................................................ 402

Личные обязательства и зависимости....................................... 404

7.2.3. Совмещение конкурирующих задач —

основа коммуникативного действия журналиста............................. 404

7.2.4. Результаты журналистских практик.......................................... 406

7.3. Новые виды журналистских практик........................................................ 407

7.3.1. Журналистика «сиюминутности»............................................... 407

7.3.2. Онлайновая журналистика........................................................... 409

 

7.4. Интернет и будущее журналистики.......................................................... 411

7.5. Антропология журналистики как профессии, или Жизненные

миры журналиста.................................................................................................. 416

7.5.1. Социология профессиональных практик.................................. 416

7.5.2. Правила и практики журнализма как профессии................... 418

7.5.3. Символическое поведение журналистов.................................. 419

7.5.4. Профессиональная культура........................................................ 422

Различие «профессиональной культуры»

и субкультуры профессии............................................................. 422

7.5.5. Профессиональная идентичность............................................... 423

7.5.6. Компенсирующие стратегии журналистской идентичности...... 425

7.5.7. Карьера журналиста, или Дополняющие

идентичности............................................................................................... 428

7.6. Проблемы медиаэтики, или Моральный выбор

журналиста.............................................................................................................. 429

Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 432

Заключение............................................................................................................. 433

Словарь терминов.................................................................................................. 434

Литература к курсу «Социология массовых коммуникаций»................... 445

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

_____________________________________________________________

 

Учебное пособие «Социология массовых коммуникаций» подготов­лено на основе курса лекций, прочитанных в течение ряда лет студен­там отделения деловой и политической журналистики факультета при­кладной политологии ГУ ВШЭ. Этот учебный курс предназначен для подготовки журналистов-аналитиков, что задало его содержание. Ос­новная его цель — рассмотреть, с одной стороны, реальные пробле­мы, которые характеризуют предметное поле бурно развивающихся современных массовых коммуникаций, а с другой — проанализиро­вать и систематизировать основные исследовательские подходы и ме­тоды изучения сложного и многообразного социального феномена, ставшего на протяжение последних десятилетий решающим факто­ром резкого изменения мира. Эти существенные обстоятельства оп­ределили характер и структуру книги.

Университетский курс традиционно включает систематическое изложение принципов и правил изучения предмета той или иной на­учной дисциплины, испытанных временем и признанных научным со­обществом в качестве классических. Такой подход в отношении дан­ного курса невозможен, ибо сама коммуникативистика, частью ко­торой является социология массовых коммуникаций, — все еще фор­мирующаяся наука, междисциплинарная по своей сути (сам предмет изучения подвижен, меняется на глазах), а потому демонстрирующая множественность теоретических подходов. Подобные незавершен­ность и неопределенность хорошо заметны в статьях самых, пожалуй, авторитетных научных словарей. Так, в Большом толковом социоло­гическом словаре Collins дается следующее определение социологии массовых коммуникаций: «Подраздел социологии, занимающийся изучением средств массовой коммуникации. На практике она при­влекла специалистов многих научных дисциплин, внесших в нее раз-


Предисловие

нообразие теоретических подходов». В The Penguin Dictionary of Sociology какое-либо определение вообще отсутствует, а статья под тем же на­званием начинается словами: «Исследователи, работающие в этой об­ласти, в настоящее время в основном занимаются тремя проблема­ми...»: это, во-первых, изучение сообщений массовой коммуникации на основе различных подходов; во-вторых, исследования институци­онально-организационных форм медиа и их персонала, включающие проблемы собственности в сфере СМИ и контроля за ними, а также изучение основных принципов, которыми руководствуются в своей деятельности журналисты; в-третьих, анализ эффектов воздействия СМИ на аудитории. Последняя проблема вызывает особый исследо­вательский интерес в силу того, что вопрос о реальном воздействии медиа на аудиторию, особенно в условиях экспоненциального роста сетевых СМИ, остается открытым. Преимущество такого не жестко фиксированного изложения связано с открытостью и многослойнос-тью самого предметного поля изучения — современных медиа. Все эти проблемы нашли свое отражение в учебном пособии.

В основу изложения учебного материала положено когнитивное понимание современной массовой коммуникации, транслирующей создаваемые в процессе производства информационного продукта смыслы, т.е. знания о мире. Материалы, представленные в книге, фик­сируют наличное состояние дел в исследовании современной массо­вой коммуникации и демонстрируют открытый характер исследова­тельского поля.

Изложенные выше соображения обусловили значительные со­держательные отличия данного учебника от существующих отече­ственных изданий, прежде всего глубоких и хорошо фундированных работ Л.Н. Федотовой (см., например: ФедотоваЛ.Н. Социология мас­совой коммуникации: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003), где весьма подробно анализируется, наряду с прочим, практика социологичес­кого изучения данного феномена по всем его основным направлени­ям — материалов СМИ с помощью контент-анализа, аудитории, об­щественного мнения и т.п. — на основе эмпирических исследований, проводимых отечественными учеными.

Учитывая особенности контингента слушателей, профессио­нальная деятельность которых требует аналитических навыков, но не


Предисловие

предполагает проведения конкретных эмпирических исследований, автор стремился наполнить курс познавательными составляющими, предлагая в нем некоторые современные подходы к проблемам пони­мания знания (К. Поппер) и порядков знания (Г. Шпинер), отталкива­ясь от классического понятия информации и ее передчи («цепь Шен­нона — Уивера»). Все это позволило, как представляется, более глу­боко осмыслить и показать основные механизмы функционирования массовой коммуникации как специфического социального институ­та современного общества (гл. 2).

Проблема свободы слова как основы существования и деятель­ности СМИ с момента возникновения первого из них— газет, — раз­витие нормативных принципов социально-институционализирован­ной системы массовых коммуникаций в процессе их исторической эволюции, проблемы «четвертой власти» рассматриваются в гл. 3.

История формирования научного изучения СМИ и современ­ных подходов к анализу массовой коммуникации (гл. 4 и 5) развора­чивается на фоне реальных, постоянно возникающих проблем, мно­гие из которых до сих пор не имеют однозначного решения, прежде всего в силу открытости и изменчивости самого процесса распрост­ранения информации в обществе.

Ориентация СМИ на аудиторию как основной объект деятель­ности естественным образом требовала рассмотрения эффектов воз­действия и способов взаимодействия этих двух основных агентов ин­формационного процесса (гл. 6). Особое внимание при этом было об­ращено на такие, сравнительно плохо представленные в отечествен­ной литературе, проблемы, как формирование «повестки дня» и ме­ханизмы выдвижения социальных вопросов, требующих публичного обсуждения, анализ исследований двусмысленного образования — и существующего и как бы не существующего, но в этом своем при­зрачном существовании оказывающего огромное влияние на полити­ческую жизнь, — общественного мнения, а также точным методам фик­сации внимания аудитории на различных каналах информации — ме-диаметрии. Здесь же анализируются новые электронные медиа, прежде всего Интернет, формирующие принципиально иной тип социальных связей и массовой коммуникации, приобретающей диалоговый харак­тер с точки зрения изменения индивидуального опыта и восприятия новых медиа как процесса изменения традиционных аудиторий.


Предисловие

Завершающая глава посвящена анализу изменений роли и мес­та журналиста в информационном обществе, реальным практикам журналистской деятельности в условиях рынка, что является предме­том оживленных дискуссий как в профессиональном, так и научном сообществе.

Понимая всю сложность поставленной задачи и ограниченность собственных возможностей в силу практической необъятности проб­лемного поля, автор часто вспоминал слова знаменитого лексикогра­фа, создателя первого словаря английского языка доктора Джонсона: «Все часы врут, но и показывают какое-то время». Хочется надеяться, что данный учебник поможет студентам яснее представить будущую профессиональную деятельность и проблемы, которые подстерегают их на этом пути.

 


 

Глава 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.296 сек.