Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о бытии




С ЧЕГО СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ НАУКУ?




Тема логики. Сравнить с „гносеоло- гией" ныне.

59)* [49]**... (en passant***)
«природа познания» (id.
стр. 61 [51])



(60) [50]... «Нет» (курсив Гегеля) «ничего ни на
небе, ни в природе, ни в духе, ни где бы то
ни было, что не содержало бы вместе и непо-
средственности и опосредствования»...


 

1) Небо — природа — ДУХ. Небо долой: материа-
лизм.          
2) Все vermittelt = = опосредствовано, связано в
едино, связано переходами. Долой небо - — законо-
мерная связь всего (п р о ц е с с а) мира.  

(62) [52] «Логика есть чистая наука, т. е. чистое
знание во ВСЕМ объеме его РАЗВИТИЯ»...

 

1- 2- ая ая строка ахинея. гениальна.

С чего начать? „Чистое бытие" (Sein) (63) [53] — «ни-
чего не предполагать», начало. «Не заключать в себе

* - Hegel. Werke, Bd. III, Berlin, 1833. Ред.
** - Гегель.
Сочинения, т. V, М., 1937. Ред,
*** — между прочим. Ред,


никакого содержания»... «не быть ничем опосредство-
ванным»...


(66) [55]... «Развитие» (des Erkennens *)... «дол- жно определяться природой вещей и самого содержания»...

NB



(68) [58] Начало содержит в себе и „Nichts" и
„Sein" **, оно есть их единство:... «на-
чинающегося еще нет; оно лишь напра-
вляется к бытию»... (от небытия к
бытию:
«небытие, которое есть вместе
с тем бытие»).


 

Чушь об абсолюте (68—69) [58-59]. Я вообще
стараюсь читать Ге геля материалистически: Гегель
есть поставленный на голову материализм (по
Энгельсу 70) — т. е. я выкидываю большей частью
боженьку, абсолют, чистую идею etc.  

(70—71) [60—61] Начать философию с «Я» нельзя.
Нет «объективного движения».

— познания. Ред.

— «ничто» и «бытие». Ред.



первый отдел:
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (КАЧЕСТВО)

(77) [66] Чистое бытие — «без всякого дальнейшего
определения».

(Bestimmung есть уже Qualitat *.)

Переход Sein — в Dasein
 

наличное бытие
конечное»
а это в Fursichsein (для себя бытие?)

Sein — Nichts — Werden **

«Чистое бытие и чистое ничто есть... одно и то же»

(78) [67].

(81 [70]: Это кажется „парадоксом"). Их соединение
есть Werden.

«Движение непосредственного исчезания одного в дру-
гом»...

Nichts противополагают dem Etwas***. Но Etwas
есть уже определенное бытие, отличное от другого
Etwas, а здесь идет о простом Nichts (79) [68].

(Элеаты и Парменид особенно первые пришли к этой
абстракции бытия 71.) У Гераклита «все течет» (80)
[69]... т. е. «все есть становление».

Ex nihilo nihil fit? **** Из Nichts выходит Sein (Wer-
den)...

(81) [70]: «Было бы нетрудно обнаружить это един-
ство бытия и ничто... в каждой (курсив Гегеля) дей-

* — Определение есть уже качество. Ред.
**
— бытие — ничто — становление. Ред.
*
** — нечто. Ред.
**** — Из ничего не происходит ничего? Ред.



ствительной вещи или мысли»... «нигде ни на небе, ни на
земле нет ничего, что не содержало бы в себе того и
другого, бытия и небытия».
Возражения подсовывают
bestimmtes Sein * (есть у меня 100 талеров или
нет) 82 i. f. [71], — но не об этом речь...

„Необходи- мая связь всего мира"... „взаимо- определяю- щая связь всего"
NB
Звучит весьма ма-

«Определенное, конечное бытие есть
такое, которое относится к чему-либо
другому; это есть содержание, которое
находится в отношении необходимости
к другому содержанию, ко всему миру.
Принимая во внимание взаимоопреде-
ляющую связь целого, метафизика
вправе сделать утверждение — в сущ-
ности тавтологическое, — что, если бы
была разрушена одна пылинка, то разру-
шилась бы вся Вселенная» (83) [72].
(86) [75]: «То, что есть первое в науке,
должно было оказаться и исторически первым».

 

 

териалистично!


 

91 [80]: «Становление есть данность бытия так же, как
и небытия».... «Переход есть то же, что становле-
ние»... (92 i. f.) [81].

94 [83] «У Парменида, как и у Спинозы, не может
быть перехода от бытия или абсолютной субстан-
ции к отрицательному, конечному».
У Гегеля же единство или нераздельность (стр. 9 0
[79] это выражение иногда лучше, чем единство)
„бытия" и „ничто" дают переход, Werden.

 

Абсолютное нечное = части So etwa? ** и относительное, ступени одного конечное и того и же беско- мира.

(92 [81]: Для «опосредствованного бытия мы сохраним
выражение: существование».)

*определенное бытие, Ред,
** — Не так ли? Ред.



L02 [90—91]: У Платона в „Пармениде" переход от бы-
тия
и одного — „auBere Reflexion" *.
104 [93]: Говорят, тьма есть отсутствие света. Но «в чи-
стом свете столь же мало видно, как и в чистой тьме»...
107 [96] — Ссылка на бесконечно малые величины, кои
берутся в процессе исчезновения их...

NB

«Нет совершенно ничего, что не было бы
средним состоянием между бытием и ничто».
«Непонятность начала» — если ничто и бытие ис-
ключают друг друга, но это не диалектика, a Sophis-
terei **.

Софи- стика и диалек- тика

«Ибо софистика есть рассуждение из необ-
основанной предпосылки, принимаемой без
критики и необдуманно; диалектикой же мы
называем высшее разумное движение, в ко-
тором такие кажущиеся совершенно раздель-
ными определения переходят друг в друга
через самих себя, через то, что они есть, и
предпосылка снимается» (108) [96].
Werden. Его моменты: Entstehen und Vergehen ***
(109) [97].

Das Aufheben des Werdens **** — dasDasein | кон-

 

кретное, определенное бытие (?)




aufbe- wahren zugleich

110 198—99]: aufheben = ein Ende ma-

chen
= erhalten



 


 



112[100]: Dasein ist bestimmtes Sein ****** (N В 114 [102] „ein Konkretes" *******), —качество, отдельное от Anderes, — veränderlich und e n d l i с h ********.

NB

 


* — «внешняя рефлексия». Ред.

** — софистика. Ред.

*** — возникновение и уничтожение. Ред.

**** — Снятие становления. Ред.

***** — снять = покончить = удержать (одновременно сохранить). Ред.

****** — наличное бытие есть определенное бытие. Ped.

****** — «нечто конкретное». Ред.

******** — другого, — изменчивое и конечное. Ред.



114 [103] «Определенность, изолированная так для себя,
как сущая определенность, есть качество»... «Ка-
чество, отличенное как сущее, есть реальность»
(115) [103].

117 [106]... «Определенность есть отрицание»...

(Spinoza) Omnis dеterminatio est negatio *, «это по-
ложение имеет бесконечную важность»...

Здесь изложение какое-то отрывочное и сугубо туман- ное.

120 [108]: «Нечто есть первое отрицание отрицания»...

 

abstrakte und
abstruse Hege-
lei — Энгельс 72.

125 [113—114] —... Две пары определений: 1) «Нечто
и другое»; 2) «бытие для другого и в себе бытие».

NB

127 [115] — Ding an sich** — «весьма простая
абстракция». Кажется мудростью изречение,
что мы не знаем, что такое вещи в себе. Вещь
в себе есть абстракция от всякого определе-
ния [Sein-fur-Anderes * * *] [от всякого от-
ношения к другому], т. е. ничто. Следова-
тельно, вещь в себе «не что иное, как ли-
шенная истинности, пустая абстракция».


Это очень глубоко: вещь в се-
бе и ее превращение в вещь для других (ср. Энгельс 73). Вещь в себе вообще есть пустая, безжиз- ненная абстракция. В жизни в
движении все и вся бывает как
„в себе", так и „для других" в
отношении к другому, превра-
щаясь из одного состояния в
другое.

 

Sehr gut!! ****
если мы спра-
шиваем, что
такое вещи
в себе, so
ist in die Frage gedankenloser Weise die Un-
moglichkeit der Beantwortung gelegt... ***** (127) [116].

* — (Спиноза) Всякое определение есть отрицание. Ред.
* * — Вещь в себе. Ред.
*** — бытие для другого. Ред.
**** — Очень хорошо!! Ред.
***** — то в вопрос необдуманным образом вложена невозможность
ответить на него... Ред.



Кантиан-
ство = мета-
физика


129 [117] — en passant: диалектическое
философствование, коего не знает
«метафизическое философствование,
к которому принадлежит также и
критическое».


 

Диалектика есть учение о том, как могут
быть и как бывают (как становятся) т о ж д е -
с т в е н н ы м и п р отивоположно c m и,
при каких условиях они бывают тождественны, пре-
вращаясь друг в друга, — почему ум человека
не должен брать эти противоположности за мертвые,
застывшие а за живые, условные, подвижные, пре-
вращающиеся одна в другую. En lisant Hegel... *

134 [122—123]: «Граница (есть) простое отрицание
или первое отрицание» (des Etwas. Всякое нечто
имеет свою границу) «другое же есть вместе
с тем отрицание отрицания»...
137 [125]: „Etwas mit seiner immanenten Grenze gesetzt
als der Widerspruch seiner selbst, durch den es fiber
sich hinausgewiesen und getrieben wird, ist das
Endliche".

(Нечто, взятое с точки зрения его имма-
нентной границы, — с точки зрения его про-
тиворечия с самим собой, каковое противоре-
чие толкает его [это нечто] и выводит его дальше
своих пределов, есть конечное).

Когда о вещах говорят, что они — конечны, то этим
признают, что их небытие есть их натура („небытие
есть их бытие").

«Они» (вещи) «суть, но истина этого бытия есть
их конец.

 

Остроумно и умно! Понятия , обыч-
но кажущиеся мертвыми, Гегель ана-
лизирует и показывает, что в них
есть движение. Конечный? значит,

* — Читая Гегеля... Ред,



двигающийся к концу! Нечто? — значит,
не то, что другое. Бытие вообще? —
значит, такая неопределенность, что
бытие = небытию. Всесторонняя, уни-
версальная гибкость понятий, гибкость,
доходящая до тождества противополож-
ностей, — вот в чем суть. Эта гибкость,
примененная субъективно, = эклектике
и софистике. Гибкость, примененная
объективно, т. е. отражающая всесто-
ронность материального процесса и
единство его, есть диалектика, есть
правильное отражение вечного разви-
тия мира.


N В

мысли о

диалектике

en lisant

Hegel


139 [127] — Бесконечное и конечное, говорят, проти-
воположны? (см. стр. 148 [136—137]) (ср. стр. 151
[139]).

141 [129] — Sollen und Schranke — моменты des Endli-
chen *.

143 [132] — «В долженствовании начинается выход за
пределы конечности, бесконечность».

sehr gut!

143 [132] — Говорят, разум имеет свои границы.
«В этом утверждении отсутствует сознание
того, что определение чего-либо как предела
уже означает выход за этот предел».

144 [132—133]: Камень не мыслит, и потому его огра-
ниченность (Beschranktheit) не есть граница
(Schranke) для него. Но и камень имеет свои гра-
ницы, например, окисляемость, если он «есть спо-
собное к окислению основание».

 

Эволюция ** камня

144—145 [133]: — Все (человеческое) выходит за гра-
ницы (Trieb, Schmerz etc. ***), а разум, изволите
видеть, «не может выходить за предел»!

* — Долженствование и предел — моменты конечного. Ред.
** В рукописи над последней буквой слова «эволюция» стоит
буква «и». Ред.

*** — влечение, боль и т. д. Ред,



„Но, конечно, не всякий выход за пределы есть
истинное освобождение от них"!

Магнит, если б имел сознание, считал бы сво-
бодным свой уклон на север (Лейбниц). — Нет,
тогда он знал бы все направления пространства, и
одно только направление считал бы границей своей
свободы, ограничением ее.

Диалектика
самих вещей,
самой приро-
ды, самого
хода событий
Применить к атомам versus электроны. Вообще бесконеч- ность материи вглубь... 74  

148 [137]... «Природа самого конечного
состоит в том, чтобы выходить за
свои пределы, отрицать свое отрица-
ние и становиться бесконечным»...
Не внешняя (fremde) сила (Gewalt)
(149) [137] превращает конечное
в бесконечное, а его (конечного)
природа (seine Natur).
151 [139]: „Schlechte Unendlichkeit" * —бесконечность,
качественно противоположная конечности, не свя-
занная с ней, отгороженная от нее, как будто ко-
нечное было diesseits, а бесконечное jenseits**, как
будто бесконечное стоит над конечным, вне его...
153 [142]: На деле же sind sie (конечное и бесконечное)
untrennbar***. Они— едино суть (155) [143—144].
158—159 [147]:... «Единство конечного
и бесконечного не есть их внешнее
сопоставление, или же несоответ-
ственное, противоположное их оп-
ределению соединение, в котором
были бы связаны раздельные и
противоположные, самостоятель-
ные одно относительно другого и,
стало быть, несовместимые сущие,
но каждое есть в себе самом это
единство, и каждое есть лишь сня-
тие
себя самого, причем ни одно
не имеет перед другим преимуще-
ства в себе бытия и утвердительного

 

* — «Дурная бесконечность». Ред.
**
по ею сторону, а бесконечное по ту сторону. Ред,
*** — они суть... нераздельны. Ред.



Связь (всех частей) бес- конечного прогресса

наличного бытия. Как было пока-
зано ранее, конечность есть лишь
выход за себя; поэтому в ней со-
держится бесконечность, другое ее
самой»...
... «Но бесконечный прогресс выра-
жает нечто большее» (чем простое
сравнение конечного с бесконечным),
«в нем положена и связь (курсив Гегеля)
также и различаемых»... (160) [148].

167 [155] «Природа спекулятивного мышления... состоит
единственно в схватывании противоположных мо-
ментов в их единстве».

Вопрос, как приходит бесконечное к конечному,
считают иногда сущностью философии. Но этот
вопрос сводится к выяснению их связи...

Bien dit!

168 [156]... «И относительно других предметов
также требуется известное развитие для
того, чтобы уметь задавать вопросы, тем
более относительно философских предметов,
так как иначе может получиться ответ, что
вопрос никуда не годится».

173—174 [161—162]: Fursichsein — для себя бытие = беско-
нечное бытие, законченное качественное бытие.

I Отношение к другому исчезло; осталось отноше-
ние в себе. | Качество доходит до крайности (auf
die Spitze) и становится количеством.
Идеализм Канта и Фихте... (181) [169] «застревают

в дуализме» ((неясно)) «наличного бытия и для себя

бытия»...

 

т. е. что нет нает следующее к субъекту? перехода вещи в себе (ее предложение) к явлению? с поми-)бъекта


* — единое. Ред.

 

Почему Fiirsichsein есть Eins*, Здесь Гегель сугубо темен, по-моему. мне неясно.



NB:

Selbstbewe-
gung ****


Единое — старинный принцип *

(и пустота). Пустота считается Quell der
Bewegung
** (185) [173] не только в том
смысле, что место не занято, но ent-
halt *** и «более глубокую мысль, что
в отрицательном вообще заключается
основание становления, беспокойства са-
модвижения» (186) [173].


183 [170]: «Идеальность для себя бытия как тоталь-
ность превращается таким образом, во-первых,
в реальность и притом в наиабстрактнейшую, наи-
прочнейшую, как одно».

 

Темна   вода...

 

Мысль о превращении идеального в реальное глу- бока: очень важна для истории. Но и в личной жизни человека видно, что тут много правды. Против вуль- гарного материализма. NB. Различие идеального от материального тоже не безусловно, не uberschwen- glich75.

189 [177] — Примечание. Монады Лейбница. Принцип
Eins и его неполнота у Лейбница 76.

 

Видимо, категорий дает еще Гегель берет свое саморазвитие понятий, в связи со всей историей философии. Это новую сторону всей Логики.

193 [181]... «Существует древнее изречение, что одно
есть многое и, в особенности: что многое есть
одно»...

195 [183]... «Различие между одним и многими опре-
делилось в различие их соотношения друг с дру-
гом, которое разложено на два соотношения, на
отталкивание и притяжение»...

* — атом (неделимое). Ред.
* * — источником движения. Ред.
*"* — содержит. Ред.
**** — самодвижение. Ред.


 

Вообще все это Fursichsein, должно быть, отчасти
понадобилось Гегелю для выведения того, как „ка-
чество превращается в количество" (199) [187] - - ка-
чество ость определенность, определенность для
себя, Gesetzte *, есть единица — - сие производит
впечатление большой натянутости и пустоты.  

* — положенное. Ред.

Отметить, стр. 203 [190], не лишенное иронии замеча-
ние против того «рефлектирующего об опыте образа
действия познания, который сначала воспринимает в
явлении те или другие определения, затем кладет их в
основание и принимает для так называемого объяснения
их соответствующие основные материи или силы, должен-
ствующие производить эти определения явления»...



ВТОРОЙ ОТДЕЛ!

ВЕЛИЧИНА (КОЛИЧЕСТВО)

У Канта 4 „антиномии"77. На деле каждое понятие,
каждая категория так же антиномична (217) [205].

Роль скеп- тицизма в истории философии
Wahrhafte
Dialek-
tik***

229 [217]: «Die Diskretion

перевод? раздельность ****,


, как и die Kontinuitat,

расчлененность


сомкнутость (?), преемственность (?) *****, непре-


есть момент к о л и ч е с т в а»...

рывностъ

«Древний скептицизм не уклонялся от
труда указывать это противоречие или
антиномию во всех понятиях, которые
он находил в науках».
Разбирая Канта весьма придирчиво (и остроумно), Гегель получает вывод, что Кант просто повторяет в выводах сказанное в посылках, именно повторяет то, что есть категория Kontinuitat* и категория Diskretion**.
Отсюда же вытекает лишь, «что
ни одно из этих определений, взятое
отдельно, не истинно, а истинно лишь
их единство. Таково истинно диалек-тическое рассмотрение их, так же как их истинный результат» (226) [214].

* — непрерывность. Ред.
** — дискретность. Ред.
*** — Истинная диалектика. Ред.
**** Слово «раздельность» в рукописи зачеркнуто. Ред.
***
** Слова «сомкнутость, преемственность» в рукописи зачеркнуты, Ред,



232 [219]: «Количество, прежде всего количественность
с некоторой определенностью или границей во-
обще — есть в своей совершенной определенности

234 [221]: «A nzahl
и единица со-

число»...

 

Численность?
Перечисление?

ставляют моменты числа».
248 [235—236] — По вопросу о роли и значении числа

(много о Pythagoras etc. etc.), между прочим,

меткое замечание:
«Чем богаче определенностью, а тем самым и отно-
шениями, становятся мысли, тем, с одной стороны, более
запутанным, а с другой, более произвольным и лишен-
ным смысла становится их изображение в таких формах,
как числа» (248—249) [236]. ((Оценка мыслей: богатство
определениями и следовательно отношениями.))
По поводу антиномий Канта (мир без начала etc.),
Гегель опять доказывает des Langeren *, что в посылках
принимается за доказанное то, что надо доказать
(267— 278) [255-267].





Далее, переход количества в качество в абстракт- но-теоретическом изложении до того темен, что ничего не поймешь. Вернуться!!

NB

283 [271]: Бесконечное в математике. До сих
пор оправдание состоит только в правиль-
ности результатов
(«доказанной из других ос-
нований»),... а не в ясности предмета [confer

Engels 78] 285 [273]: При исчислении бесконечных известная неточность (заведомая) игнорируется, а результат все же получается не приблизительный, а вполне точный! Все же искать тут Rechtfertigung ** —«не столь излишне», «как излишним представляется требовать доказательства права пользоваться собственным носом»79.

* — пространно. Ред.
** — оправдания, Ред,

 


 

Ответ Гегеля сложный, abstrus * etc. etc. Речь
идет о высшей о дифференциальном математике; ср и интегральном . Энгельс исчислении80.
           

 

Интересно мимоходом сделанное замечание Ге-
геля - - «трансцендентально, т. е. в сущности субъек-
тивно и психологически». . «трансцендентальным об-
разом а именно в субъекте» (288) [276].  

 

Стр. 282- -327 [270-314] u. ff. — 379 [363].  
Подроб нейшее рассмотрение дифференциального
и интегрального исчисления, с цитатами — Newton,
Lagrange, Carnot, Euler, Leibniz etc. etc., - — пока-
зывающими, как интересно было Гегелю это „исчез-
новение" бесконечно малых, это „среднее между
бытием и небытием". Без изучения высшей матема-
тики все сие непонятно. Характерно заглавие Carnot:
„Reflexions sur la Metaphysique du calcul infinitesi-
mal"!!! **    

Развитие понятия Verhaltnis *** (379—394) [363—379]
сугубо темно. Отметить лишь, стр. 394 [378—379], за-
мечания о символах, что против них вообще ничего
иметь нельзя. Но „против всякой символики" надо ска-
зать, что она иногда является „удобным средством
обойтись без того, чтобы охватить, указать, оправдать
определения понятий" (Begriffsbestimmungen). А именно
в этом дело философии.

NB?

«Обычные определения силы, или субстан-
циальности, причины и действия и т. п. суть также
лишь символы для выражения, например, жиз-
ненных или духовных отношений, т. е. неистин-
ные определения для последних» (394) [379].

* — темный. Ред.
** — Карно: «Размышления о метафизике исчисления бесконечно
малых»!!! Ред.

*** — отношение, Ред.


третий отдел:
МЕРА

«В мере соединены абстрактно выраженные каче-
ство и количество. Бытие как таковое есть непосред-
ственное равенство определенности с самой собой. Эта
непосредственность определенности сняла себя. Ко-
личество есть бытие, возвратившееся в себя так, что
оно есть простое равенство с собой, как безразличие от-
носительно определенности» (395) [380]. Третий член —
мера.

Кант ввел категорию модальности (возможность,
действительность, необходимость), и Гегель замечает,
что у Канта:

«Эта категория имеет то значение, что она есть
отношение предмета к мышлению. С точки зрения этого
идеализма мышление вообще есть нечто по существу
внешнее относительно вещи в себе... объективность,
свойственная прочим категориям, несвойственна кате-
гориям модальности» (396) [380].

En passant (397) [381-382]:

Индийская философия, в которой Брама пере-
ходит в Сиву (изменение = исчезновение, возникнове-
ние)...

Народы боготворят меру (399) [383].

? Мера переходит в сущность (Wesen).

(По вопросу о мере небезынтересно отметить ми-
моходом сделанное Гегелем замечание, что «в развитом
гражданском обществе количества индивидов, занятых



в различных промыслах, находятся в известном от-
ношении друг с другом») (402) [386].

По вопросу о категории постепенности (Allmahlig-
keit) Гегель замечает:

«К этой категории охотно прибегают, чтобы пред-
ставить или объяснить исчезание какого-либо качества
или нечто, ибо, таким образом, исчезание кажется
совершающимся почти перед глазами, так как опре-
деленное количество берется как внешняя, по своей
природе изменчивая граница, а вместе с тем само собой
понятно изменение как изменение только количества.
Но в действительности этим ничего не объясняется;
изменение есть вместе с тем по существу переход одного
качества в другое, или, более абстрактно, от наличного
бытия к несуществованию; в этом заключается иное
определение, чем в постепенности, которая есть лишь
уменьшение или увеличение и одностороннее обращение
внимания на величину.

Но что изменение, выступающее как чисто коли-
чественное, переходит также в качественное, —
на эту их связь обратили внимание уже древ-
ние и представили на популярных примерах те
коллизии, которые проистекают из незнания
этого»... (405—406) [389—390] („лысый": один волос
вырвать; „куча" — одно зерно отнять...) «что»
(при этом) «опровергается, есть das einseitige
Festhalten an der abstrakten Quantumsbestimmt-
heit» („одностороннее обращение внимания на
абстрактные определения количества", т. е. без
учета всесторонних изменений и конкретных
качеств etc.).

NB

... «Эти обороты суть поэтому не пустая или пе-
дантическая шутка, но сами по себе они пра-
вильны и есть порождения сознания, проявляю-
щего интерес к явлениям, возникающим в мыш-
лении.
Количество, поскольку оно принимается за безраз-
личную границу, есть та сторона, с которой нечто су-
ществующее подвергается неожиданному нападению
и гибели. В том и состоит хитрость понятия, что она



схватывает нечто существующее с той стороны, с кото-
рой, как кажется, его качество не затрагивается, и
притом в такой мере, что увеличение государства, иму-
щества и т. д., влекущее за собой несчастье государства,
собственника, вначале кажется даже его счастьем»
(407) [391].

Gesetz oder Maβ*
?

«Велика заслуга познать эмпирические
числа природы, например, взаимные рас-
стояния планет; но еще неизмеримо большая
заслуга заставить исчезнуть эмпирические
определенные количества и возвести их во
всеобщую форму количественных определений
так, чтобы они стали моментами закона или
меры»; заслуга Галилея и Кеплера... «Они
доказали найденные ими законы, показав,
что им соответствует весь объем частностей
восприятия» (416) [400—401]. Надо требовать,
однако, еще hoheres Beweisen ** этих зако-
нов, чтобы их количественные определения
были познаны из Qualitaten oder bestimm-
ten Begriffen, die bezogen sind (wie Raum und
Zeit) ***.

Развитие понятий des MaВes как spezifische Quan-
titat и как reales MaB **** (в том числе Wahlverwandt-
schaften *****—например, химические элементы, му-
зыкальные тона) очень темно.




Большое примечание о химии, с полемикой против Berzelius и его теории электрохимии (433—445) [417-429].

 


„Узловая линия отношений меры" (Knotenlinie von
MaBverhaltnissen) — переходы количества в качество...
Постепенность и скачки.

* — закон или мера. Ред.
** — высшего доказательства. Ред.
*** — качеств или определенных соотнесенных понятий (как о вы
пространство и время). Ред.

**** — меры как специфического количества и как реальной меры, Ред.
***** — избирательные сродства. Ред,




И паки, стр. 448 [432], что постепен- ность ничего не объясняет без скачков.

NB


NB


В примечании у Гегеля, как и всегда, фактическое,
примеры, конкретное (Фейербах поэтому смеется од-
нажды, что Гегель природу сослал в примечания,
Фейербах, Сочинения, И, стр.?)81.

Стр. 448—452 [432—436], примечание, оза-

Скачки!

главленное в оглавлении (не в тексте!! пе-

дантство!!): «Примеры таких узловых линий;
о том, что в природе якобы нет скачков».
Примеры: химия; музыкальные тона; вода (пар,
лед) — стр. 449 [433—434] — роды и смерть.

Перерывы

постепен- ности

Abbrechen der Allmähligkeit,
стр. (450) [434].



Скачки!

Скачки!


«Говорят, в природе не бывает скачков;
и обычное представление, если оно желает
понять происхождение или уничтожение,
полагает, как было упомянуто, что поймет
их, представляя их как постепенное воз-
никновение или исчезание. Но было уже по-
казано, что вообще изменения бытия суть
не только переход одной величины в другую,
но переход качественного в количественное и,
наоборот, становление другим, которое пред-
ставляет собой перерыв постепенности и ка-
чественно иное, в противоположность пред-
шествовавшему существованию. Вода через
охлаждение не становится постепенно твер-
дой так, чтобы она делалась сначала студе-
нистой и постепенно затвердевала до кон-
систенции льда, но становится сразу твердой;
достигнув уже температуры замерзания,
она, если остается в покое, может еще
сохранять жидкое состояние, но малейшее
сотрясение приводит ее в состояние твер-
дости.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.187 сек.