Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая преамбула. Последний великий бихевиорист Б




Последний великий бихевиорист Б. Скиннер довёл технику на-
ния до совершенства. Он, например, смог научить голубей играть в
пинг-понг. Более того, обучив голубей клевать нужное место на карте,
Скиннер смог добиться, чтобы они направляли боевую ракету к заранее
амеченной цели 1. Свой метод проб и ошибок бихевиористы заимство-
али у биологов-дарвинистов. Популярная в это время синтетическая
теория объясняла эволюцию случайными пробами: мол, успешные слу­
чайные мутации наследственно закрепляются... Точно таким же спосо­
бом решили бихевиористы, должен происходить процесс научения: про­
бы совершаемые в процессе научения, хаотичные вначале, лишь
случайно приводят к успеху, но после успеха закрепляются. «Почти так
же, - пишет У. Пиллсбери, — ряд случайных мыслей приводит к реше­
нию научной проблемы»2. При всей своей сомнительности метод проб и
ошибок ввёл в психологию очень важную идею — идею случайности.

Однако бихевиоризм сделал ещё одно благое дело: он открыл две­ ри в психологию для практиков. До этого психологи весьма скептиче­ ски относились к возможности практических приложений. Э. Титче-нер, например, убеждал, что нельзя торговать наукой ради технологии 3. Их можно понять: сидя на развалинах Трои и с трудом преодолевая ужас от постигшей этот город катастрофы, можно восхищаться былой красо­ той дворцов, но вряд ли кому-либо захочется выламывать из стен этих дворцов куски мрамора для строительства на своих дачных участках. Экспериментальные данные, которые разорвали великие рационалис­тические построения философии прошлого, не имели логического обо­снования. Естественно, они казались академическим психологам и ненадежными, ведь наличие логического обоснования, как уже было сказано выше, — принципиальная позиция естественной науки. А гуманно ли на базе ненадежного знания принимать практические реше­ ния, если от этих решений может зависеть судьба конкретных людей?

Конечно, функционализм, со своей ориентацией на полезность, Уже готовил психологов к практической работе. Но лишь Уотсон в пол­ной мере их успокоил: сегодня никто не знает решения фундаменталь­ных проблем? Это не беда. Именно практическая психология сейчас явля­ йся подлинно научной, именно она, в результате широких обобщений, приведёт к управлению поведением человека. Ведь главное для бихевио-Риста — действовать. Уотсон уверяет: психология рекламы, юридичес кая [окончание cтраницы 199]

______________________

1См., например, Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М, 1994, с. 440-441.

2Цит. по кн.: Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987, с. 36. 3 ШулъцД., Щульц С. История современной психологии. СПб, 1998, с. 220.


 

Раздел второй

психология, патопсихология и многие другие практически важные об­ласти психологии «находятся сегодня в состоянии наибольшего расцве­та». Если академический (Уотсон называет его «чистым») психолог не интересуется этими отраслями психологического знания, то это лишь означает, что он не интересуется психологией, которая касается самой человеческой жизни. Правда, добавляет Уотсон, и в этих отраслях надо избавиться от терминов самонаблюдения.

Ко времени выхода в свет манифеста Уотсона уже делались ак­тивные попытки решения ряда практических задач, очевидно связанных с психологией. Так, например, разрабатывались тесты для определения ум­ственного развития. Авторы тестов не могли дать ясное определение тому, что они измеряют. Не мудрствуя лукаво, они давали испытуемым разнообразные задания (на память, внимание, скорость реакции и т.п.), вычисляли среднюю успешность по каждому заданию и сравнивали ус­пешность конкретного испытуемого с этим усредненным значением, при­нимаемым за норму. Если испытуемый выполнял задания существенно хуже, чем остальные, он относился к категории недостаточно умствен­но развитых; если существенно лучше среднего — то к категории наи­более развитых. В 1904 г. француз А. Бине создал один из самых попу­лярных вариантов такого теста. Он делал эту работу по заказу в связи с созданием специальных школ для умственно отсталых детей — надо было найти метод, позволяющий отделить нерадивых учеников от учеников, страдающих врожденными дефектами. Тест, созданный Бине, нашел широкое применение, но «чистыми» психологами всерьез не воспри­нимался: никто не мог теоретически ясно обосновать ни выбор зада­ний, ни итоговый результат 1. Бихевиоризм Уотсона санкционировал научный статус всех таких исследований. И практики, разумеется, сразу стали его сторонниками. А ведь практические задачи возника­ли всюду.

Не случайно именно в это время создается индустриальная пси­хология (психотехника), где стоят проблемы профессионального отбора, приспособления техники к возможностям человека, технологии руко­водства предприятием и многие другие (монография Г. Мюнстерберга 2 уже в 1913 г. подробно описывала возможности практической работы [окончание cтраницы 200]

_________________________

1 Э. Борингу приписывают формулировку, ставшую афоризмом: «Интеллект —
это то, что измеряется интеллектуальными тестами». Впрочем, Боринг лишь повторял
шутку самого Бине: «Интеллект — это то, что оценивает мой тест».

2 Г. Мюнстерберг — ученик Вундта, приглашённый Джеймсом в США (лаборато­
рией лучшего в США университета непременно должен руководить гений, — такими
словами Джеймс уговаривал Мюнстерберга покинуть Германию), сначала не одобрял
распространение прикладной психологии в США, но вскоре стал едва ли не самым ярым



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.