Различие между субъектом и объектом относительно. Оба они одного рода. То, что мы воспринимаем способностью пони- мания, мы воспринимаем как часть целого и как целую часть...
[268—272] Осознание этой диалектики освещает и вполне разъясняет мистическое стремление искать истину за видимо- стью, то есть за каждым предикатом искать субъект. Только при неумении диалектически оперировать понятиями это стрем- ление может принять настолько ложное направление, что будет искать субъект вне предиката, истину вне явлений. Критиче- ская теория познания должна познать сам инструмент опыта как неч то опытное, а поэтому разговоры о том, чтобы выйти за пределы всякого опыта, становятся бессмысленными.
Если современные философы во главе с историком материа- лизма, подойдя к самой сущности вопроса, заявляют, что мир — это явления, т. е. объекты познания природы, что это познание имеет дело с изменениями, но что мы ищем еще высшего познания или вечных, существенных объектов, то становится ясно, что это — или обманщики, или глупцы, которые не довольствуются изучением всех песчинок кучи песка, а за всеми песчинками ищут еще какую-то не имеющую песчинок кучу песка.
Кто совершенно порвал с нашей юдолью плача — миром явлений, пусть усаживается вместе со своей бессмертной душой в огненную колесницу и отправляется на небо. Но кто хочет остаться здесь и верить в спасительность научного познания природы, тот должен довериться материалистической логике.
NB
А ее § 1 гласит: интеллектуальное царство — только от мира сего, а § 2: деятельность, которую мы называем познанием, пони- манием, объяснением, может заключаться в классификации по родам и видам этого чувственного мира, проникнутого единст- вом бытия; она не может заниматься ни чем иным, кроме фор- мального познания природы. Другого познания не существует. Но вот является метафизическое стремление, которое не довольствуется «формальным познанием» и хочет — само не зная как — познавать. Ему кажется недостаточным точно классифицировать при помощи ума данные опыта. То, что естествознание называет наукой, для него
NB
лишь суррогат, жалкое, ограниченное знание; он требует неограниченного одухотворения, так, чтобы вещи совер- шенно растворились в понятии. Но почему же это милое стремление не хочет понять, что оно только ставит чрез- мерные требования? Мир не происходит из духа, а наобо- рот. Бытие не есть вид интеллекта, а наоборот, интел- лект — вид эмпирического существования. Бытие есть то абсолютное, что вездесуще и вечно; мышлен ие — это только особая, ограниченная форма его...
NB
NB
NB
NB
Erscheinungen und Wesen *
Наука или познание не должны заменять жизни, жизнь не может исчерпываться наукой, потому что она есть нечто большее. Поэтому познанием или объяснением нельзя преодо- леть никакой вещи. Никакая вещь не может быть вполне познана: эта вишня — так же мало, как это ощущение. Если я изучил и понял вишню по всем требованиям науки — ботанически, химически, физиологически и т. д., то все же я действительно ее узнал лишь после того, как одновременно воспринял: увидел, потрогал и проглотил ее...
Скудной философской критикой, неистовствующей в настоящее время, человеческий рассудок изобра- жается как жалкий бедняк, способный объяснить только поверхностные явления вещей, истинное же объяснение для него якобы закрыто, сущность вещей для него непостижима. И возникает вопрос: имеет ли каждая вещь свою особую сущность, бесконечное множество этих сущностей или весь мир только одно целое? Тут легко видеть, что наша голова обладает способностью все приводить в связь, суммировать все части и делить все суммы. Все явления интеллект делает сущностями, а сущности познает как явления единой великой сущности — природы. Противоречие между явлением и сущностью — совсем но противоречие, а логическая операция, диалектическая формальность. Сущность Вселенной есть явление, а ее явления выра- жают сущность.
Поэтому, да здравствует это стремление, эта метафи- зическая потребность за всякой видимостью искать сущность, но при том условии, если она признает «формальное познание природы» единственно разумной практикой науки. Стремление выйти за пределы явлений к истине и сущности есть божественное, небесное, т. е. научное стремление. Но оно не должно хватать через край; оно должно знать свои границы. Оно должно искать божественное и небесное в земном и преходящем и не отделять своих истин и сущностей от явлений; оно должно только искать субъективных объектов и отно- сительной и стины.
С последним согласятся, пожалуй, и старые и новые кантианцы, мы не можем только согласиться с их мрач- ным смирением, с тем взглядом, который они украдкой
* — Явления и сущность. Ред.
NB
бросают на высший мир и которым они сопровождают свое учение. Мы не согласны с тем, что «границы позна- ния» перестанут быть все-таки границами, причем вера постоянно сопровождает неограниченный рассудок. Их разум говорит: «Где имеются явления, там должно быть также нечто трансцендентное, что является». А наша критика говорит: «То, что является, и есть само явление; субъект и предикат однородны»...
NB
Монистическое миросозерцание естествоиспытателей- естествоиспытателей в более узком смысле слова — недо- статочно... Монистическим наше воззрение может стать лишь благодаря материалистической теории познания.
Как только мы поймем в общем отношение между субъек- том и предикатом, нельзя будет более отрицать, что наш интеллект — это вид или форма эмпирической действи- тельности. Материализм, правда, уже давно установил
это кардинальное положение, но оно осталось голым утверждением, скорее предвосхищением. Для доказатель- ства необходим общий взгляд, что наука вообще не хочет и не может хотеть ничего иного, кроме классификации чув- ственных наблюдений по родам и по видам. Расчленение или расчлененное единство, это — все, что она может и чего она желает.
NB
Дикари обожествляют солнце, луну и другие вещи. Цивилизованные люди сделали дух богом, а способность мышления своим фетишем. В новом обществе этого не должно быть. Там люди живут в диалектическом обще- нии, как множество в единстве; и свету познания также суждено будет стать орудием среди других орудий.
101: Marx uber Dialek- [101: Маркс о диалектике. ] tik*.
233: Hegel выше Дар- [233: Гегель выше Дар- вина в учении о раз- вина в учении о разви- витии. тии. ]
Замечания написана не ранее Печатаются впервые,
февраля — не позднее октября по подлиннику
1908 г.
* Текст на левой стороне страницы написан В. И. Лениным на обложке книги И. Дицгена; цифры указывают страницы книги Дицгена (см. на- стоящий том, стр. 390, 448, 443). Ред.
Г. В. ПЛЕХАНОВ. «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МАРКСИЗМА» 211
СПБ., 1908
NB
[23—24] Идеалисты сначала превращают мышление в самостоятельную, независимую от человека сущность («субъект для себя»), а потом объявляют, что в ней, в этой сущности, разрешается противоречие между бытием и мышлением. Именно потому, что ей, независимой от мате- рии сущности, свойственно отдельное, независимое бытие. И оно действительно разрешается в ней, так как что же такое — эта сущность? Мышление. И это мышление существует, — есть, — независимо ни от чего другого. Но это решение противоречия есть чисто формальное решение его. Оно достигается только тем, что, — как мы уже говорили выше, — устраняется один из его эле- ментов: именно, независимое от мышления бытие. Бытие
оказывается простым свойством мышления, и когда мы говорим, что данный предмет существует, это значит только то, что он существует в мышлении... Быть не зна- чит существовать в мысли. В этом отношении философия Фейербаха гораздо яснее философии И. Дицгепа. «Дока- зать, что нечто существует, — замечает Фейербах, — значит доказать, что оно существует не только в м ы с л и» *...
[28—31] Материалистическое объяснение истории имело прежде всего методологическое значение. Это прекрасно понимал Энгельс, когда писал: «нам нужны не столько голые результаты, сколько изучение (das Studium); результаты— ничто, если брать их независимо от ведущего к ним разви- тия» **...
* Werke, X. 187. ** NachlaB, I, 477.
Вообще одной из самых великих заслуг Маркса и Энгельса перед материализмом является выработка ими правильного
метода. Сосредоточив свои усилия на борьбе со с п е к у л я- тивным элементом в философии Гегеля, Фейербах мало оце- нил и использовал ее диалектический элемент. Он говорит: «истинная диалектика есть вовсе не диалог уединен- ного мыслителя с самим собой; она есть диалог между я и ты» *. Но, во-первых, у Гегеля диалектика тоже не имела значения «диалога уединенного мыслителя с самим собой»; а во-вторых, замечание Фейербаха правильно определяет исходную точку философии, но не ее метод. Этот пробел был пополнен Марксом — Энгельсом, которые поняли, что оши- бочно было бы, борясь со спекулятивной философией Гегеля, игнорировать его диалектику...
Диалектику многие смешивают с учением о разви- тии, и она, в самом деле, есть такое учение. Но диа- лектика существенно отличается от вульгарной «теории»
эволюции, которая целиком построена на том принципе, что ни природа, ни история не делают
NB
скачков и что все изменения совер- шаются в мире лишь постепенно. Еще Гегель показал, что понятое таким образом учение о развитии смешно и несостоятельно...
[33]... Вообще права диалектического мышления подтверждаются у него * * диа- лектическими свойствами б ы т и я. Бы- тие и здесь обусловливает собой мышление... [39] Итак, свойства географической среды обусловливают собой развитие производительных сил; развитие же производи- тельных сил обусловливает собою развитие экономических, а вслед за ними и всех других общественных отношений...
[42] Каждой данной ступени развития производительных сил соответствует определенный характер вооружения, вое п- ного искусства и, наконец, международного— точнее: междуобщественного, т. е. между прочим и междуп леменного, — права. Охотничьи племена не могут создавать крупных политических организаций именно потому, что низкий уровень их производительных сил вынуж- дает их, по образному древнерусскому выражению, раз- бредаться розно, небольшими общественными груп- пами, в поисках средств существования...
[46—47] По Марксу, географическая среда влияет на чело- века через посредство производственных отношений, возникающих в данной мест-
* Werke, II, 345, ** Энгельса. Ред.
ности на основе данных производитель- ных сил, первым условием развития кото- рых являются свойства этой сред ы...
[65—66] Характер «экономической структуры» и то направ- ление, в котором изменяется этот характер, зависят не от воли людей, а от состояния производительных сил и от того, какие именно изменения в производственных отношениях возникают и становятся нужными для общества вследствие дальнейшего развития этих сил. Энгельс поясняет это следующими словами: «Люди сами делают свою историю, но они до сих пор делали ее, — даже внутри отдельных обществ, — не по общей воле и не по общему плану. Их стремления взаимно перекрещивались, и именно потому во всех таких обществах царствует необходи- мость, дополнением и внешней формой проявления которой служит случайность». Человеческая деятельность сама определяется здесь не как свободная, а как необходимая, т. е. как законосообразная, т. е. как могущая стать объектом научного исследования. Таким образом, исторический материализм, не переставая указы- вать на то, что обстоятельства изменяются людьми, в то же время впервые дает нам возможность взглянуть на про- цесс этого изменения с точки зрения науки. И вот почему мы имеем полное право сказать, что материалистическое объяснение истории дает необходимые про- легомены для всякого такого учения о человеческом обществе, которое захочет выступить как наука...
[68] В первобытном обществе, не знающем разделения на классы, производительная деятельность человека непосред- ственно влияет на его миросозерцание и на его эстетический вкус...
[81—82] Если бы мы захотели кратко выразить взгляд Маркса—Энгельса на отношение знаменитого теперь «основа- н и я» к не менее знаменитой «н а д с т р о й к е», то у нас полу- чилось бы вот что:
1) Состояние производительных сил;
2) Обусловленные им экономические отношения;
3) Социально-п олитический строй, выросший на данной экономической «основе»;
4) Определяемая частью непосредственно экономикой, а ча- стью всем выросшим на ней социально-политическим строем психика общественного человека;
5) Различные идеологии, отражающие в себе свой- ства этой психики...
[98] Возьмем для примера наш современный аграрный вопрос. Умному помещику — кадету «принудительное отчуждение земли» может казаться более или менее, — т. о. обратно пропор- ционально величине «справедливого вознаграждения», — печаль- ной исторической необходимостью. А вот крестьянину, стремящемуся достать «землицы», более или менее печальною
необходимостью будет представляться, наоборот, только это «справедливое вознаграждение», а само «принудительное отчуж- дение» непременно покажется ему выражением его свободной воли и самым драгоценным обеспечением его свободы.
Говоря это, мы касаемся, может быть, самого важного пункта в учении о свободе, пункта не упомянутого Энгельсом, конечно, только потому, что человеку, прошедшему школу Гегеля, этот пункт понятен и без всяких пояснений..,
Фейербах и Дицген. 24 *.
Пометки сделаны не ранее мая
1908 г.
Впервые напечатаны частично
в 1933 г. в Ленинском
сборнике XXV
Полностью напечатаны в 1958 г»
в 4 издании СочиненийПечатаются по подлиннику
В. И. Ленина, том 38
* Имеется в виду 24 стр. книги Плеханова ( см. настоящий том, стр. 455). Ред.
В. ШУЛЯТИКОВ. «ОПРАВДАНИЕ КАПИТАЛИЗМА
В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
ОТ ДЕКАРТА ДО Э. МАХА»212
МОСКВА, 1908
[5—10] В интеллигентских кругах установилось тради- sic!
ционное отношение к философии... Философские идеи пред- ставляются слишком мало и слишком слабо связанными с какой бы то ни было классовой подпочвой...
Того же взгляда придерживаются весьм а и весьма многие марксисты. Они убеждены, что в рядах пролетарского авангарда допустимо пестрое разнообразие философских воззрений, что не имеет большого значения, исповедуют ли идеологи пролета- риата материализм или энергетику, неокантианство или махизм...
неверно
неверно!
Придерживаться изложенного взгляда зна- чит впадать в наивную, прискорбнейшую ошиб- ку... Все без остатка философские термины н формулы, с которыми она* оперирует,... слу- жат |ей| для обозначения общественных классов, групп, ячеек и и х взаимоотношений. Имея дело с философской системой того или другого бур- жуазного мыслителя, мы имеем дело с картиной
классового стр оения общества, нарисованной
помощью условных знаков и воспроизводящей социальное profession de foi известной буржуазной группы...
Нельзя принимать эти картины за нечто такое, что можно было бы утилизировать и согласовать с пролетарским мировоз- зрением. Это значило бы впадать в оппортуни зм, пытаться соче- тать несоче таемое...
... Первый, блестящий опыт подобной переоценки sic!
имел место ещё несколько лет тому назад. Статья
* философия. Ред.
тов. А. Богданова «Авторитарное мышление» * открывает, !1 несомненно, новую эру в истории философии: после появления этой статьи, спекулятивная философия по- теряла право оперировать со своими двумя основными
экий вздор!
понятиями «духа» и «тела»; было установлено, что
последние сложились на фоне авторитарных отношений и антитеза между ними отразила социальную анти- тезу — антитезу организующих «верхов» и исполнитель- ских «низов». С изумительной последовательностью буржуазная критика замалчивала работу русского марксиста... При таких условиях социально-генетический анализ
философских понятий и систем является не только жела- тельным, но прямо-таки необходимым. Задача из весьма и весьма нелегких и сложных.... Современные модные системы,
например, неокантианство или махизм...
Наш очерк предназначается не для ограниченного круга специалистов... К философии обнаруживает интерес де- мос... Наше изложение носит несколько элементарный характер... Защищаемая нами точка зрения... может быть легче усвоена, если будет иллюстрирована не громоздким, а экономно подобранным материалом...
I ОРГАНИЗУЮЩИЕ И ОРГАНИЗУЕМЫЕ «НАЧАЛА»
[11—14] Явилось экономическое неравенство: организаторы по- степенно превратились в собственников орудий производства **,
принадлежавших некогда обществу... ___________
Производственные отношения [«авторитар-
??
вот и ясен вздор!!
ного»] общества... Первобытный [дикарь]
всюду начинает у сматривать проявление ор- ганизаторской воли. «... Исполнитель доступен
* Помещена в сборнике его статей «Из психологии общества». ** В данном случае, мы несколько отступаем от объяснения, предло- женного тов. Богдановым: тов. Богданов не придает последнему обстоя- тельству значения, которое оно, несомненно, имело, даже не выдвигает его. О данном вопросе мы имели случай говорить в другом месте: «из исто- рии и практики классовой борьбы» (в главах, посвященных генезису коман- дующих классов). Изд. С. Дороватского и А. Чарушникова,
Беллетристика и голая фраза.
внешним чувствам — это физиологический организм, тело; организатор им недоступен, он предполагается внутри тела; это — духов- ная личность»...
Очень уже „обще"!! Фразы. Дикарь и первобытный коммунизм смазаны. Материализм и идеализм в Греции тоже.
Понятие о духе приобретает все более и более отвлеченный характер.
Когда в истории греческой философии
только идеализм!
был поставлен знаменитый вопрос: как воз- можно, чтобы из чистой, неизменной, немате- риальной субстанции вытекало многообразие переходящих явлений материального мира? в каком отношении «бытие» находится к «ста- новлению»? — это не было, вопреки уверениям всевозможных историографов философии, выс- шим полетом благородной человеческой мысли,
наибескорыстнейшим усилием, направленным к тому, чтобы разгадать величайшую тайну мироздания и тем на вечные времена осчаст- ливить род человеческий. Дело обстояло куда проще! Подобная постановка вопроса говорила не о чем ином, как о том, что в греческих городах процесс общественного расслоения зашел далеко, что пропасть между социаль- ными «верхами» и «низами» сделалась более глубокой и старая идеология организаторов, отвечавшая менее дифференцированным обще- ственным отношениям, потеряла свое право на существование. Прежде, при всем различии субстанции и мира явлений, непосредственная связь между ними не возбуждала сомнений. Теперь наличность этой связи отрицается. Субстанция и мир явлений объявляются несоиз- меримыми величинами. Сношение между ними возможно лишь через ряд промежуточных звеньев. Или, выражаясь более философским языком, их взаимоотношения мы не можем установить ни помощью чувств, ни помощью обычного м ышления: для этого требуется
содействие какой-нибудь особой «идеи», особой интуиции.
так, так. И греческий материализм?
а скептики??
II ОРГАНИЗУЮЩИЕ И ОРГАНИЗУЕМЫЕ «НАЧАЛА» В ПЕРИОД МАНУФАКТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
[15—17] Этот же вопрос, — вопрос о несоизмеримости духовного и материального «начал», об отсутствии между ними непосредст- венной связи был выдвинут и решался первоучителями новой философии...
О спиритуалистических симпатиях Ренессанса и последую- щих эпох обыкновенно упоминают вскользь, но они очень ха- рактерны *...
экий вздор
Средневековый ремесленник, будучи организатором, в то же время выполнял и исполнительские функ- ции — работал вместе со своими подмастерьями. Ману- фактурист-буржуа знает функции только одного типа: он — организатор чистой воды. В первом случае почва для того дуалистического «способа представления фак- тов», который выяснил тов. Богданов, правда, дана, но
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление