[143—147] Попы п профессора сходятся в том, что отрицают абсолютную познавательную способность чело- веческого интеллекта, возможность достигнуть безуслов-
ной ясности и сохраняют за ним лишь характер ограни- ченного, верноподданнического рассудка...
NB
Профессиональные философы сделали шаг вперед и заменили небесную науку земной; но здесь они в конце концов занимают то же двойственное положение, что и «прогрессисты» в политике. Та же помесь бездарности и злой воли, которая удерживает последних от свободы, удерживает профессоров от мудрости. Они не желают отречься от поисков таинственного; если не на небесах, не в святых дарах, то по крайней мере в природе должно быть нечто мистическое, непостижимое, в «сущности вещей» и в «последних основаниях» должны быть абсо-
NB
лютные пределы или «границы нашего познания приро- ды». На социал-демократии лежит обязанность выступить против подобных неисправимых мистиков в защиту ра дикальной неограниченности человеческого интеллекта. Конечно, есть много непостигнутого, кто станет против этого спорить?..
Способность человеческого интеллекта так неограниченна, что он с течением времени делает все новые открытия, в свете которых неизменно вся прошлая ученость кажется сплошным невежеством. И хотя я, таким образом, отстаиваю абсолютную одаренность нашей познавательной способности, я все же пре- исполнен сознания ограниченности всех людей и всех времен и, следовательно, несмотря на весь свой самонадеянный тон, я, в сущности, совершенно скромный человек...
NB
Разум, пожалуй, главенствует, но лишь в связи с рядовыми — нашими пятью чувствами и материаль- ными предметами мира...
«В этом мире» никто никогда не слыхал об интел- лекте, который превзошел бы человеческий. Но о том, как обстоит дело на «том свете» с ангелами, гномами и нимфами, история умалчивает. И если мы даже со- гласимся с этим ребячеством, если даже допустим, что на луне и звездах копошатся неземные духи, то все же эти последние, раз они пекут булки, должны пригото- влять свои булки из муки, а не из жести или дерева. Точно так же, если эти сверхъестественные духи обладают рассудком, то этот рассудок должен быть той же общей природы, того же устройства, как и наш...
Если в небесах и заоблачных сферах существуют вещи со- вершенно иного свойства, чем земные, то они должны иметь и другие названия: а так как мы не умеем говорить на этом языке (языке ангелов), то не мешает молчать там, где речь заходит о «чем-то высшем», метафизическом или таинст- венном.
Удивительно, но верно! Подобное рассу- ждение кажется «философам» неслыханным. Они вслед за Кантом все еще до сих пор бол- тают: мы можем постигнуть лишь явления I
versus Kant
природы, но то, что собственно скрывается за ними, — «вещь в себе», или таинство, — не- постижимо. И тем не менее эта мистика, вся
эта тайна не что иное, как сумасбродная идея, которую эти господа составляют себе об ин- теллекте...
Правда, существует непонятное и непостижимое, существуют пределы нашей познавательной способности; но лишь в обыден- ном смысле, точно так же, как существует невидимое и неслы- шимое, как существуют пределы для зрения и слуха...
Я повторяю: преувеличенное представление об интеллекте, неразумные требования по отношению к нашей познавательной способности, иначе говоря, теоретико-познавательное неве- жество — вот причина всякого суеверия, всякой религиозной
и философской метафизики...
[149] Сначала нужно было преодолеть метафизику или сверхъ- естественные идеи, чтобы мы могли прийти к трезвому понима- нию, что наш интеллект есть обыкновенная, формальная, меха- ническая способность...
ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ
(«VORWÄRTS» 1877)
[151 —152] В редакцию «Vorwarts» недавно по- ступило анонимное письмо по интересующему нас вопросу, принадлежащее перу опытного специа- листа, пытавшегося вполне объективно доказать, что философия и социал-демократия — две различ- ные вещи, что можно всей душой принадлежать к партии и все же не быть согласным с «социал- демократической философией» и что поэтому ясно, что центральному органу не следовало бы допускать, чтобы философским вопросам придавали характер резко партийный.
Редакция «Vorwärts» была настолько любезна, что разрешила мне ознакомиться с этим письмом, имевшим непосредственное отношение к моим статьям. Автор, правда, выразил вполне опре- деленно желание не вызывать своими возражениями публичной дискуссии, потому что, как он говорит, газетная полемика исключает возможность серьезного обсуждения подобных воп- росов; я же, напротив, думаю, что он вряд ли найдет нескром- ным, если его замечания и упреки послужат нам средством для выяснения вопроса, который чрезвычайно близко принимается к сердцу и мною и им, а также, как видно из всеобщею интереса к нему, и всем нынешним поколением. Что же касается основа- тельности, то я полагаю, что толстые фолианты не более при- годны для этой цели, чем короткие газетные статьи. Наоборот, столько уже имеется многотомной болтовни по этому вопросу, что из-за этого у большей части публики совершенно пропадает к нему интерес.
NB
Прежде всего я не согласен с те м, что фи; лософия и социал-демократия — различные вещи, не связанные друг с другом. Правда, можно быть деятельным членом партии и в то
же время «критическим философом», пожалуй, даже добрым христианином. На практике мы должны быть крайне терпимы, и, несомненно, ни один социал-демократ не подумает о том, чтобы нарядить членов своей партии в один какой- нибудь мундир. Но теоретический мундир дол- жен надеть на себя всякий, кто с уважением относится к науке. Теоретическое единство, систематическая согласованность есть заветная цель и высокое преимущество всякой науки... Социал-демократия стремится не к вечным законам, раз и навсегда установленным учре- ждениям, застывшим формам, но к благу человеческого рода вообще. Духовное просве- щение — самое необходимое средство для этого. Является ли познавательный аппарат огра- ниченным, т. е. подчиненным, дают ли науч- ные изыскания истинные понятия, истину в высшей форме и последней инстанции, или
же только жалкие «суррогаты», над которыми царит непостижимое — одним словом все то, что называется теорией познания, есть социа- листическое дело первостепенной важности... [156—160] О Канте говорят, что его си- стема «достаточно точно установила границы формального познания». Но именно этот пункт мы оспариваем со всей силой, в этом пункте социал-демократическая философия совер- шенно расходится с профессиональной. Кант недостаточно точно установил границы фор- мального познания, так как своей известной
«вещью в себе» он сохранил веру в другое, высшее познание, в сверхчеловеческий, сверхъ- естественный разум. Формальное познание! Познание природы! «Философы» пускай жа- ждут еще и другого познания, но им сле- дует доказать, где оно находится и в чем состоит.
О действительном знании, которым мы повседневно пользуемся, они говорят с таким же пренебрежением, как древние христиане о «немощной плоти». Реальный мир — несо- вершенное явлени е, а его истинная сущность- тайна...
NB
NB
Phänomen
NB
* — феномен, явление. Ред.
Если естествознание везде и всюду довольствуется
NB
феноменом, то почему не удовлетвориться также фено-
менологией духа? За «границами формального познания» неизменно скрывается высший, неограниченный, метафи- зический разум, за профессиональным философом — теолог и присущее им обоим «непостижимое»... Но что же такое непостижимое? — спрашивается в вышеупо- мянутом письме в редакцию «Vorwarts»...
NB
NB
И на этот вопрос профессиональный философ дает ответ, объясняя, что «бытие» как абсолютный покой никоим образом не может претвориться в абсолютное движение мысли. Этими словами, продолжает противник, определена граница познания, т. е. непостижимое. Но разве вытекает отсюда, что мы должны отрицать его существование, что мы никогда не подойдем к нему? Разумеется, нет. Каждая научная попытка приблизиться к нему, понять, пли по крайней мере почувствовать его, подвигает нас ближе к этому темному пункту и проливает на него новый свет, хотя бы нам и никогда не удалось полностью осветить его. В преследовании этой цели заключается задача философии, в противоположность задаче естествознания, которое рассматривает лишь данное и объясняет только явления. Объясняет явления: феномен! гм, гм! Итак, объект философии — непостижимое — есть птица, у которой мы с помощью нашей познавательной способности то тут, то там можем выдернуть отдельное перышко, но мы никогда не в состоянии ощипать ее со- вершенно, и она вечно должна оставаться непостижимой. Если присмотреться внимательнее к выдернутым уже философами перьям, то мы узнаем по ним самую птицу: здесь речь идет о человеческом духе. И вот мы опять на решающей границе, отделяющей материалистов от идеа- листов: для нас дух — явление природы, для них при- рода — явление духа. И хорошо еще, если бы они этим довольствовались. Нет, где-то позади скрывается дурное намерение возвести дух в какое-то «существо» высшего порядка, а все остальное низвести на степень ничтоже- ства... Мы же, напротив, утверждаем: то, что при известных усло- виях может быть постигнуто, не есть непостижимое. Кто желает понять непостижимое, просто дурачится. Как глазом я могу обнять только видимое, ухом — только слышимое, точно так же познавательной способностью я могу постигнуть лишь постижимое. И хотя социал-демократическая философия учит, что все существующее безусловно познаваемо, эти м вовсе не отрицается, что есть нечто непостижимое. Ото можно бы признать, но только не в двойственном, нелепом «философском
смысле», который где-то там в «заоблачных сферах» снова пре- вращает непостижимое в постижимое. Мы относимся к этому делу серьезно, мы не знаем никакого высшего познания, кроме обыкновенного человеческого, мы знаем положительно, что наш разум есть истинный разум и что так же немыслимо существование иного, коренным образом отличающегося от нашего разума, как невозможны четырехугольные круги. Мы ставим интеллект в ряд обыкновенных вещей, которые не могут изменить своей природы, не изменив своего названия.
NB
NB
Социал-демократическая философия вполне согласна с «профессиональной» в том, что «бытие никоим образом не претворяется в мышление», так же как и любая его часть. Но мы не считаем вовсе задачей мышления пре- творять бытие; задача состоит лишь в том, чтобы фор- мально упорядочить его, находить классы, правила, законы, словом, делать то, что мы называем «познанием природы». Постижимо все то, что поддается классифи- кации, а непостижимо все, что не может претворяться в мысль. Мы не можем, не должны и не желаем этого, и потому отказываемся от него. Но мы можем сделать
обратное: претворить мышление в бытие, другими сло- вами, мы можем классифицировать мыслительную спо- собность, как один из многих видов бытия...
Мы считаем интеллект таким же точно эмпирическим данным, как и материю. Мышление и бытие, субъект и объ- ект равно находятся в пределах опыта. Различать одно как
NB
абсолютный покой от другого как абсолютного движения неверно с тех пор как естествознание все сводит к дви- жению. То, что товарищ «философ» сказал о непостижи- мом, а именно, что каждая научная попытка приближает нас к неизвестному, хотя бы нам никогда и не удалось достигнуть полной ясности, относится без всякой уже мистификации и к объекту естествознания — непознан- ному. Познание природы также имеет свою безграничную цель, и без таинственных «границ» мы все ближе подви- гаемся к неизвестному, никогда не доходя до полной ясности; а это значит, что наука не имеет границ...
НАШИ ПРОФЕССОРА НА ГРАНИЦАХ ПОЗНАНИЯ
(«VORWÄRTS» 1878) I
[162—164] На «пятидесятом съезде немецких естествоиспыта- телей и врачей» в Мюнхене, в сентябре 1877 г. профессор фон Негели из Мюнхена снова коснулся известной, прочитанной ранее лекции своего товарища из Берлина — Дюбуа-Реймона и произнес замечательную речь о «границах научного познания». Надо отдать справедливость господину профессору из Мюнхена, что в правдивости и ясности он значительно превзошел своего предшественника из Берлина, но он все же не сумел подняться до уровня своей эпохи. Он почти разъяснил вопрос; но малень- кий, заключительный пунктик, который он упустил, есть именно кардинальный пункт — он касается великой пропасти, отделяю- щей физику от метафизики, трезвую науку от романтической веры.
Его предшественник Дюбуа-Реймон, как известно, хотел доказать, что такая непроходимая граница действительно суще- ствует и что вере во всяком случае должна быть отведена особая область. Только этой роли маленького убежища для религиоз- ной романтики его доклад обязан своим кажущимся значением н своим распространением. С тех пор ревнители непостижимого ликуют. Правда, профессор фон Негели не очень доволен этим ликованием, но его высокое профессорское положение не позво- ляет ему вести борьбу со всей решительностью. Доказав своему предшественнику ясно, точно и определенно, что он не понял естественнонаучного познания, он заключает следующим об- разом:
«Если Дюбуа-Реймон закончил свой доклад уничтожающими словами: «Ignoramus et ignorabimus» *, то я хотел бы в заклю- чение высказать условный, но утешительный взгляд, что плоды нашего исследования суть не просто знания, но и действитель- ные познания, содержащие в себе зародыш почти (!) бесконеч-
— «Не знаем и не будем знать». Ред.
ного роста, без малейшего притязания на всеведение. Если мы проявим разумное воздержание, если мы как смертные и прехо- дящие существа удовлетворимся человеческим пониманием, не посягая на божественное познание, то мы имеем право сказать с полной уверенностью: «Мы знаем и будем знать»»...
Религиозная романтика Дюбуа-Реймона называет все плоды на- учного исследования «просто знаниями», но не «действительными познаниями», до которых бедный человеческий рассудок не может дойти...
II
[166—167] «Что касается способности нашего Я позна- вать природные вещи, то здесь решающее значение имеет тот неоспоримый факт, что, как бы ни была устроена наша мыслительная способность, только чувственные восприятия дают нам сведения о природе. Если бы мы не могли ничего видеть и слышать, вкушать или ощу- щать, то мы вообще не знали бы, что существует еще нечто вне нас, мы не знали бы вообще, что сами физи- чески существуем».
Ото смелое слово. Будем держаться его и посмотрим, держится ли его также господин профессор...
«Наша способность воспринимать природу непосред- ственными нашими чувствами ограничена, таким об- разом, в двух отношениях. Нам вероятно (!) не хва- тает ощущений для целых областей жизни природы 1) (например, для гномов, духов и т. п.? И. Д.), а в той мере, в какой мы их имеем, они по времени и пространству касаются бесконечно малой части це- 2) лого».
Да, природа выше человеческого духа, она его неис- сякаемый объект...
... Наша способность исследования ограничена лишь постольку, поскольку неограничен ее объект, природа...
NB
NB
III
fl68] Мы признаем только один, один-единственный мир, «тот, о котором нам сообщают чувственные вос- приятия». Мы напоминаем Негели его же слова, что там, где мы ничего не можем видеть, слышать, ощущать, вкушать, обонять, — там мы ничего и не можем знать...
versus
Kant
NB
Непознаваемое, абсолютно недоступное чувствам для нас не существует и не существует также «в себе», так что мы даже не сможем говорить об этом, не уда- ляясь в область фантазии...
IV
[171] Кого влечет в иной мир, из мира опыта в мир предчувствий или божества, кто только об этом гово- рит, тот либо самодур, либо плут и шарлатан...
[173—174] Я хотел бы помочь читателю понять то, чего, насколько я знаю, еще не поняли наши профессора, а именно, что наш интеллект есть диалектический ин- струмент, пнструмент, примиряющий все противопо- ложности. Интеллект создает единство с помощью
разнообразия и осознает различие в сходстве...
«Но что такое этот мир, подчиненный человеческому духу? Даже не песчинка в вечности пространства, даже не секунда в вечности времени, а лишь ничтожная часть истинной сущности Вселенной». Точь-в-точь так говорит и поп. И совершенно правильно, покуда это должно служить лишь восторженным выражением чувства перед величием бытия; но это полная бессмыс- лица, поскольку профессор Негели желает этим ска- зать, что наше пространство и наше время не суть части бесконечности и вечности, полная бессмыслица, если это должно означать, «что истинная сущность Все- ленной» скрыта вне явлений, в непостижимой религии или метафизике...,
V
[178] Единство, за которое ратует Негели, утрачивается им, как только он подходит к «миру предчувствия» и к божествен- ному «всеведению», а профессор Вирхов утрачивает его уже, как только он касается различия между органическим и неорга- ническим. Еще ненавистнее для него связь между человеком и животным и совершенно бесспорным ему представляется вопрос о противоположности между телом и душой, потому что их объединение могло бы произвести в «голове социалиста» самую ужасную путаницу и непременно привело бы к ниспровержению всей профессорской премудрости.
ЭКСКУРСЫ СОЦИАЛИСТА В ОБЛАСТЬ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
NB
ПРЕДИСЛОВИЕ
[180—181] Если не рабами, то слугами при- роды мы вечно должны оставаться. Познание может нам дать лишь возможную свободу, которая в то же время и есть единственная разумная свобода...
Кто хочет стать настоящим социал-демо- кратом, тот должен усовершенствовать свой образ мышления. Усовершенствованный метод мышления помог признанным основателям,
Марксу и Энгельсу, поднять социал-демокра- тию до той научной точки зрения, на которой она теперь стоит...
NB
Marx und
Engels =
anerkann-
te Stif-
tern *
«В ГЛУБИНЫ ПРИРОДЫ HE ПРОНИКНУТЬ НИ ОДНОМУ СМЕРТНОМУ ДУХУ»
[183—186] Подобно тому, как идолопоклонники обоготво- ряли самые обыкновенные вещи — камни и деревья, так и «смерт- ному духу» приписывалось нечто божественное и таинственное сначала религией, а затем философией. То, что религия называла верой и сверхъестественным миром, философия называла мета- физикой. Мы, однако, не должны упускать из виду то преиму- щество метафизики, что она имела благое намерение превратить свой предмет в науку, что в конце концов ей и удалось. Из мета- физической мировой мудрости выросла как бы за ее спиной спец иальная дисциплина скромной теории познания.
Прежде чем философия могла проникнуть в сущность смертного духа, ей надо было показать практическим при- менением естествознания, что духовный аппарат человека на
* - Маркс и Энгельс = признанные основатели. Ред,
NB
самом деле обладает находившейся до сих пор под сомнением способностью освещать внутреннюю сущ- ность природы...
Благодаря понятию «универсум», имеющемуся в че- ловеческой голове, человек знает a priori*, как если
??
бы это знание было прирожденным, что все вещи и
небесные тела находятся в универсуме и имеют уни- версальную, общую всем им природу. Смертный дух не представляет исключения из этого научного закона... Вера в бессмертный, сверхъестественный религиозный дух ме- шает познанию того, что человеческий дух создан и воспроизведен самой природой, стало быть он — ее собственное дитя, по отно- шению к которому она не знает особенной застенчивости.
NB
И тем не менее природа застенчива: она никогда не раскрывается сразу и полностью. Она не может раскрыться целиком, потому что она неисчерпаема по своим дарам. И смертный дух, это дитя природы, — светильник, освещающий не только внешнее природы, но и внутреннее ее. Отделять внутреннее от внешнего по отношению к физически бесконечной и неисчерпаемой единой сущности природы — значит вносить путаницу в понятия...
NB
«Великий дух» религии является причиной умале- ния человеческого духа, в чем повинен поэт, отрицаю- щий способность этого духа «проникать в глубины природы». А ведь бессмертный сверхъестественный дух есть лишь фантастическое отражение смертного фи- зического духа. Теория познания, в наиболее развитом своем виде, может вполне доказать это положение. Она показывает нам, что смертный дух заимствует все свои представления, мысли и понятия у единого монистического мира, который естественные науки называют «физическим миром»... Смертный дух благодаря своим знаниям проникает в самые глубины природы, но он не может выйти за ее пределы не потому, что он ограничен, а потому, что мать — бесконечная природа, естественная бесконеч- ность, вне которой ничего не существует.
От своей чудесной матери ее естественное дитя уна- следовало сознание. Смертный дух появляется на свет со способностью сознавать, что он — дитя своей доб- рой матери-природы, которая одарила его способ- ностью создавать себе превосходные образы всех осталь- ных детей своей матери, всех своих братьев и сестер.
* — заранее, до опыта. Ред.
NB
Таким образом, «смертный дух» обладает образами, пред- ставлениями или понятиями о воздухе и воде, земле и огне и т. д. и в то же время обладает сознанием, что эти созданные им образы — превосходные, истинные. Он, правда, убеждается на опыте, что создания при- роды изменчивы, и замечает, например, что вода со- стоит из самых различных видов воды, в которых ни одна Капля не равна абсолютно другой, но одно он унаследовал от своей матери — он знает сам от себя,? a priori, что вода не может изменить своей всеобщей, присущей ей как воде природы без того, чтобы пере- стать быть водой; он знает поэтому, так сказать про-?
рочески, что, несмотря на все перемены, происходя- щие в вещах, их всеобщая природа, их всеобщая сущ- ность не может изменяться. Смертный дух никогда не может знать, возможно или невозможно то или иное у его бессмертной матери; но то, что вода во всех слу- чаях мокра и что дух, даже если бы он обитал за обла- ками, не может изменить своей всеобщей природы — смертный дух знает безусловно в силу присущей ему
п о рождению природы...
NB
[189—190] Как способность зрения тесно связана со светом и цветом или субъективная способность ося- зания — с объективным свойством быть осязаемым, так же тесно смертный дух связан с загадкой природы. Без доступных рассудку вещей внешнего мира ника- кой рассудок внутри головы не может быть действи- тельным...
Философия открыла искусство мыслить; то, что при этом она уделила много внимания рассмотрению вопроса о совершенней- шем существе, о понятии божества, о «субстанции» Спинозы, о кантовской «вещи в себе», об «абсолюте» Гегеля объясняется тем, что трезвое понятие об универсуме, о всеедином, не имею- щем ничего ни над собой, ни рядом с собой, ни вне себя, является первым требованием правильного, последовательного образа мышления, знающего относительно себя и всех возможных и невозможных объектов, что все принадлежит к единому, вечному и бесконечному целому, которое мы называем космосом, приро- дой или универсумом...
[192] Закон естественной логики и логического «естества» гласит, что каждая вещь принадлежит своему роду, что роды и виды, правда, изменчивы, но не в такой чрезмерной степени, чтобы они могли выйти за пределы всеобщего рода, за границы естественного. Не может быть поэтому духа, столь глубоко проникающего в сущность природы, чтобы он мог как бы сло- жить и спрятать ее в карман.
Разве эта уверенность, сообщенная нам природой, есть нечто чудесное? Разве непонятно, что эта мыслящая часть природы унаследовала от своей матери убежде- ние, что всемогущество природы — разумное всемо- гущество? Не было ли более непонятным, если бы дочь стала думать о своей матери, что последняя всемогуща и вездесуща в противном рассудку смысле?..
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление