КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И массовой коммуникации
Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе поскольку отправитель удален от потенциального адресата. В этих условиях необходимая для эффективной коммуникации обратная связь может быть обеспечена лишь при помощи внешних, т.е. дополнительных по отношению к масс-медиа средств, в качестве которых выступают специальные исследовательские организации (в частности те же институты по изучению общественного мнения), базирующиеся на полученных в рамках социологии массовой коммуникации результатах и широко использующие ее достижения. В связи с этим без преувеличения можно сказать, что возникновение (в рамках американской социологической традиции) и дальнейшее развитие этой научной дисциплины было вызвано к жизни не только исследовательским интересом, но и практическими потребностями эффективного функционирования современных медийных средств. Одной из основных целей социологических исследований массовой коммуникации, в ходе которых анализируется социальный состав аудитории, ее динамика и текучесть, а также размер является изучение влияния информации, транслируемой СМИ на аудиторию. Коммерциализация СМИ привела к созданию особой сферы исследования аудитории — популярности различных изданий, каналов, передач, или рейтингам, числовым показателям изучения аудитории, фиксирующими степень внимания к ним. Применительно к радио и телевещанию это, как правило, техническая фиксация количества домовладений, принимающих те или иные передачи, чем занимаются специальные службы, обычно создаваемые крупными вещательными корпорациями. В США наибольшим авторитетом в этой сфере пользуются рейтинги, определяемые компанией Нильсена (см. гл. 6). Полученные данные выражаются в индексах популярности (rating points), которые напрямую влияют на конкурентоспособность тех или иных СМИ. 1.6.3 Роль технологий в массовой коммуникации Технологии — то, что в «цепи Шеннона», или «трансмиссионной модели передачи информации», выступает под названием канала и кратко было проанализировано выше в целях сохранения логики изложения. 1.6. «Параметры» массовой коммуникации Однако учитывая все возрастающую роль технологического фактора в развитии СМИ, следует остановиться на этой проблеме подробнее. Историю масс-медиа обычно ведут от появления в середине XVTI в. газет современного типа, обязанных своим возникновением технологии книгопечатания. Аудиовизуальные формы СМИ зародились в конце XIX в. также в связи с грандиозными техническими инновациями. Трудно не согласиться с одним из наиболее интересных исследователей в области коммуникативистики канадским ученым Маршаллом Мак-Люэном(1911 — 1980), выразившем это обстоятельство в одной фразе: «Medium is a message» (средство коммуникации есть сообщение). Именно техническое развитие в конечном счете приводило к расширению влияния СМИ и изменению их социальной функции. В этом смысле СМИ представляют собой, в первую очередь, производство, подобное фабричному массовому. Удивительно, пишет современный английский исследователь, насколько производство телевизионных программ или современной газеты напоминает производство холодильников. Здесь также налицо разделение труда, сложнейшая организационная структура и огромные инвестиции1. Кроме того, потребители СМИ также, как потребители промышленных товаров, должны выбирать из предложений, имеющихся на рынке. Как и на любом рынке, потребители имеют очень мало реальных возможностей контролировать или проверять качество предлагаемого им товара. В последнее время, благодаря развитию новых технологий СМИ, кабельному и спутниковому телевидению, Интернету, возникают но-вые — интерактивные — СМИ, деятельность которых регулируется уже не только производителями, но и непосредственными потребителями. Именно принципиальное технологическое отличие новых масс-медиа от традиционных означает размывание «трансмиссионной модели» передачи информации с минимальной «обратной свя-зью» и отказ от пассивной фигуры реципиента как члена аудитории. В основе интерактивного общения лежит традиционная межличностная коммуникация, примером которой является беседа. _____________________ 1 Barrat D. Media Sociology. L.: Sage, 1986. P. 15. Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе 1.7 Массовые коммуникации в социальном контексте История развития масс-медиа — история не только технических инноваций. Становление средств массовой информации связано, прежде всего, с грандиозными социальными инновациями, а ступени развития масс-медиа совпадают с этапами социального развития современного общества. Так, возникновение первых газет в современном смысле этого слова связано с появлением и усилением нового класса — буржуазии, для которого они стали средством реализации его экономических, политических и культурных целей. Впоследствии СМИ превращаются едва ли не в основной инструмент экономических и политических взаимодействий и конфликтов в обществе, в необходимую предпосылку становления либеральной экономики и конституционной демократии, как, впрочем, и бюрократических экономик, и авторитарных, и тоталитарных политических режимов. Развитие СМИ шло в ногу с изменениями в социальной и культурной организации, нередко инициируя их: урбанизация, подъем жизненных стандартов и увеличение свободного времени, становление современной бюрократии и другие глобальные социокультурные процессы были бы просто немыслимы без средств массовой коммуникации. Газета — не только символ масс-медиа, но и символ современного мира. За последние четыре десятилетия при анализе тенденций в сфере мировых информационных процессов наиболее влиятельными были три теоретических подхода, которые по характеру рассматриваемых проблем можно определить следующим образом: 1. коммуникация и развитие, 2. культурный империализм, 3. плюрализм коммуникаций.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |