класса и вовлечении в революционную борьбу широких крестьянских масс и другие).
Книга Энгельса «Die Lage der arbeitenden Klasse in Eng- land» («Положение рабочего класса в Англии») опубли- кована в 1845 году (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочине- ния, 2 изд., т. 2, стр. 231—517). В этой книге Энгельс исследовал условия возникновения и развития промышлен- ного пролетариата, показал его прогрессирующее обнища- ние, дал яркое описание экономических кризисов, вскрыл всемирно-историческую роль пролетариата в ниспроверже- нии капитализма. Характеризуя основные положения этой кнпги, Ленин писал: «Энгельс первый сказал, что пролета- риат не только страдающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находится пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет себе. Политическое движение рабочего класса неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода вне социализма» (Сочинения, 5 изд., том 2, стр. 9). — 58.
47 В. И. Ленин имеет в виду следующие слова Фейербаха: «... божество состоит, так сказать, из двух составных частей, из которых одна принадлежит фантазии человека, другая — природе. Молись! — говорит одна часть, то есть бог, отлич- ный от природы; работай! — говорит другая часть, то есть бог, не отличающийся от природы, а лишь выражаю- щий ее существо; ибо природа — рабочая пчела, боги же — трутни» (Избранные философские произведения, т. II, 1955, стр. 846). — 59.
48 Имеется в виду приведенная Фейербахом цитата из сочи- нения П. Гассенди «Exercitationum paradoxicarum adversus Aristoteleos», 1624 («Парадоксальные упражнения против Аристотеля») (см. Л. Фейербах. Избранные философские произведения, т. II, 1955, стр. 865—866). — 63.
49 Антропологический принцип — основное положение фило- софии Фейербаха, в соответствии с которым человек рас- сматривается как часть природы, как естественное, биоло- гическое существо. Антропологический принцип был на- правлен против религии и идеализма. Однако, рассматривая человека в отрыве от конкретно-исторических обществен- ных отношений, антропологический принцип не раскрывает его действительную социальную природу и ведет к идеа- лизму в понимании законов исторического развития. Н. Г. Чернышевский в борьбе против идеализма также исходил из антропологического принципа, специально посвя- тив этому вопросу работу под названием «Антропологи- ческий принцип в философии» (см. Н. Г. Чернышевский,
ПРИМЕЧАНИЯ 637
Полное собрание сочинений, т. VII, М., 1950, стр. 222— 295). — 64.
50 В сочинении «Theogonie nach den Quellen des klassischen, hebraischen und christlichen Altertums», 1857 («Теогония пo источникам классической, еврейской и христианской древ- ности») Л. Фейербах исследует происхождение представле- ний о боге (греч. —, — происхождение, или родослов- ная, богов). Упомянутые В. И. Лениным параграфы 34 и 36 озаглавлены: ««Христианское» естествознание» и «Теорети- ческие основы теизма». — 64.
51Конспект книги Л. Фейербаха «Darstellung, Entwicklung und Kritik der Leibnizschen Philosophic» («Изложение, анализ и критика философии Лейбница») написан в отдельной тетради, озаглавленной «Фейербах»; Конспект составлен по IV тому второго немецкою издания Сочинении Фейербаха. Главное внимание уделено здесь изложению Фейербахом философ- ской системы Лейбница, рассматривая которую Ленин ука- зывает на ее идеалистический характер и вместе с тем отмечает глубокие диалектические идеи философа. Сопоста- вление начала Конспекта с началом статьи «Карл Маркс», где В. И. Ленин, сравнивая основной текст с добавлениями 1847 года, говорит об эволюции взглядов Фейербаха, дает основание полагать, что он был написан до окончания этой статьи, рукопись которой была отправлена из Берна в Россию (в редакцию Энциклопедического словаря Гранат) 4 (17) ноября 1914 года. В настоящем издании Конспект книги Фейербаха о философии Лейбница располагается перед Конспектом «Науки логики», несмотря на то, что начат он был, очевидно, позднее последнего (см. примеча- ние 31), для того, чтобы объединить конспекты обоих про- изведений Фейербаха и не нарушать последовательность конспектов произведений Гегеля.
Сочинение Фейербаха о философии Лейбница было написано в 1836 году, а добавления к нему — в 1847 (первое немецкое издание книги вышло в 1837 году, дополненное — в 1848, в пятом томе первого издания Сочинений Фейер- баха). — 65.
52 В указанном месте Фейербах пишет: «Философия Спинозы — телескоп, делающий доступными для человеческого глаза предметы, невидимые в силу их отдаленности; философия Лейбница — микроскоп, делающий видимыми предметы, не- заметные в силу их малой величины и тонкости» (Samtliche Werke, Bd. IV, 1910, S. 34). — 67.
53 В. И. Ленин имеет в виду письмо К. Маркса Ф. Энгельсу от 10 мая 1870 года, в котором Маркс пишет о своем «прекло- нении перед Лейбницем»; это место отмечено в ленинском
Конспекте «Переписки» (см. В. И. Ленин. Конспект «Пе- реписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг.», 1959, стр. 129). — 68.
54Энтелехия — термин идеалистической философии, означаю- щий, по Аристотелю, внутренне присущую предмету цель, которая посредством своей деятельности из возможной пре- вращается в действительную. По Лейбницу, энтелехия — стремление монады к реализации потенциально заключен- ного в ней совершенства. — 70.
55 В. И. Ленин имеет в виду следующее высказывание Фейер- баха: «Предустановленная гармония, хотя это его любимое детище, — слабая сторона Лейбница... Предустановленная гармония, понимаемая в чисто внешнем смысле по отношению к монаде, в корне противоречит духу философии Лейбница» (Samtliche Werke, Bd. IV, 1910, S. 95). Теологическое понятие «предустановленной гармонии» Лейбниц вводит для того, чтобы объяснить, каким образом монады, каждая из которых индивидуальна и следует только закону своего внутреннего развития, вместе с тем в каждый данный мо- мент времени находятся в точном соответствии, в гармонии друг с другом. Это, по мысли Лейбница, объясняется тем, что уже при создании монад бог обеспечил их единство, предустановил их гармонию. — 70.
56Окказионализм (от лат. occasio — случай) — религиозно-иде- алистическое течение в философии XVII в., в основе кото- рого лежит выдвинутая Р. Декартом идея дуализма души и тела. Окказионалисты доказывали, что душа и тело являются особыми, самостоятельными сущностями, что все действия (как физические, так и психические) и взаимосвязь между ними осуществляются богом, что человек полностью зависит от «божьего промысла» и т. п. Главными представителями окказионализма были И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Маль- бранш. — 71.
57«Теодицея» («оправдание бога») — сокращенное название книги Лейбница «Essais de Theodicee sur la bonte de Dieu, la liberte de l'homme et l'origine du mal», 1710 («Опыты теоди- цеи о благости бога, свободе человека и происхождении зла»); русский перевод книги был издан в 1887—1892 годах.
Онтологический довод за бытие бога (онтологическое дока- зательство бытия бога) — одна из наиболее распространен- ных в теологии попыток логически доказать существование бога и тем самым рационально обосновать веру в него; впервые выдвинуто одним из «отцов церкви» Августином «Блаженным» (354—430) и развито средневековым теологом- схоластом Ансельмом Кентерберийским (1033—1109). '«Это
примечания 639
доказательство, — писал Ф. Энгельс, — гласит: «Когда мы мыслим бога, то мы мыслим его как совокупность всех совершенств. Но к этой совокупности всех совершенств принадлежит прежде всего существование, ибо существо, не имеющее существования, по необходимости несовершенно. Следовательно, в число совершенств бога мы должны вклю- чить и существование. Следовательно, бог должен существо- вать»» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 42). С критикой онтологического доказательства высту- пал ряд философов как в средние века, так и в новое время (в том числе Дж. Локк, Вольтер и другие). Материалистиче- ская философия окончательно опровергла как онтологиче- ское, так и другие доказательства бытия бога, которые, по словам Маркса, «представляют собой не что иное, как пустые тавтологии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. 1956, стр. 97). — 71.
58 Сочинение Лейбница «Nouveaux essais sur Ventendement humain», 1764 («Новые опыты о человеческом разуме») направлено против книги Дж. Локка «An Essay concerning Human Understanding», 1690 («Опыт о человеческом разуме»), в котором была развита сенсуалистическая теория познания. К основному тезису сенсуализма: «nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu» («нет ничего в интеллекте, чего бы прежде не было в чувстве») Лейбниц, защищавший ра- ционализм, добавлял: «nisi intellectus ipse» («кроме самого интеллекта»). — 71.
59 В. И. Ленин имеет в виду признание Кантом необходимыми, безусловными, истинными лишь априорных, независимых от опыта знаний, что является одним из основных положений идеалистической теории познания Канта. Ниже Ленип отме- чает сравнение Фейербахом основных сочинений Лейбница и Канта (см. настоящий том, стр. 72). — 71.
60 Имеется в виду произведение немецкого философа-карте- зианца И. Клауберга «Defensio Cartesiana», 1652 («Защита картезианства»). — 72.
61Диссертация Фейербаха «De Ratione una, universall, infinita», представленная в 1828 году для получения права чтения лекций в Эрлангенском университете, была напечатана в пере- воде на немецкий язык под названием: «Uber die Vernunft; ihre Einheit, Allgemeinheit, Unbegrenztheit» («О разуме; его единстве, всеобщности, безграничности») в IV томе вто- рого издания Сочинений Фейербаха. — 76.
62 В. И. Ленин имеет в виду произведение Фейербаха «Спиноза и Гербарт» (1836), напечатанное в IV томе второго издания Сочинений Фейербаха. — 76,
63 Имеется в виду написанное в 1843 году письмо JI. Фейербаха К. Марксу, в котором подвергается критике философия Шеллинга (см. L. Feuerbach. Samtliche Werke, Bd. IV, 1910, S. 434—440). Письмо Фейербаха написано в ответ на письмо Маркса к нему от 3 октября 1843 года (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 27, стр. 375—377). — 76.
64Конспект книги Гегеля «Наука логики» записан в трех тетрадях, имеющих общую нумерацию страниц 1—115 и озаглавленных, соответственно, «Hegel. Логика I», «Hegel. Логика II» и «Hegel. Логика III». На обложке первой тет- ради Лениным написан также общий заголовок всей серии: «Тетрадки по философии. Гегель, Фейербах и разное», а на внутренней стороне обложки записано содержание томов Сочинений Гегеля (см. настоящий том, стр. 78); первые четыре страницы рукописи написаны на вклеенных в те- традь листках в клетку, меньшего формата, чем сама тетрадь, и аналогичных тому, на котором записано содержание то- мов Сочинений Фейербаха и Гегеля (см. стр. 346); это свидетельствует о том, что тетрадь «Hegel. Логика I» была начата раньше других «Тетрадок по философии» 1914— 1915 годов (см. примечание 31). На обложке второй тетради помечено: «NB стр. 7 6» (на этой странице начинается кон- спект третьего раздела «Учения1 о понятии» — «Идея» — см. настоящий том, стр. 174). В конце страницы 111-ой (3-я тетрадь) указана дата окончания работы Ленина над Кон- спектом: «Конец «Логики». 17. XII. 1914». После 115 стра- ницы, на которой кончается Конспект, следуют чистые листы, а на последних двух страницах тетради «Hegel. Ло- гика III» написаны заметки «К новейшей литературе о Гегеле» (см. стр. 347—350). Параллельно с «Наукой логики» Ленин конспектирует ряд разделов первой части «Энцикло- педии философских наук».
Конспект главного произведения Гегеля занимает цеп- тральное место среди ленинских философских конспектов 1914—1915 годов. В нем Ленин раскрывает идеализм и историческую ограниченность гегелевской логики, показы- вая вместе с тем, что в мистической форме Гегель прослежи- вает «отражение в движении понятий движения объектив- ного мира» (стр. 160). Ленин рассматривает все основные законы, категории, элементы диалектики, их связь с прак- тикой, соотношение диалектики, логики и теории познания, диалектический характер развития философии, естество- знания, техники. В Конспекте содержится важнейший ле- нинский фрагмент об элементах диалектики (см. стр. 202— 203). — 77.
65 Имеется в виду первое немецкое издание Сочинений Гегеля; 1—18 тома вышли в 1832—1845 годах, 19 (дополнительный) том в двух частях вышел в 1887 году. В. И. Ленин выписал
примечания 641
содержание этих томов на обложке тетради «Hegel. Логика I» (см. настоящий том, стр. 78); на русском языке вышло 14 томов Сочинений Гегеля (тт. I—XIV, 1929—1959). — 79.
66«Наука логики» («Wissenschaft der Logik») — главное сочи- нение Гегеля. На основе идеалистического принципа то- ждества бытия и мышления в нем исследуются логические категории как моменты абсолютной идеи, в которой Гегель видел сущность действительности. В «Науке логики» си- стематически — в виде саморазвития понятий — изложена идеалистическая диалектика Гегеля. Сочинение состоит из трех книг: первая («Учение о бытии») была издана в начале 1812, вторая («Учение о сущности») — в 1813, третья («Уче- ние о понятии») — в 1816 году в Нюрнберге. В 1831 году Гегель приступил к подготовке нового издания, но успел переработать лишь первую книгу и написать предисловие ко второму изданию (датировано 7 ноября 1831 года). На рус- ском языке «Наука логики» впервые была издана в 1916 году; для Сочинений Гегеля (тт. V—VI, 1937—1939) был осуще- ствлен новый перевод. — 79.
67 См. Аристотель. Метафизика, книга I, глава 1 (М. —Л,, 1934, стр. 20). — 82.
68«Парменид» — диалог Платона, названный по имени глав- ного представителя элейской школы (см. примечание 110). В диалоге развита идеалистическая диалектика, которую Пла- тон применяет здесь к своему учению об идеях. В «Лекциях по истории философии» (это место отмечено В. И. Лениным — см. настоящий том, стр. 278) Гегель, называя диалог «знаменитейшим шедевром платоновской диалектики», вме- сте с тем отмечает, что в «Пармениде» диалектика Платона носит еще скорее отрицательный, чем положительный характер, поскольку, говоря о противоречиях, философ недостаточно подчеркивает их единство. Русский перевод диалога см. в книге: Платон. Полное собрание творений, т. IV, Л., 1929, стр. 15-89. — 89.
69 Имеется в виду известное высказывание Канта: «Я должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере» (П. Кант. «Критика чистого разума», Пг., 1915, стр. 18). Эта формула выражает противоречивость системы Канта, его стремление «примирить» непримиримое: веру и знание, науку и религию. В. И. Ленин в своем Конспекте пишет далее: «Кант принижает знание, чтобы очистить место вере» (настоящий том, стр. 153). — 91.
70 См. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 285). — 93.
642 примечания
71 Говоря о категории бытия, Гегель не случайно вспоминает об элеатах (о них см. примечание 110). Если логику он рас- сматривает как развитие абсолютной идеи в чистом виде, то в истории философии он видит исторический процесс этого развития. Поэтому, по мысли Гегеля, каждая категория логики исторически уже должна была быть выражена опре- деленной философской системой (бытие — элеатами, ничто — буддизмом, становление — Гераклитом и т. д.). «То, что есть первое в науке, — пишет он, — должно было оказаться и исторически первым». Выписав это положение, Ленин замечает: «Звучит весьма материалистично!», а в другом месте пишет: «Видимо, Гегель берет свое саморазвитие поня- тий, категорий в связи со всей историей философии. Это дает еще новую сторону всей Логики» (см. настоящий том, стр. 95 и 104). — 95.
72 << Abstrakte und abstruse Hegelei» («абстрактная и темная ге- гельянщина») — выражение Ф. Энгельса (см. «Людвиг Фейер- бах и конец классической немецкой философии» — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 281). — 97.
73 См. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 284). — 97.
74 Мысль о бесконечности материи и процесса ее познания В. И. Ленин развивает в книге «Материализм и эмпи- риокритицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18, стр. 274— 277). — 100.
75Vberschwenglich (чрезмерный, преувеличенный, безмерный) — термин, употребляемый И. Дицгеном при характеристике от- ношения абсолютной и относительной истины, материи и духа и т. п. (см., например, настоящий том, стр. 427—428, 431). В. И. Ленин использует этот термин в ряде своих работ, раскрывая материалистическое понимание диалектики по- нятий. Так в «Материализме и эмпириокритицизме», разви- вая данную Ф. Энгельсом формулировку основного вопроса философии, Ленин писал: «Что в понятие материи надо включить и мысли, как повторяет Дицген в «Экскурсиях» (см. настоящий том, стр. 435—436. — Ред.), это путаница, ибо при таком включении теряет смысл гносеологическое про- тивопоставление материи духу, материализма идеализму, на каковом противопоставлении Дицген сам настаивает. Что это противопоставление не должно быть «чрезмерным», преувеличенным, метафизическим, это бесспорно (и в под- черкивании этого состоит большая заслуга диалектического материалиста Дицгена). Пределы абсолютной необходимости и абсолютной истинности этого относительного противопо-
примечания 643
ставления суть именно те пределы, которые определяют направление гносеологических исследований. За этими пре- делами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противопо- ложностью, было бы громадной ошибкой» (Сочинения, 5 изд., том 18, стр. 259). См. также замечание В. И. Ленина о диа- лектическом характере истины в произведении «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (Сочинения, 5 изд., том 41, стр. 46). — 104.
76 О монадах Лейбница В. И. Ленин говорит также в Конспекте книги Л. Фейербаха «Изложение, анализ и критика фило- софии Лейбница» (см. настоящий том, стр. 68—71). — 104.
77Антиномия — противоречие между двумя логически одина- ково доказуемыми положениями. Кант считал, что челове- ческий разум неизбежно впадает в антиномию, в противоре- чие с самим собой, когда он пытается выйти за границы чувственного опыта и познать мир как целое. Кант насчиты- вал четыре аптиномии: 1) Мир имеет начало во времени и пространстве и мир бесконечен; 2) Всякая сложная субстан- ция состоит из простых вещей и в мире нет ничего простого; 3) В мире существует свобода и все подчинено только зако- нам природы; 4) Существует некое необходимое существо (бог) как часть или причина мира и никакого абсолютно необходимого существа нет. Эти антиномии служили важ- ным аргументом кантовского агностицизма, поскольку они, по мнению Канта, указывали разуму границы его возмож- ностей и тем самым предохраняли веру от его посягательств. Вместе с тем в учении об антиномиях Кант констатировал объективность противоречий в познающем мышлении, что способствовало дальнейшему развитию диалектики. Уже Гегель указал на формальный, ограниченный характер антиномий Канта и подверг их критике. Материалистиче- ская диалектика, научно объяснив человеческое познание, показала, как в процессе достижения объективной истины разрешаются аптиномии. — 106.
78 По-видимому, В. И. Ленин имеет в виду рассуждения Ф. Энгельса в «Анти-Дюринге» о математической бесконеч- ности и диалектическом характере доказательств в высшей математике (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 50-51, 138-139). — 107.
79 Намек на двустишие «Вопрос права» из сатирического стихо- творения Ф. Шиллера «Философы»:
«Нос свой давно уже я для нюханья употребляю, Можно ли мне доказать право свое на него?» (Ф. Шиллер. Собрание сочинений, т. 1, M., 1955, стр. 243). — 107.
644 примеча н ия
80 В. И. Ленин, очевидно, имеет в виду высказывания Ф. Энгельса о дифференциальном и интегральном исчис- лениях в «Анти-Дюринге» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочи- нения, 2 изд., т. 20, стр. 88-89, 123, 138—139, 141-142, 145—146). — 108.
81 В. И. Ленин имеет в виду замечание Л. Фейербаха в произ- ведении «Vorlaufige Thesen zur Reform der Philosophie», 1842 («Предварительные тезисы к реформе философии»): «Философ должен включить в состав самой философии ту сторону человеческого существа, которая не философ- ствует, которая скорее стоит в оппозиции к философии, к аб- страктному мышлению, словом, то, что Гегелем низведено к роли примечания» (Л. Фейербах. Избранные философские произведения, т. I, 1955, стр. 124). — 112.
82 Имеется в виду сочинение И. Канта «Kritik der Urteilskraft», 1790 («Критика способности суждения»); на русском языке было издано в 1898 году. — 120.
83 Слово «hinuberretten» (спасти) взято из Предисловия ко вто- рому изданию книги «Анти-Дюринг», в котором Ф. Энгельс писал: «Маркс и я были едва ли не единственными людь- ми, которые спасли из немецкой идеалистической фило- софии сознательную диалектику и перевели ее в материали-
-. стическое понимание природы и истории» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 10). Это место В. И. Ленин привел в своей статье «Карл Маркс» (см. Сочи- нения, 5 изд., том 26, стр. 54). — 127.
84 В. И. Ленин имеет в виду появление трех следующих произ- ведений: Г. В. Ф. Гегель. «Наука логики» (первые две книги вышли в 1812 и 1813 годах); К. Маркс и Ф. Энгельс. «Мани- фест Коммунистической партии» (написан в конце 1847, вышел в свет в феврале 1848 года); Ч. Дарвин. «Происхож- дение видов» (опубликовано в 1859 году). — 127.
85Телеология (учение о цели) — идеалистическое учение, со- гласно которому не только действия человека, но и все развитие природы и истории как в целом, так и в деталях направлено к заранее определенной цели; при этом чаще всего высшей, конечной целью развития объявляется бог. — 129.
86 Это место находится в главе «Сила и рассудок, явление и сверхчувственный мир» (см. Г. В. Ф. Гегель. Сочинения, т. IV, 1959, стр. 86 и следующие). — 137.
87 Характеристику взглядов К. Пирсона и упоминаемой здесь его книги «The Grammar of Science», 1892 («Грамматика науки») В. И. Ленин дал в произведении «Материализм и
ПРИМЕ Ч АНИЯ
эмпириокритицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18); на рус- ском языке книга Пирсона была издана в Петербурге в 1911 году. — 138.
88 В. И. Ленин имеет в виду, по-видимому, те места из «Лек- ций о сущности религии», где Фейербах рассматривает бога как «абстрактную», «обособленную от ее материальности и телесности» природу; эти места Ленин отметил в своем Конспекте книги Фейербаха (см., например, настоящий том, стр. 49—50). — 139.
89«Малой логикой» в отличие от «большой» «Науки логики» В. И. Ленин называет первую часть «Энциклопедии фило- софских наук» (см. Г. В. Ф. Гегель. Сочинения, т. I, 1929). Ф. Энгельс говорит о популярности гегелевской «Энцикло- педии» в письме к К. Марксу от 21 сентября 1874 года; читая немецкое издание четырехтомной Переписки Маркса и Энгельса, Ленин законспектировал это письмо и выписал соответствующее место (см. «Конспект «Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг.»», 1959, стр. 144 и 419). К. Фи- шер излагает логику Гегеля в своей «Истории новой фило- софии» (см. т. VIII, «Гегель, его жизнь, сочинения и уче- ние», первый полутом, 1933, стр. 330—442); на недостатки его изложения Ленин указывает ниже (см. настоящий том, стр. 158). — 141.
90 См. Г. В. Плеханов. «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля» (Избранные философские произведения, т. I, 1956, стр. 422—450). — 144.
91 См. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 284). — 151.
92 О своем «подражании Гегелю» К. Маркс писал в Послесло- вии ко второму изданию первого тома «Капитала», что в ответ на третирование Гегеля в «образованной Германии» того времени он «открыто объявил себя учеником этого великого мыслителя и в главе о теории стоимости местами даже кокетничал характерной для Гегеля манерой выра- жения» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, стр. 21—22). Ниже (см. настоящий том, стр. 162) В. И. Ленин подчеркивает важность логики Гегеля для понимания «Капитала» Маркса. — 160.
93 В. И. Ленин противопоставляет диалектическое понимание движения метафизическим взглядам В. М. Чернова, которые он подверг критике в книге «Материализм и эмпириокрити- цизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18). Здесь имеется в виду рассуждение Чернова о сущности механического движения в работе «Марксизм и трансцендентальная философия», где он по этому вопросу возражает Ф. Энгельсу (см. В. М. Чер- нов. «Философские и социологические этюды», М., 1907,
646 ПРИМЕ Ч АНИЯ
стр. 65—66). Несостоятельность этого возражения В. И. Ленин показал в Конспекте «Лекций по истории философии» Ге- геля (см. настоящий том, стр. 232). — 182.
94 О роли практики и техники в процессе познания говорится в конспекте предыдущего отдела «Науки логики» (см. на- стоящий том, стр. 169—173). — 183.
95 Решение этого уравнения К. Ф. Гаусс дал в произведении «Disquisitiones arithmeticae», 1801 («Арифметические ис- следования»). — 191.
96 В. И. Ленин имеет в виду примечание Гегеля с примерами из двух сочинений X. Вольфа: «Anfangsgriinde der Bau- kunst» («Основоначала зодчества») и «Anfangsgriinde der Forti- fikation»(«Oсновоначала фортификации») (см. Г. В. Ф. Гегель. Сочинения, т. VI, 1939, стр. 286—287). — 192.
97 В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс, указывая на созерцатель- ный характер предшествующего материализма, писал, что «деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочи- нения, 2 изд., т. 3, стр. 1). — 193.
98 О разработке Платоном диалектики Диоген Лаэрций гово- рит в III книге своего сочинения «De vitis, dogmatibus et apophthegmatibus clarorum philosophorum» («Жизнь и уче- ния людей, прославившихся в философии»). Это сочинение, состоящее из десяти книг, является важным источником изучения взглядов древнегреческих философов. Русский перевод I и II книг был опубликован в 1898—1899 годах в журнале «Гимназия». — 204.
99 Имеется в виду Диоген из Синопа, представитель киниче- ской школы, получивший прозвище «собака» за нищенский образ жизни и пренебрежение к требованиям общественной морали. — 206.
100 То есть скорость света — предельную скорость любого возможного движения. О некоторых способах определения скорости света говорится в заметке В. И. Ленина о книге Л. Дармштедтера «Руководство по истории естественных наук и техники» (см. настоящий том, стр. 356—357). — 209.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление