59)* [49]**... (en passant***) «природа познания» (id. стр. 61 [51])
NВ
(60) [50]... «Нет» (курсив Гегеля) «ничего ни на небе, ни в природе, ни в духе, ни где бы то ни было, что не содержало бы вместе и непо- средственности и опосредствования»...
1) Небо
— природа
— ДУХ.
Небо
долой:
материа-
лизм.
2) Все
vermittelt =
= опосредствовано, связано в
едино, связано переходами.
Долой
небо -
— законо-
мерная связь всего (п
р о ц е с с а)
мира.
(62) [52] «Логика есть чистая наука, т. е. чистое знание во ВСЕМ объеме его РАЗВИТИЯ»...
1-
2-
ая ая
строка ахинея. гениальна.
С чего начать? „Чистое бытие" (Sein) (63) [53] — «ни- чего не предполагать», начало. «Не заключать в себе
* - Hegel. Werke, Bd. III, Berlin, 1833. Ред. ** - Гегель. Сочинения, т. V, М., 1937. Ред, *** — между прочим. Ред,
никакого содержания»... «не быть ничем опосредство- ванным»...
(66) [55]... «Развитие» (des Erkennens *)... «дол- жно определяться природой вещей и самого содержания»...
NB
(68) [58] Начало содержит в себе и „Nichts" и „Sein" **, оно есть их единство:... «на- чинающегося еще нет; оно лишь напра- вляется к бытию»... (от небытия к бытию: «небытие, которое есть вместе с тем бытие»).
Чушь об абсолюте (68—69) [58-59]. Я
вообще
стараюсь читать Ге
геля материалистически:
Гегель
есть поставленный
на голову материализм (по
Энгельсу 70) — т. е.
я выкидываю большей
частью
боженьку, абсолют,
чистую идею etc.
(70—71) [60—61] Начать философию с «Я» нельзя. Нет «объективного движения».
наличное бытие конечное» а это в Fursichsein (для себя бытие?)
Sein — Nichts — Werden **
«Чистое бытие и чистое ничто есть... одно и то же»
(78) [67].
(81 [70]: Это кажется „парадоксом"). Их соединение есть Werden.
«Движение непосредственного исчезания одного в дру- гом»...
Nichts противополагают dem Etwas***. Но Etwas есть уже определенное бытие, отличное от другого Etwas, а здесь идет о простом Nichts (79) [68].
(Элеаты и Парменид особенно первые пришли к этой абстракции бытия71.) У Гераклита «все течет» (80) [69]... т. е. «все есть становление».
Ex nihilo nihil fit? **** Из Nichts выходит Sein (Wer- den)...
(81) [70]: «Было бы нетрудно обнаружить это един- ство бытия и ничто... в каждой (курсив Гегеля) дей-
* — Определение есть уже качество. Ред. ** — бытие — ничто — становление. Ред. * ** — нечто. Ред. **** — Из ничего не происходит ничего? Ред.
ствительной вещи или мысли»... «нигде ни на небе, ни на земле нет ничего, что не содержало бы в себе того и другого, бытия и небытия». Возражения подсовывают bestimmtes Sein * (есть у меня 100 талеров или нет) 82 i. f. [71], — но не об этом речь...
„Необходи- мая связь всего мира"... „взаимо- определяю- щая связь всего"
NB
Звучит весьма ма-
«Определенное, конечное бытие есть такое, которое относится к чему-либо другому; это есть содержание, которое находится в отношении необходимости к другому содержанию, ко всему миру. Принимая во внимание взаимоопреде- ляющую связь целого, метафизика вправе сделать утверждение — в сущ- ности тавтологическое, — что, если бы была разрушена одна пылинка, то разру- шилась бы вся Вселенная» (83) [72]. (86) [75]: «То, что есть первое в науке, должно было оказаться и исторически первым».
териалистично!
91 [80]: «Становление есть данность бытия так же, как и небытия».... «Переход есть то же, что становле- ние»... (92 i. f.) [81].
94 [83] «У Парменида, как и у Спинозы, не может быть перехода от бытия или абсолютной субстан- ции к отрицательному, конечному». У Гегеля же единство или нераздельность (стр. 9 0 [79] это выражение иногда лучше, чем единство) „бытия" и „ничто" дают переход, Werden.
Абсолютное нечное = части So etwa? **
и относительное, ступени одного
конечное и того
и
же
беско- мира.
(92 [81]: Для «опосредствованного бытия мы сохраним выражение: существование».)
* — определенное бытие, Ред, ** — Не так ли? Ред.
L02 [90—91]: У Платона в „Пармениде" переход от бы- тия и одного — „auBere Reflexion" *. 104 [93]: Говорят, тьма есть отсутствие света. Но «в чи- стом свете столь же мало видно, как и в чистой тьме»... 107 [96] — Ссылка на бесконечно малые величины, кои берутся в процессе исчезновения их...
NB
«Нет совершенно ничего, что не было бы средним состоянием между бытием и ничто». «Непонятность начала» — если ничто и бытие ис- ключают друг друга, но это не диалектика, a Sophis- terei **.
Софи- стика и диалек- тика
«Ибо софистика есть рассуждение из необ- основанной предпосылки, принимаемой без критики и необдуманно; диалектикой же мы называем высшее разумное движение, в ко- тором такие кажущиеся совершенно раздель- ными определения переходят друг в друга через самих себя, через то, что они есть, и предпосылка снимается» (108) [96]. Werden. Его моменты: Entstehen und Vergehen *** (109) [97].
Das Aufheben des Werdens **** — dasDasein| кон-
кретное,
определенное
бытие
(?)
aufbe- wahren zugleich
110 198—99]: aufheben = ein Ende ma-
chen = erhalten
112[100]: Dasein ist bestimmtes Sein ****** (N В 114 [102] „ein Konkretes" *******), —качество, отдельное от Anderes, — veränderlich und e n d l i с h ********.
****** — наличное бытие есть определенное бытие. Ped.
****** — «нечто конкретное». Ред.
******** — другого, — изменчивое и конечное. Ред.
114 [103] «Определенность, изолированная так для себя, как сущая определенность, есть качество»... «Ка- чество, отличенное как сущее, есть реальность» (115) [103].
117 [106]... «Определенность есть отрицание»...
(Spinoza) Omnis dеterminatio est negatio *, «это по- ложение имеет бесконечную важность»...
Здесь изложение какое-то отрывочное и сугубо туман- ное.
120 [108]: «Нечто есть первое отрицание отрицания»...
abstrakte und
abstruse Hege-
lei — Энгельс 72.
125 [113—114] —... Две пары определений: 1) «Нечто и другое»; 2) «бытие для другого и в себе бытие».
NB
127 [115] — Ding an sich** — «весьма простая абстракция». Кажется мудростью изречение, что мы не знаем, что такое вещи в себе. Вещь в себе есть абстракция от всякого определе- ния [Sein-fur-Anderes * * *] [от всякого от- ношения к другому], т. е. ничто. Следова- тельно, вещь в себе «не что иное, как ли- шенная истинности, пустая абстракция».
Это очень глубоко: вещь в се-
бе и ее превращение в вещь для других (ср. Энгельс 73). Вещь в себе вообще есть пустая, безжиз- ненная абстракция. В жизни в
движении все и вся бывает как
„в себе", так и „для других" в
отношении к другому, превра-
щаясь из одного состояния в
другое.
Sehr gut!! ****
если мы спра-
шиваем, что
такое вещи
в себе, so
ist in die Frage gedankenloser Weise die Un-
moglichkeit der
Beantwortung
gelegt... *****
(127) [116].
* — (Спиноза) Всякое определение есть отрицание. Ред. * * — Вещь в себе. Ред. *** — бытие для другого. Ред. **** — Очень хорошо!! Ред. ***** — то в вопрос необдуманным образом вложена невозможность ответить на него... Ред.
Кантиан- ство = мета- физика
129 [117] — en passant: диалектическое философствование, коего не знает «метафизическое философствование, к которому принадлежит также и критическое».
Диалектика
есть учение о том,
как могут
быть и как бывают
(как становятся) т о ж д е -
с т в е н н
ы м и п р
отивоположно
c m и, —
при каких
условиях
они бывают тождественны, пре-
вращаясь
друг в
друга, — почему ум
человека
не должен
брать эти
противоположности за
мертвые,
застывшие
а за живые, условные, подвижные, пре-
вращающиеся одна
в другую. En lisant
Hegel... *
134 [122—123]: «Граница (есть) простое отрицание или первое отрицание» (des Etwas. Всякое нечто имеет свою границу) «другое же есть вместе с тем отрицание отрицания»... 137 [125]: „Etwas mit seiner immanenten Grenze gesetzt als der Widerspruch seiner selbst, durch den es fiber sich hinausgewiesen und getrieben wird, ist das Endliche".
(Нечто, взятое с точки зрения его имма- нентной границы, — с точки зрения его про- тиворечия с самим собой, каковое противоре- чие толкает его [это нечто] и выводит его дальше своих пределов, есть конечное).
Когда о вещах говорят, что они — конечны, то этим признают, что их небытие есть их натура („небытие есть их бытие").
«Они» (вещи) «суть, но истина этого бытия есть их конец.
Остроумно
и умно! Понятия
, обыч-
но кажущиеся мертвыми,
Гегель ана-
лизирует и
показывает,
что
в них
есть движение. Конечный?
значит,
* — Читая Гегеля... Ред,
двигающийся к концу! Нечто? — значит, не то, что другое. Бытие вообще? — значит, такая неопределенность, что бытие = небытию. Всесторонняя, уни- версальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противополож- ностей, — вот в чем суть. Эта гибкость, примененная субъективно, = эклектике и софистике. Гибкость, примененная объективно, т. е. отражающая всесто- ронность материального процесса и единство его, есть диалектика, есть правильное отражение вечного разви- тия мира.
N В
мысли о
диалектике
en lisant
Hegel
139 [127] — Бесконечное и конечное, говорят, проти- воположны? (см. стр. 148 [136—137]) (ср. стр. 151 [139]).
141 [129] — Sollen und Schranke — моменты des Endli- chen *.
143 [132] — «В долженствовании начинается выход за пределы конечности, бесконечность».
sehr gut!
143 [132] — Говорят, разум имеет свои границы. «В этом утверждении отсутствует сознание того, что определение чего-либо как предела уже означает выход за этот предел».
144 [132—133]: Камень не мыслит, и потому его огра- ниченность (Beschranktheit) не есть граница (Schranke) для него. Но и камень имеет свои гра- ницы, например, окисляемость, если он «есть спо- собное к окислению основание».
Эволюция
**
камня
144—145 [133]: — Все (человеческое) выходит за гра- ницы (Trieb, Schmerz etc. ***), а разум, изволите видеть, «не может выходить за предел»!
* — Долженствование и предел — моменты конечного. Ред. ** В рукописи над последней буквой слова «эволюция» стоит буква «и». Ред.
*** — влечение, боль и т. д. Ред,
„Но, конечно, не всякий выход за пределы есть истинное освобождение от них"!
Магнит, если б имел сознание, считал бы сво- бодным свой уклон на север (Лейбниц). — Нет, тогда он знал бы все направления пространства, и одно только направление считал бы границей своей свободы, ограничением ее.
Диалектика
самих вещей,
самой приро-
ды,
самого
хода
событий
Применить к
атомам versus
электроны.
Вообще бесконеч- ность материи вглубь... 74
148 [137]... «Природа самого конечного состоит в том, чтобы выходить за свои пределы, отрицать свое отрица- ние и становиться бесконечным»... Не внешняя (fremde) сила (Gewalt) (149) [137] превращает конечное в бесконечное, а его (конечного) природа (seine Natur). 151 [139]: „Schlechte Unendlichkeit" * —бесконечность, качественно противоположная конечности, не свя- занная с ней, отгороженная от нее, как будто ко- нечное было diesseits, а бесконечное jenseits**, как будто бесконечное стоит над конечным, вне его... 153 [142]: На деле же sind sie (конечное и бесконечное) untrennbar***. Они— едино суть (155) [143—144]. 158—159 [147]:... «Единство конечного и бесконечного не есть их внешнее сопоставление, или же несоответ- ственное, противоположное их оп- ределению соединение, в котором были бы связаны раздельные и противоположные, самостоятель- ные одно относительно другого и, стало быть, несовместимые сущие, но каждое есть в себе самом это единство, и каждое есть лишь сня- тие себя самого, причем ни одно не имеет перед другим преимуще- ства в себе бытия и утвердительного
* — «Дурная бесконечность». Ред. ** — по ею сторону, а бесконечное по ту сторону. Ред, *** — они суть... нераздельны. Ред.
Связь (всех частей) бес- конечного прогресса
наличного бытия. Как было пока- зано ранее, конечность есть лишь выход за себя; поэтому в ней со- держится бесконечность, другое ее самой»... ... «Но бесконечный прогресс выра- жает нечто большее» (чем простое сравнение конечного с бесконечным), «в нем положена и связь (курсив Гегеля) также и различаемых»... (160) [148].
167 [155] «Природа спекулятивного мышления... состоит единственно в схватывании противоположных мо- ментов в их единстве».
Вопрос, как приходит бесконечное к конечному, считают иногда сущностью философии. Но этот вопрос сводится к выяснению их связи...
Bien dit!
168 [156]... «И относительно других предметов также требуется известное развитие для того, чтобы уметь задавать вопросы, тем более относительно философских предметов, так как иначе может получиться ответ, что вопрос никуда не годится».
173—174 [161—162]: Fursichsein — для себя бытие = беско- нечное бытие, законченное качественное бытие.
I Отношение к другому исчезло; осталось отноше- ние в себе. | Качество доходит до крайности (auf die Spitze) и становится количеством. Идеализм Канта и Фихте... (181) [169] «застревают
в дуализме» ((неясно)) «наличного бытия и для себя
бытия»...
т. е. что нет нает следующее к субъекту?
перехода вещи в себе (ее предложение) к явлению? с
поми-)бъекта
* — единое. Ред.
Почему Fiirsichsein есть Eins*, Здесь Гегель сугубо темен, по-моему.
мне
неясно.
NB:
Selbstbewe- gung ****
Единое — старинный принцип *
(и пустота). Пустота считается Quell der Bewegung ** (185) [173] не только в том смысле, что место не занято, но ent- halt *** и «более глубокую мысль, что в отрицательном вообще заключается основание становления, беспокойства са- модвижения» (186) [173].
183 [170]: «Идеальность для себя бытия как тоталь- ность превращается таким образом, во-первых, в реальность и притом в наиабстрактнейшую, наи- прочнейшую, как одно».
Темна
вода...
Мысль о превращении идеального в реальное глу- бока: очень важна для истории. Но и в личной жизни человека видно, что тут много правды. Против вуль- гарного материализма. NB. Различие идеального от материального тоже не безусловно, не uberschwen- glich75.
189 [177] — Примечание. Монады Лейбница. Принцип Eins и его неполнота у Лейбница 76.
Видимо, категорий дает еще
Гегель берет свое саморазвитие понятий, в связи со всей историей философии. Это новую сторону всей Логики.
193 [181]... «Существует древнее изречение, что одно есть многое и, в особенности: что многое есть одно»...
195 [183]... «Различие между одним и многими опре- делилось в различие их соотношения друг с дру- гом, которое разложено на два соотношения, на отталкивание и притяжение»...
* — атом (неделимое). Ред. * * — источником движения. Ред. *"* — содержит. Ред. **** — самодвижение. Ред.
Вообще все это Fursichsein, должно быть, отчасти
понадобилось Гегелю для выведения того, как
„ка-
чество превращается в количество"
(199) [187] -
- ка-
чество ость определенность, определенность
для
себя, Gesetzte *, есть единица —
- сие производит
впечатление большой натянутости
и пустоты.
* — положенное. Ред.
Отметить, стр. 203 [190], не лишенное иронии замеча- ние против того «рефлектирующего об опыте образа действия познания, который сначала воспринимает в явлении те или другие определения, затем кладет их в основание и принимает для так называемого объяснения их соответствующие основные материи или силы, должен- ствующие производить эти определения явления»...
ВТОРОЙ ОТДЕЛ!
ВЕЛИЧИНА (КОЛИЧЕСТВО)
У Канта 4 „антиномии"77. На деле каждое понятие, каждая категория так же антиномична (217) [205].
«Древний скептицизм не уклонялся от труда указывать это противоречие или антиномию во всех понятиях, которые он находил в науках». Разбирая Канта весьма придирчиво (и остроумно), Гегель получает вывод, что Кант просто повторяет в выводах сказанное в посылках, именно повторяет то, что есть категория Kontinuitat* и категория Diskretion**. Отсюда же вытекает лишь, «что ни одно из этих определений, взятое отдельно, не истинно, а истинно лишь их единство. Таково истинно диалек-тическое рассмотрение их, так же как их истинный результат» (226) [214].
* — непрерывность. Ред. ** — дискретность. Ред. *** — Истинная диалектика. Ред. **** Слово «раздельность» в рукописи зачеркнуто. Ред. *** ** Слова «сомкнутость, преемственность» в рукописи зачеркнуты, Ред,
232 [219]: «Количество, прежде всего количественность с некоторой определенностью или границей во- обще — есть в своей совершенной определенности
234 [221]: «A nzahl
и единица со-
число»...
Численность?
Перечисление?
ставляют моменты числа». 248 [235—236] — По вопросу о роли и значении числа
(много о Pythagoras etc. etc.), между прочим,
меткое замечание: «Чем богаче определенностью, а тем самым и отно- шениями, становятся мысли, тем, с одной стороны, более запутанным, а с другой, более произвольным и лишен- ным смысла становится их изображение в таких формах, как числа» (248—249) [236]. ((Оценка мыслей: богатство определениями и следовательно отношениями.)) По поводу антиномий Канта (мир без начала etc.), Гегель опять доказывает des Langeren *, что в посылках принимается за доказанное то, что надо доказать (267— 278) [255-267].
Далее, переход количества в качество в абстракт- но-теоретическом изложении до того темен, что ничего не поймешь. Вернуться!!
NB
283 [271]: Бесконечное в математике. До сих пор оправдание состоит только в правиль- ности результатов («доказанной из других ос- нований»),... а не в ясности предмета [confer
Engels 78] 285 [273]: При исчислении бесконечных известная неточность (заведомая) игнорируется, а результат все же получается не приблизительный, а вполне точный! Все же искать тут Rechtfertigung ** —«не столь излишне», «как излишним представляется требовать доказательства права пользоваться собственным носом»79.
* — пространно. Ред. ** — оправдания, Ред,
Ответ
Гегеля сложный, abstrus *
etc.
etc.
Речь
идет о высшей о дифференциальном
математике; ср и интегральном
. Энгельс исчислении80.
Интересно мимоходом
сделанное замечание
Ге-
геля -
- «трансцендентально, т. е. в сущности субъек-
тивно
и психологически».
. «трансцендентальным
об-
разом
а именно в субъекте» (288) [276].
Стр. 282-
-327 [270-314] u. ff. — 379 [363].
Подроб
нейшее рассмотрение дифференциального
и интегрального исчисления, с цитатами —
Newton,
Lagrange,
Carnot, Euler, Leibniz etc. etc., -
— пока-
зывающими, как интересно было Гегелю это
„исчез-
новение"
бесконечно малых, это „среднее
между
бытием и
небытием". Без изучения высшей
матема-
тики все сие непонятно. Характерно заглавие
Carnot:
„Reflexions sur la Metaphysique du calcul infinitesi-
mal"!!! **
Развитие понятия Verhaltnis *** (379—394) [363—379] сугубо темно. Отметить лишь, стр. 394 [378—379], за- мечания о символах, что против них вообще ничего иметь нельзя. Но „против всякой символики" надо ска- зать, что она иногда является „удобным средством обойтись без того, чтобы охватить, указать, оправдать определения понятий" (Begriffsbestimmungen). А именно в этом дело философии.
NB?
«Обычные определения силы, или субстан- циальности, причины и действия и т. п. суть также лишь символы для выражения, например, жиз- ненных или духовных отношений, т. е. неистин- ные определения для последних» (394) [379].
«В мере соединены абстрактно выраженные каче- ство и количество. Бытие как таковое есть непосред- ственное равенство определенности с самой собой. Эта непосредственность определенности сняла себя. Ко- личество есть бытие, возвратившееся в себя так, что оно есть простое равенство с собой, как безразличие от- носительно определенности» (395) [380]. Третий член — мера.
Кант ввел категорию модальности (возможность, действительность, необходимость), и Гегель замечает, что у Канта:
«Эта категория имеет то значение, что она есть отношение предмета к мышлению. С точки зрения этого идеализма мышление вообще есть нечто по существу внешнее относительно вещи в себе... объективность, свойственная прочим категориям, несвойственна кате- гориям модальности» (396) [380].
En passant (397) [381-382]:
Индийская философия, в которой Брама пере- ходит в Сиву (изменение = исчезновение, возникнове- ние)...
Народы боготворят меру (399) [383].
? Мера переходит в сущность (Wesen).
(По вопросу о мере небезынтересно отметить ми- моходом сделанное Гегелем замечание, что «в развитом гражданском обществе количества индивидов, занятых
в различных промыслах, находятся в известном от- ношении друг с другом») (402) [386].
По вопросу о категории постепенности (Allmahlig- keit) Гегель замечает:
«К этой категории охотно прибегают, чтобы пред- ставить или объяснить исчезание какого-либо качества или нечто, ибо, таким образом, исчезание кажется совершающимся почти перед глазами, так как опре- деленное количество берется как внешняя, по своей природе изменчивая граница, а вместе с тем само собой понятно изменение как изменение только количества. Но в действительности этим ничего не объясняется; изменение есть вместе с тем по существу переход одного качества в другое, или, более абстрактно, от наличного бытия к несуществованию; в этом заключается иное определение, чем в постепенности, которая есть лишь уменьшение или увеличение и одностороннее обращение внимания на величину.
Но что изменение, выступающее как чисто коли- чественное, переходит также в качественное, — на эту их связь обратили внимание уже древ- ние и представили на популярных примерах те коллизии, которые проистекают из незнания этого»... (405—406) [389—390] („лысый": один волос вырвать; „куча" — одно зерно отнять...) «что» (при этом) «опровергается, есть das einseitige Festhalten an der abstrakten Quantumsbestimmt- heit» („одностороннее обращение внимания на абстрактные определения количества", т. е. без учета всесторонних изменений и конкретных качеств etc.).
NB
... «Эти обороты суть поэтому не пустая или пе- дантическая шутка, но сами по себе они пра- вильны и есть порождения сознания, проявляю- щего интерес к явлениям, возникающим в мыш- лении. Количество, поскольку оно принимается за безраз- личную границу, есть та сторона, с которой нечто су- ществующее подвергается неожиданному нападению и гибели. В том и состоит хитрость понятия, что она
схватывает нечто существующее с той стороны, с кото- рой, как кажется, его качество не затрагивается, и притом в такой мере, что увеличение государства, иму- щества и т. д., влекущее за собой несчастье государства, собственника, вначале кажется даже его счастьем» (407) [391].
Gesetz
oder
Maβ*
?
«Велика заслуга познать эмпирические числа природы, например, взаимные рас- стояния планет; но еще неизмеримо большая заслуга заставить исчезнуть эмпирические определенные количества и возвести их во всеобщую форму количественных определений так, чтобы они стали моментами закона или меры»; заслуга Галилея и Кеплера... «Они доказали найденные ими законы, показав, что им соответствует весь объем частностей восприятия» (416) [400—401]. Надо требовать, однако, еще hoheres Beweisen ** этих зако- нов, чтобы их количественные определения были познаны из Qualitaten oder bestimm- ten Begriffen, die bezogen sind (wie Raum und Zeit) ***.
Развитие понятий des MaВes как spezifische Quan- titat и как reales MaB **** (в том числе Wahlverwandt- schaften *****—например, химические элементы, му- зыкальные тона) очень темно.
Большое примечание о химии, с полемикой против Berzelius и его теории электрохимии (433—445) [417-429].
„Узловая линия отношений меры" (Knotenlinie von MaBverhaltnissen) — переходы количества в качество... Постепенность и скачки.
* — закон или мера. Ред. ** — высшего доказательства. Ред. *** — качеств или определенных соотнесенных понятий (как о вы пространство и время). Ред.
**** — меры как специфического количества и как реальной меры, Ред. ***** — избирательные сродства. Ред,
И паки, стр. 448 [432], что постепен- ность ничего не объясняет без скачков.
NB
NB
В примечании у Гегеля, как и всегда, фактическое, примеры, конкретное (Фейербах поэтому смеется од- нажды, что Гегель природу сослал в примечания, Фейербах, Сочинения, И, стр.?)81.
Стр. 448—452 [432—436], примечание, оза-
Скачки!
главленное в оглавлении (не в тексте!! пе-
дантство!!): «Примеры таких узловых линий; о том, что в природе якобы нет скачков». Примеры: химия; музыкальные тона; вода (пар, лед) — стр. 449 [433—434] — роды и смерть.
Перерывы
постепен- ности
Abbrechen der Allmähligkeit, стр. (450) [434].
Скачки!
Скачки!
«Говорят, в природе не бывает скачков; и обычное представление, если оно желает понять происхождение или уничтожение, полагает, как было упомянуто, что поймет их, представляя их как постепенное воз- никновение или исчезание. Но было уже по- казано, что вообще изменения бытия суть не только переход одной величины в другую, но переход качественного в количественное и, наоборот, становление другим, которое пред- ставляет собой перерыв постепенности и ка- чественно иное, в противоположность пред- шествовавшему существованию. Вода через охлаждение не становится постепенно твер- дой так, чтобы она делалась сначала студе- нистой и постепенно затвердевала до кон- систенции льда, но становится сразу твердой; достигнув уже температуры замерзания, она, если остается в покое, может еще сохранять жидкое состояние, но малейшее сотрясение приводит ее в состояние твер- дости.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление