КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникация
X Рецензент: доктор филологических наук профессор Е.Н. Пенская ISBN 978-5-7598-0482-6
©Черных А.И., 2008 © Оформление. Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ Предисловие..................................................................................................................... 9 Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе 1.1. Роль коммуникации в обществе............................................................... 13 1.2.Коммуникация как передача знания 16 1.2.1. Свойства знания........................................................................... 18 1.3............................................................................................................................ Коммуникация и информация 27 1.3.1............................................................................................................................ Трансмиссионная модель К. Шеннона — У. Уивера и ее применение........................................................................................ 28 1.3.2. Основные понятия теории информации 30 1.4. Межличностная и социокультурная коммуникация ………..34 1.4.1.Язык —основа коммуникации................................................... 35 1.4.2.Специфика социокультурной коммуникации и ее функции...........................................................................................:..37 1.4.3. Культура как текст. Понятие дискурса………………40 1.5. Масса, массовое общество и массовая коммуникация……….43 1.5.1.Масса и массовое общество...................................................... 44 1.5.2.«Толпа» и «масса»......................................................................... 45 1.5.3.Массовая коммуникация: содержание понятия................... 46 1.6. «Параметры» массовой коммуникации……………………….49 1.6.1.Масса, публика, аудитория........................................................ 50 1.6.2.Однонаправленность массовой коммуникации.................... 52 1.6.3.Роль технологий в массовой коммуникации......................... 54 1.7. Массовые коммуникации в социальном контексте………….56 1.7.1.Массовая коммуникация и развитие........................................ 56 1.7.2.«Зависимое развитие» и культурный империализм............ 58 1.7.3.За «новый мировой информационный порядок».................. 61 1.7.4.К «плюрализму» мировых коммуникаций............................. 64 Вопросы для самостоятельной работы....................................................... 68 Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт 2.1. Социологическое изучение социальных институтов....................... 69 2.1.1. Понятие социального института и история его изучения………………………………………………………..70 2.1.2. Институты и организации........................................................... 74 Оглавление 2.2. СМИ как социальный институт.................................................................... 75 2.2.1. Специфические черты СМИ как социального института........................................................................................................ 75 2.2.2. Масс-медиа и власть......................................................................... 78 2.3. Процесс формирования публичной сферы................................................ 79 2.3.1. Case-study — английские клубы................................................... 84 2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных 2.4.1. «Академический порядок знаний» — научная коммуникация...... 100 2.4.2. Массовая коммуникация как конституционно-правовая сфера... 103 Черты повседневного знания, или Мнения.............................. 104 Противоречивость конституционно-правового порядка............................................................................................... 105 2.4.3. Глобализация и международный информационный 2.5. Исследовательские перспективы............................................................... 119 Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 122 Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ 3.1. Свобода слова как нормативный принцип деятельности СМИ................................................................................................. 124 3.2. Свобода слова и современные масс-медиа............................................. 129 3.3. Модели функционирования СМИ.............................................................. 133
3.3.1. Авторитарная теория...................................................................... 134 3.3.2. Советская система массовой коммуникации........................... 137 3.3.3. Либертарианская теория............................................................... 138 3.3.4. Теория социальной ответственности......................................... 142 3.3.5. Модель демократического представительства....................... 145 3.3.6. Модель развития.............................................................................. 146 3.4. К социальной теории медиа: основные требования............................ 147 3.4.1. Свобода.............................................................................................. 148 3.4.2. Разнообразие..................................................................................... 149 3.4.3. Качество информации.................................................................... 151 3.4.4. Социальный порядок и солидарность....................................... 152 3.4.5. Культурный порядок...................................................................... 153 «Культурное гражданство».......................................................... 154 Оглавление 3.5. СМИ как «четвертая власть» и социальная миссия 3.5.1. Понятие власти (господства) и его смысл................................. 157 3.5.2. «Четвертая власть» versus социальная миссия........................ 159 3.6. Российские СМИ — четвертая власть?.................................................... 164 Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 174
Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы 4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда.............................................................................................. 175 4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа............................................................. 187 4.2.1. «Первичная группа» — основа межличностной коммуникации (Ч. Кули) 189 4.2.2. Роль стереотипов в массовой коммуникации.......................... 190 4.2.3. Коммуникация как основа общества (Р. Парк)........................ 192 4.2.4. Концепция Г. Лассуэла.................................................................. 193 СМИ и пропаганда.......................................................................... 194 Структура коммуникации............................................................. 197 Анализ контроля сообщений........................................................ 198 Анализ содержания (контент-анализ)........................................ 200 Анализ аудитории и воздействия СМИ..................................... 204 Функции массовой коммуникации, по Г. Лассуэлу............... 206 4.3. Структурный функционализм в исследованиях массовой 4.3.1. Концепция П. Лазарсфельда........................................................ 211 Повторное открытие первичной группы.................................. 212 «Лидеры мнений»............................................................................ 213 «Личное влияние»............................................................................ 214 Двухступенчатая модель коммуникации.................................. 216 4.4. «Массовое убеждение»: исследования К. Ховланда........................... 218 4.5. Итоги второго этапа...................................................................................... 220 4.5.1. Развлечение — «наркотизирующая» функция СМИ............................................................................................... 223 4.5.2. Типология функций (основных задач) масс-медиа в обществе..................................................................................................... 228 Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 231 Оглавление Глава 5. Новейший этап исследований СМИ: от доминирующей к альтернативной парадигме 5.1. Смена парадигмы и институционализация 5.1.1. Торонтская школа: Г. ИннисиМ. Мак-Люэн.................................... 235 Смена средства коммуникации — доминанта изменений в обществе....................................................................................... 238 Средство сообщения есть сообщение....................................... 244 Развитие идей Торонтской школы.............................................. 250 5.1.2. Анненбергская школа............................................................................. 253 5.1.3. Бирмингемская школа............................................................................ 256 5.1.4. Glasgow Media Group............................................................................... 260 5.2. Постмодерн — новая культурная эпоха.................................................. 266 5.2.1. Ж. Бодрийяр: коды и «симулякры»............................................. 266 5.2.2. Ж.-Ф. Лиотар: распад метаповесгвований....................................... 271 5.2.3. Интерпретации постмодерна....................................................... 275 5.2.4. Постмодернистское «прочтение» медиа........................................... 278 5.3. Интернет — воплощение постмодерна?.................................................. 281 5.3.1. Социальные последствия сетевых коммуникаций, или «общение» в Интернете............................................................................. 285 5.4. Проблемы медиаглобализации.......................................................................... 289 5.4.1. «Мифология» глобализации через медиа......................................... 294 5.5. Основные «поля» современных исследований.............................................. 297 Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 301 Глава 6. Исследования аудитории, или Эффекты воздействия масс-медиа 6.1. Масса, публика, аудитория: различия и особенности 6.1.1. Г. Тард: публика итолпа........................................................................... 304 6.1.2. Специфика массовых взаимодействий...................................... 306 6.1.3. СМИ как фактор массовизации................................................... 311 6.2. Эффекты масс-медиа..................................................................................... 314 6.2.1. Массовая паника.............................................................................. 314 6.2.2. Выборочное восприятие информации и теория когнитивногодиссонансаЛ. Фестингера 316 6.2.3. Теория «разрывов в знании», или информационного дефицита.... 320 6.2.4. Теория «пользы и удовлетворения потребностей»................. 324 6.3. Повестка дня для общества (agenda setting theory)................................ 327 6.3.1. Возникновение гипотезы................................................................ 328 6.3.2 Механизм формирования повестки дня...................................... 331 6.3.3. Индивидуальные повестки дня..................................................... 337 6.3.4. Роль повестки дня............................................................................. 339 6.4. Конструирование социальных проблем................................................... 341 6.4.1. Традиция в понимании «социальной проблемы».................... 342 6.4.2. Социальная проблема — результат «коллективного определения» 343 6.4.3. Публичные арены и их «пропускная способность»................ 349 6.4.4. «Усталость сострадать».................................................................. 351 6.5. Общественное мнение..................................................................................... 358 6.5.1. Понятие общественного мнения.................................................... 358 6.5.2. Дж. Гэллап и научное изучение общественного мнения............................................................................................................. 361 6.5.3. Процедуры и выборка...................................................................... 366 6.5.4. Э. Ноэль-Нойман: «спираль молчания»..................................... 368 6.6. Медиаметрия: рейтинг и его роль в изучении аудитории.................... 372 6.6.1. Реклама в современном мире......................................................... 372 6.6.2. Рейтинг Нильсена.............................................................................. 375 6.6.3. Основные понятия и способы медиаизмерений........................ 376 6.6.4. Проблемы медиаизмерений............................................................ 378 6.6.5. Действенна ли реклама в СМИ?................................................... 379 6.7. Аудитории в условиях многоканальной медиасреды........................... 381 Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 382 Глава 7. Профессиональные практики современного журнализма 7.1. Массовая коммуникация какдействие....................................................... 385 7.1.1. Особенности и этапы массово-коммуникативной деятельности.. 387 7.1.2. Специфика дискурса масс-медиа................................................. 389 7.1.3. Требования к информационному продукту............................... 392 7.2. Стратегии журналистской деятельности................................................. 396 7.2.1. Открытые коммуникативные задачи.......................................... 396 Информирование и репортажный способ работы............................. 397 Артикуляция независимого мнения и расследовательский способ работы....................................... 398 Развлечение и «произвольное» обращение с источниками................................................................................... 400 Оглавление 7.2.2. Скрытые коммуникативные задачи, или внешние ограничители деятельности журналиста........................... 401 Скрытая реклама............................................................................ 401 Политическое давление................................................................ 402 Личные обязательства и зависимости....................................... 404 7.2.3. Совмещение конкурирующих задач — основа коммуникативного действия журналиста............................. 404 7.2.4. Результаты журналистских практик.......................................... 406 7.3. Новые виды журналистских практик........................................................ 407 7.3.1. Журналистика «сиюминутности»............................................... 407 7.3.2. Онлайновая журналистика........................................................... 409
7.4. Интернет и будущее журналистики.......................................................... 411 7.5. Антропология журналистики как профессии, или Жизненные миры журналиста.................................................................................................. 416 7.5.1. Социология профессиональных практик.................................. 416 7.5.2. Правила и практики журнализма как профессии................... 418 7.5.3. Символическое поведение журналистов.................................. 419 7.5.4. Профессиональная культура........................................................ 422 Различие «профессиональной культуры» и субкультуры профессии............................................................. 422 7.5.5. Профессиональная идентичность............................................... 423 7.5.6. Компенсирующие стратегии журналистской идентичности...... 425 7.5.7. Карьера журналиста, или Дополняющие идентичности............................................................................................... 428 7.6. Проблемы медиаэтики, или Моральный выбор журналиста.............................................................................................................. 429 Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 432 Заключение............................................................................................................. 433 Словарь терминов.................................................................................................. 434 Литература к курсу «Социология массовых коммуникаций»................... 445
ПРЕДИСЛОВИЕ _____________________________________________________________
Учебное пособие «Социология массовых коммуникаций» подготовлено на основе курса лекций, прочитанных в течение ряда лет студентам отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии ГУ ВШЭ. Этот учебный курс предназначен для подготовки журналистов-аналитиков, что задало его содержание. Основная его цель — рассмотреть, с одной стороны, реальные проблемы, которые характеризуют предметное поле бурно развивающихся современных массовых коммуникаций, а с другой — проанализировать и систематизировать основные исследовательские подходы и методы изучения сложного и многообразного социального феномена, ставшего на протяжение последних десятилетий решающим фактором резкого изменения мира. Эти существенные обстоятельства определили характер и структуру книги. Университетский курс традиционно включает систематическое изложение принципов и правил изучения предмета той или иной научной дисциплины, испытанных временем и признанных научным сообществом в качестве классических. Такой подход в отношении данного курса невозможен, ибо сама коммуникативистика, частью которой является социология массовых коммуникаций, — все еще формирующаяся наука, междисциплинарная по своей сути (сам предмет изучения подвижен, меняется на глазах), а потому демонстрирующая множественность теоретических подходов. Подобные незавершенность и неопределенность хорошо заметны в статьях самых, пожалуй, авторитетных научных словарей. Так, в Большом толковом социологическом словаре Collins дается следующее определение социологии массовых коммуникаций: «Подраздел социологии, занимающийся изучением средств массовой коммуникации. На практике она привлекла специалистов многих научных дисциплин, внесших в нее раз- Предисловие нообразие теоретических подходов». В The Penguin Dictionary of Sociology какое-либо определение вообще отсутствует, а статья под тем же названием начинается словами: «Исследователи, работающие в этой области, в настоящее время в основном занимаются тремя проблемами...»: это, во-первых, изучение сообщений массовой коммуникации на основе различных подходов; во-вторых, исследования институционально-организационных форм медиа и их персонала, включающие проблемы собственности в сфере СМИ и контроля за ними, а также изучение основных принципов, которыми руководствуются в своей деятельности журналисты; в-третьих, анализ эффектов воздействия СМИ на аудитории. Последняя проблема вызывает особый исследовательский интерес в силу того, что вопрос о реальном воздействии медиа на аудиторию, особенно в условиях экспоненциального роста сетевых СМИ, остается открытым. Преимущество такого не жестко фиксированного изложения связано с открытостью и многослойнос-тью самого предметного поля изучения — современных медиа. Все эти проблемы нашли свое отражение в учебном пособии. В основу изложения учебного материала положено когнитивное понимание современной массовой коммуникации, транслирующей создаваемые в процессе производства информационного продукта смыслы, т.е. знания о мире. Материалы, представленные в книге, фиксируют наличное состояние дел в исследовании современной массовой коммуникации и демонстрируют открытый характер исследовательского поля. Изложенные выше соображения обусловили значительные содержательные отличия данного учебника от существующих отечественных изданий, прежде всего глубоких и хорошо фундированных работ Л.Н. Федотовой (см., например: ФедотоваЛ.Н. Социология массовой коммуникации: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003), где весьма подробно анализируется, наряду с прочим, практика социологического изучения данного феномена по всем его основным направлениям — материалов СМИ с помощью контент-анализа, аудитории, общественного мнения и т.п. — на основе эмпирических исследований, проводимых отечественными учеными. Учитывая особенности контингента слушателей, профессиональная деятельность которых требует аналитических навыков, но не Предисловие предполагает проведения конкретных эмпирических исследований, автор стремился наполнить курс познавательными составляющими, предлагая в нем некоторые современные подходы к проблемам понимания знания (К. Поппер) и порядков знания (Г. Шпинер), отталкиваясь от классического понятия информации и ее передчи («цепь Шеннона — Уивера»). Все это позволило, как представляется, более глубоко осмыслить и показать основные механизмы функционирования массовой коммуникации как специфического социального института современного общества (гл. 2). Проблема свободы слова как основы существования и деятельности СМИ с момента возникновения первого из них— газет, — развитие нормативных принципов социально-институционализированной системы массовых коммуникаций в процессе их исторической эволюции, проблемы «четвертой власти» рассматриваются в гл. 3. История формирования научного изучения СМИ и современных подходов к анализу массовой коммуникации (гл. 4 и 5) разворачивается на фоне реальных, постоянно возникающих проблем, многие из которых до сих пор не имеют однозначного решения, прежде всего в силу открытости и изменчивости самого процесса распространения информации в обществе. Ориентация СМИ на аудиторию как основной объект деятельности естественным образом требовала рассмотрения эффектов воздействия и способов взаимодействия этих двух основных агентов информационного процесса (гл. 6). Особое внимание при этом было обращено на такие, сравнительно плохо представленные в отечественной литературе, проблемы, как формирование «повестки дня» и механизмы выдвижения социальных вопросов, требующих публичного обсуждения, анализ исследований двусмысленного образования — и существующего и как бы не существующего, но в этом своем призрачном существовании оказывающего огромное влияние на политическую жизнь, — общественного мнения, а также точным методам фиксации внимания аудитории на различных каналах информации — ме-диаметрии. Здесь же анализируются новые электронные медиа, прежде всего Интернет, формирующие принципиально иной тип социальных связей и массовой коммуникации, приобретающей диалоговый характер с точки зрения изменения индивидуального опыта и восприятия новых медиа как процесса изменения традиционных аудиторий. Предисловие Завершающая глава посвящена анализу изменений роли и места журналиста в информационном обществе, реальным практикам журналистской деятельности в условиях рынка, что является предметом оживленных дискуссий как в профессиональном, так и научном сообществе. Понимая всю сложность поставленной задачи и ограниченность собственных возможностей в силу практической необъятности проблемного поля, автор часто вспоминал слова знаменитого лексикографа, создателя первого словаря английского языка доктора Джонсона: «Все часы врут, но и показывают какое-то время». Хочется надеяться, что данный учебник поможет студентам яснее представить будущую профессиональную деятельность и проблемы, которые подстерегают их на этом пути.
Глава 1
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |