КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ширина диапазона эквивалентности как индивидуальная переменная
Р. Гарднер ввёл термин «диапазон эквивалентности», которым, по существу, обозначил то, что выше было названо диапазоном классо-образования. Он давал испытуемым много предметов, которые различались по форме, материалу, цвету, размеру и т. д. (например, портфель, леденец, серьги, кофейная чашка, мыло, отвёртка, почтовые марки, сигара и т. п.), и просил их рассортировать эти предметы по группам наиболее естественным, наиболее логичным и наиболее удобным с их точки зрения образом. В инструкции «теста на сортировку» подчёркивалось: тест не имеет правильного решения, каждый человек раскладывает предметы по-своему; в каждую группу можно собрать любое количество предметов: можно много, можно мало — всё зависит от того, как хочется самому испытуемому; если некоторые предметы, по мнению испытуемого, не относятся к другим, их вообще можно положить отдельно. Гарднер обнаружил, что одни люди объединяют различные объекты в относительно небольшое число групп или классов — у них широкий диапазон эквивалентности; другие, наоборот, предпочитают создавать много групп, обращая большее внимания на различия в предъявленных для классификации объектов — у них узкий диапазон эквивалентности'. В результате многолетних исследований выявилось также, что ширина диапазона эквивалентности практически не зависит от исходного сти-мульного материала, подлежащего сортировке. Тем самым оказалось, что тест измеряет устойчивую индивидуальную переменную. • Те испытуемые, которые обладают узким (или широким) диапазоном эквивалентности по тесту, и через три года используют такую же ширину диапазона — тест даёт надёжные результаты при повторном тестировании (коэффициент корреляции — 0,75 р<0,01). Испытуемые более-менее устойчиво выбирают число групп, на которые сортируют стимульный материал, из самого разнообразного материала: предложений, описывающих разнообразные поступки людей, китайских иероглифов, различных рисунков, фотографий людей и т. п. Более того: если попросить испытуемого оценить выраженность 80 свойств своей личности по шкале от 0 до [окончание cтраницы 424] ___________________ 1 Gardner R. W. Cognitive styles in categorizing behavior. // J. Pers., 1953, 22, p. 214-233.
Законы отождествления 100, то обнаруживается значимая корреляция числа групп при сортировке с числом разных количественных самооценок '. После исследований Гарднера и его последователей ширина диапазона эквивалентности стала трактоваться как существенная характеристика когнитивного стиля человека. Эта характеристика измеряется не только с помощью теста сортировки, но и другими разработанными методами, результаты которых обычно, хотя и не всегда, коррелируют друг с другом: 1. Тест Т. Петтигрю. Испытуемым даётся 20 задач следующего 2. Тест С. Филленбаума. Испытуемому предлагается оценить ка 3. Тест синонимов. Он имеет много разных параллельных форм. _____________________ 1См. обзор в: Колга В. А. Дифференциально-психологическое исследование ког 2 Clauss С. Zur Psychologie kognitiver Stile. Neuere Entwicklungen im Grenzbereich 3 Fillenbaum S. Some stylistic aspects of categorizing behavior. // J. Pers., 1959, 27, p. 187-195.
Раздел шестой данным Филленбаума, чем меньше слов принимается в качестве синонимов, тем дольше время принятия решения в психофизических (пороговых) задачах '. 4. Тест «квадрат — прямоугольник». Испытуемый вначале ри 5. Испытуемому предъявляют в на экране случайном порядке боль Методы измерения ширины диапазона эквивалентности, исполь Исследователи параметров когнитивного стиля совершенно с другой стороны подошли к процессу классификации. Они выявили индивидуальные особенности при создании диапазона классообразования (диапазона эквивалентности). Тем самым показали (пусть, на мой вкус, не [окончание cтраницы 426] ________________________ 1Там же. В. В. Кочетков и И. Г. Скотникова (Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. М., 1993, с. 122-123) отмечают роль когнитивного стиля в целом именно на время принятия решения в пороговых задачах. гКолга В. А. Ук. соч. 3 Clams G. Op. cit.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |