КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Об агитации за отдельный от партии 5 страница
510______________________________ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН Шопенгауэр (Schopenhauer), Артур (1788—1860) — немецкий философ, субъективный идеалист, отразивший настроения реакционных слоев немецкой буржуазии. По словам Ф. Энгельса философия Шопенгауэра состоит из отбросов старых философских систем, приноровленных к духовному уровню филистера (см. «Анти-Дюринг», 1957, стр. 313). Внешний мир, по Шопенгауэру, — это мир представлений, явление сознания, порождаемое внутренней сущностью субъекта; он не доступен познанию. Шопенгауэр отрицал идею общественного прогресса, выступал против права народных масс бороться за улучшение условий своего существования. Основные положения своей философии сформулировал в 1813 году в докторской диссертации, а затем изложил в главном произведении — «Die Welt als Wille und Vorstellung», 1819 («Мир как воля и представление»). Волюнтаризм и иррационализм философии Шопенгауэра широко использовались в эпоху империализма реакционными буржуазными философами (Ф. Ницше, А. Бергсоном, У. Джемсом, Б. Кроче и др.), явились одним из источников идеологии германского фашизма. — 200, 239. Штарке (Starcke), Карл Николай (1858—1926) — датский философ и социолог, профессор в Копенгагене (с 1916); автор книги «Ludwig Feuerbach», 1885 («Людвиг Фейербах»), критическому разбору которой посвящена работа Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». — 215. Шуберт-Зольдерн (Schubert-Soldern), Рихард (1852—1935) — профессор философии в Лейпциге, представитель так называемой имманентной философии; принимал участие в издании немецкого реакционного «Zeitschrift für immanente Philosophie» («Журнала Имманентной Философии»). Основные произведения: «Über Transcendenz des Objects und Subjects», 1882 («О трансцендентности объекта и субъекта»); «Grundlagen einer Erkenntnistheorie», 1884 («Основы теории познания»); «Das menschliche Glück und die soziale Frage», 1896 («Человеческое счастье и социальный вопрос») и другие. — 66, 73, 187, 218—220, 223—224, 226—227, 243, 262, 344, 346, 366, 369. Шулъце (Schulze), Готлиб Эрнст (1761—1833) — немецкий философ-идеалист, последователь Давида Юма, профессор в Гельмштедте, затем в Гёттингене. Шульце решительно отвергал кантовскую вещь в себе, рассматривая ее как уступку материализму, отрицал возможность объективного знания, ограничивал познание опытом, даппым в ощущениях, пытался возродить и модернизировать античный скептицизм. По имени выведенного в своем основном философском произведении древнегреческого философа-скептика Энезидема известен в истории философии как Шульце-Энезидем. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН______________________________ 511 Кроме книги, упоминаемой В. И. Лениным, написал «Grandriß der philosophischen Wissenschaften», 1788—1790 («Очерк философских наук»); «Kritik der theoretischen Philosophie», 1801 («Критика теоретической философии») и другие работы. — 143 — 144, 193, 203 — 204, 205, 207. Шуппе (Schuppe), Вильгельм (1836—1913) — немецкий философ, субъективный идеалист, глава так называемой имманентной школы, профессор Грейфсвальдского университета (с 1873). Согласно Шуппе, бытие тождественно сознанию, видами которого являются отдельные Я. Подобный взгляд Шуппе неизбежно приводил к солипсизму. Сотрудничал в немецком реакционном «Zeitschrift für immanente Philosophie» («Журнале Имманентной Философии»). Основные произведения: «Erkenntnistheoretische Logik», 1878 («Теоретико-познавательная логика»); «Die immanente Philosophie», 1897 («Имманентная философия»); «Der Solipsismus», 1898 («Солипсизм») и другие. — 6, 66, 69, 70, 75, 112, 187, 218—219, 220, 222—225, 226, 229, 233, 234, 239, 242, 255, 343— 344, 366, 376, 377. Эвальд (Ewald), Оскар (псевдоним Фридлендера, О.) (род. в 1881 г.) — австрийский философ-неокантианец; с 1909 года — приват-доцент философии в Вене. Основные произведения: «Richard Avenarius...», 1905 («Рихард Авенариус...»); «Kants Methodologie in ihren Grandzügen», 1906 («Основные черты методологии Канта»); «Die Wiedergeburt des Geistes», 1920 («Возрождение духа») и другие. — 56, 69 — 70, 89 — 90, 93. Энгельс (Engels), Фридрих (1820—1895) — один из основоположников научного коммунизма, вождь и учитель международного пролетариата, друг и соратник К. Маркса (см. статью В. И. Ленина «Фридрих Энгельс». Сочинения, 5 изд., том 2, стр. 1—14). — 5—6, 9, 10, 13, 25—26, 34—35, 41—42, 47, 50, 56, 59, 62, 73, 81, 84, 85, 90, 97—100, 101—102, 103, 106—115, 117, 118, 122—123, 128, 129, 133, 134, 135—137, 138, 139, 140, 142, 144, 149, 150, 154, 159—161, 163, 164, 166, 167, 171, 172, 179, 181, 182, 183, 184, 190, 192, 193—194, 195—198, 205, 210, 211, 213, 214—215, 216—217, 237—238, 240, 244—245, 251, 252—256, 259, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 268, 276, 277, 279, 281, 285, 311, 315, 327, 328, 329, 333, 334, 335—336, 337, 338, 350, 351, 353, 354, 356—357, 358—360, 365, 366, 367, 379, 382, 384. Юм (Hume), Давид (1711—1776) — английский философ, субъективный идеалист, агностик; буржуазный историк и экономист; в философии продолжил начатое Дж. Беркли развитие 512______________________________ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН в идеалистическом духе сенсуализма Дж. Локка. Признавая основой познания ощущения, считал задачей познания комбинирование (на основе привычки) элементарных ощущений и образующихся из них представлений. Отрицал материалистическое понимание причинности, признавал лишь временную последовательность явлений, считал вопрос о существовании внешнего мира неразрешимым. Взгляды Юма оказали значительное влияние на дальнейшее развитие идеалистической буржуазной философии. Основные работы: «A Treatise on Human Nature», 1739—1740 («Трактат о человеческой природе»);. «An Enquiry concerning the Principles of Morals», 1751 («Исследования о принципах нравственности») и другие. — 5, 25, 26—28, 47, 60—61, 63, 98, 99, 100, 101, 102, 107, 113, 116, 128, 129, 138—139, 143, 144, 169, 163, 164, 167, 171, 172, 190, 193, 202, 205, 207, 210, 213, 214, 215, 216, 220, 221, 223, 230, 260, 314, 330, 358, 379. Юшкевич, П. С. (1873—1945) — социал-демократ, меньшевик; в философии примыкал к позитивизму и прагматизму; в годы реакции выступил с ревизией марксистской философии, пытаясь заменить ее одной из разновидностей махизма — «эмпириосимволизмом». Автор статьи «Современная энергетика с точки зрения эмпириосимволизма», вошедшей в ревизионистский сборник «Очерки по философии марксизма», и книг: «Материализм и критический реализм» (1908), «Новые веяния» (1910), «Мировоззрение и мировоззрения» (1912). В 1917—1919 годах сотрудничал на Украине в меньшевистском журнале «Объединение» и других антибольшевистских изданиях; позднее от политической деятельности отошел, работал как переводчик философской литературы. — 6, 9—10, 13, 14, 22, 57 — 58, 61, 66, 97, 153, 170, 171—172, 173, 179—180, 182, 205—206, 214, 215, 242, 264, 277, 278, 288, 290, 299, 309, 321, 351, 352, 367, 377. ДАТЫ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА НАД КНИГОЙ «МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ» 1908 Первая половина февраля. Январь, 26 (февраль, 7). Январь, 31 (февраль, 13). Февраль, 11 (24). Февраль, ранее 12 (26). Ленин приступает к работе над книгой «Материализм и эмпириокритицизм», вступает в действительные члены женевского Общества чтения (Société de Lecture), в библиотеке которого читает философскую литературу. Ленин в письме А. М. Горькому сообщает, что он внимательно читает работы Богданова, Базарова, Луначарского и других махистов, убеждается в ошибочности их философских взглядов. «Я — за материализм, против «эмпирио-» и т. д.», — писал Ленин. Ленин в письме А. М. Горькому оспаривает его взгляды по вопросам философии; выступает в защиту материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Ленин участвует в совещании редакции газеты «Пролетарий» в связи с заметкой в «Die Neue Zeit» о борьбе в РСДРП по вопросам философии. На совещании единогласно утверждается написанный Лениным текст заявления от редакции «Пролетария», в котором подчеркивается, что философский спор фракционным не является и что всякая попытка представить разногласия по философии как фракционные ошибочна в корне. Ленин пишет родным в Петербург, просит разыскать и прислать свою философскую рукопись 1906 года, направленную против эмпириомонизма Богданова, которую Ленин ДАТЫ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА НАД КНИГОЙ
Февраль, 12 (25). Март, 11 (24). Вторая половина марта — не позднее 3 (16) апреля. Не ранее марта — не позднее 14 (27) октября, Апрель, 3 (16). Между 10 и 17 (23 и 30) апреля, Апрель. предполагал напечатать под заглавием «Заметки рядового марксиста о философии». Ленин пишет А. М. Горькому о необходимости непримиримой борьбы против махизма и русских махистов (Богданова и др.); излагает историю разногласий среди большевиков по вопросам философии, обострившихся в связи с выходом книги махистов «Очерки по философии марксизма». Ленин в письме А. М. Горькому дает резко отрицательную оценку книги махистов «Очерки по философии марксизма», подчеркивает неизбежность борьбы с махистами по философским вопросам. Ленин пишет статью «Марксизм и ревизионизм» для сборника «Карл Маркс (1818— 1883)». В примечании к статье Ленин говорит о своем намерении в ближайшем будущем выступить против книги «Очерки по философии марксизма» в ряде статей или в особой брошюре. Ленин читает книгу J. Dietzgen. «Kleinere philosophische Schriften. Eine Auswahl». Stuttgart, Dietz, 1903 (И. Дицген. «Мелкие философские работы. Избранное». Штутгарт, Дитц, 1903) и делает на ней пометки. Эту книгу Ленин широко использует в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин в письме А. М. Горькому сообщает о «формальном объявлении войны» махистам, имея в виду свою статью «Марксизм и ревизионизм». Ленин в письме А. В. Луначарскому пишет, что у него разошлись дороги с проповедниками «соединения научного социализма с религией» и со всеми махистами. Ленин по приглашению А. М. Горького посещает его на о. Капри. Ленин заявляет А. Богданову, В. Базарову и А. В. Луначарскому о своем безусловном расхождении с ними по вопросам философии. Ленин читает статью Ф. Энгельса «Über historischen Materialismus» («Об историческом ДАТЫ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА НАД КНИГОЙ
Май. Конец мая — начало июня. Не ранее мая. Июнь, 7 (20). Июнь, 18 (июль, 1). Июнь, 30 (июль, 13). материализме»), напечатанную в журнале «Die Neue Zeit», Nr. 1, XI Jahrgang, 1. Band, 1892/93, и делает на ней пометки. Статью Энгельса Ленин использует в книге «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин работает в библиотеке Британского музея в Лондоне над философской и естественнонаучной литературой, которая отсутствовала в женевских библиотеках. Эта литература была необходима для написания книги «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин пишет «Десять вопросов референту», которые посылает из Лондона в качестве тезисов для выступления И. Ф. Дубровинского (Иннокентия) на реферате А. Богданова «Приключения одной философской школы», состоявшемся в Женеве 15 (28) мая 1908 года. Ленин по возвращении из Лондона в Женеву на заседании редакции «Пролетария» отклоняет вместе с И. Ф. Дубровинским проект резолюции А. Богданова, в котором утверждалось, что проповедь эмпириокритицизма «не противоречит» интересам большевистской фракции, и предлагалось осудить выступление И. Ф. Дубровинского на реферате А. Богданова. Ленин читает книгу Г. В. Плеханова «Основные вопросы марксизма» (Спб., 1908) и делает на ней пометки. Ленин в письме М. А. Ульяновой выражает сожаление в связи с отказом «московского философа-издателя» — П. Г. Дауге напечатать книгу «Материализм и эмпириокритицизм» и просит найти другого издателя. Ленин в письме В. В. Воровскому в Одессу пишет об обострении разногласий с А. Богдановым и Г. А. Алексинским и о неизбежности разрыва с ними; спрашивает о возможности издания своей философской книги. Ленин в письме М. И. Ульяновой сообщает о своей работе над книгой «Материализм и эмпириокритицизм» и просит прислать две книги Г. И. Челпанова: «Авенариус и его школа» и «Имманентная философия». ДАТЫ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА НАД КНИГОЙ
Август. Сентябрь. Октябрь, 14 (27). Октябрь, 26 (ноябрь, 8). Октябрь, 28 (ноябрь, 10). Ноябрь, ранее 4 (17). Ноябрь, 13 (26). Ноябрь, 27 (декабрь, 10). Ленин от имени редакции «Пролетария» требует от А. Богданова открытого изложения в печати своих философских и политических взглядов. Ленин пишет предисловие к книге «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин дает рукопись своей книги для прочтения В. Ф. Горину (Галкину). Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой сообщает об окончании работы над книгой «Материализм и эмпириокритицизм», просит дать надежный адрес для посылки рукописи и при малейшей возможности заключить договор на издание книги. Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой просит сообщить адрес для отправки рукописи книги «Материализм и эмпириокритицизм»; соглашается в случае особой строгости цензуры заменить в книге слово «поповщина» словом «фидеизм», пояснив в подстрочном примечании его значение. Ленин в письме меньшевику-махисту П. С. Юшкевичу в Петербург отвергает предложение о сотрудничестве в предполагавшихся к изданию литературно-философских сборниках. Ленин посылает в Подольск на имя В. А. Левицкого рукопись книги «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой сообщает о получении ее письма от 9 (22) ноября, в котором говорилось о получении рукописи книги «Материализм и эмпириокритицизм»; предлагает в случае отсутствия другого издателя переслать рукопись В. Д. Бонч-Бруевичу в издательство «Жизнь и знание»; просит внести в конце «Введения» дополнение в текст, где говорится о Н. Валентинове. Ленин в телеграмме А. И. Ульяновой-Елизаровой соглашается принять условия москов- ДАТЫ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА НАД КНИГОЙ
Между 29 ноября и 1 декабря (12 и 14 декабря), Декабрь, б (19). Декабрь, 11 (24). Декабрь, 30 (12 января 1909 г.). 1908 год. ского издательства «Звено» на издание книги «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин в письме М. А. Ульяновой просит А. И. Ульянову-Елизарову ускорить оформление договора с издательством «Звено» и настаивает на внесении в договор требования о немедленном издании книги «Материализм и эмпириокритицизм»; советует заключить договор на его имя, а не на имя Анны Ильиничны во избежание привлечения ее к ответственности по законам о печати. Ленин и Н. К. Крупская переезжают из Женевы в Париж, куда переносится издание газеты «Пролетарий». Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой выражает согласие на смягчение тона по отношению к Базарову и Богданову и возражает против смягчения выражений по отношению к Юшкевичу и Валентинову в книге «Материализм и эмпириокритицизм»; сообщает, что согласен на замену слов «поповщина», «примыслил боженьку» и др. лишь при ультимативном требовании издателя по цензурным соображениям. Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой просит присылать ему экземпляр неправленной корректуры, а затем и отпечатанные листы книги «Материализм и эмпириокритицизм», для того, чтобы иметь возможность внести важнейшие поправки, дает указание о шрифте для названий параграфов и сообщает о посланных ранее двух письмах с добавлением о книге Э. Бехера и отдельными поправками к тексту. Ленин в письме (на французском языке) директору Национальной библиотеки в Париже просит выдать карточку на право пользования библиотекой. Ленин читает книгу Ludwig Feuerbach. Sämtliche Werte. Zweiter Band. Leipzig, 1846 (Людвиг Фейербах. Собрание Сочинений. Второй том, Лейпциг, 1846) и делает на ней пометки. Эту книгу Ленин использует в работе «Материализм и эмпириокритицизм». ДАТЫ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА НАД КНИГОЙ
Не ранее 1908 года. Позднее 1908 года. Ленин читает книгу В. Шулятикова «Оправдание капитализма в западноевропейской философии. От Декарта до Э. Маха» (М., 1908), делает на ней пометки и в заключение дает оценку книге. Ленин читает книгу A. Rey. «La philosophie moderne». Paris, 1908 (A. Рей. «Современная философия». Париж, 1908) и делает на ней пометки. Начало года. Январь — июнь. Январь, 24 (февраль, 6). Январь — апрель. Февраль, 1 (14). Февраль, 4 или 5 (17 или 18). Февраль, 10 (23). Ленин читает лекции по философии в кружке большевиков в Париже. Ленин работает в Национальной библиотеке и Сорбоннской библиотеке Парижского университета над литературой по вопросам философии и естествознания. Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой сообщает о получении первых листов корректуры книги «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин работает над корректурой книги «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин на заседании редакции «Пролетария» требует открытого выступления редакции против «богостроительства» А. В. Луначарского. Редакционная статья против «богостроительства» («Не по дороге») была напечатана 12 (25) февраля 1909 года в «Пролетарии» № 42. Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой посылает поправки к очередным листам корректуры книги, сообщает о пропуске в корректуре 27 страниц рукописи и очень просит проследить, чтобы не оказалось пропуска при печатании книги. Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой сообщает о получении 8-го и 9-го листов корректуры, отмечает, что нет пропусков, что корректура этих листов хорошо вычитана; посылает поправки к ним. ДАТЫ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА НАД КНИГОЙ
Февраль, 24 (март, 9). Февраль, 27 (март, 12). Март, 8 — 9 (21-22). Март, 10 или 11 (23 или 24). Март, 13 (26). Март, 23 (апрель, 5). Март, 24 (апрель, 6). Март, 26 (апрель, 8; Ленин посылает А. И. Ульяновой-Елизаровой письмо с поправками к 10-му и 11-му листам. Ленин сообщает о разрыве с А. Богдановым и А. В. Луначарским и просит при чтении корректуры книги не смягчать формулировок против них и ускорить выпуск книги; благодарит И. И. Скворцова-Степанова за помощь в издании книги. Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой посылает список опечаток к 6—9 и 13-му отпечатанным листам и снова просит ускорить издание книги. В постскриптуме Ленин вновь настаивает не смягчать ничего из мест против Богданова, Луначарского и других махистов. Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой еще раз просит никоим образом не смягчать мест против Богданова, Луначарского и других и посылает список опечаток к 1—5 отпечатанным листам книги. Ленин посылает в Москву А. И. Ульяновой-Елизаровой добавление: «С какой стороны подходил Н. Г. Чернышевский к критике кантианства» к 1-му параграфу IV главы книги «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин посылает А. И. Ульяновой-Елизаровой список опечаток к 15—18 листам корректуры и просит сообщить, когда ожидается выход книги. Ленин посылает А. И. Ульяновой-Елизаровой список опечаток к 14-му листу корректуры и просит исправить в корректуре место о В. И. Вернадском: «мыслитель-материалист» на «мыслитель-натуралист», или оговорить в опечатках. Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой сообщает о получении 10—12 отпечатанных листов книги и 21 -го листа корректуры, посылает список опечаток к ним. Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой сообщает о получении 22-го листа корректуры ДАТЫ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА НАД КНИГОЙ
Апрель, 21 {май, 4). Между 29 апреля и 4 мая (12 и 17 мая). Май, 4(17). Май, 8 (21). Май, ранее 12 (25). Май, 13 (26). Май — сентябрь. Июнь, 5 (18). и о посылке исправлений к нему; просит сделать все возможное, чтобы книга «Материализм и эмпириокритицизм» вышла в первой половине апреля. «У меня связаны с ее выходом, — писал Ленин, — не только литературные, но и серьезные политические обязательства». Ленин в письме И. Ф. Дубровинскому сообщает, что он получил извещение о выходе из печати книги «Материализм и эмпириокритицизм», которую обещают прислать ему в Париж к 25—26 апреля (8—9 мая). В Москве, в издательстве «Звено», выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии». Ленин посылает Розе Люксембург свою книгу «Материализм и эмпириокритицизм» и просит отметить выход книги в журнале «Die Neue Zeit», что и было сделано (см. «Die Neue Zeit», 1. Band, N 2, 8 октября 1909 года, стр. 64). Ленин в письме М. А. Ульяновой сообщает о получении книги «Материализм и эмпириокритицизм» и положительно отзывается об издании книги. Ленин дарит экземпляр книги «Материализм и эмпириокритицизм» В. Ф. Горину (Галкину). Ленин в письме А. И. Ульяновой-Елизаровой сообщает о получении книги «Материализм и эмпириокритицизм», дает положительную оценку ее изданию, пишет о предстоящем расколе с отзовистами и ультиматистами. В журналах «Возрождение» № 7—8, «Современный Мир» № 7, «Критическое Обозрение», выпуск V и в газете «Русские Ведомости» (№ 222) публикуются рецензии буржуазных и меньшевистских авторов на книгу В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». В газете «Одесское Обозрение» (№ 439) помещена заметка В. В. Воровского о книге В. И. Ленина; по цензурным условиям замет- ДАТЫ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА НАД КНИГОЙ____________________ 521 ка была посвящена книге Макса Ферворна «Естествознание и миросозерцание. Проблема жизни». М., 1909. Начало лета. Ленин посылает экземпляр книги «Материализм и эмпири- окритицизм» И. И. Скворцову-Степанову. Лето. Ленин посещает Поля Лафарга, беседует с ним по философ- ским вопросам и о своей книге «Материализм и эмпириокритицизм». СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.............................................................................................................. VII 1908 г. ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ РЕФЕРЕНТУ...................................................................... 1—6 МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об од Предисловие к первому изданию..................................................................... 9 Предисловие ко второму изданию.................................................................. 12 Вместо введения. Как некоторые «марксисты» оп Глава I. Теория познания эмпириокритицизма и диалектического материализма. I............. 33—96 1. Ощущения и комплексы ощущений..................................................... 33 2. «Открытие элементов мира»................................................................. 47 3. Принципиальная координация и «наивный реализм»....................... 63 4. Существовала ли природа до человека?............................................... 71 5. Мыслит ли человек при помощи мозга?.............................................. 84 6. О солипсизме Маха и Авенариуса........................................................ 92 СОДЕРЖАНИЕ________________________________ 523 Глава //.Теория познания эмпириокритицизма и диалектического материализма. II........... 97—146 1. «Вещь в себе», или В. Чернов опровергает Фр. Энгельса...................... 97 2. О «трансцензусе», или В. Базаров «обрабатывает» Энгельса................ 106 3. Л. Фейербах и И. Дицген о вещи в себе................................................... 118 4. Существует ли объективная истина?........................................................ 123 5. Абсолютная и относительная истина, или об эклектицизме Эн 6. Критерий практики в теории познания.................................................... 140 Глава III. Теория познания диалектического 1. Что такое материя? Что такое опыт?......................................................... 147 2. Ошибка Плеханова относительно понятия «опыт»................................ 155 3. О причинности и необходимости в природе........................................... 157 4. «Принцип экономии мышления» и вопрос о «единстве мира»............ 175 5. Пространство и время................................................................................. 181 6. Свобода и необходимость.......................................................................... 195 Глава IV. Философские идеалисты, как соратники и преемники эмпириокритицизма..202—263 1. Критика кантианства слева и справа........................................................ 202 2. О том, как «эмпириосимволист» Юшкевич посмеялся над «эмпи- 3. Имманенты, как соратники Маха и Авенариуса..................................... 218 4. Куда растет эмпириокритицизм?.............................................................. 227 5. «Эмпириомонизм» А. Богданова.............................................................. 237 6. «Теория символов» (или иероглифов) и критика Гельмгольца............. 244 7 О двоякой критике Дюринга...................................................................... 251 8. Как мог И. Дицген понравиться реакционным философам?................. 256 524________________________________ СОДЕРЖАНИЕ Глава F. Новейшая революция в естествозна 1. Кризис современной физики................................................................. 266 2. «Материя исчезла».................................................................................. 273 3. Мыслимо ли движение без материи?.................................................... 281 4. Два направления в современной физике и английский спиритуа 5. Два направления в современной физике и немецкий идеализм....... 299 6. Два направления в современной физике и французский фидеизм... 308 7. Русский «физик-идеалист».................................................................... 317 8. Сущность и значение «физического» идеализма................................ 320 Глава VI. Эмпириокритицизм и исторический материализм............................................................................. 333—378 1. Экскурсии немецких эмпириокритиков в область общественных наук............................................................................................................... 333 2. Как Богданов исправляет и «развивает» Маркса................................ 342 3. О суворовских «основаниях социальной философии»...................... 351 4. Партии в философии и философские безголовцы............................. 356 5. Эрнст Геккель и Эрнст Мах................................................................... 367 Заключение............................................................................................................ 379 Добавление к § 1-му глаеы IV С какой стороны подходил Н. Г. Чернышевский к критике кантианства?............. 381 Примечания................................................................................................................. 385—423 Указатель литературных работ и источников, цитируемых и упоминаемых
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |