Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УКАЗАТЕЛЬ литературных работ и источников 12 страница




155 Фрагмент «План диалектики (логики) Гегеля» написан
в тетради «Философия» после Конспекта книги Ж. Ноэля
«Логика Гегеля»; после фрагмента в тетради написаны
заметки о рецензии на книгу А. Э. Гааса «Дух эллинизма
в современной физике» и о книге Т. Липпса «Естествознание
и мировоззрение» (см. настоящий том, стр. 358).

Фрагмент написан на заключительном этапе работы
В. И. Ленина над философской проблематикой в 1914 —
1915 годах и содержит важнейшие положения диалектико-
материалистической теории познания (в частности, о соот-
ношении диалектики, логики и теории познания). Ленин,
очевидно, и позднее возвращался к фрагменту, о чем свиде-
тельствуют некоторые вставки, сделанные в тексте ру-
кописи. — 297.

156 Конспект книги Ф. Лассаля «Die Philosophic Herakleitos des
Dunklen von Ephesos»,
1858 («Философия Гераклита Темного
из Эфеса») написан в тетради «Философия» после заметки
о книге Т. Липпса «Естествознание и мировоззрение» (см.
настоящий том, стр. 358); вслед за Конспектом в тетради
написан фрагмент «К вопросу о диалектике».

Критикуя недостатки книги Лассаля, его философ-
ский идеализм, «списывание, рабское повторение Гегеля»


658 примечания

(настоящий том, стр. 306), Ленин подробно рассматривает
диалектические идеи Гераклита, который, по его словам,
дал «очень хорошее изложение начал диалектического мате-
риализма» (стр. 311). В Конспекте содержится ленинский
фрагмент о тех «областях знания», из которых «должна
сложиться теория познания и диалектика» (стр. 314). — 303.

167 В. И. Ленин имеет в виду свой Конспект «Лекций по истории
философии» Гегеля, в котором он приводит эту цитату (см,
настоящий том, стр. 234). — 305.

158 В. И. Ленин имеет в виду письмо Маркса к Энгельсу от

1 февраля 1858 года (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,

2 изд., т. 29, стр. 221—224). Это письмо Ленин законспекти-
ровал при чтении четырехтомного немецкого издания Пе-
реписки Маркса и Энгельса (см. В. И. Ленин. Конспект
«Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг.». М.,
1959, стр. 33). — 305.

159 Упоминаемый здесь В. И. Ленинымотрывок из Плутарха напе-
чатан в переводе на русский язык в Ленинском сборнике XII,
1930, стр. 320. — 307.

160 Ариман — греческое наименование бога древнеперсидской
религии, олицетворяющего злое начало, вечный и неприми-
римый враг своего брата — доброго бога Ормузда. — 310.

161 Зенд-Авеста, или Авеста, — название древнеперсидских ре-
лигиозных книг, в которых изложена религия, по преда-
нию основанная пророком Заратустрой (Зороастром). — 310.

162 Здесь В. И. Ленин противопоставляет идеалистическому по-
ниманию критерия истины Ф. Лассалем взгляд К. Маркса,
который в «Тезисах о Фейербахе» сформулировал диалек-
тико-материалистическое понимание критерия истинности
знания: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление
предметной истинностью, — писал Маркс, — вовсе не вопрос
теории, а практический вопрос. В практике должен доказать
человек истинность, т. е. действительность и мощь, посю-
сторонность своего мышления» (К. Маркс и Ф. Энгельс,
Сочинения, 2 изд., т. 3, стр. 1). — 313.

163 Ниже (стр. 315) В. И. Ленин говорит о неправомерном
смешении Платоном учения Гераклита со взглядами софистов
и о некритическом отношении к этому Ф. Лассаля. Русский
перевод диалога «Кратил» см. в книге: Платон. Сочинения,
ч. V, М., 1879, стр. 198—286. — 314.

164 Фрагмент «К вопросу о диалектике» написан в тетради «Фило-
софия» между Конспектом книги Лассаля о философии
Гераклита и Конспектом «Метафизики» Аристотеля; однако


примечания 659

имеющиеся в тексте фрагмента ссылки на «Метафизику»
дают основание полагать, что он был написан уже после
того, как В. И. Ленин прочел сочинение Аристотеля. Фраг-
мент «К вопросу о диалектике» является, таким образом,
своеобразным обобщением работы В. И. Ленина над фило-
софской проблематикой в 1914—1915 годах.

В этом фрагменте Ленин анализирует диалектический
закон единства и борьбы противоположностей, метафизиче-
скую и диалектическую концепции развития, категории
абсолютного и относительного, абстрактного и конкретного,
всеобщего, особенного и единичного, логического и истори-
ческого и другие, раскрывает диалектический характер
процесса познания, показывает гносеологические и классо-
вые корни идеализма. — 316.

165 См. также ленинский Конспект «Метафизики» Аристотеля
(настоящий том, стр. 326). — 316.

166 В. И. Ленин имеет в виду книгу П. Фолькмана «Erkennt-
nistheoretische Grundziige der Naturwissenschaften und Hire
Beziehungen zum Geistesleben der Gegenwart» («Теоретико-
познавательные основы естественных наук и их связь с ду-
ховной жизнью нашего времени»); указанное место нахо-
дится на стр. 35 второго издания книги, которое читал
Ленин (см. настоящий том, стр. 353); аналогичные места
Ленин отметил и при конспектировании «Лекций по истории
философии» Гегеля (см. настоящий том, стр. 221 и 233). — 321.

167 См. примечание 75. — 322,

168 Конспект книги Аристотеля «Метафизика», изданной в
1847 году А. Швеглером на греческом языке с немецким
переводом и комментариями, сделан В. И. Лениным в чи-
тальном зале Бернской библиотеки в 1915 году. Этим Конс-
пектом заканчиваются записи в тетради «Философия».
Конспектируя «Метафизику», в которой, по его словам, «за-
дето все, все категории» (настоящий том, стр. 325), Ленин
подчеркнул значение данной в ней критики идеалистиче-
ского учения Платона об идеях, отметил «запросы, искания»
Аристотеля, его подход к материализму и диалектике. В Кон-
спекте Ленин сравнивает различные формы философского
идеализма, раскрывает его гносеологические корни, обус-
ловленные «возможностью отлета фантазии от жизни», и
вместе с тем указывает на роль фантазии «в самой строгой
науке» (см. стр. 330). О «Метафизике» см. примечание 108. —
323.

169 См. Д. И. Писарев. «Промахи незрелой мысли» (Сочинения,
т. 3, 1956, стр. 147—151); эту же мысль Писарева и соот-
ветствующее место из его сочинения В. И, Ленин приводит


660 П РИМЕЧАНИЯ

в книге «Что делать?» (см. Сочинения, 5 изд., том 6,
стр. 172). — 330.

170 Заметка о книге Ф. Ибервега «GrundriВ dеr Geschichte der
Philosophie», 1876—1880 («Очерк истории философии») на-
писана в отдельной тетради среди записей о содержании
различных книг экономического характера. Запись сделана
в Женеве в 1903 году. — 335.

171 Замечания на книгу Ф. Паульсена «Einleitung in die
Philosophie», 1899 («Введение в философию») написаны в
той же тетради, что и заметка о книге Ибервега. После
замечаний на книгу Паульсена в тетради написана «Заметка
о позиции новой «Искры»» (см. Сочинения, 5 изд., том 8,
стр. 105—106). — 335.

172 Заметка о напечатанной во «Frankfurter Zeitung» рецензии
на книги Э. Геккеля «Lebenswunder» («Чудеса жизни») и
«Weltratseb, 1899 («Мировые загадки») написана на отдель-
ном листке; запись сделана позднее 2 (15) декабря
1904 года. Оценку книги Э. Геккеля «Мировые загадки»
В. И. Ленин дал в произведении «Материализм и эмпирио-
критицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18, стр. 370—378).

«Frankfurter Zeilungfr («Франкфуртская Газета») — орган
крупных немецких биржевиков, издавалась ежедневно
с 1836 по 1943 год во Франкфурте-на-Майне; вновь начала
выходить в 1949 году под названием «Frankfurter Allgemeine
Zeitung» («Всеобщая Франкфуртская Газета»). — 339.

173 Заметки о книгах по естествознанию и философии в Сорбонн-
ской библиотеке написаны карандашом на двух отдельных
листках бумаги в первой половине 1909 года. В рукописи
названия книг написаны на языке оригинала, в настоящем
издании они даются в переводе на русский язык; подлинные
названия книг см. в Указателе литературных работ и источ-
ников, цитируемых и упоминаемых В. И. Лениным. — 340.

174 «Vierteljahrsschrift fur wissenschaftliche Philosophie» («Трех-
месячннк Научной Философии») — журнал эмпириокрити-
ков (махистов); издавался в Лейпциге с 1876 по 1916 год
(с 1902 года под названием «Vierteljahrsschrift fur wissen-
schaftliche Philosophie und Soziologie» («Трехмесячник
Научной Философии и Социологии»)). Журнал основан
Р. Авенариусом, по 1896 год выходил под его редакцией;
после 1896 года издавался при содействии Э. Маха, сотруд-
никами журнала были В. Вундт, А. Риль, В. Шуппе и
другие.

Ленинская оценка журнала дана в книге «Материализм
и эмпириокритицизм» (см. В. И. Ленин. Сочинения, 5 изд.,.
том 18, стр. 336). — 340.


ПРИМЕ Ч АНИЯ 661

175 «Archiv fur systemalische Philosophies («Архив Системати-
ческой Философии») — журнал идеалистического направле-
ния; издавался в Берлине с 1895 по 1931 год как вто-
рой самостоятельный отдел журнала «Archiv fur Philo-
sophic» («Архив Философии»). Первым редактором журнала
был П. Наторп. С 1925 года журнал начал выходить под на-
званием «Archiv fur systematische Philosophie und Soziolo-
gie» («Архив Систематической Философии и Социологии»).

Первая часть статьи В. Норштрёма (Naives und wissen-
schaftliches Weltbild» («Наивная и научная картина мира»)
была опубликована в четвертом выпуске журнала за
1907 год. — 342.

176 Запись о книгах Ф. Рааба и Ж. Перрена сделана в тетради
«Австрийская сельскохозяйственная статистика и другое»
не ранее 1913 года. — 343.

177Заметка о рецензии О. Бауэра на книгу И. Пленге «Магх
und Hegel», 1911 («Маркс и Гегель») написана в 1913 году
среди библиографических выписок по разным вопросам
в тетради «Австрийская сельскохозяйственная статистика
и другое»; книгу Пленге Ленин прочитал позднее (см. на-
стоящий том, стр. 360—362). Рецензия Бауэра была напе-
чатана в журнале «Archiv fur die Geschichte des Sozialismus
und der Arbeiterbewegung», 1913, № 3 («Архив Истории Со-
циализма и Рабочего Движения»), издававшемся австрийским
экономистом и историком социал-демократом К. Грюнбер-
гом в Лейпциге в 1910—1930 годах; всего было издано
15 томов. — 343.

178 Заметка о напечатанной в журнале «Mind» № 86 за 1913 год
рецензии Ф. К. С. Шиллера на книгу Р. Б. Перри «Совре-
менные философские тенденции» написана не ранее апреля
1913 года в тетради «Австрийская сельскохозяйственная
статистика и другое».

«Mind» («Мысль») — журнал идеалистического направле-
ния, посвященный вопросам философии и психологии;
издается с 1876 года в Лондоне, в настоящее время — в Эдин-
бурге; первым редактором журнала был профессор К. Ро-
бертсон. — 343.

179 Заметка о напечатанной в «Revue philosophique» № 12 за
1912 год рецензии Ж. Сегона на книгу А. Алиотта «Идеали-
стическая реакция против науки» написана в 1913 году
в конце тетради «Австрийская сельскохозяйственная ста-
тистика и другое».

«Revue Philosophique йе la France et de I'Etranger» («Обозре-
ние Французской и Иностранной Философии») — ежеме-
сячный журнал, основанный в Париже в 1876 году фран-
цузским психологом Т. Рибо. — 344,


662 ПРИМЕ Ч АНИЯ

180 Запись о содержании томов Сочинений Фейербаха (издание
В. А. Болина и Ф. Иодля) и Гегеля (первое немецкое изда-
ние) сделана В. И. Лениным на немецком языке на отдельном
листке бумаги того же качества и формата, что и те, на кото-
рых написано начало Конспекта «Науки логики» Гегеля и
которые были вклеены в тетрадь «Hegel. Логика I» позднее.
Это дает основание предполагать, что запись о содержании
томов Сочинений Фейербаха и Гегеля была сделана до того,
как В. И. Ленин приступил к конспектированию «Науки
логики», т. е. в сентябре 1914 года. — 346.

181 Заметки «К новейшей литературе о Гегеле) написаны в
конце тетради «Hegel. Логика III». Запись начинается на
последней странице тетради и продолжается на предпослед-
ней, между концом Конспекта «Науки логики» и началом за-
меток в тетради имеются чистые страницы. Характер записи
позволяет предположить, что В. И. Ленин начал писать
настоящие заметки до окончания Конспекта «Науки ло-
гики». — 347.

182 В. И. Ленин называет представителей английского неоге-
гельянства
(или «англо-гегельянства») Ф. Бредли и, оче-
видно, Эдуарда Кэрда, которые вместе с Т. Грином, Джо-
ном Кэрдом и другими использовали абсолютный идеализм
Гегеля для теоретического обоснования религии, для борьбы
против материализма и естествознания, особенно — дарви-
низма. Во второй половине XIX века в развитии философии
ряда европейских стран и США наметился известный
«поворот к Гегелю» (Ленин). В Англии он начался с выходом
в свет в 1865 году книги Д. Г. Стирлинга «The Secret of Hegel»
(«Секрет Гегеля»). В период перерастания домонополисти-
ческого капитализма в империализм эмпирическая филосо-
фия (И. Бентам, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер) с ее принципом
этического индивидуализма уже не удовлетворяла интересы
консервативных кругов английской буржуазии; внимание
ее идеологов привлек абсолютный идеализм Гегеля.

«Англо-гегельянцы» использовали реакционные стороны
учения Гегеля, в частности — понятие абсолютного духа,
абсолюта. Под влиянием субъективно-идеалистической тра-
диции Беркли и Юма они отказались от гегелевского рацио-
нализма, от его идеи развития; элементы гегелевской диалек-
тики использовались только для софистического оправдания
агностицизма. В области социологии неогегельянцы доказы-
вали необходимость создания могущественного централизо-
ванного государства, которому были бы всецело подчинены
интересы отдельных граждан.

Дальнейшее развитие неогегельянства как одного из
направлений реакционной буржуазной философии эпохи
империализма связано с Германией (Г. Лассон, Р. Кронер •
и др.) и Италией (Б, Кроче, Дж. Джентиле и др.), где


ПРИМЕЧАНИЯ



неогегельянцы пытались приспособить философию Гегеля
к фашистской идеологии. — 347.

183 «Philosophy of Mind» («Философия духа») — английский пере-
вод третьей части «Энциклопедии философских наук» Гегеля,
первое немецкое издание которой вышло в 1817 году. На
русский язык «Философия духа» была переведена в 1864 году;
вошла в III том Сочинений Гегеля (М., 1956). — 347.

184 Имеется в виду «Zeitschrift fur Philosophie und philosophische
Kritik»
(«Журнал Философии и Философской Критики»),
основанный в 1837 году немецким философом-идеалистом
Иммануэлем Германом Фихте. До 1846 года назывался
«Zeitschrlft fur Philosophie und spekulative Theologie» («Жур-
нал Философии и Спекулятивной Теологии»). Издавался до
1918 года под редакцией группы немецких профессоров
философии идеалистического направления. — 347.

185 «Rivista di filosofiao («Философское Обозрение») — орган
Итальянского философского общества, издавался во Фло-
ренции, Риме и других городах с 1870 по 1943 год (под на-
стоящим названием — с 1909 года); в 1945 году издание
журнала возобновилось. — 348.

186 Цитата приведена из рецензии на книгу А. Киапелли «Le
pluralisms moderne et le monisme» («Современный плюрализм
и монизм») в журнале «Revue philosophique», 1911, № 9,
стр. 333. — 348.

187 Автором опубликованной в «Revue philosophique» рецен-
зии на книгу Дж. Г. Хиббена «Логика Гегеля» был
Л. Вебер. — 348.

188 «PreuВische Jahrbuchen («Прусский Ежегодник») — немец-
кий консервативный ежемесячный журнал по вопросам
политики, философии, истории и литературы; выходил
в Берлине с 1858 по 1935 год. — 348.

189 В. И. Ленин имеет в виду книгу И. Пленге «Marx und Hegel»,
1911 («Маркс и Гегель»). Ленинскую заметку о ней см.
в настоящем томе, стр. 360—362. — 349.

190 Заметка о рецензии А. Рея на книгу Ж. Перрена «Traite
de chimie physique: Les principes», 1903 («Трактат по физи-
ческой химии. Принципы») написана в конце тетради
«Hegel. Логика III» среди заметок о рецензиях на работы о
Логике Гегеля (после заметки об опубликованной в том же
журнале рецензии на книгу Дж. Г. Хиббена — см. настоя-
щий том, стр. 348). — 350.


664 ПРИМЕЧА Н ИЯ

191 Заметка о книге П. Генова «Feuerbachs Erkenntnistheorie und
Metaphysik», 1911 («Теория познания и метафизика Фейер-
баха») написана на первой странице тетради «(разное +)
Hegel». Сохранилась заполненная В. И. Лениным требова-
тельная карточка читального зала Бернской библиотеки
на книгу Генова, датированная 29 декабря 1914 года с помет-
кой о том, что 30 декабря книга была сдана.

На второй — третьей страницах этой тетради написаны
заметки о книгах П. Фолькмана «Erkenntnistheoretische
Grundziige der Naturwissenschaften», 1910 («Теоретико-
познавательные основы естественных наук») и М. Ферворна
«Die Biogenhypothese», 1903 («Биогенная гипотеза»); с чет-
вертой страницы начинается Конспект «Лекций по истории
философии» Гегеля (см. настоящий том, стр. 221). — 351.

192 В. И. Ленин приводит сокращенные названия следующих
четырех работ, вошедших во II и X тома второго издания
Сочинений Фейербаха: «Vorlaufige Thesen zur Reform der
Philosophie», 1842 («Предварительные тезисы к реформе
философии»); «Grundsiitze der Philosophie der Zukunft»,
1843 («Основные положения философии будущего»); «Wider
den Dualismus von Leib und Seele, Fleisch und Geist»,
1846 («Против дуализма тела и души, плоти и духа»); «Ubег
Spiritualismus und Materialismus, besonders in Beziehung
auf die Willensfreiheit», 1863—1866 («О спиритуализме и
материализме, в особенности в их отношении к свободе
воли») (см. Л. Фейербах. Избранные философские произве-
дения, т. 1, 1955, стр. 114—133, 134-204, 211—238, 442-
577). — 351.

193 В. И. Ленин имеет в виду книгу Ф. А. Ланге «Geschichte
des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegen-
wart», 1866 («История материализма и критика его значения
в настоящее время»), в которой фальсифицируется история
материалистической философии. — 352.

194 В. И. Ленин имеет в виду первый том изданного Карлом
Грюном литературного наследия Фейербаха в двух томах:
«Ludwig Feuerbach in seinem Briefwechsel und NachlaB
sowie in seinem philosophischen Charakterentwicklung», 1874
(«Людвиг Фейербах, его переписка и литературное на-
следство, а также анализ его философского развития»),
а также второй том второго издания Сочинений фило-
софа. — 352.

195 На стр. 9 своей книги М. Ферворн дает следующее опреде-
ление понятия «Enzyme»: «Энзимы — это продукты живой
субстанции, отличающиеся тем, что они могут расщеплять
большие количества определенных химических соединений,
не подвергаясь при этом сами разрушению». — 353.


ПРИМЕЧА Н ИЯ 665

196 Заметка о книге Ф. Даннемана «Wie unser Weltbild ent-
stand», 1912 («Как создавалась наша картина мира») напи-
сана на первой странице тетради «Философия»; на той же
странице сделаны выписки из книги Л. Дармштедтера
«Handbuch zur Geschichte der Naturwissenschaften und der
Technik», 1908 («Руководство по истории естествознания и
техники»). Со второй страницы этой тетради начинается
Конспект книги Ж. Ноэля «Логика Гегеля» (см. настоящий
том, стр. 291). — 355.

197- Выписки из книги Наполеона «Pensees», 1913 («Мысли»)
написаны в конце второй страницы тетради «Философия»,
на которой начинается Конспект книги Ж. Ноэля «Логика
Гегеля» (см. настоящий том, стр. 291). — 357.

198 Заметка о напечатанной в «Kantstudien» рецензии на книгу
А. Э. Гааса «Der Geist des Hellenentums in der modernen
Physik», 1914 («Дух эллинизма в современной физике»)
написана в тетради «Философия» вслед за фрагментом
«План диалектики (логики) Гегеля» (см. настоящий том,
стр. 297—302); на этой же странице написана и заметка
о книге Т. Лшшса «Naturwissenschaft und Weltanschauung»,
1906 («Естествознание и мировоззрение»). На следующей
странице этой тетради начинается Конспект книги Лассаля
о философии Гераклита (см. настоящий том, стр. 305).

«Kantstudien» («Кантианские Исследования») — немец-
кий философский журнал, орган неокантианцев; основан
Г. Файхингером, выходил с перерывами с 1897 по 1944 год
(Гамбург — Берлин — Кёльн). В 1954 году издание журнала
возобновилось. В журнале большое место занимают статьи,
посвященные комментированию философии Канта; наряду
с неокантианцами в нем принимают участие и представи-
тели других идеалистических направлений. — 357.

199 Заметка «Из философских книг Цюрихской кантональной
библиотеки»
написана в первой тетради по империализму
(тетрадь «а») в 1915 году. — 359.

200 Замечания о книге И. Пленге «Marx und Hegel», 1911
(«Маркс и Гегель») написаны во второй тетради по империа-
лизму (тетрадь «р») не позднее июня 1916 года; рецензию
О. Бауэра на эту книгу Ленин читал в 1913 году (см. настоя-
щий том, стр. 343). — 360.

201 Об «империалистических экономистах» см. работу В. И. Ле-
нина «О карикатуре на марксизм и об «империалисти-
ческом экономизме»» (Сочинения, 5 изд., том 30, стр. 77—
130). — 360.


666 ПРИМЕ Ч АНИЯ

202 Имеется в виду «Rheinische Zeitung fur Politik, Handel
und Gewerbe»
(«Рейнская газета по вопросам политики,
торговли и промышленности»). Газета была основана пред-
ставителями рейнской буржуазии, оппозиционно настроен-
ной по отношению к прусскому абсолютизму; выходила
ежедневно в Кёльне с 1 января 1842 по 31 марта 1843 года.
С апреля 1842 года сотрудником, а с октября того же
года — одним из ее редакторов стал К. Маркс; в газете
был опубликован ряд его статей, а также статей Ф. Энгельса.
При редакторстве Маркса газета стала принимать все более
революционно-демократический характер и была запрещена
прусским правительством.

Ниже И. Пленге неточно цитирует статью Маркса «Пере-
довица в № 179 «Kolnische Zeitung»», опубликованную
в приложениях к «Rheinische Zeitung» (см. К. Маркс и Ф. Эн-
гельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 105). — 362.

203 В книгу И. Дицгена «Kleinere philosophische Schriften. Eine
Auswahl»,
1903 («Мелкие философские работы. Избранное»)
входят 7 статей, опубликованных в 1870—1878 годах в
газетах «Volksstaat» («Рабочее Государство») и «Vorwarts»
(«Вперед»), а также вышедшая в 1887 году отдельной бро-
шюрой работа «Streifzuge eines Sozialisten in das Gebiet
der Erkenntnistheorie» («Экскурсы социалиста в область
теории познания»).

Замечания и пометки В. И. Ленина на книге И. Дицгена
сделаны карандашами различных цветов и, очевидно, не
в одно время. Большая часть ленинских замечаний написана
во время работы над книгой «Материализм и эмпириокрити-
цизм», в которой они в значительной мере были использованы
(см. Сочинения, 5 изд., том 18); к книге Дицгена Ленин, по-
видимому, возвращался и в 1913 году в связи со статьей
«К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена» (см. Сочине-
ния, 5 изд., том 23, стр. 117—120). В ряде случаев Ленин от-
мечает правильные мысли Дицгена буквой «», а отступления
от диалектического материализма — буквой «». Своими по-
метками Ленин выделяет данную Дицгеном характеристику
партийности философии, отношения философии и естество-
знания, предмета философии, основных философских катего-
рий, вопроса о познаваемости мира, оценку Канта, Гегеля,
Фейербаха, отношение к К. Марксу и Ф. Энгельсу, воинст-
вующий атеизм Иосифа Дицгена. Наряду с этим Ленин отме-
чает путаницу Дицгена в философских категориях, его попыт-
ку «расширить» понятие материи, включив в него «все явле-
ния действительности, следовательно, и нашу способность
познавать» и т. п. (см. также примечания 43 и 75). — 365.

204 И. Дицген неточно цитирует работу Ф. Энгельса «К жилищ-
ному вопросу» (см. К. Маркс и Ф, Энгельс, Сочинения,
2 изд., т. 18, стр. 269). — 366.


ПРИМЕЧАНИЯ 667

205 По-видимому, имеется в виду решение Гаагского конгресса

I Интернационала (1872), который осудил тайный анархист-
ский «Альянс социалистической демократии» и исключил
из Интернационала его руководителей во главе с М. А. Ба-
куниным (резолюцию конгресса см. в книге: К. Маркс и
Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 18, стр. 149—150). — 381.

зов Очевидно, имеется в виду не дошедшее до нас письмо И. Диц-
гену от 9 мая 1868 года, в котором К. Маркс предлагал ему
написать рецензию на первый том «Капитала». О намерении
Маркса написать «Диалектику» Дицген упоминает также
в одном из своих писем Марксу (см. «Вопросы философии»,
1958, № 3, стр. 141). Аналогичную мысль Маркс высказал
в письме Ф. Энгельсу от 14 января 1858 года: «Если бы когда-
нибудь снова нашлось время для таких работ, — писал
он, — я с большим удовольствием изложил бы на двух
или трех печатных листах в доступной здравому челове-
ческому рассудку форме то рациональное, что есть в ме-
тоде, который Гегель открыл, но в то же время и мистифи-
цировал» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 29,
стр. 212). — 390.

207 И. Дицген неточно передает мысль Ф. Энгельса: в Предисло-
вии к книге «Положение рабочего класса в Англии» Энгельс
говорит о «фейербаховском преодолении гегелевской спе-
куляции». — 391.

208 Имеется в виду работа Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и ко-
нец классической немецкой философии», в которой дана вы-
сокая оценка книги И. Дицгена «Сущность головной ра-
боты человека». «И замечательно, — писал Ф. Энгельс, — что
не одни мы открыли эту материалистическую диалектику,
которая вот уже много лет является нашим лучшим орудием
труда и нашим острейшим оружием; немецкий рабочий
Иосиф Дицген вновь открыл ее независимо от нас и даже
независимо от Гегеля» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,

2 изд., т. 21, стр. 302). — 422,

209 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 13,
стр. 7—8. — 423.

210 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20,
стр. 24. В цитате Дицгена после слова «метафизическому»
пропущены слова «исключительно механическому»; ниже
он приводит это место полностью. — 428.

211 Работа Г. В. Плеханова «Основные вопросы марксизма»
написана в ноябре — декабре 1907 года, вышла в свет в
мае 1908 года в издательстве «Наша жизнь». В литературе
к статье «Карл Маркс (Краткий биографический очерк с
изложением марксизма)» В. И. Ленин назвал ее в числе


668 примечания

книг, содержащих лучшее изложение философии марксизма
(см. Сочинения, 5 изд., том 26, стр. 88). Последнее издание
работы см. в книге: Г. В. Плеханов. Избранные философские
произведения, т. III, 1957, стр. 124—196. — 455.

212 Книга В. М. Шулятцкова «Оправдание капитализма в за-
падноевропейской философии»,
изданная в 1908 году «Москов-
ским книгоиздательством», представляет собой краткий
очерк истории основных философских систем на протяжении
более чем 250-летнего периода. Автор считал своей задачей
дать «социально-генетический анализ философских понятий
и систем», показать зависимость философии от «классовой
подпочвы». Однако к истории философии он подошел с вуль-
гарно-материалистических, механистических позиций, ре-
зультатом чего явилось, по словам Ленина, и искаже-
ние истории и «опошление истории философии» (настоящий
том, стр. 463). Одним из основных методологических недо-
статков книги является попытка вывести развитие идеоло-
гических явлений, в частности философии, непосредственно
из форм организации производства. Общую оценку книги
Шулятикова В. И. Ленин дает в конце своих замечаний
(см. настоящий том, стр. 474).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.