Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И массовой коммуникации





 

Парамет­ры комму­никации Межличностная коммуникация Массовая коммуникация
Источник Семья, соседи Институт, организация
Канал «Лицом к лицу» Технологический
Время передачи Непосредственно Непосредственно или с задержкой
Расстояние Интимное, замкнутое: интимная коммуникация — 15-45 см Личная — 45-75 см Дистанцированная -75-120 см, 1-2 м Отдаленное Социальная коммуникация — 120-360 см, 3-6 м Публичная или общественная коммуни­кация — более 3—6 м
Приемник Семья, соседи разнородная по составу, но относитель­но однородная по интересам и вкусам аудитория
Обратная связь Прямая Непрямая или отложенная
Характер регулиро-нания Личный, индивиду­ально-идентифици­руемый Бюрократически фрагментарный (внут­ри организации)
Функции Передача социаль­ного опыта, социа­лизация; изменение мнений индивида и его установок; социальная ориен­тация; побуждение к деятельности; убеждение Для индивида Для общества '
        информационная информационная
        личностной иденти­фикации социальной связи
        интеграции и соци­ального общения обеспечение пре­емственности
        рекреационная, раз­влекательная рекреационно-развлекательная
          мобилизационная
       

Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

поскольку отправитель удален от потенциального адресата. В этих ус­ловиях необходимая для эффективной коммуникации обратная связь может быть обеспечена лишь при помощи внешних, т.е. дополнитель­ных по отношению к масс-медиа средств, в качестве которых высту­пают специальные исследовательские организации (в частности те же институты по изучению общественного мнения), базирующиеся на полученных в рамках социологии массовой коммуникации результа­тах и широко использующие ее достижения. В связи с этим без пре­увеличения можно сказать, что возникновение (в рамках американс­кой социологической традиции) и дальнейшее развитие этой научной дисциплины было вызвано к жизни не только исследовательским ин­тересом, но и практическими потребностями эффективного функци­онирования современных медийных средств.

Одной из основных целей социологических исследований мас­совой коммуникации, в ходе которых анализируется социальный со­став аудитории, ее динамика и текучесть, а также размер является изу­чение влияния информации, транслируемой СМИ на аудиторию. Коммерциализация СМИ привела к созданию особой сферы иссле­дования аудитории — популярности различных изданий, каналов, пе­редач, или рейтингам, числовым показателям изучения аудитории, фик­сирующими степень внимания к ним. Применительно к радио и теле­вещанию это, как правило, техническая фиксация количества домо­владений, принимающих те или иные передачи, чем занимаются спе­циальные службы, обычно создаваемые крупными вещательными кор­порациями. В США наибольшим авторитетом в этой сфере пользуют­ся рейтинги, определяемые компанией Нильсена (см. гл. 6). Получен­ные данные выражаются в индексах популярности (rating points), кото­рые напрямую влияют на конкурентоспособность тех или иных СМИ.

1.6.3

Роль технологий в массовой коммуникации

Технологии — то, что в «цепи Шеннона», или «трансмиссионной моде­ли передачи информации», выступает под названием канала и кратко было проанализировано выше в целях сохранения логики изложения.


1.6. «Параметры» массовой коммуникации

Однако учитывая все возрастающую роль технологического фактора в развитии СМИ, следует остановиться на этой проблеме подробнее.

Историю масс-медиа обычно ведут от появления в середине XVTI в. газет современного типа, обязанных своим возникновением техно­логии книгопечатания. Аудиовизуальные формы СМИ зародились в конце XIX в. также в связи с грандиозными техническими инноваци­ями. Трудно не согласиться с одним из наиболее интересных исследо­вателей в области коммуникативистики канадским ученым Маршал­лом Мак-Люэном(1911 — 1980), выразившем это обстоятельство в од­ной фразе: «Medium is a message» (средство коммуникации есть сооб­щение).

Именно техническое развитие в конечном счете приводило к рас­ширению влияния СМИ и изменению их социальной функции. В этом смысле СМИ представляют собой, в первую очередь, производство, подобное фабричному массовому. Удивительно, пишет современный английский исследователь, насколько производство телевизионных программ или современной газеты напоминает производство холо­дильников. Здесь также налицо разделение труда, сложнейшая орга­низационная структура и огромные инвестиции1. Кроме того, потре­бители СМИ также, как потребители промышленных товаров, долж­ны выбирать из предложений, имеющихся на рынке. Как и на любом рынке, потребители имеют очень мало реальных возможностей конт­ролировать или проверять качество предлагаемого им товара.

В последнее время, благодаря развитию новых технологий СМИ, кабельному и спутниковому телевидению, Интернету, возникают но-вые — интерактивные — СМИ, деятельность которых регулируется уже не только производителями, но и непосредственными потреби­телями. Именно принципиальное технологическое отличие новых масс-медиа от традиционных означает размывание «трансмиссион­ной модели» передачи информации с минимальной «обратной свя-зью» и отказ от пассивной фигуры реципиента как члена аудитории. В основе интерактивного общения лежит традиционная межличнос­тная коммуникация, примером которой является беседа.

_____________________

1 Barrat D. Media Sociology. L.: Sage, 1986. P. 15.


Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

1.7

Массовые коммуникации

в социальном контексте

История развития масс-медиа — история не только технических инно­ваций. Становление средств массовой информации связано, прежде всего, с грандиозными социальными инновациями, а ступени разви­тия масс-медиа совпадают с этапами социального развития современ­ного общества. Так, возникновение первых газет в современном смыс­ле этого слова связано с появлением и усилением нового класса — буржуазии, для которого они стали средством реализации его эконо­мических, политических и культурных целей. Впоследствии СМИ пре­вращаются едва ли не в основной инструмент экономических и поли­тических взаимодействий и конфликтов в обществе, в необходимую предпосылку становления либеральной экономики и конституцион­ной демократии, как, впрочем, и бюрократических экономик, и авто­ритарных, и тоталитарных политических режимов.

Развитие СМИ шло в ногу с изменениями в социальной и куль­турной организации, нередко инициируя их: урбанизация, подъем жиз­ненных стандартов и увеличение свободного времени, становление со­временной бюрократии и другие глобальные социокультурные процес­сы были бы просто немыслимы без средств массовой коммуникации. Газета — не только символ масс-медиа, но и символ современного мира.

За последние четыре десятилетия при анализе тенденций в сфе­ре мировых информационных процессов наиболее влиятельными были три теоретических подхода, которые по характеру рассматрива­емых проблем можно определить следующим образом:

1. коммуникация и развитие,

2. культурный империализм,

3. плюрализм коммуникаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.