Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая преамбула. всегда осуществляли выбор, опираясь не на абсолютный цвет, а на со­отношение цветов1




всегда осуществляли выбор, опираясь не на абсолютный цвет, а на со­отношение цветов1.

Наличие объяснительного принципа (восприятие целого опреде­ляет восприятие его частей) дало право гештальтистам высказывать свои предположения о ненаблюдаемом. Что, например, видит новорож­денный ребенок, впервые в жизни открыв глаза: хаос световых пятен, постепенно складывающийся в образы предметного мира, или, наобо­рот, одно большое гомогенное пятно, из которого постепенно выступают предметы? Прямо ответить на этот вопрос в экспериментальном иссле­довании невозможно — никто из умеющих говорить не помнит, что он видел в самый первый момент своей жизни. Тем не менее, один из са­мых ярких гештальтистов, К. Коффка2, приводит опытные аргументы (конечно, косвенные), из которых он выводит: в начале было однород­ ное пятно как целое.

Приглядимся, как конструируются аргументы о непосредственно ненаблюдаемом. Если бы теория первоначального хаоса была верна, рассуждает Коффка, то следовало бы ожидать, что сперва «простые» раздражения должны возбуждать интересы и действия ребёнка, «пото­ му что простое должно раньше выделяться из хаоса»3. Однако лицо матери младенец опознаёт на втором месяце жизни (независимо от того, как это лицо изменяется в зависимости от поворота головы, освещённо­сти, наличия шляпки, косметики и т. д.), хотя в этом возрасте ещё не реагирует на элементарный не изменяющийся синий цвет. Другой аргу­мент: в состоянии ослабления сознательной деятельности — например, в состоянии сильной рассеянности и усталости — мир воспринимается не пёстрым, а однородным. Поскольку у младенцев сознание слабее, то они должны воспринимать мир скорее однородным, и т. д.4 Позднее мы увидим, что утверждение гештальтистов о первоначальном ощущении младенца почти соответствует позиции психологики.

Как идеи гештальтистов соотносятся с другими достижениями в психологии? Как, например, они объясняют закон Фехнера? М. Верт-геймер: «Издавна считали так: если есть определённый раздражитель, [окончание cтраницы 187]

_______________________

1См. Коффка К. Основы психического развития. М.-Л., 1934, с. 95-97.

2Любопытно: Коффка в 1932 г. числился научным консультантом советского пра­
вительства, был приглашен в этнопсихологическую экспедицию в Узбекистан, заболел
возвратной лихорадкой и был вынужден вернуться в Германию.

3Вообще говоря, это не очевидно. Что именно должно выделяться в первую очередь, зависит не от структуры стимульного поля, а от принципов организации вос-приятия.

4Коффка К. Основы психического развития. М.-Л., 1934, с. 90-92.


 

Раздел второй

то я имею определённое, соответствующее ему ощущение. Этому во­просу было посвящено много исследований; они принадлежат к самым основным и, в то же время, наиболее скучным разделам старой психо­логии». Вот так, скучно мыслите, г-н Фехнер! «Не ближе ли к истине другое положение: возникающее ощущение является результатом воз­действия раздражителя как части какого-то целого?» Затем Вертгеймер сообщает, что специальные эксперименты подтверждают его позицию Но как быть с результатами исследований Вебера-Фехнера? Да лучше о них не вспоминать, у них там, в психофизике, огромные трудности, всё зависит от всевозможных факторов: «от каких-то причин, суждений, заблуж­дений, от внимания и т. д.» Поэтому лучше заниматься гештальт-психоло­гией и проводить гораздо более интересные эксперименты 1.

Действительно, наверное, ни одна психологическая теория не смо­жет существовать без интерпретации результатов их остроумных экс­периментов. Сами же они всё объясняли влиянием структуры целого (это они и связывали с понятием gestalt — т. е. образ, форма) на осо­знание отдельных элементов. Деятельность сознания, с их точки зре­ния, вообще нельзя выводить из элементов, она является непосредствен­ной функцией от целого, порождается этим целым. Гештальтисты сформулировали и экспериментально обосновали целый ряд законов вос­приятия и мышления. Так, они экспериментально продемонстрировали ряд законов об объединении предъявленных элементов в один класс (или, пользуясь их терминологией, в целостную перцептивную структу­ру — гештальт): по близости этих элементов друг к друг; по их одно­родности (вместе воспринимаются элементы одной формы, одного цвета, одного направления движения и т. д.); по их возможности вместе образовать замкнутый контур или какую-либо «хорошую форму» (сим­метричную, периодичную и т.п.)

Однако бессознательное, которое так активно исследовал Фрейд, практически исчезает из круга проблем гештальтистов. Они говорят иначе и про другое. Всё, что человек сознательно воспринимает, он вос­принимает как фигуру на фоне. Фон аморфен, неструктурирован, не вычленяется сознанием, но без него сознательное восприятие фигуры невозможно. Одна и та же фигура на разном фоне будет восприниматься по-разному. Фон — это не пустота, а актуально представленное оформ­ление фигуры. Вообще говоря, субъект принимает специальное ре­шение, что является фигурой, а чтофоном. В частности, геш­тальтисты экспериментально показали, что человек имеет тенденцию [окончание cтраницы 188]

_______________________

1 Вертгеймер М. О гештальт-теории. // История психологии. Тексты. М., 1992,

с. 150.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.