Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая преамбула. быть эффективной, если она неправильно понимает и оценивает сама себя




быть эффективной, если она неправильно понимает и оценивает сама себя. Он понял, как важнейшую, проблему адекватности личности са­мой себе. Следующий его шаг: он экспериментально обнаружил исклю­чительное влияние на повышение адекватности личности той корректи­рующей информации (т. е. обратной связи), которую группа как целое дает своему члену. И стал одним из прародителей новой технологии в практической психокоррекции—технологии социально-психологических тренингов.

Ориентация гештальтистов на парадигму естественной науки сыгра­ла огромную роль в становлении теорий следующего поколения, особенно когнитивной психологии. Не зря К. Левин неустанно повторял своим ученикам: «Эксперимент без теории глух и слеп» 1. Ученики К. Левина Ф. Хайдер и Л. Фестингер находятся непосредственно у истоков социаль­ной когнитивной психологии. Ф. Пёрлз, вдохновлённый гештальтист-ской терминологией, создаёт гештальт-терапию — собственный психо­терапевтический метод, который включается в течение гуманистической психологии, хотя при этом только терминами и напоминает своего вели­кого гештальтистского прародителя 2. (Впрочем, как уже говорилось, никакая практическая деятельность из теории не выводится, а теория важна для практика тем, что может его вдохновлять...) Взгляд на позна­ние как на процесс переструктурирования ситуации оказал громадное влияние и на постпозитивистскую методологию науки (М. Полани, Т. Кун и др.) и, как далее будет видно, на психологику.

Итак:

* Деятельность сознания нельзя выводить из элементов — она

является непосредственной функцией от целого, порождается этим

целым. Восприятие целого влияет на восприятие его частей. [окончание cтраницы 193]

________________________________-

1Цит. по кн.: Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988, с. 154.

2Когда А. А. Александров (Современная психотерапия. СПб, 1997, с. 134) хвалит
Пёрлза за применение принципов гештальт-психологии в психотерапии, то он явно пере­
оценивает теоретичность соответствующих заявлений основателя гештальт-терапии.
Конечно, Ф. Пёрлз использует пассажи, которые по используемой терминологии легко
признать за гештальт-психологические: «Формирование структуры «фигура/фон» пред­
писывает, что только одно событие может занимать передний план, определяя ситуа­
цию... Если появится более чем один гештальт, развивается раскол, дихотомия, внутрен­
ний конфликт» — см. Пёрлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. СПб, 1995, с. 81. А в
другой работе ещё и так: «В каждый момент доминирующая потребность организма
выходит на передний план в качестве фигуры, а остальные, по крайней мере временно,
отступают на задний план» — Пёрлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М., 1996,

с.21-22. Однако терминологические заимствования ещё ни о чем не говорят. Ведь из того, что в шахматах есть фигуры, не следует, что шахматы — это игра, построенная на принципах гештальт-психологии.


 

Раздел второй

* Мир никогда не воспринимается как хаотичный. Элементы
стимульного материала в соответствии с рядом законов объеди­
няются в классы (в гештальт).

* Всё, что человек осознаёт, он осознаёт как фигуру на фоне. Фон
аморфен, неструктурирован, не вычленяется сознанием, но без
него осознание фигуры невозможно. Одна и та же фигура на разном
фоне будет восприниматься по-разному.

* Субъект сам принимает решение, что является фигурой, а что —
фоном. В частности, гештальтисты экспериментально показали,
что человек имеет тенденцию при предъявлении ему изображения
выделять в качестве фигуры такие конфигурации, которые ему
знакомы по прошлому опыту и ранее уже выделялись в качестве
фигур. При этом человек способен узнавать предъявленное
изображение, не осознавая этого.

 

* При предъявлении двусмысленных изображений человек в каж­
дый момент времени осознаёт только один смысл этого изображе­
ния: он может поочерёдно видеть то один, то другой смысл рисун­
ка, но никогда — вместе.

* Процесс познания определяется не столько получением новой
информации, сколько переструктурированием целостной
ситуации, нахождением нового видения задачи. Элемент, входящий
в «старое» понимание ситуации, в «новой» ситуации приобретает
совершенно иной смысл и иные свойства.

* Решение познавательных задач (головоломок) происходит
внезапно для сознания и сопровождается сильным эмоциональ­
ным переживанием.

* Одна из важнейших проблем для человека — проблема адекват­
ности осознания самого себя самим собой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.