Begriff еще не высшее понятие: еще выше и д е я = единство Begriff а с реальностью.
««Это только понятие», — так говорят обыкновенно, противопоставляя понятию, как нечто более превос- ходное, не только идею, но и чувственное, пространст- венное и временное осязаемое существование. Абстракт- ное считается в таком случае по той причине менее значительным, чем конкретное, что из него-де опущено так много указанного рода материи. Абстрагирование получает, согласно этому мнению, тот смысл, что из кон- кретного лишь для нашего субъективного употребления изымается тот или иной признак так, чтобы с опуще- нием столь многих других качеств и свойств предмета он не утрачивал ничего в своей ценности и своем
Кант умаляет
силу разума
более после- довательный идеалист хватается за бога!
достоинстве; а они по-прежнему остав- ляются как реальное, лишь находящееся на другой стороне, как нечто сохраняю- щее по-прежнему полное свое значение, и лишь немощь рассудка приводит, согласно этому взгляду, к тому, что ему невозможно вобрать в себя все это богатство и приходится довольство- ваться скудной абстракцией. Если же данный материал созерцания и много- образие представления берутся как реальное в противоположность мысли- мому и понятию, то это такой взгляд, отказ от которого служит условием не только философствования, но пред- полагается уже религией; как возможны потребность в ней и ее смысл, если беглое и поверхностное явление чувст- венного и частного еще считается за истину?... Поэтому на абстрагирующее мышление следует смотреть не просто как на оставление в стороне чувствен- ной материи, которая при этом не терпит-де никакого ущерба в своей реальности, но оно есть скорее сня- тие последней и сведение ее как про- стого явления к существенному, прояв- ляющемуся только в понятии» (19—21) [17-18].
Гегель
вполне прав по существу против Канта.
Мышление, восходя от конкретного к абстрактному,
не отходит — если оно правильное (NB) (а Кант,
как и все
философы, говорит о правильном мышле-
нии) — от истины, а подходит к ней. Абстракция
материи,
закона природы, абстракция стоимости
и т. д., одним словом, все научные (правильные,
серьезные
не вздорные) абстракции отражают при-
роду глубже, вернее, полнее. От живого со-
зерцания
к абстрактному мышлению и от него
к практике — таков диалектический путь позна- ния истины, познания объективной реальности. Кант принижает знание, чтобы очистить место вере: Гегель возвышает знание, уверяя, что знание есть
знание бога.
Материалист возвышает
знание мате-
рии, природы, отсылая бога и защищающую его философскую сволочь в помойную яму.
«Главное недоразумение, которое здесь возникает, состоит в том мнении, будто естественный принцип или начало, от которого исходят в естественном разви- тии или в истории развивающегося индивидуума, есть истинное и первое также и в понятии» (21) [18—19]. (— Это верно, что начинают люди с этого, но истина лежит не в начале, а в конце, вернее в продолжении. Истина не есть начальное впечатление)... «но философия должна быть не рассказом о том, что совершается, а познанием того, что в нем истинно» (21) [19].
У Канта „психологический идеализм": у Канта кате- гории «суть только определения, проистекающие из самосознания» (22) [20]. Повышаясь от рассудка (Ver- stand) к разуму (Vernunft), Кант понижает значение мышления, отрицая за ним способность «достигнуть завершенной истины».
, как
«Считается» (у Канта) «злоупотреблением логики, если она, которая должна быть только каноном сужде- ния, признается за органон для образования объектив- ных взглядов. Понятия разума, в которых следовало бы ожидать более высокую силу (идеалистическая фраза!) и более глубокое (в е р н о!!) содержание, уже не имеют в себе ничего Konstitutives *
это еще имело место у категории; они суть только идеи; правда, вполне дозволительно употреблять их, но при по- мощи этих умопостигаемых сущностей, в которых должна была бы раскрываться вся истина, нельзя мыслить ничего, кроме гипотез, приписывать которым
* — конститутивного. Ред, ** — объективного. Ред.
истину в себе и для себя было бы полным произволом и безумной отвагой, так как они не могут встретиться ни в каком опыте. Можно ли было когда-нибудь по- думать, что философия станет отрицать истину умопо- стигаемых сущностей потому, что они лишены простран- ственного и временного вещества чувственности?» (23) [20-21].
И тут Гегель прав по сути: стоимость есть катего- рия, которая entbehrt des Stoffes der Sinnlichkeit *,
но она и
с m и н н e e,
чем
закон спроса и
предло-
жения.
Только s t i t и t i
Гегель идеалист: v е s" etc.
отсюда вздор:
„К о п-
Гегель за познавае- мость вещей в себе
явление есть прояв- ление сущ- ности
Кант, с одной стороны, вполне ясно признает „объективность" мыш- ления („des Denkens") («тождество поня- тия и вещи»), — а с другой стороны
«А с другой стороны, вместе с тем опять-таки утверждается, что мы все же не можем познавать вещей, каковы они в себе и для себя, и что истина недоступна познающему разуму; что та истина, которая состоит в единстве объекта и понятия, есть все же лишь явление, и именно на том основании, что содержание есть лишь многообра- зие созерцания. По этому поводу было уже упомянуто, что, напротив, именно в понятии снимается это многообразие, поскольку оно принадлежит созерцанию в противоположность понятию, и что через понятие предмет возвращается к своей неслучайной существенности; последняя выступает в явлении, и по- тому явление есть не просто нечто лишенное сущности, а проявление сущ- ности» (24—25) [21-22].
NB
* — лишена вещества чувственности. Ред.
NB
«Останется достойным удивления, что кан- товская философия признала то отношение мышления к чувственному существованию, на котором она остановилась, лишь за ре- лятивное отношение простого явления и хотя признала и утверждала высшее един- ство их обоих в идее вообще и, например, в идее некоторого созерцающего рассудка, но остановилась на том релятивном отноше- нии и на утверждении, что понятие совер-
шенно отделено и остается отделенным от
NB
реальности; тем самым она признала исти- ной то, что сама объявила конечным позна- нием, а то, что она признала истиной и подвела под определенное понятие, объявила чем-то непомерным, недозволенным и лишь
мысленными вещами».
!!Ха-ха!
В логике идея «становится творцом при-
роды» (26) [22-23].
Логика есть «формальная наука» против конкретных наук (о природе и духе), но пред- мет ее «чистая истина»... (27) [23].
Кант сам, спрашивая, что такое истина („Критика чистого разума", стр. 83) и давая тривиальный ответ („согласие познания с его предметом"), побивает себя, ибо «основное утверждение трансцендентального идеа- лизма»,
— что «познание не может постигнуть вещи в себе»
(27) [24] -
— ясно-де, что это все «неистинные представления»
(28) [24].
Возражая против чисто формального понимания логики (которое и у Канта-де есть) — говоря, что при точке зрения обычной (истина есть согласие [„Ober- einstimmung"] познания с объектом) для согласия «су- щественны две стороны» (29) [25], Гегель говорит, что формальное в логике есть „чистая истина" и что
... «это формальное должно поэтому внутри себя быть гораздо богаче определениями и содержанием, а также
должно обладать бесконечно большей силой над кон- кретным, чем то обыкновенно признается»... (29) [26].
... «Если даже не видеть в логических формах ничего другого, кроме формальных функций мышления, то и в таком случае они заслуживали бы исследования, в какой мере они сами по себе соответствуют истине. Логика, которая этим не занимается, может заявлять притязание самое большее на значение естественно- исторического описания явлений мышления, в том виде, в каком они имеются налицо» (30—31) [27]. (В этом-де бессмертная заслуга Аристотеля), но «необходимо дви- гаться дальше»... (31) [27].
Не психология, не фе- номенология духа, а ло- гика = вопрос об истине.
В таком понимании логика сов- падает с теорией познания. Это вообще очень важ- ный вопрос.
Общие зако- ны движения
м и р а и мышления
Итак, не только описание форм
мышления и не только е с т е-
с т в е н н о историческое
описание явлений мыш-
ления (чем это отличается от описа-
ния форм??), но и соответ-
ствие с истиной, т. е.??
квинтэссенция или, проще, ре-
зультаты и итоги истории мысли??
У Гегеля тут идеалистическая неяс- ность и недоговоренность. Мистика.
Ср. Энциклопедия, том VI, стр. 319 * [I, 267] **: «Но на самом деле они» (die logischen Formen***) «наоборот, как формы понятия составляют живой дух действительного» ...
* Hegel. Werke, Bd. VI, Berlin, 1840. Ред. ** Гегель. Сочинения, т. I, М. —Л. 1929. Ред. * ** — логические формы, Ред.
NB
Begriff, развиваясь в „adaquater Ве- griff" * становится идеей (33)** [29]***. «Понятие в своей объективности есть сама сущая в себе и для себя вещь» (33) [29]
Диалектическое движение „понятия" — от чисто „фор- мального" понятия в начале — к суждению (Urteil), затем — к заключению (SchluB) и — наконец, к превра- щению из субъективности понятия в его объективность (34—35)* [30]**.
Первая отличительная черта понятия — всеобщность (Allgemeinheit). NB: Понятие произошло из сущности, которая произошла из бытия.
En lisant... These parts of the work should be called: a best means for get- ting a head- ache! ****
Дальнейшее развитие всеобщего, осо- бого (Besonderes) и отдельного (Einzel- nes) в высшей степени абстрактно и „а b s t r и s" ***.
Куно Фишер излагает эти „аб-
струзные" хо, беря из Э н ц
рассуждения очень пло- более легкое — примеры иклопедии, добав-
ляя пошлости (против французской революции. Куно Фишер, том 8, 1901, стр. 530) etc., но не указывая
**** — При чтении... Эти части работы следовало бы назвать: лучшее средсгво для получения головной боли! Ред.
Видимо, и здесь главное для Гегеля наметить переходы.
С известной точки зрения, при известных условиях всеобщее есть отдельное, отдельное есть всеоб- щее. Не только (1) связь, и связь
неразрывная, всех понятии и суж- дений, но (2) переходы одного в дру- гое, и не только переходы, но и (3) тождество противоположностей — вот что для Гегеля главное. Но это
лишь „просвечивает" сквозь туман изложения apxи-„abstrus". История мысли с точки зрения развития и применения общих понятий и ка- тегорий логики — voila се qu'il faut! ***
Приведя на стр. 125 [112] „знамени- тое" заключение — „все люди смертны, Кай человек, следовательно, он смер- тен" — Гегель остроумно добавляет: «Сейчас же впадаешь в скуку, когда слышишь такое заключение» — это-де происходит от «бесполезной формы» — и делает глубокое замечание:
«Все вещи суть заключение, некоторое общее, связанное через частность с еди- ничностью; но, конечно, они не суть состоящее из трех предложений целое» (126) [112].
Или это все
же дань ста-
рой, фор-
мальной ло-
гике? Да! и
еще дань —
дань мисти-
цизму =
идеализму
Voila * оби- лие „опреде- лений" и Begriffsbestim- mungen ** этой части „Логики"!
верно!
„Все вещи суть заклю- чен и я"... NB
Очень хорошо! Самые обычные логические
„фи-
гуры"
суть
самые
— (все сие в § о „первой фигуре заключения") школьно размазанные, sit venia verbo****, обычные отношения вещей.
* — Вот. Ред. ** — определений понятий. Ред. * ** — вот, что нужно! Ред. **** — да будет позволено так сказать. Ред.
160
Анализ заключений у Гегеля (Е. — В. — А., Eins; Besonderes; Allgemeines *, В. — Е. —A. etc.) на- поминает о подражании Гегелю у Маркса в I главе 92.
О Канте
Между прочим:
«Кантовы антиномии разума состоят не в чем ином, как в том, что в одном случае в основание кладется одно определение понятия, в другом же — с такой же необходимостью другое»... (128—129) [115].
питализма, — так уже са- мое простое обобщение, пер- вое и простейшее образова- ние понятий (суждений, заключений etc.) означает познание человека все бо- лее и более глубокой объ- ективной связи мира. Здесь надо искать истин- ного смысла, значения и роли гегелевской Логики. Это NB.
Два афоризма:
1. Плеханов критикует кантианство
К вопросу
(и агностицизм вообще), более с вуль-
о критике со-
гарно-материалистической, чем с диа-
временного
лектически-материалистической точки
кантианства,
зрения, поскольку он лишь a limine *
махизма
отвергает их рассуждения, а не ис-
и т. п .:
правляет (как Гегель исправлял Канта)
эти рассуждения, углубляя, обобщая,
расширяя их, показывая связь и
переходы всех и всяких понятий.
2. Марксисты критиковали (в начале
XX века) кантианцев и юмистов более
по-фейербаховски (и по-бюхнеровски),
чем по-гегелевски.
NB
• ••«Опыт, основанный на индукции, признается значимым, хотя восприятие по общему призна- нию не завершено; но можно лишь предполагать, что не может найтись никакого противопоказания против этого опыта, поскольку он истинен в себе и для себя» (154) [139],
что логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира. Вернее, не дока- зал, а гениально угадал.
абстракт- ные и кон- кретные понятия
В Энциклопедии Гегель заме- чает, что разделение рассудка и разума, понятий того и другого вида должно быть понимаемо так
«что именно наша деятельность либо останавливается на одной лишь отрица- тельной и абстрактной форме понятия, либо понимает его согласно его истинной
* По-видимому, перед словом «заключение» пропущен предлог «в». Ред.
свобода и необхо- димость
природе как вместе с тем положительное и конкретное. Так, например, если мы рассматриваем понятие свободы как аб- страктную противоположность необходи- мости, то это только рассудочное понятие свободы; истинное же и разумное поня- тие свободы содержит внутри себя необ- ходимость как снятую» (стр. 347—348, т. VI) * [I, 290] **.
lb. стр. 349 [291]: Аристотель с такой полнотой описал логические формы, что „в сущности" добавить было нечего.
Обычно рассматривают „фигуры заключений", как пустой формализм. «Но на самом деле они» (эти фигуры) «имеют очень важное значение, основывающееся на необходимости того, чтобы каждый момент, как опре- деление понятия, сам становился целым и опосредст- вующим основанием» (352, т. VI [I, 294]).
Энциклопедия (т. VI, стр. 353—354 [I, 294—295]):
NB
NB
«Объективный смысл фигур заключения со- стоит вообще в том, что все разумное оказывается трояким заключением и именно так, что каждый из его членов занимает место как крайности, так и опосредствующей середины. Так именно об- стоит дело и с тремя членами философской науки, т. е. с логической идеей, природой и ду- хом. Здесь сначала природа есть средний, смы- кающий член. Природа, эта непосредственная цельность, развертывается в оба крайних чле- на — в логическую идею и в дух». +
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление