Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УКАЗАТЕЛЬ литературных работ и источников 10 страница





класса и вовлечении в революционную борьбу широких
крестьянских масс и другие).

Книга Энгельса «Die Lage der arbeitenden Klasse in Eng-
land»
(«Положение рабочего класса в Англии») опубли-
кована в 1845 году (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочине-
ния, 2 изд., т. 2, стр. 231—517). В этой книге Энгельс
исследовал условия возникновения и развития промышлен-
ного пролетариата, показал его прогрессирующее обнища-
ние, дал яркое описание экономических кризисов, вскрыл
всемирно-историческую роль пролетариата в ниспроверже-
нии капитализма. Характеризуя основные положения этой
кнпги, Ленин писал: «Энгельс первый сказал, что пролета-
риат не только страдающий класс; что именно то позорное
экономическое положение, в котором находится пролетариат,
неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за
свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат
сам поможет себе. Политическое движение рабочего класса
неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них
нет выхода вне социализма» (Сочинения, 5 изд., том 2,
стр. 9). — 58.

47 В. И. Ленин имеет в виду следующие слова Фейербаха:
«... божество состоит, так сказать, из двух составных частей,
из которых одна принадлежит фантазии человека, другая —
природе. Молись! — говорит одна часть, то есть бог, отлич-
ный от природы; работай! — говорит другая часть, то
есть бог, не отличающийся от природы, а лишь выражаю-
щий ее существо; ибо природа — рабочая пчела, боги же —
трутни» (Избранные философские произведения, т. II, 1955,
стр. 846). — 59.

48 Имеется в виду приведенная Фейербахом цитата из сочи-
нения П. Гассенди «Exercitationum paradoxicarum adversus
Aristoteleos», 1624 («Парадоксальные упражнения против
Аристотеля») (см. Л. Фейербах. Избранные философские
произведения, т. II, 1955, стр. 865—866). — 63.

49 Антропологический принцип — основное положение фило-
софии Фейербаха, в соответствии с которым человек рас-
сматривается как часть природы, как естественное, биоло-
гическое существо. Антропологический принцип был на-
правлен против религии и идеализма. Однако, рассматривая
человека в отрыве от конкретно-исторических обществен-
ных отношений, антропологический принцип не раскрывает
его действительную социальную природу и ведет к идеа-
лизму в понимании законов исторического развития.
Н. Г. Чернышевский в борьбе против идеализма также
исходил из антропологического принципа, специально посвя-
тив этому вопросу работу под названием «Антропологи-
ческий принцип в философии» (см. Н. Г. Чернышевский,


ПРИМЕЧАНИЯ 637

Полное собрание сочинений, т. VII, М., 1950, стр. 222—
295). — 64.

50 В сочинении «Theogonie nach den Quellen des klassischen,
hebraischen und christlichen Altertums», 1857 («Теогония пo
источникам классической, еврейской и христианской древ-
ности») Л. Фейербах исследует происхождение представле-
ний о боге (греч. —, — происхождение, или родослов-
ная, богов). Упомянутые В. И. Лениным параграфы 34 и
36 озаглавлены: ««Христианское» естествознание» и «Теорети-
ческие основы теизма». — 64.

51 Конспект книги Л. Фейербаха «Darstellung, Entwicklung und
Kritik der Leibnizschen Philosophic»
(«Изложение, анализ и
критика философии Лейбница») написан в отдельной тетради,
озаглавленной «Фейербах»; Конспект составлен по IV тому
второго немецкою издания Сочинении Фейербаха. Главное
внимание уделено здесь изложению Фейербахом философ-
ской системы Лейбница, рассматривая которую Ленин ука-
зывает на ее идеалистический характер и вместе с тем
отмечает глубокие диалектические идеи философа. Сопоста-
вление начала Конспекта с началом статьи «Карл Маркс»,
где В. И. Ленин, сравнивая основной текст с добавлениями
1847 года, говорит об эволюции взглядов Фейербаха,
дает основание полагать, что он был написан до окончания
этой статьи, рукопись которой была отправлена из Берна
в Россию (в редакцию Энциклопедического словаря Гранат)
4 (17) ноября 1914 года. В настоящем издании Конспект
книги Фейербаха о философии Лейбница располагается
перед Конспектом «Науки логики», несмотря на то, что
начат он был, очевидно, позднее последнего (см. примеча-
ние 31), для того, чтобы объединить конспекты обоих про-
изведений Фейербаха и не нарушать последовательность
конспектов произведений Гегеля.

Сочинение Фейербаха о философии Лейбница было
написано в 1836 году, а добавления к нему — в 1847 (первое
немецкое издание книги вышло в 1837 году, дополненное —
в 1848, в пятом томе первого издания Сочинений Фейер-
баха). — 65.

52 В указанном месте Фейербах пишет: «Философия Спинозы —
телескоп, делающий доступными для человеческого глаза
предметы, невидимые в силу их отдаленности; философия
Лейбница — микроскоп, делающий видимыми предметы, не-
заметные в силу их малой величины и тонкости» (Samtliche
Werke, Bd. IV, 1910, S. 34). — 67.

53 В. И. Ленин имеет в виду письмо К. Маркса Ф. Энгельсу от
10 мая 1870 года, в котором Маркс пишет о своем «прекло-
нении перед Лейбницем»; это место отмечено в ленинском


Конспекте «Переписки» (см. В. И. Ленин. Конспект «Пе-
реписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг.», 1959,
стр. 129). — 68.

54 Энтелехия — термин идеалистической философии, означаю-
щий, по Аристотелю, внутренне присущую предмету цель,
которая посредством своей деятельности из возможной пре-
вращается в действительную. По Лейбницу, энтелехия —
стремление монады к реализации потенциально заключен-
ного в ней совершенства. — 70.

55 В. И. Ленин имеет в виду следующее высказывание Фейер-
баха: «Предустановленная гармония, хотя это его любимое
детище, — слабая сторона Лейбница... Предустановленная
гармония, понимаемая в чисто внешнем смысле по отношению
к монаде, в корне противоречит духу философии Лейбница»
(Samtliche Werke, Bd. IV, 1910, S. 95). Теологическое
понятие «предустановленной гармонии» Лейбниц вводит для
того, чтобы объяснить, каким образом монады, каждая из
которых индивидуальна и следует только закону своего
внутреннего развития, вместе с тем в каждый данный мо-
мент времени находятся в точном соответствии, в гармонии
друг с другом. Это, по мысли Лейбница, объясняется тем,
что уже при создании монад бог обеспечил их единство,
предустановил их гармонию. — 70.

56 Окказионализм (от лат. occasio — случай) — религиозно-иде-
алистическое течение в философии XVII в., в основе кото-
рого лежит выдвинутая Р. Декартом идея дуализма души и
тела. Окказионалисты доказывали, что душа и тело являются
особыми, самостоятельными сущностями, что все действия
(как физические, так и психические) и взаимосвязь между
ними осуществляются богом, что человек полностью зависит
от «божьего промысла» и т. п. Главными представителями
окказионализма были И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Маль-
бранш. — 71.

57 «Теодицея» («оправдание бога») — сокращенное название
книги Лейбница «Essais de Theodicee sur la bonte de Dieu,
la liberte de l'homme et l'origine du mal», 1710 («Опыты теоди-
цеи о благости бога, свободе человека и происхождении зла»);
русский перевод книги был издан в 1887—1892 годах.

Онтологический довод за бытие бога (онтологическое дока-
зательство бытия бога) — одна из наиболее распространен-
ных в теологии попыток логически доказать существование
бога и тем самым рационально обосновать веру в него;
впервые выдвинуто одним из «отцов церкви» Августином
«Блаженным» (354—430) и развито средневековым теологом-
схоластом Ансельмом Кентерберийским (1033—1109). '«Это


примечания 639

доказательство, — писал Ф. Энгельс, — гласит: «Когда мы
мыслим бога, то мы мыслим его как совокупность всех
совершенств. Но к этой совокупности всех совершенств
принадлежит прежде всего существование, ибо существо,
не имеющее существования, по необходимости несовершенно.
Следовательно, в число совершенств бога мы должны вклю-
чить и существование. Следовательно, бог должен существо-
вать»» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20,
стр. 42). С критикой онтологического доказательства высту-
пал ряд философов как в средние века, так и в новое время
(в том числе Дж. Локк, Вольтер и другие). Материалистиче-
ская философия окончательно опровергла как онтологиче-
ское, так и другие доказательства бытия бога, которые,
по словам Маркса, «представляют собой не что иное, как
пустые тавтологии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних
произведений. 1956, стр. 97). — 71.

58 Сочинение Лейбница «Nouveaux essais sur Ventendement
humain»,
1764 («Новые опыты о человеческом разуме»)
направлено против книги Дж. Локка «An Essay concerning
Human Understanding», 1690 («Опыт о человеческом разуме»),
в котором была развита сенсуалистическая теория познания.
К основному тезису сенсуализма: «nihil est in intellectu,
quod non prius fuerit in sensu» («нет ничего в интеллекте, чего
бы прежде не было в чувстве») Лейбниц, защищавший ра-
ционализм, добавлял: «nisi intellectus ipse» («кроме самого
интеллекта»). — 71.

59 В. И. Ленин имеет в виду признание Кантом необходимыми,
безусловными, истинными лишь априорных, независимых от
опыта знаний, что является одним из основных положений
идеалистической теории познания Канта. Ниже Ленип отме-
чает сравнение Фейербахом основных сочинений Лейбница
и Канта (см. настоящий том, стр. 72). — 71.

60 Имеется в виду произведение немецкого философа-карте-
зианца И. Клауберга «Defensio Cartesiana», 1652 («Защита
картезианства»). — 72.

61 Диссертация Фейербаха «De Ratione una, universall, infinita»,
представленная в 1828 году для получения права чтения
лекций в Эрлангенском университете, была напечатана в пере-
воде на немецкий язык под названием: «Uber die Vernunft;
ihre Einheit, Allgemeinheit, Unbegrenztheit» («О разуме;
его единстве, всеобщности, безграничности») в IV томе вто-
рого издания Сочинений Фейербаха. — 76.

62 В. И. Ленин имеет в виду произведение Фейербаха «Спиноза
и Гербарт» (1836), напечатанное в IV томе второго издания
Сочинений Фейербаха. — 76,


63 Имеется в виду написанное в 1843 году письмо JI. Фейербаха
К. Марксу, в котором подвергается критике философия
Шеллинга (см. L. Feuerbach. Samtliche Werke, Bd. IV,
1910, S. 434—440). Письмо Фейербаха написано в ответ на
письмо Маркса к нему от 3 октября 1843 года (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 27, стр. 375—377). — 76.

64 Конспект книги Гегеля «Наука логики» записан в трех
тетрадях, имеющих общую нумерацию страниц 1—115 и
озаглавленных, соответственно, «Hegel. Логика I», «Hegel.
Логика II» и «Hegel. Логика III». На обложке первой тет-
ради Лениным написан также общий заголовок всей серии:
«Тетрадки по философии. Гегель, Фейербах и разное», а
на внутренней стороне обложки записано содержание томов
Сочинений Гегеля (см. настоящий том, стр. 78); первые
четыре страницы рукописи написаны на вклеенных в те-
традь листках в клетку, меньшего формата, чем сама тетрадь,
и аналогичных тому, на котором записано содержание то-
мов Сочинений Фейербаха и Гегеля (см. стр. 346); это
свидетельствует о том, что тетрадь «Hegel. Логика I» была
начата раньше других «Тетрадок по философии» 1914—
1915 годов (см. примечание 31). На обложке второй тетради
помечено: «NB стр. 7 6» (на этой странице начинается кон-
спект третьего раздела «Учения1 о понятии» — «Идея» —
см. настоящий том, стр. 174). В конце страницы 111-ой (3-я
тетрадь) указана дата окончания работы Ленина над Кон-
спектом: «Конец «Логики». 17. XII. 1914». После 115 стра-
ницы, на которой кончается Конспект, следуют чистые
листы, а на последних двух страницах тетради «Hegel. Ло-
гика III» написаны заметки «К новейшей литературе о
Гегеле» (см. стр. 347—350). Параллельно с «Наукой логики»
Ленин конспектирует ряд разделов первой части «Энцикло-
педии философских наук».

Конспект главного произведения Гегеля занимает цеп-
тральное место среди ленинских философских конспектов
1914—1915 годов. В нем Ленин раскрывает идеализм и
историческую ограниченность гегелевской логики, показы-
вая вместе с тем, что в мистической форме Гегель прослежи-
вает «отражение в движении понятий движения объектив-
ного мира» (стр. 160). Ленин рассматривает все основные
законы, категории, элементы диалектики, их связь с прак-
тикой, соотношение диалектики, логики и теории познания,
диалектический характер развития философии, естество-
знания, техники. В Конспекте содержится важнейший ле-
нинский фрагмент об элементах диалектики (см. стр. 202—
203). — 77.

65 Имеется в виду первое немецкое издание Сочинений Гегеля;
1—18 тома вышли в 1832—1845 годах, 19 (дополнительный)
том в двух частях вышел в 1887 году. В. И. Ленин выписал


примечания 641

содержание этих томов на обложке тетради «Hegel. Логика I»
(см. настоящий том, стр. 78); на русском языке вышло
14 томов Сочинений Гегеля (тт. I—XIV, 1929—1959). — 79.

66 «Наука логики» («Wissenschaft der Logik») — главное сочи-
нение Гегеля. На основе идеалистического принципа то-
ждества бытия и мышления в нем исследуются логические
категории как моменты абсолютной идеи, в которой Гегель
видел сущность действительности. В «Науке логики» си-
стематически — в виде саморазвития понятий — изложена
идеалистическая диалектика Гегеля. Сочинение состоит из
трех книг: первая («Учение о бытии») была издана в начале
1812, вторая («Учение о сущности») — в 1813, третья («Уче-
ние о понятии») — в 1816 году в Нюрнберге. В 1831 году
Гегель приступил к подготовке нового издания, но успел
переработать лишь первую книгу и написать предисловие
ко второму изданию (датировано 7 ноября 1831 года). На рус-
ском языке «Наука логики» впервые была издана в 1916 году;
для Сочинений Гегеля (тт. V—VI, 1937—1939) был осуще-
ствлен новый перевод. — 79.

67 См. Аристотель. Метафизика, книга I, глава 1 (М. —Л,,
1934, стр. 20). — 82.

68 «Парменид» — диалог Платона, названный по имени глав-
ного представителя элейской школы (см. примечание 110).
В диалоге развита идеалистическая диалектика, которую Пла-
тон применяет здесь к своему учению об идеях. В «Лекциях
по истории философии» (это место отмечено В. И. Лениным —
см. настоящий том, стр. 278) Гегель, называя диалог
«знаменитейшим шедевром платоновской диалектики», вме-
сте с тем отмечает, что в «Пармениде» диалектика Платона
носит еще скорее отрицательный, чем положительный
характер, поскольку, говоря о противоречиях, философ
недостаточно подчеркивает их единство. Русский перевод
диалога см. в книге: Платон. Полное собрание творений,
т. IV, Л., 1929, стр. 15-89. — 89.

69 Имеется в виду известное высказывание Канта: «Я должен
был ограничить область знания, чтобы дать место вере»
(П. Кант. «Критика чистого разума», Пг., 1915, стр. 18).
Эта формула выражает противоречивость системы Канта,
его стремление «примирить» непримиримое: веру и знание,
науку и религию. В. И. Ленин в своем Конспекте пишет
далее: «Кант принижает знание, чтобы очистить место вере»
(настоящий том, стр. 153). — 91.

70 См. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
2 изд., т. 21, стр. 285). — 93.


642 примечания

71 Говоря о категории бытия, Гегель не случайно вспоминает
об элеатах (о них см. примечание 110). Если логику он рас-
сматривает как развитие абсолютной идеи в чистом виде,
то в истории философии он видит исторический процесс этого
развития. Поэтому, по мысли Гегеля, каждая категория
логики исторически уже должна была быть выражена опре-
деленной философской системой (бытие — элеатами, ничто —
буддизмом, становление — Гераклитом и т. д.). «То, что
есть первое в науке, — пишет он, — должно было оказаться
и исторически первым». Выписав это положение, Ленин
замечает: «Звучит весьма материалистично!», а в другом
месте пишет: «Видимо, Гегель берет свое саморазвитие поня-
тий, категорий в связи со всей историей философии. Это дает
еще новую сторону всей Логики» (см. настоящий том,
стр. 95 и 104). — 95.

72 << Abstrakte und abstruse Hegelei» («абстрактная и темная ге-
гельянщина») — выражение Ф. Энгельса (см. «Людвиг Фейер-
бах и конец классической немецкой философии» — К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 281). — 97.

73 См. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
2 изд., т. 21, стр. 284). — 97.

74 Мысль о бесконечности материи и процесса ее познания
В. И. Ленин развивает в книге «Материализм и эмпи-
риокритицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18, стр. 274—
277). — 100.

75 Vberschwenglich (чрезмерный, преувеличенный, безмерный) —
термин, употребляемый И. Дицгеном при характеристике от-
ношения абсолютной и относительной истины, материи и духа
и т. п. (см., например, настоящий том, стр. 427—428, 431).
В. И. Ленин использует этот термин в ряде своих работ,
раскрывая материалистическое понимание диалектики по-
нятий. Так в «Материализме и эмпириокритицизме», разви-
вая данную Ф. Энгельсом формулировку основного вопроса
философии, Ленин писал: «Что в понятие материи надо
включить и мысли, как повторяет Дицген в «Экскурсиях»
(см. настоящий том, стр. 435—436. — Ред.), это путаница, ибо
при таком включении теряет смысл гносеологическое про-
тивопоставление материи духу, материализма идеализму, на
каковом противопоставлении Дицген сам настаивает. Что
это противопоставление не должно быть «чрезмерным»,
преувеличенным, метафизическим, это бесспорно (и в под-
черкивании этого состоит большая заслуга диалектического
материалиста Дицгена). Пределы абсолютной необходимости
и абсолютной истинности этого относительного противопо-


примечания 643

ставления суть именно те пределы, которые определяют
направление гносеологических исследований. За этими пре-
делами оперировать с противоположностью материи и духа,
физического и психического, как с абсолютной противопо-
ложностью, было бы громадной ошибкой» (Сочинения, 5 изд.,
том 18, стр. 259). См. также замечание В. И. Ленина о диа-
лектическом характере истины в произведении «Детская
болезнь «левизны» в коммунизме» (Сочинения, 5 изд., том 41,
стр. 46). — 104.

76 О монадах Лейбница В. И. Ленин говорит также в Конспекте
книги Л. Фейербаха «Изложение, анализ и критика фило-
софии Лейбница» (см. настоящий том, стр. 68—71). — 104.

77 Антиномия — противоречие между двумя логически одина-
ково доказуемыми положениями. Кант считал, что челове-
ческий разум неизбежно впадает в антиномию, в противоре-
чие с самим собой, когда он пытается выйти за границы
чувственного опыта и познать мир как целое. Кант насчиты-
вал четыре аптиномии: 1) Мир имеет начало во времени и
пространстве и мир бесконечен; 2) Всякая сложная субстан-
ция состоит из простых вещей и в мире нет ничего простого;
3) В мире существует свобода и все подчинено только зако-
нам природы; 4) Существует некое необходимое существо
(бог) как часть или причина мира и никакого абсолютно
необходимого существа нет. Эти антиномии служили важ-
ным аргументом кантовского агностицизма, поскольку они,
по мнению Канта, указывали разуму границы его возмож-
ностей и тем самым предохраняли веру от его посягательств.
Вместе с тем в учении об антиномиях Кант констатировал
объективность противоречий в познающем мышлении, что
способствовало дальнейшему развитию диалектики. Уже
Гегель указал на формальный, ограниченный характер
антиномий Канта и подверг их критике. Материалистиче-
ская диалектика, научно объяснив человеческое познание,
показала, как в процессе достижения объективной истины
разрешаются аптиномии. — 106.

78 По-видимому, В. И. Ленин имеет в виду рассуждения
Ф. Энгельса в «Анти-Дюринге» о математической бесконеч-
ности и диалектическом характере доказательств в высшей
математике (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд.,
т. 20, стр. 50-51, 138-139). — 107.

79 Намек на двустишие «Вопрос права» из сатирического стихо-
творения Ф. Шиллера «Философы»:

«Нос свой давно уже я для нюханья употребляю,
Можно ли мне доказать право свое на него?»
(Ф. Шиллер. Собрание сочинений, т. 1, M., 1955,
стр. 243). — 107.


644 примеча н ия

80 В. И. Ленин, очевидно, имеет в виду высказывания
Ф. Энгельса о дифференциальном и интегральном исчис-
лениях в «Анти-Дюринге» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочи-
нения, 2 изд., т. 20, стр. 88-89, 123, 138—139, 141-142,
145—146). — 108.

81 В. И. Ленин имеет в виду замечание Л. Фейербаха в произ-
ведении «Vorlaufige Thesen zur Reform der Philosophie»,
1842 («Предварительные тезисы к реформе философии»):
«Философ должен включить в состав самой философии
ту сторону человеческого существа, которая не философ-
ствует, которая скорее стоит в оппозиции к философии, к аб-
страктному мышлению, словом, то, что Гегелем низведено
к роли примечания» (Л. Фейербах. Избранные философские
произведения, т. I, 1955, стр. 124). — 112.

82 Имеется в виду сочинение И. Канта «Kritik der Urteilskraft»,
1790 («Критика способности суждения»); на русском языке
было издано в 1898 году. — 120.

83 Слово «hinuberretten» (спасти) взято из Предисловия ко вто-
рому изданию книги «Анти-Дюринг», в котором Ф. Энгельс
писал: «Маркс и я были едва ли не единственными людь-
ми, которые спасли из немецкой идеалистической фило-
софии сознательную диалектику и перевели ее в материали-

-. стическое понимание природы и истории» (К. Маркс и
Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 10). Это место
В. И. Ленин привел в своей статье «Карл Маркс» (см. Сочи-
нения, 5 изд., том 26, стр. 54). — 127.

84 В. И. Ленин имеет в виду появление трех следующих произ-
ведений: Г. В. Ф. Гегель. «Наука логики» (первые две книги
вышли в 1812 и 1813 годах); К. Маркс и Ф. Энгельс. «Мани-
фест Коммунистической партии» (написан в конце 1847,
вышел в свет в феврале 1848 года); Ч. Дарвин. «Происхож-
дение видов» (опубликовано в 1859 году). — 127.

85 Телеология (учение о цели) — идеалистическое учение, со-
гласно которому не только действия человека, но и все
развитие природы и истории как в целом, так и в деталях
направлено к заранее определенной цели; при этом чаще всего
высшей, конечной целью развития объявляется бог. — 129.

86 Это место находится в главе «Сила и рассудок, явление и
сверхчувственный мир» (см. Г. В. Ф. Гегель. Сочинения,
т. IV, 1959, стр. 86 и следующие). — 137.

87 Характеристику взглядов К. Пирсона и упоминаемой здесь
его книги «The Grammar of Science», 1892 («Грамматика
науки») В. И. Ленин дал в произведении «Материализм и


ПРИМЕ Ч АНИЯ



эмпириокритицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18); на рус-
ском языке книга Пирсона была издана в Петербурге в
1911 году. — 138.

88 В. И. Ленин имеет в виду, по-видимому, те места из «Лек-
ций о сущности религии», где Фейербах рассматривает бога
как «абстрактную», «обособленную от ее материальности
и телесности» природу; эти места Ленин отметил в своем
Конспекте книги Фейербаха (см., например, настоящий том,
стр. 49—50). — 139.

89 «Малой логикой» в отличие от «большой» «Науки логики»
В. И. Ленин называет первую часть «Энциклопедии фило-
софских наук» (см. Г. В. Ф. Гегель. Сочинения, т. I, 1929).
Ф. Энгельс говорит о популярности гегелевской «Энцикло-
педии» в письме к К. Марксу от 21 сентября 1874 года; читая
немецкое издание четырехтомной Переписки Маркса и
Энгельса, Ленин законспектировал это письмо и выписал
соответствующее место (см. «Конспект «Переписки К. Маркса
и Ф. Энгельса 1844—1883 гг.»», 1959, стр. 144 и 419). К. Фи-
шер излагает логику Гегеля в своей «Истории новой фило-
софии» (см. т. VIII, «Гегель, его жизнь, сочинения и уче-
ние», первый полутом, 1933, стр. 330—442); на недостатки
его изложения Ленин указывает ниже (см. настоящий том,
стр. 158). — 141.

90 См. Г. В. Плеханов. «К шестидесятой годовщине смерти
Гегеля» (Избранные философские произведения, т. I, 1956,
стр. 422—450). — 144.

91 См. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
2 изд., т. 21, стр. 284). — 151.

92 О своем «подражании Гегелю» К. Маркс писал в Послесло-
вии ко второму изданию первого тома «Капитала», что
в ответ на третирование Гегеля в «образованной Германии»
того времени он «открыто объявил себя учеником этого
великого мыслителя и в главе о теории стоимости местами
даже кокетничал характерной для Гегеля манерой выра-
жения» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23,
стр. 21—22). Ниже (см. настоящий том, стр. 162) В. И. Ленин
подчеркивает важность логики Гегеля для понимания
«Капитала» Маркса. — 160.

93 В. И. Ленин противопоставляет диалектическое понимание
движения метафизическим взглядам В. М. Чернова, которые
он подверг критике в книге «Материализм и эмпириокрити-
цизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18). Здесь имеется в виду
рассуждение Чернова о сущности механического движения
в работе «Марксизм и трансцендентальная философия», где
он по этому вопросу возражает Ф. Энгельсу (см. В. М. Чер-
нов. «Философские и социологические этюды», М., 1907,


646 ПРИМЕ Ч АНИЯ

стр. 65—66). Несостоятельность этого возражения В. И. Ленин
показал в Конспекте «Лекций по истории философии» Ге-
геля (см. настоящий том, стр. 232). — 182.

94 О роли практики и техники в процессе познания говорится
в конспекте предыдущего отдела «Науки логики» (см. на-
стоящий том, стр. 169—173). — 183.

95 Решение этого уравнения К. Ф. Гаусс дал в произведении
«Disquisitiones arithmeticae», 1801 («Арифметические ис-
следования»). — 191.

96 В. И. Ленин имеет в виду примечание Гегеля с примерами
из двух сочинений X. Вольфа: «Anfangsgriinde der Bau-
kunst» («Основоначала зодчества») и «Anfangsgriinde der Forti-
fikation»(«Oсновоначала фортификации») (см. Г. В. Ф. Гегель.
Сочинения, т. VI, 1939, стр. 286—287). — 192.

97 В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс, указывая на созерцатель-
ный характер предшествующего материализма, писал, что
«деятельная сторона, в противоположность материализму,
развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как
идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной
деятельности как таковой» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочи-
нения, 2 изд., т. 3, стр. 1). — 193.

98 О разработке Платоном диалектики Диоген Лаэрций гово-
рит в III книге своего сочинения «De vitis, dogmatibus et
apophthegmatibus clarorum philosophorum» («Жизнь и уче-
ния людей, прославившихся в философии»). Это сочинение,
состоящее из десяти книг, является важным источником
изучения взглядов древнегреческих философов. Русский
перевод I и II книг был опубликован в 1898—1899 годах
в журнале «Гимназия». — 204.

99 Имеется в виду Диоген из Синопа, представитель киниче-
ской школы, получивший прозвище «собака» за нищенский
образ жизни и пренебрежение к требованиям общественной
морали. — 206.

100 То есть скорость света — предельную скорость любого
возможного движения. О некоторых способах определения
скорости света говорится в заметке В. И. Ленина о книге
Л. Дармштедтера «Руководство по истории естественных
наук и техники» (см. настоящий том, стр. 356—357). — 209.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.