Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая преамбула. Но самое главное в нашем рассмотрении — проблема сознания просто заменяется другой проблемой




Но самое главное в нашем рассмотрении — проблема сознания просто заменяется другой проблемой. Сознание в психоанализе не опре­деляется и объясняется через бессознательное (ОНО). Бессознатель­ное определяется апофатически — путем определения через отрица­ние 1 • В науке можно вводить ненаблюдаемые переменные, но тогда необходимо, чтобы они подчинялись каким-то законам, поддавались при­чинному объяснению. В противном случае этими переменными нельзя пользоваться. Какая бы версия глубинной психологии ни была принята (например, такая принципиально отличная от фрейдизма версия, как психология установки Д. Н. Узнадзе 2), она тут же вынуждена будет обсуждать причины, влияющие на бессознательное (у Фрейда) или до-психическое (у Узнадзе). Например, объявляется, что ОНО действует в соответствии с присущими ему потребностями, желаниями, влечени­ями. Но что это за желания? Как доказать в независимом исследова­нии, что они именно таковы, как их понимает Фрейд? Достаточно произ­вольно выглядят не только способы толкования психоаналитиков, но и их теоретические понятия.

В итоге даже все отклонившиеся от ортодоксального фрейдизма представители глубинной психологии определенно говорят о гениально­сти самого Фрейда, о его фундаментальных открытиях в психологии, но при этом считают, как Хорни, что «уважение к гигантским достижениям Фрейда должно проявляться в построении нового на заложенных им основах», что «строгая приверженность всем теоретическим интерпре­тациям Фрейда влечет за собой опасную тенденцию находить в невро­зах то, что ожидают в них найти»3. В свою очередь, ортодоксальные психоаналитические общества даже во второй половине XX в. считают отклонившихся (например, Э. Берна) недостойными состоять в этих обществах. [окончание cтраницы 181]

_______________________

1В религии апофатическое определение Бога ведет, как говорят, «к Божественно­му мраку неведения».

2Д. Н. Узнадзе утверждает, что человек воспринимает информацию под воздей­ствием неосознанных ожиданий (установок), и иллюстрирует это утверждение серией экспериментальных исследований, результаты которых мы ещё будем обсуждать в даль­нейшем. Основная идея этих исследований: в результате предварительных опытов (ког-Да, например, испытуемым неоднократно предъявляются неравные шары с задачей сравнения их объемов) у испытуемых формируется особое состояние — установка на предъявление и далее неравных шаров. Поэтому после предварительных опытов рав­ные шары уже будут восприниматься испытуемыми как неравные. Это состояние, сло­вами Узнадзе, выражает неосознаваемую тенденцию к появлению в сознании опреде­ленных ожидаемых фактов — см. Узнадзе Д. И. Психологические исследования. М., 1966, с. 150.

3 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993, с. 9.


Раздел второй

Это ещё раз подтверждает, что психоанализ стал скорее миро­воззрением (как дарвинизм или марксизм), чем наукой, а приверженцам любого мировоззрения свойственна борьба за чистоту своих рядов «Психоанализ — это вера», — уверяет П. Фресс 1. Аналогично высказы­вается С. Московичи, включивший Фрейда в галерею легендарных ге­роев культуры: «Вокруг него, — пишет Московичи, — образовалась шко­ла последователей, секта правоверных, группа исследователей, которые представляют собой жрецов, падающих ниц в благоговении перед обра­зом создателя их доктрины» 2. Психоаналитическое движение стало почти квазирелигиозной сектой и имело свой символ веры: грешные страсти, присущие нашему ОНО, надо покорять могучей силой разума и наивысшим достижением этого разума — психоанализом. «Развитие Я, — пишет Фрейд, — идёт от признания инстинктов к господству над ними, от подчинения к их затормаживанию. Сверх-Я, образовавшееся частью как реакция на инстинктивные процессы в ОНО, в огромной мере принимает участие в таком свершении. Психоанализ является инст­рументом, предназначенным для прогрессивного завоевания ОНО» 3.

Концепция Фрейда, объясняющая всё, создавала искушение объяс­нить с её помощью самоё себя. Почему Фрейд создал именно такую кон­струкцию, а не другую? Конечно, Фрейд думал, что он узнал истину, но из его учения мы-то знаем, что человек всё делает под воздействием бессозна­тельных тенденций. Какие же тенденции самого Фрейда породили психо­анализ? Сам вопрос, вполне правомерный с точки зрения психоанализа, ав­томатически превращает психоанализ из естественной науки, претендующей на поиск истины, в способ, каким 3. Фрейд лечил собственный невроз 4. К. Хорни выражает свое несогласие с ортодоксальным фрейдизмом в свя­зи с тем, что «психоанализ — творение мужского гения, и почти все, кто [окончание cтраницы 182]

_____________________________

1Цит. по: Бассин Ф. В., Ярошевский М. Г. Фрейд и проблемы психической регуля­ции поведения человека. В кн.: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989, с. 436.

2 Московичи С. Век толп. М., 1996, с. 270.

3Цит. по кн.: Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. М., 1996, с. 97.

4Весьма полезно использовать самоприменимость для проверки любой концеп­ции, претендующей на истинное понимание потребностей человека. В частности, не является ли учение А. Адлера всего лишь реализацией инстинкта власти самого А. Ад­лера? И не является ли учение К. Маркса, как заметил Б. Рассел, «всего лишь выраже­нием чувств, естественных для принадлежащего к среднему классу мятежного немецко­го еврея в середине девятнадцатого столетия» (Рассел Б. История западной философии, 2. М., 1993, с. 300)? Если это так, то и фрейдизм, и индивидуальная психология Адлера, и марксизм крайне субъективны... Психологика, кстати, допускает проверку на самопри­менимость. Если основная потребность человека — понять себя и смысл своего бытия, то создание любой психологической концепции — это и есть попытка понять себя и смысл бытия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.