не простое, не непосредственное, не цельное отражение, а процесс ряда абстракций, формирования, образования понятий, законов etc., каковые понятия, законы etc. (мыш-
ление, наука = „логическая идея") и охватывают условно, приблизи- тельно универсальную закономер- ность вечно движущейся и разви- вающейся природы. Тут действи- тельно, объективно три члена:
1) природа; 2) познание челове- ка, = м о з г человека (как выс-
ший продукт той же природы) и 3) форма отражения природы в по- знании человека, эта форма и есть
понятия, законы, категории etc. Че- ловек не может охватить = отра-
зить = отобразить природы всей, полностью, ее „непосредственной цельности", он может лишь вечно
приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, науч- ную картину мира и т. д. и т. п.
NB
+ «Но дух есть дух, лишь будучи опосредство- ван природой»... «Именно дух познает в природе логическую идею и, таким образом, возвышает природу к ее сущности»... «Логическая идея есть «абсолютная субстанция как духа, так и природы, всеобщее, всепроникающее»» (353— 354) [295]. По поводу аналогии меткое замечание: «Инстинкт разума дает почувствовать, что то или другое эмпирически найденное определение имеет свое основание во внутренней природе или роде данного предмета, и он в дальнейшем опирается на это определение» (357) [298]. (Т. VI, стр. 359 [299-3001.)
И стр. 358 [298—299]: законное-де презрение к натурфилософии вызвала ничтожная игра пустыми аналогиями.
Против себя!
В обычной логике * формалистически отделяют мыш- ление от объективности:
«Мышление признается здесь лишь чисто субъектив- ной и формальной деятельностью, а объективное, в про- тивоположность мышлению, считается чем-то устойчи- вым и самим по себе данным. Но этот дуализм не исти- нен, и бессмысленно брать определения субъективности и объективности так просто, не спрашивая об их проис- хождении»... (359—360) [300]. На деле же субъектив- ность есть лишь ступень развития из бытия и сущ- ности, — а потом сия субъективность «диалектически «прорывает свой предел»» и «через заключение раскры- вается в объективность» (360) [300].
Очень жения о века.
глубоко и умно! Законы логики суть отра- бъективного в субъективном сознании чело-
Том VI, стр. 360 [I, 300-301]: „Реализированное понятие" есть объект. Сей переход от субъекта, от понятия к объекту ка- жется „странным"-де, но под объектом надо понимать не просто бытие, а законченное «конкретное в себе са- мом, полное, самостоятельное»... (361) [301].
„Мир
есть
инобытие
идеи".
• В рукописи слово «логике» соединено стрелкой со словом «здесь» в тексте следующей цитаты из Гегеля. Ред.
Субъективность (или понятие) и объект — то же суть и не то же... (362) [302].
Об чушь!
онтологическом доказательстве,
о
боге
NB
... «Превратно рассматривать субъективность и объективность как некую прочную и абстракт- ную противоположность. Обе вполне диалек- тичны»... (367) [306].
ВТОРОЙ ОТДЕЛ:
ОБЪЕКТИВНОСТЬ
(Логика) V, 178 * [VI, 161-162] **: Двойное значение объективности: ... «оказывается, что и объективность имеет двоякое значение — значение чего-то про- тивостоящего самостоятельному понятию, но также и значение чего-то в себе и для себя сущего»... (178) [161].
... «Познание истины полагается в том, чтобы познавать объект таким, каков он есть как объект, свободным от примеси субъективной рефлексии»... (178) [162].
объектив- ность
познание объекта
Рассуждения abstrus и едва Далее, idem
о ли о
„механизме" — дальше — сугубо не сплошная чушь. химизме, стадии „суждения" etc.
Параграф, озаглавленный «3 а к о н» (198—199) [179—180], не дает того, что можно бы ждать от Гегеля по такому интересному вопросу. Странно, почему „за- кон" отнесен к „механизму"?
это сближе- ние очень важно
Понятие закона сближается здесь с по- нятиями: „порядок" (Ordnung), однород- ность (Gleichformigkeit); необходимость;
„прин-
„душа" der objektiven Totalitat ***; цип самодвижения"
Гегель про- тив Канта (о свободе и необхо- димости)
природа = погружение понятия во внешность (ха-ха!)
свобода и необходи- мость
Отметить, на стр. 210 [190] встречается понятие „Naturnotwendigkeit" * — «и то и другое, механизм и химизм, охваты- ваются, следовательно, понятием природ- ной необходимости»... ибо здесь мы видим «его» (des Begriffs) «погружение во внеш- ность» (ib.).
«Уже было упомянуто, что противопо- ложность между телеологией и механиз- мом есть прежде всего более общая про- тивоположность свободы и необходимости. Кант привел противоположность в этой форме при изложении антиномий разума и именно, как третье столкновение транс- цендентальных идей» (213) [193]. Вкратце повторяя доводы Канта за тезис и антите- зис, Гегель отмечает пустоту этих дово- дов и обращает внимание на то, к чему сводится рассуждение Канта:
«Кантово разрешение этой антиномии гаково же, как и общее разрешение прочих антиномий; а именно, оно состоит в том, что разум не может доказать ни того ни другого положения, так как мы по чисто эмпирическим законам природы не можем иметь никакого определяющего принципа a priori о возможности вещей; что поэтому далее оба положения должны рассматриваться не как объективные по- ложения, а как субъективные максимы; что я, с одной стороны, должен постоянно размышлять о всех событиях природы по принципу одного только механизма
• — «природной необходимости». Ред.
Bien!
Материалисти- ческая диалектика:
Законы внешнего мира, природы, подразделяемые на механические и химические (это очень важно), суть основы целесообразной деятельно- сти человека.
Человек в своей практи- ческой деятельности имеет
природы, но что это не препятствует тому, чтобы я, когда представится к этому повод, исследовал некоторые природные формы, согласно другой максиме, именно по принципу конечных причин; как будто эти две максимы, долженствующие впро- чем служить лишь для человеческого ра- зума, не находятся между собой в той же противоположности, как и вышеупомяну- тые положения. При такой точке зре- ния, как указано выше, совсем не иссле- дуется именно то, что единственно требует философский интерес, именно, какому из обоих принципов самому по себе присуща истина; а при таком взгляде на дело нет никакой разницы в том, должны ли эти принципы рассматриваться как объектив- ные, что значит здесь — внешне сущест- вующие определения природы, или просто как максимы субъективного познания; — все это познание скорее субъективно, т. е. случайно, так как оно но случайному поводу прибегает то к одной, то к другой максиме, смотря по тому, какая из них считается подходящей для данного объек- та, вообще же не спрашивает об истине самих этих определений, все равно суть ли они определения объектов или позна- ния» (215—216) [195]. Гегель: «Цель оказалась тре- тьим членом по отноше- нию к механизму и хи- мизму; она есть их истина. Так как она сама нахо- дится еще внутри сферы объективности или непо- средственности целостного понятия, то она еще испы- тывает воздействие внеш-
ности как таковой и ей противостоит некоторый объективный мир, с ко- торым она соотносится. С этой стороны при рас- сматриваемом нами целе- вом соотношении, которое есть внешнее соотношение, все еще выступает механи- ческая причинность, к ко- торой в общем следует при- числить также и химизм, но выступает как подчинен- ная ему, как сама по себе снятая» (216—217) [196].
... «Отсюда явствует при- рода подчинения обеих предыдущих форм объек- тивного процесса; то дру- гое, которое выступало в них в виде бесконечного прогресса, есть положен- ное вначале как внешнее для них понятие, которое есть цель; не только поня- тие есть их субстанция, но и внешность есть сущест- венный для них, соста- вляющий их определен- ность момент. Таким об- разом, механическая или химическая техника по характеру своему, состоя- щему в том, что она опре- делена извне, сама отдает себя на службу отношению цели, которое теперь и должно быть рассмотрено ближе» (217) [197]. ((ТЕХНИКА и ОБЪЕКТИВНЫЙ
перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятель- ность.
С этой стороны, со сто- роны практической (целе- полагающей) деятельности человека, механическая (и химическая) причинность мира (природы) является как бы чем-то внешним, как бы второстепенным, как бы прикрытым.
2 формы объектив- ного процесса: природа (механическая и химиче- ская) и цел еполага- ющая деятельность чело- века. Соотношение этих форм. Цели человека сна- чала кажутся чуждыми („иными") по отношению к природе. Сознание чело- века, наука („der Begriff"), отражает сущность, суб- станцию природы, но в то же время это сознание есть внешнее по отношению к природе (не сразу, не про- сто совпадающее с ней).
ТЕХНИКА МЕХАНИЧЕ- СКАЯ И ХИМИЧЕСКАЯ потому и служит целям человека, что ее характер (суть) состоит в определе- нии ее внешними условия- ми (законами природы),
мир. ТЕХНИКА и ЦЕЛИ))
... «Она» (der Zweck *) «имеет перед собой некоторый объективный механический и химический мир, к кото- рому ее деятельность относится, как к чему-то данно- му»... (219—220) [199]. «Постольку ей свойственно еще некоторое поистине внемировое существование, именно поскольку ей противостоит указанная выше объектив- ность»... (220) [199].
На деле цели человека порождены объективным
миром
и предполагают его, —
находят
его как
данное,
наличное. Но
кажется
человеку,
что его
цели вне мира взяты, бода").
((NB: Это все в § о (217—221) [197-200].
от мира независимы („сво- „субъективной цели" NB))
«Цель через средство соединяется с объективностью и в последней с самой собой» (221 [200] §: „Средство").
зачатки
исторического
материализма
У Гегеля
«Так как цель конечна, то она, далее, имеет некоторое конечное содержание; тем самым она не есть нечто абсолютное
или нечто безоговорочно, само по себе разумное. Средство же есть внешний средний термин заключения, которое представляет собой выполнение цели; в средстве поэтому проявляется разум- ность как таковая, которая сохраняет себя в этом внешнем другом и именно через эту внешность. Постольку сред- ство есть нечто более высокое, чем конечные цели внешней целесообраз- ности; плуг почтеннее, чем те непосред- ственные наслаждения, которые подго- товляются им и служат целями. Ору- дие сохраняется, между тем как непо- средственные наслаждения проходят и
* — цель. Ред,
забываются. В СВОИХ ОРУДИЯХ ЧЕЛО- ВЕК ОБЛАДАЕТ ВЛАСТЬЮ НАД ВНЕШНЕЙ ПРИРОДОЙ, ТОГДА КАК В СВОИХ ЦЕЛЯХ ОН СКОРЕЕ ПОДЧИНЕН ЕЙ» (226) [205].
NB
Гегель и ис- торический материализм
Vorbericht, т. е. предисловие книги, датирован: Нюрнберг. 21. VII. 1816.
Это в §: «Выполненная цель»
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ КАК ОДНО ИЗ ПРИ- МЕНЕНИЙ И РАЗВИТИИ ГЕНИАЛЬНЫХ ИДЕЙ — ЗЕРЕН, В ЗАРОДЫШЕ ИМЕЮЩИХСЯ У ГЕГЕЛЯ.
«Телеологический процесс есть перевод понятия (sic!), отчетливо существующего как понятие, в объек- тивность»... (227) [206].
NB
NB
КАТЕГОРИИ ЛОГИКИ И ЧЕЛОВЕЧЕ- СКАЯ ПРАКТИКА
Когда Гегель старается — иногда
даже: тщится и пыжится — подвести
целесообразную деятельность челове-
ка под категории логики, говоря, что
эта деятельность есть „заключение"
(SchluB), что субъект (человек) иг-
рает роль такого-то „члена" в логиче-
ской „фигуре" „заключения" и т. п., —
ТО ЭТО НЕ ТОЛЬКО НАТЯЖКА,
НЕ ТОЛЬКО ИГРА. ТУТ ЕСТЬ ОЧЕНЬ
ГЛУБОКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЧИСТО МА-
ТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ. НАДО ПЕРЕВЕР-
НУТЬ: ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬ-
НОСТЬ ЧЕЛОВЕКАМИЛЛИАРДЫ РАЗ
ДОЛЖНА БЫЛА ПРИВОДИТЬ СОЗНА-
НИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПОВТОРЕНИЮ РАЗ-
НЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ФИГУР, ДАБЫ
ЭТИ ФИГУРЫМОГЛИ ПОЛУЧИТЬ
ЗНАЧЕНИЕ АКСИОМ. ЭТО NOTA
BENE.
«Движение цели достигло теперь того, что момент внешности не только положен в понятии и понятие есть не только долженствование и стремление, но как конкретная цельность тож- дественно с непосредственной объективностью» (235) [213]. В конце § о „выполненной цели", в конце отдела (главы III: „Телеология") — от- дела II «Объективность» — переход к от- делу III: „Идея".
NB
NB
ОТ СУБЪЕК- ТИВНОГО ПОНЯТИЯ И СУБЪ- ЕКТИВ- НОЙ ЦЕЛИ К ОБЪЕКТИВ- НОИ ИСТИНЕ
Замечательно:
к „идее" как совпа-
дению понятия
с объектом, к идее
как истине,
Гегель подходит ч е-
р е з практическую, целесообразную деятельность человека. Вплотную
подход к тому, что практикой своей доказывает человек объективную пра- вильность своих идей, понятий, зна-
нии, науки.
третий отдел: ИДЕЯ
Начало III отдела: «Идея».
«Идея есть адекватное понятие, объектив- но-истинное или истинное как тако- вое» (236) [214].
NB
Вообще введение к III-му отделу („Идея") П-ой части „Логики" („Субъективная логика") (т. V, стр. 236—243 [VI, 214-221]) и соответствую- щие §§ Энциклопедии (§§ 213—215) — ЕДВА ЛИ НЕ САМОЕ ЛУЧШЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ДИАЛЕКТИКИ. Здесь же замечательно гениально показано сов- падение, так сказать, логики и гносеологии. Выражение „идея" употребляется и в смысле простого представления. Кант.
Гегель про- тив Канта
против трансцен- дентного в смысле отделения
истины (объектив- ной) от эмпирии
tres bien!
«Кант вновь потребовал, чтобы выра- жению идея был возвращен его смысл понятия разума. — Понятие же разума должно, по Канту, быть понятием безус- ловного, а в отношении явлений — быть трансцендентным, так как оно не имеет никакого адекватного ему эмпирического употребления. Понятия разума, по Канту, служат для постижения, а понятия
рассудка — для понимания восприятии. — На самом же деле, если последние суть действительно понятия, то они суть по- нятия, — через них совершается пости- жение»... (236) [214].
NB
См.
еще
ниже
о
Канте
Так же неверно считать идею чем-то тельным"; — как говорится:, "это только
«Если мысли суть нечто лишь субъек- тивное и случайное, то они, конечно, не имеют никакой дальнейшей ценности, но они в этом отношении стоят не ниже временных и случайных действителъно- стей, которые равным образом не имеют иной дальнейшей ценности, кроме ценности случайностей и явлений. Если же пола- гают, что идея, наоборот, не имеет ценности истины потому, что она по отношению к яв- лениям трансцендентна, что в чувствен- ном мире ей не может быть дано никакого совпадающего с ней предмета, то это стран- ное недоразумение, так как идее здесь от- казывают в объективной значимости по- тому, что ей, дескать, не хватает именно того, что образует собой явление, неис- тинное бытие объективного мира» (237— 238) [215].
По отношению к практическим идеям сам Кант признает pobelhaft * ссылку на опыт против идей; идеи он выставляет как Maxi- mum, к которому надо стремиться прибли- зить действительность. И Гегель продол- жает:
«Но так как получился тот результат, что идея есть единство понятия и объек- тивности, — истина, — то на нее нельзя смотреть только как на цель, к которой следует приближаться, но которая сама постоянно остается некоторым видом по- тусторонности, но так, что все действи- тельное лишь постольку есть, поскольку оно имеет внутри себя идею и выражает ее. Предмет, объективный и субъективный
„недеистви- идеи".
Гегель
против
„Jenseits"**
Канта
* — вульгарной. Ред. ** — «потусторонности». Рев,
Согласие понятий с вещами не субъ- ективно
мир, не только должны вообще совпадать с идеей, но они сами суть совпадение понятия и реальности; та реальность, которая не соответствует понятию, есть только явление, субъективное, случайное, произвольное, которое не есть истина» (238) [216].
«Она» (die Idee) «есть, во-первых, простая истина, тождество понятия и объ- ективности как общее... (242) [219].
... «Во-вторых, она есть отношение для себя сущей субъективности простого понятия и его отличенной от нее объективности; пер- вая есть по существу стре- мление уничтожить это от- деление...
... «Как это отношение идея есть процесс, напра- вленный к разделению себя на индивидуальность и на ее неорганическую природу, к подчинению последней вновь власти субъекта и к возврату к первой простой всеобщ- ности. Тождество идеи с самой собой едино с про- цессом; мысль, освобож- дающая действительность от видимости бесцель- вой изменчивости и про- светляющая ее в идею,
Идея (читай: познание человека) есть совпадение (согласие) понятия и объективности („общее"). Это — во-1-х.
Во-2-х, идея есть отно- шение для себя сущей (=якобы самостоятель- ной) субъективности (=че- ловека) к отличной (от этой идеи) объективно- сти...
Субъективность есть стремление уничтожить это отделение (идеи от объекта).
Познание есть процесс погружения (ума) в неор- ганическую природу ради подчинения ее власти субъ- екта и обобщения (позна- ния общего в ее явле- ниях)...
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление