Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УКАЗАТЕЛЬ литературных работ и источников 9 страница




3 В III главе «Святого семейства» речь идет о статье «Г-н Нау-
верк и философский факультет», опубликованной в VI выпу-
ске «Allgemeine Literatur-Zeitung» (май 1844) за подписью
«J»—начальная буква фамилии немецкого публициста мла-
догегельянца Юнгница (Jungnitz). — 8,


ПРИМЕЧАНИЯ 625

4 В этом разделе «Святого семейства» К. Маркс критикует
статью Э. Бауэра «Прудон», в которой рассматривается
книга П. -Ж. Прудона «Qu'est-ce que la propriete? ou Recher-
ches sur le principe du droit et du gouvernement», 1840 («Что
такое собственность? или Исследование о принципе права
и власти»). Всестороннюю оценку этой книги, а также
взглядов Прудона в целом Маркс дал в статье «О Прудоне»
(письмо И. Б. Швейцеру) (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочи-
нения, 2 изд., т. 16, стр. 24—31). — 8.

5 И. И. Ленин имеет в виду замечание К. Маркса о том, что
«Прудон еще не рассматривает дальнейшие формы частной
собственности: заработную плату, торговлю, стоимость,
цену, деньги и т. д. именно как формы частной собствен-
ности, что сделано, например, в «Deutsch-Franzosische
Jahrbucher» (см. «Наброски к критике политической эконо-
мии» Ф. Энгельса)» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
2 изд., т. 2, стр. 34). Названная статья — первая экономи-
ческая работа Ф. Энгельса, в которой с позиций революцион-
ного пролетариата рассматривается экономический строй
буржуазного общества и основные категории буржуазной
политической экономии. В «Deutsch-Franzosische Jahrbucher»
была опубликована и другая статья Энгельса «Положение
Англии. Томас Карлейль. «Прошлое п настоящее»», а
также произведения К. Маркса «К еврейскому вопросу»
и «К критике гегелевской философии права. Введение» (см.
К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 544—571,
572—597, 382—413, 414—429). Эти работы знаменуют окон-
чательный переход Маркса и Энгельса от идеализма и рево-
люционного демократизма к материализму и коммунизму.

«Deutsch-Franzosische Jahrbucher» («Немецко-Французский
Ежегодник») издавался в Париже под редакцией К. Маркса
и А. Руге. Вышел в свет только первый, двойной выпуск
в феврале 1844 года; главной причиной прекращения выхода
журнала были принципиальные разногласия Маркса с бур-
жуазным радикалом Руге. — 8.

6 Имеется в виду опубликованная в VII выпуске «Allgemeine
Literatur-Zeitung» (июнь 1844) рецензия Шелиги на роман
Эжена Сю «Парижские тайны» (см. примечание 8). — 16.

7 У. Шекспир. «Конец — делу венец», акт I, сцена третья
(см. Полное собрание сочинений в 8 томах, т. 5, М., 1959,
стр. 486). — 17.

8 Имеется в виду роман Эжена Сю «Les mysteres de Paris»
(«Парижские тайны»), написанный в сентиментально-ме-
щанском филантропическом духе; роман был издан в Париже
в 1842—1843 годах и пользовался широкой известностью
во Франции и за ее пределами; в 1844 году был переведен
на русский язык. — 17.


626 ПРИМЕ Ч АНИЯ

• Маркс имеет в виду статью Фаухера «Englische Tagesfragen»
(«Злободневные вопросы английской жизни»), напечатанную
в VII—IX выпусках «Allgemeine Literatur-Zeitung» (июнь —
август 1844); критике этой статьи посвящена написанная
Ф. Энгельсом вторая глава «Святого семейства». — 18.

10 Здесь цитируется статья Б. Бауэра «Новейшие сочинения
по еврейскому вопросу», опубликованная в I выпуске «Allge-
meine Literatur-Zeitung» (декабрь 1843); эта статья являлась
ответом Бауэра на критику в печати его книги «Die Juden-
frage», 1843 («Еврейский вопрос»), — 18.

11 Газета Лустало — еженедельная газета «Revolutions de Paris»
(«Парижские Революции»), выходившая в Париже с июля
1789 по февраль 1794 года. До сентября 1790 года газету
редактировал публицист, демократ Элизе Лустало. — 18.

12 Имеется в виду сочинение Г. В. Ф. Гегеля «Phiinomenologie
des Geistes»
(«Феноменология духа»); первое издание книги
вышло в 1807 году. При работе над «Святым семейством»
К. Маркс пользовался II томом второго издания Сочинений
Гегеля (Берлин, 1841). Это первое большое произведение
Гегеля, в котором изложена его философская система, было
названо Марксом «истинным истоком и тайной гегелевской
философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произве-
дений, 1956, стр. 624). На русский язык «Феноменология
духа» впервые была переведена в 1913 году; в 1959 году
сочинение Гегеля было издано в новом переводе (см,
Г. В. Ф. Гегель. Сочинения, т. IV). — 19.

13 Доктринеры — группа французских буржуазных полити-
ческих деятелей периода Реставрации (1815—1830); будучи
конституционными монархистами и врагами демократи-
ческого и революционного движения, доктринеры стреми-
лись создать во Франции блок буржуазии и дворянства по
английскому образцу. Наиболее известными из доктринеров
были историк Ф. Гизо и философ П. -П. Ройе-Коллар. — 20.

14 Опровержение взглядов Бруно Бауэра, изложенных им
в книге «Die Judenfrage», 1843 («Еврейский вопрос»), дано
К. Марксом в статье «Zur Judenfrage» («К еврейскому во-
просу»), напечатанной в 1844 году в «Deutsch-Franzosische
Jahrbucher» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд.,
т. 1, стр. 382-413). —21.

15 Здесь цитируется вторая статья Б. Бауэра «Новейшие сочи-
нения по еврейскому вопросу», опубликованная в IV вы-
пуске «Allgemeine Literatur-Zeitung» (март 1844). — 23.

16 «Всеобщие права человека»— принципы, провозглашенные
в «Декларации прав человека и гражданина», выработанной


ПРИМЕЧАНИЯ



в условиях начавшейся буржуазной революции Учредитель-
ным собранием Франции и принятой им 26 августа 1789 года.
Идейным источником «Декларации» послужила философия
французских просветителей XVIII века. — 25.

17 18 брюмера (9 ноября 1799 года) — день государственного
переворота Наполеона Бонапарта, свергнувшего Директо-
рию и установившего свою диктатуру. — 28.

18 Картезианский материализм — учение последователей ма-
териалистической физики Рене Декарта (латинизированное
имя — Картезий (Renatus Cartesius)). Упоминаемая книга
П. -Ж. -Ж. Кабаниса «Rapports du physique et du morale de
l'homme» вышла в Париже в 1802 году; на русском языке
была издана в 1865—1866 годах под заглавием «Отношения
между физической и нравственной природой человека». — 30.

19 Эпикурейский материализм — учение древнегреческого фи-
лософа-материалиста IV—III веков до н. э. Эпикура и его
последователей, исходивших из признания материального
единства мира, «бытия вещей вне сознания человека и и е з а-
в и с и м о
от него» (В. И. Ленин. Настоящий том, стр. 265).
Материалистическое учение Эпикура, получившее широкое
распространение в древнем мире, позднее подвергалось
ожесточенным нападкам со стороны христианской церкви
и идеалистической философии. Восстанавливая в новое
время материалистические взгляды Эпикура в области
физики и этики, признавая вслед за ним, что в действитель-
ности существуют лишь атомы и пустота, доказывая вечность
и бесконечность пространства и времени, Пьер Гассенди,
однако, был непоследовательным материалистом, полагая,
что атомы созданы богом, а их число ограничено. В своей
докторской диссертации Маркс писал, что Гассенди ста-
рался «... примирить свою католическую совесть со своим
языческим знанием, Эпикура — с церковью» (К. Маркс и
Ф. Энгельс. Из ранних произведений, 1956, стр. 23). — 30.

20 В истории философии скептицизм (от греч. «озираюсь»,
«осматриваюсь», в переносном смысле — «обдумываю», «со-
мневаюсь») играл различную роль в зависимости от того,
интересы какого класса он выражал. Как особая фило-
софская школа скептицизм возник в эпоху кризиса рабо-
владельческого общества в Древней Греции в IV—III ве-
ках до н. э.; его родоначальником был Пиррон, наиболее
видными представителями — Энезидем и Секст Эмпирик
(см. настоящий том, стр. 271—276). Античный скептицизм
был направлен против материалистической линии в разви-
тии философии.

В эпоху Возрождения французские философы Мишель
Монтень, Пьер Шаррон и Пьер Бейль использовали скеп-
тицизм для борьбы против средневековой схоластики и



ПРИМЕЧА Н ИЯ


церкви. Влез Паскаль, напротив, направляет скептицизм
против рационального познания, приходит к основанной
на чувстве защите христианской религии.

В XVIII веке скептицизм возрождается в агностицизме
Давида Юма и Иммануила Канта, попытку модернизации
античного скептицизма делает Готлоб Эрнст Шульце (Эне-
зидем). В отличие от античного, новый скептицизм заявляет
о невозможности научного познания. Аргументацию скеп-
тицизма использовали махисты, неокантианцы и другие
идеалистические философские школы середины XIX — на-
чала XX столетий. В. И. Ленин назвал модный буржуаз-
ный скептицизм «мертвой и мертвящей схоластикой», указав,
что его классовый смысл выражается в «отчаянии в возмож-
ности научно разбирать настоящее, отказе от науки, стре-
млении наплевать на всякие обобщения, спрятаться от вся-
ких «законов» исторического развития...» (Сочинения, 5 изд.,
том 25, стр. 44). В современной буржуазной философии
скептицизм служит целям борьбы против последовательною
диалектико-материалистического мировоззрения. — 30.

21 Номинализм (от лат. nomen — имя, название) — направле-
ние в средневековой философии, считавшее общие понятия
(универсалии) лишь именами единичных предметов, в про-
тивоположность средневековому «реализму», который счи-
тал, что общие понятия первичны по отношению к кон-
кретным вещам и существуют «реально», независимо от них.
Борьба номинализма и реализма была своеобразным вы-
ражением борьбы материализма и идеализма в средневе-
ковой философии. — 31.

22 Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — философское на-
правление, сторонники которого единственной основой и
источником познания считают ощущения, восприятия,
страсти и т. п. Сенсуалистическую теорию познания, исхо-
дящую из принципа: «нет ничего в интеллекте, чего бы прежде
не было в чувстве», разработал Дж. Локк в сочинении «An
Essay concerning Human Understanding», 1690 («Опыт о че-
ловеческом разуме»). Сенсуалистами были последователи
как материализма (Дж. Локк, Э. -Б. Кондильяк, К. -А. Гельве-
ций), так и идеализма (Дж. Беркли). В. И. Ленин писал:
«И солипсист, т. е. субъективный идеалист, и материалист
могут признать источником наших знаний ощущения.
И Беркли и Дидро вышли из Локка» (Сочинения, 5 изд.,
том 18, стр. 127). — 31.

23 Имеется в виду сочинение Э. -Б. Кондильяка «Traite des
systemes...», 1749 («Трактат о системах...»); в переводе па
русский язык книга была издана в 1938 году. — 31.

24 Вабувисты — сторонники Гракха Бабёфа, вождя утопи-
чески-коммунистического движения «равных» в. 1795—
1796 годах во Франции. — 32.


примечания 629

25 В. И. Ленин имеет в виду произведение Л. Фейербаха «Grund-
satze der Philosophie der Zukunft»,
1843 («Основные положе-
ния философии будущего»), представляющее собой про-
должение афоризмов Фейербаха «Vorlaufige Thesen zur
Reform der Philosophie», 1842 («Предварительные тезисы
к реформе философии»), в которых Фейербах излагает
основы своей материалистической философии и критикует
идеалистическую философию Гегеля (см. Л. Фейербах.
Избранные философские произведения, т. I, М., 1955,
стр. 134—204, 114—133). — 33.

26 Fleur de Marie (Флёр де Мари) — героиня романа Эжена
Сю «Парижские тайны». — 35.

27 В указанном месте К. Маркс цитирует следующие произве-
дения Ш. Фурье: «Theorie des quatre mouvements et des desti-
uees generales», 1808 («Теория четырех движений и всеоб-
щих судеб»); «Le nouveau monde industriel et societaire»,
i 829 («Новый хозяйственный и социетарный мир») и «Theorie
de 1'unite universelle», 1822 («Теория всемирного единства»).
Ниже В. И. Ленин излагает эти цитаты (см. настоящий том,
стр. 38—39). — 35.

28 D. И. Ленин имеет в виду «Anekdota zur neuesten deutschen
Philosophie und Publicistik von Bruno Bauer, Ludwig Feuer-
bach, Friedrich Koppen, Karl Nauwerk, Arnold Ruge und
einigen Ungenannten»
(«Неизданное из области новейшей не-
мецкой философии и публицистики Б. Бауэра, Л. Фейер-
баха, Ф. Кёппена, К. Науверка, А. Руге и некоторых ано-
нимов») — сборник статей, не допущенных цензурой к опу-
бликованию в немецких журналах; был издан А. Руге
в 1843 году в Цюрихе. В сборнике были опубликованы пер-
вые публицистические статьи К. Маркса: «Заметки о новей-
шей прусской цензурной инструкции» и «Лютер как третей-
ский судья между Штраусом и Фейербахом» (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 3—29). — 36.

29 «/ mpuissance, mise en action» («бессилие в действии») — слова
из книги Ш. Фурье «Theorie des quatre mouvements et des
destinies generales», 1808 («Теория четырех движений и
всеобщих судеб»), часть II, эпилог. — 39.

30 Филантропы-тори — группа английских политических дея-
телей и литераторов «Молодая Англия», возникшая в
начале 40-х годов XIX века и принадлежавшая к пар-
тии тори. Выражая недовольство земельной аристократии
усилением экономического и политического могущества
буржуазии, деятели «Молодой Англии» прибегали к де-
магогическим приемам и мелким подачкам, чтобы под-
чинить своему влиянию рабочий класс и использовать его



ПРИМЕ Ч АНИЯ


в своей борьбе против буржуазии. В «Манифесте Коммуни-
стической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс характеризуют
их взгляды как «феодальный социализм».

10-часовой билль — законопроект о 10-часовом рабочем
дне для работниц и подростков — был принят английским
парламентом в 1847 году. — 40.

31 Конспект книги Л. Фейербаха «Vorlesungen uber das Wesen
der Religion»,
1851 («Лекции о сущности религии»), написан
на отдельных листах бумаги, сложенных пополам в виде
тетради; на первой странице указан шифр парижской
Национальной библиотеки. Точных данных о времени
составления Конспекта нет. Известно, что В. И. Ленин
работал в Национальной библиотеке с января по июнь
1909 года, однако в Париже он жил до пюня 1912, а в по-
следний раз приезжал туда в январе 1914 года, следова-
тельно, Конспект мог быть составлен и позднее 1909 года.
Содержание Конспекта не дает однозначного ответа на вопрос
о дате его написания, однако оно позволяет с большой сте-
пенью вероятности предположить, что Ленин относил этот
Конспект к серии «Тетрадки по философии. Гегель, Фейер-
бах и разное»; об этом говорят имеющиеся в других тетрад-
ках этой серии ссылки на «Лекции о сущности религии»,
а также аналогичная заголовкам других тетрадей и сделан-
ная очевидно позднее надпись синим карандашом на первой
странице Конспекта: «Фейербах. Том 8-ой».

«Тетрадки по философии. Гегель, Фейербах и разное» со-
держат материалы, различные как по характеру, так и по
значимости. Работать над ними Ленин начал, по-видимому,
в сентябре 1914 года после приезда в Берн из Доронина.
Философскую литературу он читал и конспектировал глав-
ным образом в читальном зале Бернской библиотеки, на
что указывают имеющиеся в рукописях шифры, а также
сохранившиеся библиотечные требовательные карточки.
В воспоминаниях об этом периоде Н. К. Крупская писала:
«... Ильич... тотчас же по приезде в Берн засел за составление
для Энциклопедического словаря Граната статьи «Карл
Маркс», где, говоря об учении Маркса, начал с очерка его
миросозерцания, с разделов «философский материализм»
и «диалектика»... В связи с писанием глав о философском
материализме и диалектике Ильич стал опять усердно
перечитывать Гегеля и других философов и не бросил эту
работу и после того, как окончил работу о Марксе»
(Н. К. Крупская. Воспоминания о Ленине. М., 1957,
стр. 238—239).

На выбор основных конспектируемых произведений
очевидно оказала влияние «Переписка К. Маркса и Ф. Эн-
гельса», которую Ленин тщательно изучил и законспекти-
ровал в конце 1913 года (см. В, И. Ленин. Конспект «Пе-


ПРИМЕЧАНИЯ



реписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг.», М., 1959).
Характеризуя содержание переписки, Ленин говорил, что
ее «фокусом», «центральным пунктом, к которому сходится
вся сеть высказываемых и обсуждаемых идей» является диа-
лектика (см. Сочинения, 5 изд., том 24, стр. 264). Диалектике
уделяет главное внимание и Ленин в своих философских
конспектах, фрагментах, заметках 1914—1915 годов. Иссле-
дование фундаментальных проблем материалистической диа-
лектики в «Тетрадках по философии» имело важное значе-
ние для марксистского анализа характера первой мировой
войны, для разработки теории империализма, для развития
теории социалистической революции, учения о государстве,
стратегии и тактики партии, данных в других ленинских
произведениях этого периода.

Точные даты написания каждой тетрадки не известны;
Лениным указана лишь дата окончания Конспекта «На-
уки логики» (17 декабря 1914 года), кроме того, на ос-
нове сохранившихся требовательных карточек Бернской
библиотеки установлена точная дата написания заметки
о книге Генова. Ниже приводится перечень «Тетрадок»
в наиболее вероятной последовательности их написания
(исключение представляет Конспект книги Фейербаха о фи-
лософии Лейбница — см. примечание 51).

Тетрадь «Фейербах»
Тетрадь «Hegel. Логи- ка I» Тетрадь «Hegel. Логи- ка II» Тетрадь «Hegel. Логи- ка III»
Тетрадь «(разное+) Hegel»

1. Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности религии».

2. Конспект книги Фейербаха
«Изложение, анализ и крити-
ка философии Лейбница».

3. Конспект книги Гегеля «Нау-
ка логики». Начало.

4. Конспект книги Гегеля «Наука логики». Продолжение.

5. Конспект книги Гегеля «Нау-
ка логики». Окончание.

6. Заметки «К новейшей лите-
ратуре о Гегеле».

7. Заметка о рецензии на книгу
Ж. Перрена «Трактат по физи-
ческой химии. Принципы».

8. Заметка о книге П. Генова
«Теория познания и метафи-
зика Фейербаха».

9. Заметка о книге П. Фолькмана
«Теоретико-познавательные ос-
новы естественных наук».

 

10. Заметка о книге М. Ферворна
«Биогенная гипотеза».

11. Конспект книги Гегеля «Лек-
ции по истории философии».
Начало.



ПРИМЕ Ч АНИЯ


Тетрадь «Hegel»
Тетрадь «Hegel» Тетрадь «Философия»

12. Конспект книги Гегеля «Лек-
ции по истории философии».
Окончание.

13. Конспект книги Гегеля «Лек-
ции по философии истории».

14. Заметка о книге Ф. Данне-
мана «Как создавалась наша
картина мира».

15. Выписки из книги Л. Дарм-
штедтера «Руководство по
истории естественных наук и
техники».

16. Выписки из книги Наполеона
«Мысли».

17. Конспект книги Ж. Ноэля
«Логика Гегеля».

18. Фрагмент «План диалектики
(логики) Гегеля».

19. Заметка о рецензии на книгу
А. Э. Гаасса «Дух эллинизма
в современной физике».

20. Заметка о книге Т. Липпса
«Естествознание и мировоз-
зрение».

21. Конспект книги Ф. Лассаля
«Философия Гераклита Тем-
ного из Эфеса».

22. Фрагмент «К вопросу о диа-
лектике».

23. Конспект книги Аристотеля
«Метафизика».

В настоящем издании «Философских тетрадей» материалы
«Тетрадок по философии» помещены в двух разделах: кон-
спекты и фрагменты — в первом (стр. 41—332), заметки
о книгах, статьях и рецензиях — во втором (стр. 346—358);
и в том, и в другом случаях сохранена наиболее вероят-
ная хронологическая последовательность документов, исклю-
чение, как сказано выше, представляет Конспект книги
Фейербаха о философии Лейбница. — 41.

32 «Лекции о сущности религии», в основу которых положена
работа «Das Wesen der Religion», 1845 («Сущность религии»),
Фейербах читал в Гейдельберге с 1 декабря 1848 по 2 марта
1849 года; лекции читались в здании ратуши, так как уни-
верситетское начальство не разрешило философу выступать
в стенах университета. «Лекции о сущности религии» впер-
вые были опубликованы в 1851 году, на русском языке
изданы в 1926 году; вошли в Избранные философские про-
изведения Фейербаха, т. II, 1955, стр. 490—894. — 43.


примечания 633

33 Имеются в виду следующие сочинения Л. Фейербаха: «Ge-
schichte der neuern Philosophie von Bacon von Verulam bis
Benedict Spinoza», 1833 («История новой философии от
Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы») и «Darstel-
lung, Entwicklung und Kritik der Leibnizschen Philosophie»,
1837 («Изложение, анализ и критика философии Лейбница»);
ленинский Конспект последнего сочинения см. в настоящем
томе, стр. 65—76. Ниже при конспектировании второй
лекции В. И. Ленин упоминает сочинение Фейербаха «Pierre
Bayle...», 1838 («Пьер Бейль...»). — 44.

34 Имеется в виду сочинение Л. Фейербаха «Die Gedanken iiber
Tod und Unsterblichkeit» («Мысли о смерти и бессмертии»),
вышедшее анонимно в 1830 году. Основное содержание этой
работы шло вразрез с официальной христианской догматикой,
в ней отрицалось личное бессмертие; когда стало известно
имя автора сочинения, оно было конфисковано, а Фейербах
подвергся преследованиям и был уволен из Эрлангенско-
го университета, приват-доцентом которого он являлся
с 1828 года. — 44.

35 «Сущность христианства» («Das Wesen des Christentums») —
главное философское произведение Л. Фейербаха; первое
издание вышло в Лейпциге в 1841 году. Книга, провозгла-
сившая «торжество материализма» (Энгельс), оказала огром-
ное влияние на идейное развитие передовой интеллигенции
как в Германии, так и за ее пределами, в том числе и в Рос-
сии. Первый русский перевод «Сущности христианства» был
издан в 1861 году. — 44.

36 В. И. Ленин сравнивает определение Л. Фейербахом основ-
ного вопроса философии с определением его К. Марксом и
Ф. Энгельсом. Ниже (настоящий том, стр. 47 и 51) он прямо
ссылается на известную формулировку основного вопроса
философии, данную в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и
конец классической немецкой философии» (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 282—285). — 45.

37 В. И. Ленин имеет в виду следующее высказывание Фейер-
баха: «Я понимаю под эгоизмом любовь человека к самому
себе,
то есть любовь к человеческому существу, ту любовь,
которая есть импульс к удовлетворению и развитию всех
тех влечений и наклонностей, без удовлетворения и развития
которых человек не есть настоящий, совершенный человек и
не может им быть» (Л. Фейербах. Избранные философские
произведения, т. II, 1955, стр. 546—547). — 45.

38 Перед этим Фейербах пишет: «... Каждое чувство обоже-
ствляет только само себя. Короче говоря, истина естествен-
ной религии опирается исключительно на истину чувств»


634 примечания

(Л. Фейербах, Избранные философские произведения, т. II,
1955, стр. 588). Мысли Фейербаха о чувственности как основе
обожествления явлений природы содержатся уже в работе
«Grundsatze der Philosophie der Zukunft», 1843 («Основ-
ные положения философии будущего»), свое полное разви-
тие они получили в сочинении «Das Wesen der Religion»,
1846 («Сущность религии»). — 47.

39 В. И. Ленин имеет в виду определение Ф. Энгельсом основ-
ного вопроса философии, данное им в работе «Людвиг Фейер-
бах и конец классической немецкой философии» (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 282—285); это
же место Ленин имеет в виду ниже (см. настоящий том,
стр. 51). — 47.

40 Термин «агностицизм» был введен в 1869 году английским
естествоиспытателем Т. Гексли. В. И. Ленин в статье «К два-
дцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена» (1913) следующим
образом поясняет его значение: «Агностицизм (от греческих
слов «а» — не и «гносис» — знание) есть колебание между
материализмом и идеализмом, т. е. на практике колебание
между материалистической наукой и поповщиной. К агно-
стикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма
(позитивисты, реалисты и пр.) и современные «махисты»»
(Сочинения, 5 изд., том 23, стр. 118). — 52.

41 В. И. Ленин противопоставляет здесь отношение к естество-
знанию материалиста Л. Фейербаха и субъективного идеа-
листа Э. Маха. Отношение философии Маха к естествозна-
нию Ленин рассматривает в книге «Материализм и эмпирио-
критицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18). — 52.

42 И. Дицген развивал аналогичные мысли. Например, в книге
«Сущность головной работы человека» в параграфе «Дух
и материя», он писал: «Уже давно, в особенности со времен
христианства, вошло в привычку с презрением относиться
к материальным, чувственным, плотским вещам, поедаемым
молью и ржавчиной» (см. Избранные философские произве-
дения, 1941, стр. 57). — 52.

43 В. И. Ленин сравнивает ошибочное высказывание Л. Фейер-
баха о том, что «и духовная деятельность — телесна» с ана-
логичными мыслями И. Дицгена, встречающимися в ряде
его работ. Выступая против идеалистического отрыва мышле-
ния от его материального субстрата — мозга, Дицген сделал
неверную попытку «расширить» понятие материи, включив
в него и мышление. На «некоторую путаницу» понятий у
Дицгена указывал К. Маркс, познакомившись с рукописью
его книги «Сущность головной работы человека», (см.
письмо Л. Кугельману от 5 декабря 1868 года — К. Маркс и


ПРИМЕЧАНИЯ 635

Ф. Энгельс. Сочинения, т. XXV, 1936, стр. 544). Неправомер-
ное смешение основных философских категорий Дицгеном
отмечает и В. И. Ленин при чтении его книги «Мелкие фило-
софские работы» (см. настоящий том, стр. 379, 381, 384—385
и другие). В книге «Материализм и эмпириокритицизм»
Ленин показал несостоятельность попытки расширить поня-
тие материи (см. Сочинения, 5 изд., том 18, стр. 256—263).
«Что и мысль и материя «действительны», т. е. существуют,
это верно, — писал он. — Но назвать мысль материаль-
ной — значит сделать ошибочный шаг к смешению мате-
риализма с идеализмом. В сущности, это скорее неточность
выражения у Дицгена...» (там же, стр. 257). — 52.

44 Отмечаемые В. И. Лениным здесь и ниже (см. настоящий том,
стр. 57, 58) «зародыши», «зачатки» исторического материа-
лизма у Фейербаха не получили дальнейшего развития
в его философии. В понимании общественной жизни Фейер-
бах, как отмечал Ф. Энгельс, «еще не освободился от ста-
рых идеалистических пут, что признавал он сам, говоря:
«Идя назад, я с материалистами; идя вперед, я не с ними»»
(К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21,
стр. 289). — 53.

45 О зачатках исторического материализма у Чернышевского
говорится также в книге Г. В. Плеханова «Н. Г. Черны-
шевский»; читая книгу, В. И. Ленин отметил соответству-
ющие места (см., например, настоящий том, стр. 549, 559—
560). - 58.

46 «Манифест Коммунистической партии» был написан в конце
1847 и издан в феврале 1848 года; оценивая значение «Мани-
феста», В. И. Ленин писал: «В этом произведении с гениаль-
ной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание,
последовательный материализм, охватывающий и область
социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее
и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и
всемирно-исторической революционной роли пролетариата,
творца нового, коммунистического общества» (Сочинения,
5 изд., том 26, стр. 48).

«Neue Rheinische Zeitung» («Новая Рейнская Газета»),
созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом, выходила ежедневно
в Кёльне с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 года. Газета, высту-
пившая под знаменем демократии, представляла интересы
всех прогрессивных сил немецкого народа и в первую оче-
редь рабочего класса. В работах Маркса и Энгельса, напе-
чатанных в газете, сформулирован ряд важнейших теорети-
ческих положений, разработанных на основе опыта револю-
ции 1848—1849 годов (о формах буржуазного государства,
о революционной диктатуре народа, о сплочении рабочего




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.