155 Фрагмент «План диалектики (логики) Гегеля» написан в тетради «Философия» после Конспекта книги Ж. Ноэля «Логика Гегеля»; после фрагмента в тетради написаны заметки о рецензии на книгу А. Э. Гааса «Дух эллинизма в современной физике» и о книге Т. Липпса «Естествознание и мировоззрение» (см. настоящий том, стр. 358).
Фрагмент написан на заключительном этапе работы В. И. Ленина над философской проблематикой в 1914 — 1915 годах и содержит важнейшие положения диалектико- материалистической теории познания (в частности, о соот- ношении диалектики, логики и теории познания). Ленин, очевидно, и позднее возвращался к фрагменту, о чем свиде- тельствуют некоторые вставки, сделанные в тексте ру- кописи. — 297.
156Конспект книги Ф. Лассаля «Die Philosophic Herakleitos des Dunklen von Ephesos», 1858 («Философия Гераклита Темного из Эфеса») написан в тетради «Философия» после заметки о книге Т. Липпса «Естествознание и мировоззрение» (см. настоящий том, стр. 358); вслед за Конспектом в тетради написан фрагмент «К вопросу о диалектике».
Критикуя недостатки книги Лассаля, его философ- ский идеализм, «списывание, рабское повторение Гегеля»
658 примечания
(настоящий том, стр. 306), Ленин подробно рассматривает диалектические идеи Гераклита, который, по его словам, дал «очень хорошее изложение начал диалектического мате- риализма» (стр. 311). В Конспекте содержится ленинский фрагмент о тех «областях знания», из которых «должна сложиться теория познания и диалектика» (стр. 314). — 303.
167 В. И. Ленин имеет в виду свой Конспект «Лекций по истории философии» Гегеля, в котором он приводит эту цитату (см, настоящий том, стр. 234). — 305.
158 В. И. Ленин имеет в виду письмо Маркса к Энгельсу от
1 февраля 1858 года (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
2 изд., т. 29, стр. 221—224). Это письмо Ленин законспекти- ровал при чтении четырехтомного немецкого издания Пе- реписки Маркса и Энгельса (см. В. И. Ленин. Конспект «Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг.». М., 1959, стр. 33). — 305.
159 Упоминаемый здесь В. И. Ленинымотрывок из Плутарха напе- чатан в переводе на русский язык в Ленинском сборнике XII, 1930, стр. 320. — 307.
160Ариман — греческое наименование бога древнеперсидской религии, олицетворяющего злое начало, вечный и неприми- римый враг своего брата — доброго бога Ормузда. — 310.
161Зенд-Авеста, или Авеста, — название древнеперсидских ре- лигиозных книг, в которых изложена религия, по преда- нию основанная пророком Заратустрой (Зороастром). — 310.
162 Здесь В. И. Ленин противопоставляет идеалистическому по- ниманию критерия истины Ф. Лассалем взгляд К. Маркса, который в «Тезисах о Фейербахе» сформулировал диалек- тико-материалистическое понимание критерия истинности знания: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — писал Маркс, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посю- сторонность своего мышления» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, 2 изд., т. 3, стр. 1). — 313.
163 Ниже (стр. 315) В. И. Ленин говорит о неправомерном смешении Платоном учения Гераклита со взглядами софистов и о некритическом отношении к этому Ф. Лассаля. Русский перевод диалога «Кратил» см. в книге: Платон. Сочинения, ч. V, М., 1879, стр. 198—286. — 314.
164 Фрагмент «К вопросу о диалектике» написан в тетради «Фило- софия» между Конспектом книги Лассаля о философии Гераклита и Конспектом «Метафизики» Аристотеля; однако
примечания 659
имеющиеся в тексте фрагмента ссылки на «Метафизику» дают основание полагать, что он был написан уже после того, как В. И. Ленин прочел сочинение Аристотеля. Фраг- мент «К вопросу о диалектике» является, таким образом, своеобразным обобщением работы В. И. Ленина над фило- софской проблематикой в 1914—1915 годах.
В этом фрагменте Ленин анализирует диалектический закон единства и борьбы противоположностей, метафизиче- скую и диалектическую концепции развития, категории абсолютного и относительного, абстрактного и конкретного, всеобщего, особенного и единичного, логического и истори- ческого и другие, раскрывает диалектический характер процесса познания, показывает гносеологические и классо- вые корни идеализма. — 316.
165 См. также ленинский Конспект «Метафизики» Аристотеля (настоящий том, стр. 326). — 316.
166 В. И. Ленин имеет в виду книгу П. Фолькмана «Erkennt- nistheoretische Grundziige der Naturwissenschaften und Hire Beziehungen zum Geistesleben der Gegenwart» («Теоретико- познавательные основы естественных наук и их связь с ду- ховной жизнью нашего времени»); указанное место нахо- дится на стр. 35 второго издания книги, которое читал Ленин (см. настоящий том, стр. 353); аналогичные места Ленин отметил и при конспектировании «Лекций по истории философии» Гегеля (см. настоящий том, стр. 221 и 233). — 321.
167 См. примечание 75. — 322,
168Конспект книги Аристотеля «Метафизика», изданной в 1847 году А. Швеглером на греческом языке с немецким переводом и комментариями, сделан В. И. Лениным в чи- тальном зале Бернской библиотеки в 1915 году. Этим Конс- пектом заканчиваются записи в тетради «Философия». Конспектируя «Метафизику», в которой, по его словам, «за- дето все, все категории» (настоящий том, стр. 325), Ленин подчеркнул значение данной в ней критики идеалистиче- ского учения Платона об идеях, отметил «запросы, искания» Аристотеля, его подход к материализму и диалектике. В Кон- спекте Ленин сравнивает различные формы философского идеализма, раскрывает его гносеологические корни, обус- ловленные «возможностью отлета фантазии от жизни», и вместе с тем указывает на роль фантазии «в самой строгой науке» (см. стр. 330). О «Метафизике» см. примечание 108. — 323.
169 См. Д. И. Писарев. «Промахи незрелой мысли» (Сочинения, т. 3, 1956, стр. 147—151); эту же мысль Писарева и соот- ветствующее место из его сочинения В. И, Ленин приводит
660 П РИМЕЧАНИЯ
в книге «Что делать?» (см. Сочинения, 5 изд., том 6, стр. 172). — 330.
170 Заметка о книге Ф. Ибервега «GrundriВ dеr Geschichte der Philosophie», 1876—1880 («Очерк истории философии») на- писана в отдельной тетради среди записей о содержании различных книг экономического характера. Запись сделана в Женеве в 1903 году. — 335.
171 Замечания на книгу Ф. Паульсена «Einleitung in die Philosophie», 1899 («Введение в философию») написаны в той же тетради, что и заметка о книге Ибервега. После замечаний на книгу Паульсена в тетради написана «Заметка о позиции новой «Искры»» (см. Сочинения, 5 изд., том 8, стр. 105—106). — 335.
172 Заметка о напечатанной во «Frankfurter Zeitung» рецензии на книги Э. Геккеля «Lebenswunder» («Чудеса жизни») и «Weltratseb, 1899 («Мировые загадки») написана на отдель- ном листке; запись сделана позднее 2 (15) декабря 1904 года. Оценку книги Э. Геккеля «Мировые загадки» В. И. Ленин дал в произведении «Материализм и эмпирио- критицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18, стр. 370—378).
«Frankfurter Zeilungfr («Франкфуртская Газета») — орган крупных немецких биржевиков, издавалась ежедневно с 1836 по 1943 год во Франкфурте-на-Майне; вновь начала выходить в 1949 году под названием «Frankfurter Allgemeine Zeitung» («Всеобщая Франкфуртская Газета»). — 339.
173 Заметки о книгах по естествознанию и философии в Сорбонн- ской библиотеке написаны карандашом на двух отдельных листках бумаги в первой половине 1909 года. В рукописи названия книг написаны на языке оригинала, в настоящем издании они даются в переводе на русский язык; подлинные названия книг см. в Указателе литературных работ и источ- ников, цитируемых и упоминаемых В. И. Лениным. — 340.
174«Vierteljahrsschrift fur wissenschaftliche Philosophie» («Трех- месячннк Научной Философии») — журнал эмпириокрити- ков (махистов); издавался в Лейпциге с 1876 по 1916 год (с 1902 года под названием «Vierteljahrsschrift fur wissen- schaftliche Philosophie und Soziologie» («Трехмесячник Научной Философии и Социологии»)). Журнал основан Р. Авенариусом, по 1896 год выходил под его редакцией; после 1896 года издавался при содействии Э. Маха, сотруд- никами журнала были В. Вундт, А. Риль, В. Шуппе и другие.
Ленинская оценка журнала дана в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (см. В. И. Ленин. Сочинения, 5 изд.,. том 18, стр. 336). — 340.
ПРИМЕ Ч АНИЯ 661
175«Archiv fur systemalische Philosophies («Архив Системати- ческой Философии») — журнал идеалистического направле- ния; издавался в Берлине с 1895 по 1931 год как вто- рой самостоятельный отдел журнала «Archiv fur Philo- sophic» («Архив Философии»). Первым редактором журнала был П. Наторп. С 1925 года журнал начал выходить под на- званием «Archiv fur systematische Philosophie und Soziolo- gie» («Архив Систематической Философии и Социологии»).
Первая часть статьи В. Норштрёма (Naives und wissen- schaftliches Weltbild» («Наивная и научная картина мира») была опубликована в четвертом выпуске журнала за 1907 год. — 342.
176 Запись о книгах Ф. Рааба и Ж. Перрена сделана в тетради «Австрийская сельскохозяйственная статистика и другое» не ранее 1913 года. — 343.
177Заметка о рецензии О. Бауэра на книгу И. Пленге «Магх und Hegel», 1911 («Маркс и Гегель») написана в 1913 году среди библиографических выписок по разным вопросам в тетради «Австрийская сельскохозяйственная статистика и другое»; книгу Пленге Ленин прочитал позднее (см. на- стоящий том, стр. 360—362). Рецензия Бауэра была напе- чатана в журнале «Archiv fur die Geschichte des Sozialismus und der Arbeiterbewegung», 1913, № 3 («Архив Истории Со- циализма и Рабочего Движения»), издававшемся австрийским экономистом и историком социал-демократом К. Грюнбер- гом в Лейпциге в 1910—1930 годах; всего было издано 15 томов. — 343.
178 Заметка о напечатанной в журнале «Mind» № 86 за 1913 год рецензии Ф. К. С. Шиллера на книгу Р. Б. Перри «Совре- менные философские тенденции» написана не ранее апреля 1913 года в тетради «Австрийская сельскохозяйственная статистика и другое».
«Mind» («Мысль») — журнал идеалистического направле- ния, посвященный вопросам философии и психологии; издается с 1876 года в Лондоне, в настоящее время — в Эдин- бурге; первым редактором журнала был профессор К. Ро- бертсон. — 343.
179 Заметка о напечатанной в «Revue philosophique» № 12 за 1912 год рецензии Ж. Сегона на книгу А. Алиотта «Идеали- стическая реакция против науки» написана в 1913 году в конце тетради «Австрийская сельскохозяйственная ста- тистика и другое».
«Revue Philosophique йе la France et de I'Etranger» («Обозре- ние Французской и Иностранной Философии») — ежеме- сячный журнал, основанный в Париже в 1876 году фран- цузским психологом Т. Рибо. — 344,
662 ПРИМЕ Ч АНИЯ
180 Запись о содержании томов Сочинений Фейербаха (издание В. А. Болина и Ф. Иодля) и Гегеля (первое немецкое изда- ние) сделана В. И. Лениным на немецком языке на отдельном листке бумаги того же качества и формата, что и те, на кото- рых написано начало Конспекта «Науки логики» Гегеля и которые были вклеены в тетрадь «Hegel. Логика I» позднее. Это дает основание предполагать, что запись о содержании томов Сочинений Фейербаха и Гегеля была сделана до того, как В. И. Ленин приступил к конспектированию «Науки логики», т. е. в сентябре 1914 года. — 346.
181 Заметки «К новейшей литературе о Гегеле) написаны в конце тетради «Hegel. Логика III». Запись начинается на последней странице тетради и продолжается на предпослед- ней, между концом Конспекта «Науки логики» и началом за- меток в тетради имеются чистые страницы. Характер записи позволяет предположить, что В. И. Ленин начал писать настоящие заметки до окончания Конспекта «Науки ло- гики». — 347.
182 В. И. Ленин называет представителей английского неоге- гельянства (или «англо-гегельянства») Ф. Бредли и, оче- видно, Эдуарда Кэрда, которые вместе с Т. Грином, Джо- ном Кэрдом и другими использовали абсолютный идеализм Гегеля для теоретического обоснования религии, для борьбы против материализма и естествознания, особенно — дарви- низма. Во второй половине XIX века в развитии философии ряда европейских стран и США наметился известный «поворот к Гегелю» (Ленин). В Англии он начался с выходом в свет в 1865 году книги Д. Г. Стирлинга «The Secret of Hegel» («Секрет Гегеля»). В период перерастания домонополисти- ческого капитализма в империализм эмпирическая филосо- фия (И. Бентам, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер) с ее принципом этического индивидуализма уже не удовлетворяла интересы консервативных кругов английской буржуазии; внимание ее идеологов привлек абсолютный идеализм Гегеля.
«Англо-гегельянцы» использовали реакционные стороны учения Гегеля, в частности — понятие абсолютного духа, абсолюта. Под влиянием субъективно-идеалистической тра- диции Беркли и Юма они отказались от гегелевского рацио- нализма, от его идеи развития; элементы гегелевской диалек- тики использовались только для софистического оправдания агностицизма. В области социологии неогегельянцы доказы- вали необходимость создания могущественного централизо- ванного государства, которому были бы всецело подчинены интересы отдельных граждан.
Дальнейшее развитие неогегельянства как одного из направлений реакционной буржуазной философии эпохи империализма связано с Германией (Г. Лассон, Р. Кронер • и др.) и Италией (Б, Кроче, Дж. Джентиле и др.), где
ПРИМЕЧАНИЯ
неогегельянцы пытались приспособить философию Гегеля к фашистской идеологии. — 347.
183«Philosophy of Mind» («Философия духа») — английский пере- вод третьей части «Энциклопедии философских наук» Гегеля, первое немецкое издание которой вышло в 1817 году. На русский язык «Философия духа» была переведена в 1864 году; вошла в III том Сочинений Гегеля (М., 1956). — 347.
184 Имеется в виду «Zeitschrift fur Philosophie und philosophische Kritik» («Журнал Философии и Философской Критики»), основанный в 1837 году немецким философом-идеалистом Иммануэлем Германом Фихте. До 1846 года назывался «Zeitschrlft fur Philosophie und spekulative Theologie» («Жур- нал Философии и Спекулятивной Теологии»). Издавался до 1918 года под редакцией группы немецких профессоров философии идеалистического направления. — 347.
185«Rivista di filosofiao («Философское Обозрение») — орган Итальянского философского общества, издавался во Фло- ренции, Риме и других городах с 1870 по 1943 год (под на- стоящим названием — с 1909 года); в 1945 году издание журнала возобновилось. — 348.
186 Цитата приведена из рецензии на книгу А. Киапелли «Le pluralisms moderne et le monisme» («Современный плюрализм и монизм») в журнале «Revue philosophique», 1911, № 9, стр. 333. — 348.
187 Автором опубликованной в «Revue philosophique» рецен- зии на книгу Дж. Г. Хиббена «Логика Гегеля» был Л. Вебер. — 348.
188«PreuВische Jahrbuchen («Прусский Ежегодник») — немец- кий консервативный ежемесячный журнал по вопросам политики, философии, истории и литературы; выходил в Берлине с 1858 по 1935 год. — 348.
189 В. И. Ленин имеет в виду книгу И. Пленге «Marx und Hegel», 1911 («Маркс и Гегель»). Ленинскую заметку о ней см. в настоящем томе, стр. 360—362. — 349.
190 Заметка о рецензии А. Рея на книгу Ж. Перрена «Traite de chimie physique: Les principes», 1903 («Трактат по физи- ческой химии. Принципы») написана в конце тетради «Hegel. Логика III» среди заметок о рецензиях на работы о Логике Гегеля (после заметки об опубликованной в том же журнале рецензии на книгу Дж. Г. Хиббена — см. настоя- щий том, стр. 348). — 350.
664 ПРИМЕЧА Н ИЯ
191 Заметка о книге П. Генова «Feuerbachs Erkenntnistheorie und Metaphysik», 1911 («Теория познания и метафизика Фейер- баха») написана на первой странице тетради «(разное +) Hegel». Сохранилась заполненная В. И. Лениным требова- тельная карточка читального зала Бернской библиотеки на книгу Генова, датированная 29 декабря 1914 года с помет- кой о том, что 30 декабря книга была сдана.
На второй — третьей страницах этой тетради написаны заметки о книгах П. Фолькмана «Erkenntnistheoretische Grundziige der Naturwissenschaften», 1910 («Теоретико- познавательные основы естественных наук») и М. Ферворна «Die Biogenhypothese», 1903 («Биогенная гипотеза»); с чет- вертой страницы начинается Конспект «Лекций по истории философии» Гегеля (см. настоящий том, стр. 221). — 351.
192 В. И. Ленин приводит сокращенные названия следующих четырех работ, вошедших во II и X тома второго издания Сочинений Фейербаха: «Vorlaufige Thesen zur Reform der Philosophie», 1842 («Предварительные тезисы к реформе философии»); «Grundsiitze der Philosophie der Zukunft», 1843 («Основные положения философии будущего»); «Wider den Dualismus von Leib und Seele, Fleisch und Geist», 1846 («Против дуализма тела и души, плоти и духа»); «Ubег Spiritualismus und Materialismus, besonders in Beziehung auf die Willensfreiheit», 1863—1866 («О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли») (см. Л. Фейербах. Избранные философские произве- дения, т. 1, 1955, стр. 114—133, 134-204, 211—238, 442- 577). — 351.
193 В. И. Ленин имеет в виду книгу Ф. А. Ланге «Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegen- wart», 1866 («История материализма и критика его значения в настоящее время»), в которой фальсифицируется история материалистической философии. — 352.
194 В. И. Ленин имеет в виду первый том изданного Карлом Грюном литературного наследия Фейербаха в двух томах: «Ludwig Feuerbach in seinem Briefwechsel und NachlaB sowie in seinem philosophischen Charakterentwicklung», 1874 («Людвиг Фейербах, его переписка и литературное на- следство, а также анализ его философского развития»), а также второй том второго издания Сочинений фило- софа. — 352.
195 На стр. 9 своей книги М. Ферворн дает следующее опреде- ление понятия «Enzyme»: «Энзимы — это продукты живой субстанции, отличающиеся тем, что они могут расщеплять большие количества определенных химических соединений, не подвергаясь при этом сами разрушению». — 353.
ПРИМЕЧА Н ИЯ 665
196 Заметка о книге Ф. Даннемана «Wie unser Weltbild ent- stand», 1912 («Как создавалась наша картина мира») напи- сана на первой странице тетради «Философия»; на той же странице сделаны выписки из книги Л. Дармштедтера «Handbuch zur Geschichte der Naturwissenschaften und der Technik», 1908 («Руководство по истории естествознания и техники»). Со второй страницы этой тетради начинается Конспект книги Ж. Ноэля «Логика Гегеля» (см. настоящий том, стр. 291). — 355.
197- Выписки из книги Наполеона «Pensees», 1913 («Мысли») написаны в конце второй страницы тетради «Философия», на которой начинается Конспект книги Ж. Ноэля «Логика Гегеля» (см. настоящий том, стр. 291). — 357.
198 Заметка о напечатанной в «Kantstudien» рецензии на книгу А. Э. Гааса «Der Geist des Hellenentums in der modernen Physik», 1914 («Дух эллинизма в современной физике») написана в тетради «Философия» вслед за фрагментом «План диалектики (логики) Гегеля» (см. настоящий том, стр. 297—302); на этой же странице написана и заметка о книге Т. Лшшса «Naturwissenschaft und Weltanschauung», 1906 («Естествознание и мировоззрение»). На следующей странице этой тетради начинается Конспект книги Лассаля о философии Гераклита (см. настоящий том, стр. 305).
«Kantstudien» («Кантианские Исследования») — немец- кий философский журнал, орган неокантианцев; основан Г. Файхингером, выходил с перерывами с 1897 по 1944 год (Гамбург — Берлин — Кёльн). В 1954 году издание журнала возобновилось. В журнале большое место занимают статьи, посвященные комментированию философии Канта; наряду с неокантианцами в нем принимают участие и представи- тели других идеалистических направлений. — 357.
199 Заметка «Из философских книг Цюрихской кантональной библиотеки» написана в первой тетради по империализму (тетрадь «а») в 1915 году. — 359.
200 Замечания о книге И. Пленге «Marx und Hegel», 1911 («Маркс и Гегель») написаны во второй тетради по империа- лизму (тетрадь «р») не позднее июня 1916 года; рецензию О. Бауэра на эту книгу Ленин читал в 1913 году (см. настоя- щий том, стр. 343). — 360.
201 Об «империалистических экономистах» см. работу В. И. Ле- нина «О карикатуре на марксизм и об «империалисти- ческом экономизме»» (Сочинения, 5 изд., том 30, стр. 77— 130). — 360.
666 ПРИМЕ Ч АНИЯ
202 Имеется в виду «Rheinische Zeitung fur Politik, Handel und Gewerbe» («Рейнская газета по вопросам политики, торговли и промышленности»). Газета была основана пред- ставителями рейнской буржуазии, оппозиционно настроен- ной по отношению к прусскому абсолютизму; выходила ежедневно в Кёльне с 1 января 1842 по 31 марта 1843 года. С апреля 1842 года сотрудником, а с октября того же года — одним из ее редакторов стал К. Маркс; в газете был опубликован ряд его статей, а также статей Ф. Энгельса. При редакторстве Маркса газета стала принимать все более революционно-демократический характер и была запрещена прусским правительством.
Ниже И. Пленге неточно цитирует статью Маркса «Пере- довица в № 179 «Kolnische Zeitung»», опубликованную в приложениях к «Rheinische Zeitung» (см. К. Маркс и Ф. Эн- гельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 105). — 362.
203 В книгу И. Дицгена «Kleinere philosophische Schriften. Eine Auswahl», 1903 («Мелкие философские работы. Избранное») входят 7 статей, опубликованных в 1870—1878 годах в газетах «Volksstaat» («Рабочее Государство») и «Vorwarts» («Вперед»), а также вышедшая в 1887 году отдельной бро- шюрой работа «Streifzuge eines Sozialisten in das Gebiet der Erkenntnistheorie» («Экскурсы социалиста в область теории познания»).
Замечания и пометки В. И. Ленина на книге И. Дицгена сделаны карандашами различных цветов и, очевидно, не в одно время. Большая часть ленинских замечаний написана во время работы над книгой «Материализм и эмпириокрити- цизм», в которой они в значительной мере были использованы (см. Сочинения, 5 изд., том 18); к книге Дицгена Ленин, по- видимому, возвращался и в 1913 году в связи со статьей «К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена» (см. Сочине- ния, 5 изд., том 23, стр. 117—120). В ряде случаев Ленин от- мечает правильные мысли Дицгена буквой «», а отступления от диалектического материализма — буквой «». Своими по- метками Ленин выделяет данную Дицгеном характеристику партийности философии, отношения философии и естество- знания, предмета философии, основных философских катего- рий, вопроса о познаваемости мира, оценку Канта, Гегеля, Фейербаха, отношение к К. Марксу и Ф. Энгельсу, воинст- вующий атеизм Иосифа Дицгена. Наряду с этим Ленин отме- чает путаницу Дицгена в философских категориях, его попыт- ку «расширить» понятие материи, включив в него «все явле- ния действительности, следовательно, и нашу способность познавать» и т. п. (см. также примечания 43 и 75). — 365.
204 И. Дицген неточно цитирует работу Ф. Энгельса «К жилищ- ному вопросу» (см. К. Маркс и Ф, Энгельс, Сочинения, 2 изд., т. 18, стр. 269). — 366.
ПРИМЕЧАНИЯ 667
205 По-видимому, имеется в виду решение Гаагского конгресса
I Интернационала (1872), который осудил тайный анархист- ский «Альянс социалистической демократии» и исключил из Интернационала его руководителей во главе с М. А. Ба- куниным (резолюцию конгресса см. в книге: К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 18, стр. 149—150). — 381.
зов Очевидно, имеется в виду не дошедшее до нас письмо И. Диц- гену от 9 мая 1868 года, в котором К. Маркс предлагал ему написать рецензию на первый том «Капитала». О намерении Маркса написать «Диалектику» Дицген упоминает также в одном из своих писем Марксу (см. «Вопросы философии», 1958, № 3, стр. 141). Аналогичную мысль Маркс высказал в письме Ф. Энгельсу от 14 января 1858 года: «Если бы когда- нибудь снова нашлось время для таких работ, — писал он, — я с большим удовольствием изложил бы на двух или трех печатных листах в доступной здравому челове- ческому рассудку форме то рациональное, что есть в ме- тоде, который Гегель открыл, но в то же время и мистифи- цировал» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 29, стр. 212). — 390.
207 И. Дицген неточно передает мысль Ф. Энгельса: в Предисло- вии к книге «Положение рабочего класса в Англии» Энгельс говорит о «фейербаховском преодолении гегелевской спе- куляции». — 391.
208 Имеется в виду работа Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и ко- нец классической немецкой философии», в которой дана вы- сокая оценка книги И. Дицгена «Сущность головной ра- боты человека». «И замечательно, — писал Ф. Энгельс, — что не одни мы открыли эту материалистическую диалектику, которая вот уже много лет является нашим лучшим орудием труда и нашим острейшим оружием; немецкий рабочий Иосиф Дицген вновь открыл ее независимо от нас и даже независимо от Гегеля» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
2 изд., т. 21, стр. 302). — 422,
209 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 13, стр. 7—8. — 423.
210 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 24. В цитате Дицгена после слова «метафизическому» пропущены слова «исключительно механическому»; ниже он приводит это место полностью. — 428.
211 Работа Г. В. Плеханова «Основные вопросы марксизма» написана в ноябре — декабре 1907 года, вышла в свет в мае 1908 года в издательстве «Наша жизнь». В литературе к статье «Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма)» В. И. Ленин назвал ее в числе
668 примечания
книг, содержащих лучшее изложение философии марксизма (см. Сочинения, 5 изд., том 26, стр. 88). Последнее издание работы см. в книге: Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения, т. III, 1957, стр. 124—196. — 455.
212 Книга В. М. Шулятцкова «Оправдание капитализма в за- падноевропейской философии», изданная в 1908 году «Москов- ским книгоиздательством», представляет собой краткий очерк истории основных философских систем на протяжении более чем 250-летнего периода. Автор считал своей задачей дать «социально-генетический анализ философских понятий и систем», показать зависимость философии от «классовой подпочвы». Однако к истории философии он подошел с вуль- гарно-материалистических, механистических позиций, ре- зультатом чего явилось, по словам Ленина, и искаже- ние истории и «опошление истории философии» (настоящий том, стр. 463). Одним из основных методологических недо- статков книги является попытка вывести развитие идеоло- гических явлений, в частности философии, непосредственно из форм организации производства. Общую оценку книги Шулятикова В. И. Ленин дает в конце своих замечаний (см. настоящий том, стр. 474).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление