все же антитеза организатора и исполнителя несколько завуалирована, и потому соответствующая ей, в области
напр., обу- ченные и обучающие- ся при них
кстр. 19
идеологии, антитеза духовного и телесного, активного и пассивного начала не могла вылиться в резкую форму... В мастерской средневекового ремесленника не было места для представителей так называемого необученного, неквалифицированного труда. В мануфактурной мастер- ской работа им находится. Они составляют «нижний . пласт». Над ними располагаются другие пласты, другие рабочие группы, различающиеся между собой по степени квалификации. Уже в их среде образуются некоторые ор- ганизаторские наслоения. Идя далее по восходящей лестнице звеньев, мы видим группы заведующих техни- ческой постановкой предприятия и администраторов. Владелец предприятия «освобожден», таким образом, не только от всякого физического труда, но и от многих чисто организаторских обязанностей...
[19] В противоположность средневековым мыслителям, «отцы» новой философии уделяют в своих системах миру преходящих явлений очень много внимания, подробно
это не в том духе, что у тебя 213
* Напомним, что Маркс в I т. «Капитала» и К. Каутский отмечают зависимость между абстракт-
ными религиозными воззрениями и развитием то- варного производства.
кто? См. стр. 17
вздор!
NB
изучают его строение, развитие, законы соотношения его частей, создают натурфилософию. Та же самая «возвы- шенная» позиция руководителей мануфактурных пред- приятий, которая внушила отцам новой философии «чистую» идею организаторской воли, подсказала им, равным образом, механическое объяснение процессов материальной действительности, т. е. процессов, имеющих
место в среде организуемой массы.
Дело в том, что руководитель мануфактурного пред- приятия — лишь конечное звено в довольно длинной цепи организаторских звеньев. По отношению к нему остальные организаторы являются подчиненными и, в свою очередь, противостоят ему, как организуемые. ... Но поскольку их роль отлична от роли главного руко- водителя, поскольку она сводится к участию в техниче- ской работе, от каковой главный руководитель «освобо- дился», постольку их «духовный» характер стушевы- вается, постольку их деятельность оценивается, как
деятельность «материи»...
[21—24] Буржуазная система вообще двуликий Янус... Правда, решительную формулировку дуализма мы нахо- дим лишь в картезианстве, — системе, созданной как раз на заре новой хозяйственной эры; правда, последующие философские системы, начиная со спинозовской, объяв- ляют картезианское противоположение бога и мира, духа и тела противоречивым.... Не о торжестве над дуа- листической точкой зрения свидетельствуют, в свою очередь, материалистические и позитивные системы бур- жуазной философии. Разница между буржуазной мета- физикой и буржуазным «положительным мировоззрением» не так велика, как это с первого взгляда может показаться. ... Атака со стороны материализма направлена не против основной предпосылки, выдвинутой метафизикой: понятие об организующей воле материализмом не зачеркивается. Оно фигурирует лишь под другими наименованиями: «дух» заменяется, например, «силой»...
В этом опошле- нии истории философии совсем забыта борьба буржуа- зии с феода- лизмом.
В XVII в., в дни своих «бурных стремлений», английская буржуазия про- поведовала учение, согласно которому все в мире должно объясняться как движение материальных частиц, совершающееся с ме-
ханической необходимостью. Английская буржуазия закладывала тогда фундамент
крупнокапиталистического хозяйства... Весь мир изо- бражался ими в виде организации материальных частиц, соединяющихся согласно имманентным зако- нам...
Подобными же трактатами наводняла книжный рынок французская буржуазия во вторую половину
не от- сюда
XVIII ст.... А что такое внутреннее строение предприя- тий, мы знаем: это царство материи и механических процессов. Отсюда обобщение: человек — это машина, природа — это машина..
Движение материи обусловливается ею самой, точнее, ее соб- ственной силой (Гольбах). Организаторская воля опять, как видите, весьма преобразилась, но наличность ее констатируется и признается безусловно необходимой.
... Мануфактуристы | не | выступали в качестве революционных «штурм-унд-дренгеров»...
А их борьба с поповщиной? Исказил историю Шуля- тиков!
NB экий вздор! пролета- риат- материя
вздор
ш КАРТЕЗИАНСТВО
[25—29] Организуемые нуждаются в организа- торе...
Промежуточные организаторские звенья — «ин- дивидуальные души» могут выполнять свою орга- низаторскую роль лишь при наличности верховного организаторского центра. Лишь последний приводит их в соприкосновение с пролетариатом — «мате-
рией» — в рамках организованного целого, ману- фактурной мастерской...
Декартово понятие о человеке есть не что иное, как дальнейшее распространение определенной формы мышления, «определенного способа пред- ставления фактов, определенного типа их соеди- нения в психике». Мы видели, что мир, в системе Декарта, организован по типу мануфактурного пред- приятия...
Мы имеем дело с культом умственного труда...
Я — организатор и, как таковой, могу сущест- вовать, только выполняя организаторские функ- ции, а не исполнительские: вот что означает декар-
тово утверждение, если его перевести на язык классо- вых отношений...
Обычное, наивное воззрение представляет внешний мир таким, каким он рисуется сквозь призму чувств...
а „идеи" Платона
Понятие о рабочем только как о шорнике или только как об обойщике уступает место понятию о ра- бочем вообще. Профессия «сущности» рабочей силы
более не составляет...
[31—33] Время, объясняет Декарт, нельзя считать свойством материи: оно «модус мышления», родовое понятие, создаваемое последним...
Философия отныне — верная служанка капитала.... Пе- реоценка философских ценностей определялась передви- жениями в организаторских верхах и организуемых низах. Новые организаторы, новые организуемые — новые понятия о боге и душе, новые понятия о материи...
IV СПИНОЗА
[37] Всякое сношение души и тела только через бога. Всякое сношение промежуточных организаторских звеньев с организуе- мой массой только с санкции верховного организатора!...
... Движение материи и деятельность души лишь две стороны одного и того же процесса. Ни о каком взаимодействии между душой и материей не может быть и речи.
[41—42] Опыт, чувственное восприятие для него непременное условие познания вещей...
Но... когда Спиноза умер, то, как известно, погребальную колесницу, везшую его останки, с большой помпой провожал fine fleur голландской буржуазии. Л если мы познакомимся поближе с кругом его знакомых и корреспондентов, то опять
встретимся с fine fleur'oM — и не только голландской, но и все- мирной — буржуазии.... Буржуазия чтила в Спинозе своего барда.
Спинозовское миропонимание — песнь торжест- в ующего капит ала, — капитала, все поглощающего, вс e центр ализующего. Вне единой субстанции нет бытия, нет вещей: вне крупного, мануфактурного предприятия производители существовать не могут..,
ребяче- ство
ЛЕЙБНИЦ
фразер-
ство
[45] Бог Лейбница — собственник образцово поставленного предприятия и сам превосходный организатор...
объяснил! Материализм примитивный a la L о r i а
а реляти- визм у греков
VI
БЕРКЛИ
[51] Периоду Sturm und Drang'a англий- ской капиталистической буржуазии отвечал
1) материализм Гоббса. Почва для мануфактуры расчищена, для мануфактуристов наступают
2) более спокойные времена: материализм Гоббса сменяется половинчатой системой Локка. Дальнейшее укрепление позиции мануфактуры
3) обусловливает возможность антиматериали- стических выступлений.
[56] «Притяжение и отталкивание рабочих должно производиться без всяких препятст- вий»: в воспринимаемых комплексах никаких решительно абсолютных элементов нет. Все — относительно.
VII ЮМ
глухо и неточно
[61] Родство же его со всеми фигуриро- вавшими в предыдущих гла вах мыслителями несомненно...
Позиция философского скептицизма, заня-
тая Юмом, отвечает именно подобному пред- ставлению о капиталистическом организме.
Вали в кучу! и идеализм и скептицизм, все „отвечает" мануфактуре! Прост, очень прост т. Шулятиков.
?а Фихте? Фихте?
ФИХТЕ, ШЕЛЛИНГ, ГЕГЕЛЬ
[81] Возникают системы объективного идеализма...
так называемого
[88] Объективные идеалисты...
вздор
а понятие
„движения"?
[94] Но мы знаем, что во всех системах бур- жуазного миропонимания «материя» считается началом подчиненным (даже у материалистов,
которые, повторяем, отмечают его подчиненное положение, вводя понятие «силы»)...
экий вздор
[98—99] От антитетического метода Фихте и учения Шеллинга о потенцировании один шаг до гегелевской диалектики. И по поводу нее, после всего сказанного в настоящей главе об антитетическом методе, нам остается сделать несколько дополнительных замечаний. «Реальная подоплека» диалектики нами уже выяснена.
Фихте —
объективный
идеалист!!!
Гегель лишь полнее обосновал теорию раз- вития путем «противоположностей», намечен- ную двумя другими объективными идеали-
стами...
Нововведение, сделанное Гегелем, подчер- кивает следующий факт из области «реаль- ных» отношений. Дифференциация функций и ролей в мануфактуре достигает своего
maximum'a. Идет
|расслоение |
экийвздор!
ккаждой отдельной исполнительской и каждой отдельной организаторской группы. Функции, принадлежавшие какой-либо одной определенной группе, распределяются между различными, вновь образующимися группами. Каждая группа дробится, выделяет из себя новые. И идеолог мануфактуристов учитывает этот процесс дробления, как процесс внутреннего развития того или иного «начала»...
х
ВОЗРОЖДЕНИЕ «МАНУФАКТУРНОЙ» ФИЛОСОФИИ
экий вздор!
[100—102] Умозрительная философия теряет кредит в буржуазном обществе. Правда, это происходит не сразу. Но не сразу и машина завоевала территорию промышленности..,
Чем объясняется положительный характер новых идеологических систем? простым законом контрастов, стремлением «сделать обратное» тому, что составляло «символ веры» вчерашнего дня?..
Индивидуализированные «комплексы» — Иван, Петр, Яков исчезают. Вместо них появляется в мастерских рабочий вообще.
«Материи» возвращаются экспроприированные у нее «качества»...
Материя реабилитируется. Буржуазное общество
вводит культ нового кумира — «среды»... Правда,
при этом не упускается из виду, что, как-никак,
экий
вздор!
материя остается материей, т. е. организуемой
массой, и как таковая существовать без «руково- дителя» не может. И к материи прикомандировы- вается в качестве специалиста по части организатор- ских обязанностей «сила». Пишутся трактаты о Stoff und Kraft (о «материи и силе»)...
экий вздор
[104] Сравнение новейшей организации фабрик с внутренним строением мануфактуры уже a priori диктует ответ: новая разновидность буржуазного миропонимания должна воспроизводить существен- ные черты миропонимания мануфактурной эпохи... [106] Неокантианство сменяется «поворотом» к системам «докантовско го» мышления.
В. ВУНДТ
NB
[108] «...объекта никогда нельзя отделить от представления и представления — от объекта»...
[ИЗ—114] Приведенные рассуждения-уже доста- точно ярко обрисовывают Вундта как философа, ста- вящего своей задачей борьбу с материализмом или, выражаясь модным термином «tFberwindung des Ма- terialismus», «преодоление материализма», — и при атом не заявляющего себя на стороне той школы, которая считается традиционной противницей по- следнего...
вздор
В области философии о подобном уравнивании промежуточных организаторских звеньев и пред- ставителей «физического» труда, «низших испол- нителей» говорит именно стремление охарактеризо- вать «субъект» и «объект», «психическое» и «физиче- ское» как нечто, составляющее «нераздельное» целое, стремление свести антитезу между названными явле- ниями к познавательной фикции. Учение Авенариуса.
это верно,
но не так
сказано
ха-ха! эклектик
неправда
о принципиальной координации, учение Эрнста Маха об отношении психического к физическому, учение Вундта о представлениях — объектах — все это. учения одного порядка...
[116] До сих пор монистическим взглядам Вундта нельзя было отказать в известной выдержан- ности. Нельзя, равным образом, заподозрить его в идеалистических симпатиях...
[118] Именно такого рода скачок совершает Вундт, выдвигающий вслед за учением о «представлениях-объектах» свои рассуждения о «психофизическом параллелизме»...
[121] «Атрибуты» превращаются в «ряды», но это — реформа, в сущности, больше словесного ха- рактера...
верно
[123—124] За духовным началом утверждается примат...
Все телесное имеет обязательно свой психиче- ский коррелят. Ни один рабочий, какую бы про- стую функцию он ни выполнял, не может произ- водить никаких продуктов, не может найти приме- нения для своей рабочей силы, не может существо- вать, не состоя под непосредственным, детальным «руководством» известного организатора...
...Но психический ряд — это «организаторы», а «сопутствие» последних означает для «физического' ряда» — для рабочих не что иное, как зависимость...
[128—131] Итак, философия должна, по мнению Вундта, перешагнуть границы опыта, «дополнить» последний. Требуется продолжать философский ана- лиз до тех пор, пока мы не получим идеи един- ства, охватывающей оба не зависящие друг от друга ряда. Высказавши подобный взгляд, Вундт спешит сейчас же сделать важную для него ого- ворку: он заявляет, что единство мира может мы- слиться нами или как единство материальное или как един ство духовное: третьего решения проблемы не существует...
Свою идею всеобщего единства Вундт отказывается на- звать субстанцией. Он определяет ее, как идею чистого разума, т. е. в кантовском духе. Как кантовский бог есть идея высшего «формирующего», несубстанционального начала, так и вундтово в сеединство есть идея несубстанцпонального целого, благодаря которому все явления получают жизненный смысл, непреложную Ценность. В свете этой идеи исчезает «пустое и безотрадное»
мировоззрение, видящее во внешнем распорядке явлений, в их механической связи истинную сущность последних. Вместо него мы усваиваем взгляд на космический механизм, как на внешнюю оболочку духовной деятельности и творчества...
При этом Вундт усиленно подчеркивает элемент акту- альности. Идея всеобщего единства, «мироосновы» сво- дится у него к идее всеобщей воли...
Мы позволим себе не вдаваться в разбор предложенной им формулировки, не будем выяснять его теории «волюнтаризма»...
вздор!
А Шопенгауэр?
... Следовательно, идеологи современного авангарда капиталистической буржуазии не могут говорить ни о каких «постоянных» организуемых началах, а, напротив, должны характеризовать последние, как нечто в выс- шей степени изменчивое, нечто, вечно нахо- йящееся в состоянии движения...
неточно
правда!
верно
это так
ой ли??
XII
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
[133—142] Критика Вундта не имела сокру- шающей силы, била в воображаемую цель. Вы- ступление Вундта и последовавший затем ответ из лагеря учеников Авенариуса * не знамено- вали собой столкновения миропонимании, принадлежащих двум различным классам или двум крупным группам одного и того же класса. Социально-экономической подоплекой означенного философского состязания явля- лась, в данном случае, сравнительно незначи- тельная разница между наиболее передовыми и несколько менее передовыми типами новей- ших капиталистических организаций...
Мы должны сказать больше: эмпирио- крптическую философию следует понимать, прежде всего, как апологию названной идеи. Понятие функциональн ой зависимости есть отрицание зависимости причинной...
Потом Willy,
Petzoldt (дважды),
Kleinpeter 214
Первым ответил Карстаньен,
Конечно, но из этого не следует, что функциональ- ность не может быть видом при- чинности.
Вывод Геффдинга следует, в общем, при- знать правильным. Неудачна лишь его ссыл- ка на «мотивы целесообразности»: мотивы эти туманны и неопределенны.
Авенариус, в данном случае, делал лишь уступку материалистической фразеологии, уступку, обусловленную его социальной пози- цией.... По сравнению с вульгарным спиритуа- лизмом, воззрения «параллелистов» могли многим показаться материалистическими. То
гм? ложь!
почему?
этого ты
не понял!
ага!
же самое и относительно воззрений эмпирио- критицизма. Возможность сближения их с ма- териализмом особенно велика... И среди широких слоев читающей публики об эмпи- риокритицизме сложилось мнение, как о мате- риалистической школе. Более того, даже
специалисты-философы ошибочно судят о нем: сам патриарх новейшей философии, Вильгельм Вундт, назвал его «материализмом». Наконец, что всего интереснее, и эмпириокритики, от- межевываясь от материализма, в то же время пользуются иногда его терминологией, а иногда даже начинают как бы колебаться в своих антиматериалистических взглядах...
Такова реальная подоплека, подсказавшая эмпириокрити- цизму мысль о классификации человеческого познания, осно- вывающейся на принципе классификации «биологической». Но с материали змом подобная «биология», повторяем, ничего об- щего не имеет...
Дуализм — учит Авенариус — есть плод известного про- цесса нашего абстрагирующего мышления — «интроекции»...
Но антитеза «внешнего» и «внутреннего» мира — чистейшая фикция.
Анализ этой антитезы чрезвычайно важен, он должен привести к обоснованию монистического мировоззрения. Ком- ментаторы философской системы Авенариуса усиленно под- черкивают данное обстоятельство. «Раскрытием недопустимо- сти интроекции — заявляет один из них *, достигаются две цели...»
* Рудольф Влассак; цитир. у Маха в «Анализе ощущений», стр. 52,
ой, подозри- тельно! Де- шевые объяс- нения без анализа сути!
... Подчиненный организатор, если стать на его «абсолютную» точку зрения, т. е. если смо- треть на него как на организатора, не зави- сящего от управляющей им «воли», в лице ра- бочих имеет перед собой также только «вещь», или «тело». Но возьмем второй случай: подчинен- ный организатор является для верховной «воли» не только организуемым, но и организующим... Бывший «объект», превращенный теперь в «субъ- ект», «организует» материю: человек вмещает в себе дерево, но дерево преобразованное, «представление» о дереве... «... Полнота человеческого опыта» доказывается и учением Авенариуса о принципиальной координации...
У Авенариуса, как и у Вундта, «ряды» оказываются, в сущ- ности, «несоизмеримыми». И вместо материалистического миро- понимания, которого следовало бы ожидать, считаясь с категори- ческими заявлениями о «полноте опыта», на сцену выдвигаются воззрения, свидетельствующие об идеалистических симпатиях
эмпириокритицизма...
правда!
Но на пути идеалистических построений Вундт и Авенариус расходятся. Автор «Систе- мы философии» обнаруживает пристрастие к «кантианским» мотивам. Автор «Человеческого понятия о мире» высказывает взгляды, при- ближающие его к позиции, которую некогда занимал Беркли.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление