КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. • Оригинал-макет подготовлен 000 «Софит-Принт» Художник обложки М.Л
Том 1 Зав. редакцией А.И. Павлова • Оригинал-макет подготовлен 000 «Софит-Принт» Художник обложки М.Л. Уранова Корректор Т.Я. Кокорева Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96. Гигиенический сертификат № 77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98. Сдано в набор 25.04.99. Подписано в печать 08.06.99. Формат 60х90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 19,5. Тираж 200 000 экз. (1-й завод 1—15 000 экз.). Зак.№1770. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 117571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 932-56-19. E-mail: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru Государственное унитарное предприятие ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Государственного комитета Российской Федерации по печати. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59. Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к человеческой индивидуальности. Люди хотят знать свои возможности и ограничения, и их внимание привлекают как особенности собственной личности, так и закономерные проявления внутреннего мира окружающих. Человек на пороге третьего тысячелетия ощутил острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Искусство жить в сложном и динамическом мире конца XX столетия требует от нас умения заглянуть за грань очевидного и прикоснуться к глубинам человеческой психики. Именно эту задачу позволяет решить своими средствами психологическое тестирование. В настоящее время тестирование достаточно широко используется в различных сферах общественной практики. Это обстоятельство хорошо отражает отчетливо обозначившуюся тенденцию признания ведущей роли человека в любых системах деятельности. Именно интеллектуальные, эмоциональные и личностные особенности определяют успех или неуспех субъекта в конкретных жизненных ситуациях. Тесты и иные психодиагностические процедуры позволяют быстро и довольно точно определить, какими именно качествами обладает данный человек. Полученные таким способом знания дают возможность понять многое из уже случившегося в судьбе индивида, спрогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели. Главная задача психологических тестов состоит в измерении различий между людьми или между реакциями одного человека в разных условиях. Считается, что первоначально тесты были созданы для выявления умственно отсталых индивидов. В итоге они получили распространение в клинике при дифференцировании типа нервной системы человека, обследовании правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими видами расстройств. Сегодня тестирование прочно вошло в практику работы школьного психолога. Готовность к обучению, уровень сформированное™ различных познавательных процессов и ряд других характеристик развития ребенка определяются уже на подступах к школе — во время приема в первый класс. Выявление интеллектуально отсталых и особо одаренных детей, оценка причин академической неуспеваемости, проблемы межличностных отношений в классе, профессиональное консультирование учащихся — все это лишь несколько примеров из области использования тестов в образовании. Прием на работу и распределение персонала внутри предприятия или организации по рабочим местам — одна из сфер психологического тестирования. Многие виды профессий предполагают наличие у человека, овладевающего ими, тех или иных психологических качеств. К сожалению, не все они поддаются развитию или коррекции, поэтому и существуют ограничения на занятие рядом видов деятельности. Тесты позволяют вовремя обнаружить упомянутые ограничения и тем самым предотвратить лишние затраты на обучение, возможные будущие аварии и вероятные личностные проблемы в связи с неудачно выбранной профессией. Многие тестовые процедуры выявляют скрытые потенции человека, обнаруживая перспективные направления его профессионального роста. Практика психологического консультирования открывает широкое поле для применения тестов. В процессе консультации специалист затрагивает очень многие аспекты жизни человека. Предметом беседы с клиентом могут становиться и его эмоциональные состояния, различные стороны межличностных отношений и трудности в принятии решений. Все чаще люди обращаются к тестам как средству самопознания и изменения своей личности. Это порождает особый класс тестовых проце- дур: от популярных, нередко шуточных опросников до специфически структурированных проективных методов, затрагивающих глубины человеческой психики. В каждой из областей общественной практики существуют специфические условия применения психодиагностические задачи и методы. Все это предполагает наличие у пользователя определенного объема соответствующих занятий. В настоящее время издано уже несколько фундаментальных руководств по психодиагностике. По этой причине мы не будем затрагивать данную тему и отсылаем интересующегося читателя к соответствующей литературе. Различные методики психодиагностики, в том числе и сугубо профессиональные, уже опубликованы большими тиражами. Процесс этот остановить вряд ли возможно. Однако во многих публикациях тексты опросников, тестовые нормы и ключи приводятся с ошибками. Вследствие этого одной из задач является издание неискаженных текстов опросников и других атрибутов тестового исследования. Именно данные соображения и побудили составителей принять участие в подготовке предлагаемого издания. Ст. препод. каф. психологии СГУ А.А. Карелин Раздел 1 ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Под мотивом понимается то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы. В работах отечественных психологов мотив понимается и как осознанная потребность, и как предмет потребности, и отождествляется с потребностью. Плодотворным является изучение мотивов в связи с исследованиями структуры человеческой деятельности и сознания. В рассматриваемом подходе мотив определяется как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. В мотиве конкретизируются, "опредмечиваются" потребности. Последние не только определяют собой мотив, но изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. С другой стороны, одновременно происходит развитие способов удовлетворения потребностей. Особенно отчетлива роль мотивов в формировании человеческих потребностей проявляется при возникновении мотивов, которые не встречаются у животных и впервые появляются лишь в сообществе людей. Понимание предметной и социальной природы мотивов человека позволяет подчеркнуть их относительную независимость от "глубинных" инстинктивных влечений. Человек не марионетка в "руках" инстинктов. Удовлетворение любого влечения всегда опосредовано каким-либо способом, а он как раз и оказывается социально заданным. По этой же причине не столько субъективные эмоциональные переживания определяют сферу мотивации, сколько развитие мотивов человеческой деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства. Если под мотивом понимается опредмеченная потребность, т. е. потребность, нашедшая свой предмет, то первичной формой существования мотивов будут вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям человека. В процессе развития мотивами становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознательных целей ("мотивы — цели"). Деятельность человека побуждает обычно несколькими мотивами, одни из которых являются основными, ведущими, а другие —подчиненными, иногда выполняющими лишь функцию дополнительной стимуляции. Ведущие мотивы наряду с функцией побуждения придают деятельности, ее объектам и условиям тот или иной субъективный и личностный смысл. Мотивы могут находиться в разных отношениях между собой. Они способны усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с существующими возможностями реализации действия. Мотивация как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и проступков часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения. Этот процесс психологически осложняется еще тем, что далеко не всегда реальные мотивы осознаются человеком актуально. Иначе говоря, при подготовке и выполнении действий часто мотивы обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. Развитие мотивов находит свое выражение не только в их обогащении, но и в установлении определенной иерархии мо- тивов — в выделении главных жизненных мотивов личности. Последние придают смысл различным частым проявлениям человеческой активности, они определяют основное направление "потока" жизни субъекта в разнообразных и постоянно меняющихся условиях. Именно данное обстоятельство и позволяет определить важнейшую характеристику человека — направленность личности — через понятие мотива. Направленность личности можно рассматривать как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимы от наличных обстоятельств. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Направленность личности определяет инициативное поведение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и формировать неслучайную последовательность целей. В содержании направленности можно выделить два основных образования: 1) потребности и их модификации — мотивы, установки, идеалы, мечты; 2) отношения личности и их модификации — внутренние позиции, убеждения, социальные оценки и ожидания. Сложность структуры направленности личности определяет многообразие форм и способов диагностики этого важнейшего образования человеческой психики. Используя разные методы важно помнить, что далеко не все потребности и их модификации входят в структуру направленности личности, а лишь те, которые обрели в процессе становления личности характер самодвижения, саморазвития. Именно они побуждают и поддерживают инициативность, избирательность человеческого поведения, не все отношения личности к окружающей действительности включены в ее направленность, а лишь отношения, связанные с наиболее обобщенными мотивами деятельности индивида. Совершенно верно подчеркивают авторы руководства по психодиагностике, что в содержании мотива можно выделить нечто специфическое, индивидуально-неповторимое, определенное конкретной уникальной ситуацией, и нечто устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, эту потребность испытывающую. Дж. Аткинсон предлагает рассматривать мотивацию как единство личностных детерминант, т.е. устойчивых мотивов личности и характеристик непосредственной ситуации (т.е. ситуативных детерминант). Мотивы обобщения, относительно устойчивым содержанием можно назвать "обобщенными мотивами" в отличие от "конкретных мотивов", предметное содержание которых узко специфично. "Обобщенные мотивы" выступают в роли устойчивых характеристик личности. Они являются динамическими образованиями и при взаимодействии с ситуационными детерминантами актуализируются, т.е. переходят из латентного состояния в актуальное, реально действующее. Активизация мотива создает определенную тенденцию действия — разворачивается мотивационный процесс, направленный на реализацию определенного мотивационного отношения этого мотивационного отношения. В ходе реализации этого мотивационного отношения человек превращает исходную ситуацию в желательную.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |