Здесь в Чернышевском заговорил просветитель, здесь уверенность в могуществе разума и силе знания взяла в нем перевес над его материалистическими
взглядами в социологии. Типичный просветитель
Лессинг был особенно дорог Чернышевскому еще п потому, что он напоминал ему во многих отношения х Белинского, а эпоха Лессинга напоминала ему 40-ые и 50-ые годы русской истории. В том и другом случав это был «период бури и натиска», и вполне изви- нительно увлечение просветителя другими просветите- лями **...
В
* См., например, гнусную брошюру проф. одесского университет"» П. П. Цитовича, вышедшую в 1879 г. под заглавием «Что делали в романе «Что делать?»». — Серия клеветнических брошюр этого пасквилянта, направленных против «нигилизма», обратила на него внимание правитель- ства, которое в 1880 г. дало ему субсидию на издание антиреволюционной газеты «Берег». Этот прототип «России» и «Русского знамени» никакого успеха не имел, а издание скоро закончилось плачевным фиаско и, кажется, растратой. — Выдержки из этой брошюры, к сожалению, очень неполные, см. в книге Я. Денисюка —«Критическая литература о произведениях Н. Г. Чернышевского». Москва, 1908 г.
** В этом отношении Чернышевский иногда доходит до преувеличе- ний, не свойственных его обычному строгому реализму. Так, противодей- ствие чиновников народной трезвости он объясняет тем, что «они дурно воспитаны и слишком мало учились» (Соч., IV, 396). Но такие утверждения встречаются у него редко.
[45] Чтобы составить себе понятие о миросозерцании Чернышевского, приходится (быть может, несколько искусственно) соединять отдельные его суждения и мысли, высказанные по различным поводам в разроз- ненных статьях и заметках и потому иногда противо- речащие друг другу или недодуманные до логического конца. И тем не менее внимательное изучение полного собрания сочинений Чернышевского приводит нас к глубокому убеждению, что он обладал довольно цель-
ным материалистическим мировоззрением, которое старался проводить при обсуждении всех вопросов, как теоретических, так и практических...
[47—50] На Западе эволюция левого гегельян- ства привела к Фейербаху, который заложил основу материалистической философии. «Тем, — говорит Чернышевский, — завершилось развитие немецкой философии, которая теперь в первый раз достигла положительных решений, сбросила свою прежнюю схоластическую форму метафизической
Feuerbach versus
** 226
трансцендентальности и, признав тождество своих результатов с учением естественных наук, сли- лась с общей теорией естествоведения и антропо- логией» *.
Этими словами Чернышевский совершенно определенно при- мыкает к «антропологическому принципу» и «гуманизму» Фейер- баха.
Основным вопросом философии является во- прос об отношении между мышлением и бытием.
не точно!
NB ср.
Feuerbach227
Идеализм признает ||примат|| духа над природой,
материализм утверждает примат природы или
материи. В этом отношении Фейербах шел
навстречу материализму, отвергая идеализм Гегеля с его абсолютной идеей ***...
* Очерки гогол. периода. Соч., II, 162. ** Сравни Энгельс. Фейербах по отношению к общему итогу. Ред. *** Попытка Ланге доказать, что Фейербах не был материалистом («История материализма», СПб., 1899, т. 2, стр. 394 и сл.), не выдержи- вает критики. См. Плеханов — Основные вопросы марксизма, СПб., 1908, стр. 7 и сл.; его же — За двадцать лет, изд. 3, СПб., 1909, стр. 271 и сл.
[53] Прежние теории нравственных наук, говорит Чер- нышевский, лишены были всякого научного значения благодаря пренебрежению к антропологическому прин- ципу. Что же это за антропологический принцип? «Антро- пология, — отвечает Чернышевский, — это такая наука, которая, о какой бы части жизненного человеческого процесса ни говорила, всегда помнит, что весь этот процесс и каждая часть его происходит в человеческом организме, что этот организм служит материалом, производящим рассматриваемые ею феномены, что качества феноменов обусловливаются свойствами материала, а законы, по которым возникают феномены, есть только особенные частные случаи действия законов природ" (курсив наш)...
[58—60] Такова была эта знаменитая статья, которая впервые в русской литературе определенно излагала основные начала фейербахова материализма, доведенного у Чернышевского до крайних логических выводов... Эта статья была философским манифестом «новых людей», разночинской интеллигенции — и так на нее и взгля- нули враги революционной демократии...
«Отеч. Записки» сгруппировали возражения, сделан- ные Юркевичем против Чернышевского *. Они своди- лись к тому, что 1) Чернышевский не знает филосо- фии; 2) что он смешал применение естественно-научного метода к изучению психических явлений с самим объяс- нением душевных явлений; 3) что он не понял важности самонаблюдения как особенного источника психологи- ческих познаний; 4) что он «перемешал (?) метафизическое учение о единстве материи»; 5) что он допустил возмож- ность превращения количественных различий в качест- венные; 6) наконец, «вы допустили, что всякое воззрение есть уже факт науки, и таким образом утратили раз- ницу жизни человеческой от животной. Вы уничтожили нравственную личность человека и допускаете только эгоистические побуждения животною» **.
На это Чернышевский отвечает, что все те же самые смертные грехи, которые Юркевич открывает в нем, семинарские тетрадки открывают в Аристотеле, Бэконе, Гассенди, Локке и т. д., — словом во всех философах, которые не имели чести принадлежать к цеху идеалистов...
• Своей статьей против Чернышевского «скромный» профессор Киев- ской духовной академии Юркевич сделал карьеру: Катков и Леонтьев вскоре устроили ему перевод на кафедру философии в Москву. Вместе с тем этот несчастный человек таким образом обессмертил свое имя. Можно ли только позавидовать такому бессмертию?
** Как увидим нише, аналогичный аргумент почти через сорок леи приводит г, Иванов в своей «Истории русской критики». Недурно?
577
[63] Идеализм по своему сущ еству созерцателен;? материализм же - система действенная, соответствую- щая периодам общественного подъема и классам револю- ционно настроенным. Вместе со всем своим поколением Чернышевский естественно стал на точку зрения материа- листического монизма...
[66] Чернышевский, связывавший философское миро- воззрение с определенными практическими стремлениями, понимал, что новейший материализм является философией
рабочего класса...
[71] Этика Чернышевского сильно напоминает этику Фейербаха; скажем поэтому несколько слов о последней. Как замечает Энгельс*, этика Фейербаха по форме реалистична, по существу же своему совершенно аб- страктна...
[74] Чернышевский продолжает свою аргументацию. Человек, проводящий целые недели у постели больного друга, приносит свое время и свою свободу в жертву своему чувству дружбы: это «свое» чувство в нем так сильно, что, удовлетворяя его, он получает большую приятность, чем получил бы от всяких других удоволь- ствий и даже от свободы; а нарушая его, оставляя без удовлетворения, чувствовал бы больше неприятности, чем сколько получает от временного стеснения своей свободы. То же можно сказать об ученых, отрекающихся от лич- ной жизни во имя интересов науки, или о политических деятелях, «называемых обыкновенно фанатиками», —по- ясняет Чернышевский, т. е. о революционерах...
[82] Теория разумного эгоизма не должна вводить нас. в заблуждение. Это на первый взгляд индивидуалисти- ческое учение в действительности насквозь проникнуто общественным характером. Важна не форма, а содержа- ние «разумного эгоизма» — и, как мы видели выше, Чернышевский и его последователи решали все относя- щиеся сюда спорные вопросы в социальном духе, в смысле
служения общественным и общечеловеческим интересам. В основе морали разумного эгоизма лежит идея долга, но долга свободного, идея выбора, соответствующе- го внутреннему, органическому благородству. «Быть
• Энгельс. От классического идеализма и пр. 228, стр. 35 и сл. — Энгельс зло вышучивает этику Фейербаха, утверждая, что по его морали биржа — высший храм нравственности, если только спекуляция ведется с правильным расчетом. Это, к онечно, полемический прием, но он удачно вскрывает абстрактность и неисторичность фейербаховской морали.
защитником притесняемых или защитником притесне- ний, — выбор тут не труден для честного человека» *. Теория разумного эгоизма — это и есть мораль честных
людей, мораль революционного поколения 60-х годов...
ГЛАВА IV
ЭСТЕТИКА И КРИТИКА ЧЕРНЫШЕВСКОГО
[93] Исполненный сил и надежд представитель начинающей свою историческую карьеру революционной демократии реши- тельно отказывается признать идеалистический взгляд, видящий в трагическом закон вселенной. И здесь он пытается стать на «антропологическую» точку зрения...
[104] Эстетические вопросы были для него только полем битвы, на котором юный революционер мысли давал первое сра- жение ненавистному старому миру, ненавистному со всеми его политическими и экономическими учреждениями и со всей его идеологией и моралью. В своей диссертации, «где под несколько схоластической формой бурлит жажда жизни, работы, земного счастья» **, Чернышевский выступил в качестве выразителя идей и настроения разночинной интеллигенции, в то время (после Крымской войны) смело выходившей на историческую сцену с развернутым знаменем протеста...
ГЛАВА V ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ЧЕРНЫШЕВСКОГО
?
[135] Если вспомнить, что Чернышевский жил в эцоху глухой европейской реакции, наступившей вслед за подав- лением революционного движения 1848—49 гг., что во Франции торжествовал Наполеон III, в Австрии был вос- становлен абсолютизм, Пруссия изнывала в тисках фео- дальной реакции, Италия тщетно стремилась к своему освобождению, Россия собиралась только разделаться с крепостным правом, если вспомнить, что в Европе поли- тическое оживление начало наступать только после австро- итальянской войны 1859 года, а в наличность серьезных революционных сил в России Чернышевский, ка к мы уви- дим ниже, не верил, то мы поймем, что его объективизм должен был сплошь и рядом приводить его к безотрадному пессимизму. И тем не менее Чернышевский считал долгом чести не скрывать от себя и своих читателей всей правды,
• Сочинения, IV, 475.
** Андреевич —Опыт философии русской литературы. СПб., 1905, стр. 249,
как бы горька она ни была, и никогда не признавал поло- жения: «тьмы низких истин нам дороже нас возвышаю- щий обман»...
NB
[145—147] Итак, Чернышевский рекомендовал опти- мистическое отношение к жизни именно на основании того, что в наше время главная движущая сила истории — промышленное направление... «... Победы Наполеона в Испании и Германии принесли некоторую пользу этим странам, как же не принесут некоторую пользу победы фабрикантов и инженеров, купцов и технологов? Когда развивается промышленность, прогресс обеспечен. С этой точки мы преимущественно и радуемся усилению промыш- ленного движения у нас». И дальше Чернышевский с вос- торгом отмечает несколько новых фактов из области промышленного развития: основание нового пароходного общества по Волге и ее притокам, сельскохозяйственную выставку в Киеве и т. п. *...
После вышесказанного нас, конечно, не уди- вит, когда мы услышим от Чернышевского, что в основе политического брожения обыкно- венно лежит недовольство социальное**. Нас не поразит его фраза, как бы выхваченная из брошюр Маркса 1848—49 года, что «соль и вино участвовали в падении Наполеона, Бурбонов и Орлеанской династии» ***. И мы не удивимся, читая у него рассуждение о причинах падения
Ср. Плеха-
нов
Рима, которое он вслед за Плинием объясняет изменением земельных отношений: «большепо- местность разорила Италию — latifundia perdi- dere Italiam» ****...
[152] В статье «Капитал и труд» Чернышев- ский показывает, что в основе древней истории лежала борьба классов. В Афинах, по его мнению, в этой борьбе преобладал чисто политический элемент: эвпатриды и демос боролись почти исклю- чительно за или против распространения поли- тических прав на массу демоса*****. В Риме
* Современное обозрение (ноябрь 1857 г.). Соч., III, 561—2. Ср. «Заметки о журналах» (ноябрь 1856 г.), где Чернышевский «важнейшим из всех улучшений» после Крымской войны признает «принятие мер к по- строению обширной сети железных дорог». Соч., II, стр, 653. ** Июльская монархия. Соч., VI, 63. *** Кавеньяк. Соч., IV, 33. **** «Капитал и труд». Соч., VI, 15.
***** Совершенно ясно, что Чернышевский здесь ошибается, но это ошибка случайная, так как он же обыкновенно доказывает, что в основе политической борьбы лежит столкновение экономических интересов. — Впрочем, и у Энгельса мы встречаем такую фразу: «По крайней мере, в но- вейшей истории государство, политический строй является подчинен-
Ср. Marx
„Das Kapital", III, 7 230
фальшь!
гораздо сильнее выступает на первый план борьба за экономические интересы...
[154—155] Итак, для Чернышевского было ясно, что современные общественные классы складываются в процессе производства: трем элементам производ- ства — земле, капиталу и труду — соответствуют три основных класса современного общества: земле- владельцы, буржуазия и рабочие. В примечаниях к Миллю он определенно указывает, что в общем и целом взаимные отношения этих трех классов обу- словливаются трехчленным делением продукта на ренту, прибыль и заработную плату...
[157—160] Правда, у Чернышевского встречается выражение «язва пролетариата», но употребляет он собственно это выражение во время полемики с бур-
жуа — западниками, склонными усматривать в За- падной Европе чуть ли не рай и не желающими кри- тически отнестись к отрицательным сторонам запад- ноевропейских отношений *... Чернышевский мог в интересах более верной защиты общинного земле- владения ставить русскому обществу на вид угро- жающую народу пролетаризацию. Но ведь и социал- демократы, возражающие против столыпинских аг- рарных мероприятий, прибегают к аналогичному аргументу (не по форме, конечно, а по существу)... Но что такое пролетарий? Быть может, Черны- шевский разумел под ним просто бедняка или того же «простолюдина»? А вот послушаем самого Чер- нышевского. Издеваясь над Вернадским за его фразу, что во Франции «множество пролетариев имеют недвижимую собственность», Чернышевский пишет: «Мы осмеливаемся спросить, каким же обра- зом могла произойти такая странность? Сколько нам случалось читать экономистов, пролетарий всегда означает у них человека, не имеющего собствен- ности; это вовсе не то, что просто бедняк; да, эконо- мисты строго различают это понятие: бедняк просто
ным элементом, а гражданское общество, область экономических отношений имеет решающее значение» (loc. cit., 57). Будто так обстоит дело только «в новейшей истории»? Это, конечно, обмолвка. Не будем же особенно
? строги к аналогичным обмолвкам Чернышевского.
* Заметки о журналах («Русская беседа» и славянофильство), март, 1857 г., Соч., III, 151. — В то время Чернышевский еще надеялся, что «лучшие представители» славянофильства, на которых правительство смот- рело довольно косо, пойдут с демократами рука об руку по некоторым вопросам (в частности, по вопросу о политической свободе и обеспечении народного благосостояния). Скоро он в этом разочаровался.
человек, у которого средства к жизни скудные, а проле- тарий — человек, не имеющий собственности. Бедняк противопоставляется богачу, пролетарий — собствен- нику. Французский поселянин, имеющий 5 гектаров земли, может жить очень скудно, если земля его дурна или семейство его слишком многочисленно, но все-таки он не пролетарий; напротив, какой-нибудь парижский или лионский мастеровой работник может жить в бо- лее теплой и удобной комнате, может есть вкуснее и одеваться лучше, нежели этот поселянин, но все-таки он будет пролетарием, если у него нет ни недвижи- мой собственности, ни капитала, и судьба его исклю- чительно зависит от заработной платы»*. Эти слова родоначальника народничества показывают, насколько выше он стоял таких эпигонов народничества, как на- пример В. Чернов, до сих пор не желающий усвоить разницу между бедняком и пролетарием. Они же по- казывают, почему он считал «пролетариатство... за язву, более тяжелую для народной жизни, нежели простая бед- ность».. Чернышевский имел в виду необеспеченность су- ществования, которая в случае безработицы, болезни или старости обрекала пролетария на голодную смерть... «Мы нимало не сомневаемся в том, — говорит он, — что эти страдания будут исцелены, что эта болезнь не к смерти, а к здоровью»**. Пролетарии не успокоятся, пока пе добьются удовлетворения своих требований, и вот почему капиталистическим нациям предстоят новые смуты, жесточайшие прежних. «С другой стороны, — говорит Чернышевский, — число пролетариев все уве- личивается, и главпое, возрастает их сознание о своих силах и проясняется их понятие о своих потребно- стях» ***. Скажите откровенно, читатель, эта фраза но напоминает вам ничего из «Коммунистического манифеста»?
[174—176] Народнически настроенная часть нашей публики меньше всего интересовалась анализом воззре- ний Чернышевского с точки зрения его близости к на- учному социализму; и очень возможно, что установление такой близости она сочтет оскорблением памяти великого мыслителя. Среди большинства марксистов, напротив, господствует взгляд на Чернышевского, как на писателя очень симпатичного, в свое время полезного, но весьма далекого от современного материалистического миро- воззрения. На их отношение к Чернышевскому сильно
N B
N B
• О поземельной собственности. Соч., III, 418 (1857 г.). *• Соч., III, 303 (1857 г.). *** О поземельной собственности. Соч., III, 455 (1857 г.).
NB
действует тот каприз истории, в силу которого этот объективист и материалист сделался родоначальником
народничества. Вообще же большинство публики знает о Чернышевском лишь то, что он написал утопический роман «Что делать?» и якобы мечтал о переходе России от общины сразу к социализму посредством заговора небольшой кучки революционеров-интеллигентов. Действительная научная физиономия Чернышевского имеет весьма мало общего с этим фантастическим образом...
Чернышевский смотрел на историю человечества глазами строгого объективиста. Он видел в ней диалектический процесс развития путем противоречий, путем скачков, которые сами являются результатом постепенных количественных изменений. В итоге этого безостановочного диалектического процесса про- исходит переход от низших форм к высшим. Действующими лицами в истории являются общественные классы, борьба которых обусловливается экономическими причинами. В основе истори- ческого процесса лежит экономический фактор, определяющий политические и юридические отношения, а также идеологию
общества.
чересчур
Можно ли отрицать, что эта точка зрения близка к историческому материализму Маркса и Энгельса? От системы основателей современ- ного научного социализма мировоззрение Чер- нышевского отличается |лишь| отсутствием систе-
матизации и определенности некоторых терминов. Единственный серьезный пробел в историко- философских воззрениях Чернышевского заклю- чается в том, что он не указал определенно на решающее значение развития производительных сил как основного фактора исторического про- цесса...
ГЛАВА VII
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ И СОЦИАЛИЗМ
[275—280] В рассуждениях Чернышевского по этому поводу мы снова наталкиваемся на причудливое смешение
NB
гениальных прозрений и утопических тенденций, —
смешение, объясняемое, как и во всех других случаях,
общим характером его экономической системы, о котором
мы говорили неоднократно.
Он упрекает Милля за то, что «о самом главном товаре —
о труде» тот ограничивается парой замечаний, в то время как
«труд — единственный или важнейший товар для огромного
большинства людей» *. Чернышевский объясняет это обстоятель- ство тем, что весь анализ ведется у Милля с точки зрения капита- листа, что «точка зрения, из которой возникает идея стоимости производства, — точка зрения производителя, п собственно только производителя, покупающего труд у наемных работни- ков» **. Если не поставить коренного вопроса об этом «странном товаре», то ничего особенного и нельзя будет сказать о его мено- вой стоимости: товар как товар подчинен уравнению снабжения и запроса — только и всего. «Но коренной-то вопрос состоит в том: следует ли труду быть товаром, следует ли ему иметь мено- вую ценность?»...
Покупка труда от покупки раба отличается только продол- жительностью времени, на которое совершается продажа, и степенью власти, какую дает над собой продающийся покупа- ющему. Основная черта здесь одна и та же: власть частного человека над экономическими силами другого человека. «Юрист и администратор могут интересоваться разницей между по- купкой труда и невольничеством; но политикоэконом не должен»...
NB
«Труд не есть продукт. Он еще только производитель- ная сила, он только источник продукта. Он отличается
от продукта, как мускул от поднимаемой мускулом тя- жести, как человек от сукна или хлеба» ***...
NB
Вслед за классической экономией Чернышевский раз- личает два вида ценности: внутреннюю и меновую. Под внутренней ценностью он разумеет ценность потребитель- ную **** — и в отличие от буржуазной экономии именно на анализе этой внутренней ценности он сосредоточивает главное внимание. Это совершенно естественно, если вспом- нить, что Чернышевский критикует капиталистический строй не столько с точки зрения его внутренних объектив- ных тенденций, сколько с точки зрения его противополож- ности интересам общества, народа, массы...
«Мы видим, — заключает он, — что по сущности дела меновая ценность должна совпадать с внутренней и от- клоняется от нее только вследствие ошибочного призна- ния труда за товар, которым труду никак не следует
* Примечания к Миллю, стр. 436 и сл. ** Ibid., стр. 492. *** Примечания к Миллю, стр. 493. **** Чтобы предмет имел меновую ценность, нужно... быть ему годным на известное употребление, — по мнению покупателя... На языке полити- ческой экономии это выражается так: меновую ценность имеют лишь те предметы, которые имеют внутреннюю ценность». Прим. к Миллю, стр. 420.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление