Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УКАЗАТЕЛЬ литературных работ и источников 11 страница




101 См. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
2 изд., т. 21, стр. 285). — 215.


примеча ни я 647

102 В. И. Ленин имеет в виду второе примечание к пятой главе
I тома «Капитала», в котором К. Маркс приводит следующую
цитату из первой части «Энциклопедии» Гегеля: «Разум столь
же хитер, сколь могуществен. Хитрость состоит вообще в
опосредствующей деятельности, которая, обусловливая вза-
имное воздействие и взаимную обработку предметов соответ-
ственно их природе, без непосредственного вмешательства
в этот процесс, осуществляет свою цель» (К. Маркс и
Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, стр. 190). — 216.

103 Конспект книги Гегеля «Лекции по истории философии»
составлен после окончания Конспекта «Науки логики»,
по-видимому, в начале 1915 года; написан в двух тетрадях,
озаглавленных, соответственно, «(разное+) Hegel» и «Hegel».
На первых трех страницах первой тетради записаны заметки
о книгах П. Генова, П. Фолькмана и М. Ферворна (см. на-
стоящий том, стр. 353—354); в начале этой тетради цвет-
ным карандашом написано «См. стр. 4» (на четвертой стра-
нице начинается Конспект «Лекций по истории философии»).

Конспектируя «Лекции», В. И. Ленин отмечает такие
черты историко-философского метода Гегеля, как связь
исторического и логического, требование «строгой исто-
ричности», преимущественное прослеживание истории диа-
лектики и т. п. Вместе с тем Ленин критикует идеали-
стические предпосылки историко-философской концепции
Гегеля, показывает, как при изложении истории философии
Гегель игнорирует или фальсифицирует развитие материа-
лизма. — 219.

104 «Лекции по истории философии» Гегеля впервые былп из-
даны после его смерти в 1833—1836 годах; источниками
послужили записи самого Гегеля и его слушателей, обра-
ботанные К. Л. Михелетом. В «Лекциях» Гегель впервые
сделал попытку представить историю философии как законо-
мерный процесс поступательного движения к абсолютной
истине. К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали гегелев-
ские «Лекции по истории философии»; отмечая указанную
Гегелем связь категорий логики с историей философии,
Энгельс называет «Лекции» «одним из гениальнейших про-
изведений» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма,
1953, стр. 442).

На русском языке «Лекции по истории философии»
впервые были изданы в 1932—1935 годах в IX—XI томах
Сочинений Гегеля; перевод был сделан со второго немецкого
издания (1840—1844), отличающегося от первого издания,
которым пользовался В. И. Ленин, как расположением ма-
териала, так и текстуально. — 221.

105 Пифагорейцы — последователи объективно-идеалистического
у че н и я древнегреческого философа Пифагора, объединив-


648 примечания

шиеся в реакционный политический и религиозно-философ-
ский союз, который в VI в. до н. э. имел отделения в ряде
городов Южной Италии. Считая сущностью явлений природы
числа, образующие некий «космический порядок» — про-
образ аристократического общественного «порядка», пифа-
горейцы рассматривали числа как самостоятельные существа,
абсолютизировали, обожествляли их. Число десять, напри-
мер, они считали священным, видели в нем основу счета и
образ Вселенной. — 223.

106 «De соеlo («О небе») — произведение Аристотеля, относя-
щееся к группе натурфилософских сочинений; состоит из
четырех книг, подразделяющихся на главы. В изданиях
нового времени книги эти обозначаются римскими цифрами,
главы — арабскими. — 224.

107 «De anima» («О душе») — трактат Аристотеля, относящийся
к группе натурфилософских сочинений и состоящий из трех
книг, разделенных на главы. Характеризуя представления
пифагоройцев о душе, Аристотель писал: «Некоторые из
них говорили, что носящиеся в воздухе пылинки и соста-
вляют душу, другие же, что душа есть то, что их движет»
(Аристотель. «О душе», М., 1937, стр. 9). Отмеченное
В. И. Лениным ниже сравнение души с небом взято Аристо-
телем из диалога Платона «Тимей» (см. примечание 146). —
224.

108 «Metaphyslk»(«Метафизика») — свод трактатов Аристотеля
о «первой философии», рассматривающей сущее как таковое,
первые причины и начала вещей. Издатель и комментатор
сочинении Аристотеля Андроник Родосский (I в. до н. э.)
поместил эту группу трактатов после работ по физике, на
основании чего она позднее и получила название «Метафи-
зика» (дословно: «Сочинения, идущие после физических»).
Конспектируя «Метафизику», В. И. Ленин подчеркнул зна-
чение данной в ней критики идеалистического учения Пла-
тона об идеях, отметил «запросы, искания» Аристотеля, его
подход к материализму и диалектике (см. настоящий том,
стр. 326—328). На русский язык «Метафизика» была ча-
стично переведена в 1890—1895 годах; полный перевод был
издан в 1934 году. — 225.

109 Догадка об эфире, выдвинутая древнегреческой философией,
получила дальнейшее развитие уже в новое время.
В XVII веке была выдвинута идея эфира как особой мате-
риальной среды, заполняющей все пространство и являю-
щейся носителем света, сил тяготения и т. п. Позднее для
объяснения различных явлений вводились понятия различ-
ных, независимых друг от друга видов эфира (электриче-
ского, магнитного и др.). Наибольшее развитие в связи


ПРИМЕЧАНИЯ 649

с у с пехами волновой теории света получило понятие свето-
вого э ф ира (X. Гюйгенс, О. Френель и др.); в дальнейшем
возникла гипотеза единого эфира. Еще в конце XIX —на-
чале XX века понятие эфира было общепринято в физике,
однако по мере развития науки оно приходило в противоре-
чие с новыми фактами. Несостоятельность гипотезы эфира
как универсальной механической среды была доказана
теорией относительности; рациональные моменты, содер-
жавшиеся в гипотезе эфира, нашли отражение в квантовой
теории поля (понятие вакуума). — 225.

110 Элеатская, или элейская, школа (конец VI—V в. до н. э.)
получила название от города Элей на юге Италии. Во взгля-
дах основателя школы Ксенофана были элементы материа-
лизма, но в воззрениях ее главною представителя Парменида
и его ученика Зенона господствует идеализм. В противо-
положность диалектическим представлениям ряда древне-
греческих философов, особенно Гераклита, об изменчивой
первооснове вещей, о противоречивости развития природы
элейская школа выдвинула учение о едином, неподвижном,
неизменном, однородном, непрерывном, вечном сущем.
«Бытие есть, небытия нет», утверждал Парменид; он же отри-
цал значение чувств как источника знания. Вместе с тем,
некоторые положения элеатов и особенно выдвинутые
Зеноном доказательства противоречивости движения (так
называемые апории Зенона), вопреки их метафизическим
выводам, сыграли положительную роль в развитии античной
диалектики, поставив вопрос о выражении в логических поня-
тиях противоречивого характера процесса движения. — 226.

111 Определение — развернутое понятие о предмете, характе-
ризующее его существенные стороны и связи с окружаю-
щим миром, закон его развития. Дефиниция, в данном
случае, — абстрактное, формально-логическое определение,
учитывающее лишь внешние признаки предмета. — 226.

112 В. И. Ленин приводит слова Ф. Энгельса из Предисловия
ко второму изданию «Анти-Дюринга» (см. К. Маркс и Ф. Эн-
гельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 14). Ниже Ленин
излагает это место более подробно (см. настоящий том,
стр. 236). — 227.

113 Имеется в виду 39-й параграф VI книги сочинения Диогена
Лаэрцпя «Жизнь и учения людей, прославившихся в фило-
софии» (см. примечание 98) и 8-й параграф III книги сочи-
нения Секста Эмпирика «Pyrronische hypotyposen» («Пирро-
новн основоположения»), русский перевод которого вышел
отдельным изданием в 1913 году. Во втором издании «Лекций
по истории философии» Гегеля это продолжение анекдота
было опущено. — 230.


650 примечания

114 Имеется в виду произведение П. Бейля «Dictionnaire histori-
que et critique» («Словарь исторический и критический»);
первое издание вышло в 1697 году. — 230.

115 В. И. Ленин имеет в виду французский перевод первого
тома сочинения Т. Гомперца «Griechische Denker», 1896;
в русском переводе («Греческие мыслители», т. 1, Спб., 1911)
упомянутое место находится на 170—175 стр. — 231.

116 В. И. Ленин имеет в виду первый параграф работы В. М. Чер-
нова «Марксизм и трансцендентальная философия» (см.
примечание 94). — 232.

117 Гераклит (ок. 530—470 гг. до н. э.) жил раньше Зенона
Элейского (ок. 490—430 гг. до н. э.). Гегель рассматривает
Гераклита после элеатов потому, что его философия, осо-
бенно диалектика, была выше элейской, в частности, * выше
диалектики Зенона. Если в философии элеатов воплотилась,
по Гегелю, категория бытия, то философия Гераклита
явилась историческим выражением более высокой, конкрет-
ной, истинной категории становления. Это — один из при-
меров того, как Гегель «подгоняет» историю философии под
категории своей логики. Но вместе с тем он подметил здесь
действительную закономерность истории философии как
науки. Такое хронологическое смещение вполне правомерно
при рассмотрении истории формирования той или иной
стороны, категории современного философского знания,
поскольку при этом процесс ее развития выявляется в осво-
божденном от исторических случайностей виде. В фрагменте
«К вопросу о диалектике» В. И. Ленин, говоря о «кругах»
в философии, пишет: «Античная: от Демокрита до Платона
и диалектики Гераклита» и замечает при этом: «Обяза-
тельна ли хронология насчет лиц? Нет!» (настоящий том,
стр. 321). — 233.

118 Произведение «De mundo» («О мире»), включенное в со-
брание сочинений Аристотеля, написано после смерти
философа неизвестным автором в конце I или в начале
II в. н. э. — 235.

119 «Симпосион» («Пир») — диалог, посвященный вопросу о сущ-
ности любви; по своим художественным достоинствам —
одно из лучших произведений Платона. Наряду с другими
философскими вопросами в диалоге развито объективно-
идеалистическое учение об идеях как о неподвижных,
неизменных, абсолютных духовных сущностях, мир которых
противопоставляется изменчивому и преходящему миру
чувственных вещей. Против диалектического взгляда Гера-
клита Платон возражает устами одного из выступающих
в диалоге ораторов — врача Эрикспмаха (см. Платон. Пря-
ное собрание творений, т. 5, Пб., 1922, стр. 30). — 235,


ПРИМЕЧАНИЯ 651

120 См. Предисловие ко второму изданию «Анти-Дюринга»
(К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 14). —
236.

121 Имеется в виду сочинение Секста Эмпирика «Против мате-
матиков», состоящее из 11 книг, из которых шесть посвя-
щены критике грамматики, риторики, геометрии, арифме-
тики, астрономии и музыки, а пять («Против догматиков») —
критике логики, физики и этики. — 239.

122 Критика субъективно-идеалистического учения Маха об
ощущениях дана В. И. Лениным в книге «Материализм и
эмпириокритицизм», глава I, §§ 1 и 2 (см. Сочинения, 5 изд.,
том 18, стр. 33-63). —240.

123 Гомеомерии — термин, которым, по свидетельству Аристо-
теля, Анаксагор обозначал мельчайшие материальные эле-
менты, состоящие в свою очередь из бесчисленного множества
более мелких частиц и содержащие в себе бесконечность
всех существующих качеств («все во всем»). Сами по себе
элементы инертны, в движение их приводит (ум, разум),
который Анаксагор представлял в виде некой тонкой и
легкой материи. Соединением и разъединением элементов он
объяснял всякое возникновение и разрушение. В сохранив-
шихся фрагментах сочинений Анаксагора эти элементы
называются «семенами» или «вещами», термин «гомеомерии»
для их обозначения впервые применил Аристотель. — 240.

124 Софисты (от греч. софист — мудрец) — название (со второй
половины V века до н. э.) философов-профессионалов, учи-
телей философии и красноречия. Софисты не составляли
единой школы; наиболее характерной чертой, общей софи-
стам, было их убеждение в относительности всех человече-
ских представлений, этических норм и оценок, выраженное
Протагором в знаменитом положении: «Человек есть мера
всех вещей, существующих, что они существуют, и не су-
ществующих, что они не существуют». В первой половине
IV века до н. э. произошло разложение и вырождение со-
фистики в бесплодную игру логическими понятиями. — 243.

125 Феноменологизм (феноменализм) — разновидность субъек-
тивного идеализма, которая отрывает явление от сущно-
сти и рассматривает его лишь как совокупность ощуще-
ний человека. Феноменалистами были, например, махи-
сты. В марксистской критике феноменализма важную роль
сыграла книга В. И. Ленина «Материализм и эмпириокри-
тицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18). — 244.

126 См. Л. Фейербах. «Основные положения философии буду-
щего». Избранные философские произведения, т. I, 1955,
стр. 173—174. — 246.


652 примечания

127 В. И. Ленин имеет в виду следующее положение Фейербаха:
«В начале феноменологии мы прямо наталкиваемся на про-
тиворечие между словом, представляющим нечто общее,
и вещью, которая всегда единична» («Основные положения
философии будущего». Избранные философские произведе-
ния, т. I, 1955, стр. 174). — 246.

128 «Менон» — диалог Платона, направленный против софистов.
Считается одним из ранних сочинений философа, в нем
рассматривается понятие добродетели и только намечается
мистическая «теория воспоминаний». Русский перевод диа-
лога см. в книге: Платон. Сочинения, ч. II, Спб., 1863,
стр. 156—208. — 248.

129 В. И. Ленин упоминает здесь следующие философские про-
изведения Г. В. Плеханова: «К вопросу о развитии монисти-
ческого взгляда на историю» (1895); «Materialismus mili-
tans. Ответ г. Богданову» (1908—1910); статьи против кан-
тианцев: «Бернштейн и материализм» (1898), «Конрад
Шмидт против Карла Маркса и Фридриха Энгельса» (1898),
«Cant против Канта или духовное завещание г. Бернштейна»
(1901) и другие, вошедшие позднее в сборник «Критика
наших критиков», Спб., 1906; «Основные вопросы мар-
ксизма» (1908) (см. Г. В. Плеханов. Избранные философ-
ские произведения, т. I, 1956, стр. 507—730; т. III, 1957,
стр. 202-301; т. II, 1956, стр. 346-361, 403—422, 374-402;
т. III, стр. 124—196). — 248.

130 Имеется в виду сочинение Ксенофонта «Апология Сократа»,
написанное в виде воспоминаний о поведении Сократа перед,
во время и после судебного процесса, на котором он был
обвинен в том, что «не признает тех богов, которых признает
государство, а вводит новые божества и развращает моло-
дежь». Сочинение Ксенофонта имело целью оправдать
Сократа, его русский перевод см. в книге: Платон. Творения,
т. 2, М., 1903, стр. 367—373. Речь Сократа на суде описана
также в сочинении Платона «Апология Сократа» (там же,
стр. 291—323, позднейший перевод см. в книге: Пла-
тон. Полное собрание творений, т. I, Пб., 1923, стр. 51 —
82). — 249.

131 Киренаики — древнегреческая философская школа, основан-
ная в V в. до н. э. в Кирене (Северная Африка) Аристиппом.
Признавая объективное существование вещей, киренаики
считали их непознаваемыми, утверждали, что с достовер-
ностью можно говорить только о субъективных ощущениях.
Сенсуалистическая теория познания дополнялась у кире-
наиков сенсуалистической этикой — учением о чувственном
удовольствии как основе поведения людей. Киренсйая
школа дала ряд представителей античного атеизма. — 250.


ПРИМЕЧАНИЯ 653

132 Имеется в виду параграф «Аристипповская и киренская, или
гедоническая, школа»
первой части обработанной М. Гейнце
книги Ф. Ибервега «GrundriB der Geschiclite der Philosophie»,
1909 («Очерк истории философии»).

«Теэтет» — один из основных диалогов Платона, в ко-
тором он развивает свою мистическую теорию познания и
критикует взгляды Гераклита, Демокрита и других древне-
греческих материалистов, искажая при этом их понимание
процесса познания, приписывая им отождествление знания
и ощущений, абсолютный релятивизм и т. п. Одним из бесе-
дующих в диалоге лиц является представитель киренской
школы математик Феодор, у которого Платон во время своего
путешествия после казни Сократа занимался математикой.
Русский перевод диалога см. в книге: Платон. «Теэтет»,
М. -Л., 1936. — 251.

133 Выступая против античной, в частности афинской, демо-
кратии, Платон защищал и пытался теоретически обосновать
аристократическую форму рабовладельческого государства.
Согласно Платону, в «идеальном государстве» общество
должно делиться на три сословия: философы, пли правители,
которым принадлежит вся полнота государственной власти,
стражи (воины), земледельцы и ремесленники. К. Маркс
писал в I томе «Капитала» о платоновском «идеальном госу-
дарстве»: «Поскольку в республике Платона разделение
труда является основным принципом строения государства,
она представляет собой лишь афинскую идеализацию еги-
петского кастового строя» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочи-
нения, 2 изд., т. 23, стр. 379). — 251.

134 «Phaedo» («Федоп») — диалог Платона, в котором описы-
ваются последние часы и смерть Сократа и излагается
учение Платона об идеях («теория воспоминания») и бессмер-
тии души. Время написания диалога относят к 80—70 годам
IV в. до н. э., когда Платон уже познакомился с пифаго-
рейской философией, влияние которой сказалось в «Федоне».
Русский перевод диалога см. в книге: Платон. Полное со-
брание творений, т. I, Пб., 1923, стр. 123—210. — 251.

135 «Софист» — диалог Платона, в котором он критикует
взгляды софистов и элеатов, развивает объективно-идеали-
стическое понимание диалектики и свое мистическое учение
об идеях. Русский перевод диалога см. в книге: Платон.
Сочинения, ч. V, М., 1879, стр. 479—574. — 253.

136 Положение Гегеля «что разумно, то действительно; и что
действительно, то разумно», развитое в предисловии к «Фи-
лософии права», рассматривает Ф. Энгельс в работе «Людвиг
Фейербах и конец классической немецкой философии»


654 примеча н ия

(см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21,
стр. 274—279). — 254.

137 Критику Аристотелем учения Платона об идеях В. И. Ленин
рассматривает также в своем Конспекте «Метафизики»
Аристотеля (см. настоящий том, стр. 323—332). — 254.

138 См. Л. Фейербах. «Против дуализма тела и души, плоти
и духа» (Избранные философские произведения, т. I, 1955,
стр. 238). - 257.

139 В. И. Ленин имеет в виду постановку вопроса о происхож-
дении мышления и сознания Ф. Энгельсом в «Анти-Дю-
ринге» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20,
стр. 34—35). — 257.

140 Стоики — представители философского направления, осно-
ванного в Афинах Зеноном из Китиона в начале III века
до н. э. и просуществовавшего до VI века н. э. История
стоицизма делится на три периода: древняя, средняя и новая
Стоя. Взгляды стоицизма на природу сложились под влия-
нием учений Гераклита, а также Аристотеля и отчасти
Платона. Стоики различали в мире два начала: претер-
певающее — бескачественную материю и действующее —
разум, логос, бога, «творческий огонь», пронизывающий
собой всю материю. В теории познания стоики исходили из
сенсуалистических предпосылок, считая чувственное пред-
ставление источником всякого знания; критерий истинного
знания они видели в «каталептическом» («схватывающем»)
представлении, которое есть верный и полный отпечаток
предмета. Причинную обусловленность событий стоики пони-
мали в духе фатализма и телеологии, что в значительной
степени сказалось в их этическом учении, выдвинувшем
на первый план понятие долга и считавшем высшим благом
самое добродетель — жизнь в соответствии с природой, с
«универсальным разумом». Консервативная, требовавшая
примирения с действительностью этика стоиков сыграла
значительную роль в возникновении христианства. — 262.

141 В. И. Ленин сравнивает мысль Эпикура с положением
Фейербаха: сущность бога есть не что иное, как обожест-
вленная сущность человека, встречающимся в ряде его
произведений. Аналогичную мысль Ленин отмечает, напри-
мер, в Конспекте «Лекций о сущности религии» (см. настоя-
щий том, стр. 56). — 271.

142 Тропы — доводы, которыми античные скептики пытались
доказать полную относительность чувственных восприятий
и невозможность познания вещей. Первые десять тропов
сформулировал, по-видимому, античный скептик Энесидем
(Энезидем) из К нос с а (конец I в. до н. э. — на ч ало I в. н. э.);


ПРИМЕЧАНИЯ 655

позднее древнеримский философ Агриппа (I—II вв. н. э.)
добавил к ним пять новых тропов. О скептицизме см. также
примечание 20. — 273.

143 Новоплатоники (неоплатоники) — последователи мистиче-
ского философского учения, в основе которого лежал идеа-
лизм Платона. Развивавшийся на протяжении III—V вв.
н. э. неоплатонизм (глава школы Плотин) представлял
собой сочетание стоического, эпикурейского и скептиче-
ского учений с философией Платона и Аристотеля (см,
К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 3,
стр. 129). Влияние неоплатонизма было сильно в средние
века, оно отразилось в учениях крупнейших средневековых
богословов, а также в некоторых течениях современной
буржуазной философии. — 277.

144 Каббала — средневековое религиозно-мистическое учение,
представляющее собой смесь идей гностицизма, пифаго-
реизма и неоплатонизма; возникло во II в. в среде наиболее
фанатичных представителей иудаизма, в средние века по-
лучило распространение и среди сторонников христианства
и ислама. Основная мысль этого учения — символическое
толкование «священного писания», каждому слову и числу
которого каббалисты придавали особое мистическое значе-
ние. - 277.

145 Гностики — представители эклектического религиозно-фи-
лософского течения I—II вв. н. э., в основе которого лежало
мистическое учение о достигаемом путем откровения знании,
которое — наряду с аскетическим образом жизни — ведет к
спасению человека из «греховного» материального мира. Уче-
ние гностиков противоречило догматам христианской церкви,
которая выступила против него, в результате чего гности-
цизм утратил свое значение. — 277.

146 Эта запись сделана В. И. Лениным на немецком языке на
второй странице обложки тетради с Конспектом книги
Гегеля «Лекции по философии истории».

«Филеб» — один из поздних диалогов Платона, посвящен
рассмотрению идеи блага (русский перевод см. в книге: Пла-
тон. Полное собрание творений, т. IV, Л., 1929, стр. 105—
185). В «Тимее» Платон развивает, главным образом, свое
мистическое учение о природе (русский перевод см. в книге:
Платон. Сочинения, ч. VI, М., 1879, стр. 371—488). О диало-
гах «Софист» и «Парменид» см. примечания 135 и 68. — 278.

147 Конспект книги Гегеля «Лекции по философии истории»
составлен, по-видимому, после окончания Конспекта «Лек-
ций по истории философии» в первой половине 1915 года;
написан в отдельной тетради, озаглавленной «Hegel». На
второй странице обложки карандашом записан перечень


656 примечания

диалогов Платона, с ссылками на страницы XIV тома
первого издания Сочинений Гегеля, содержащего вторую
книгу «Лекций по истории философии».

Конспект «Лекций по философии истории» значительно
короче двух предыдущих; подробнее всего законспектиро-
вано «Введение», где, по словам Ленина, «много прекрасного
в постановке вопроса» (настоящий том, стр. 289). Не рас-
сматривая подробно гегелевскую идеалистическую концеп-
цию исторического развития, поскольку «здесь Гегель наибо-
лее устарел и антиквирован» (там же), Ленин главным обра-
зом отмечает «зачатки исторического материализма» у Гегеля,
а также его оценки ряда исторических событий (реформации
в Германии, французской революции и других). — 279.

148 «Лекции по философии истории» Гегеля впервые были изданы
после его смерти в 1837 году; источниками послужили как
записи самого Гегеля (в частности, написанная им
в 1830 году большая часть введения), так и его слушателей,
обработанные Э. Гансом. В 1840 году сын философа Карл
Гегель издал второе расширенное издание «Лекций».

В «Философии истории» Гегель указал на необходимость
выявить закономерность исторического процесса, сущность
которого сам он понимал идеалистически как прогресс
в сознании свободы. Общую оценку «Философии истории»
В. И. Ленин дает в своем Конспекте (см. настоящий том,
стр. 289).

На русском языке «Лекции по философии истории» впер-
вые были изданы в 1935 году в VIII томе Сочинений Гегеля;
перевод был сделан со второго немецкого издания, отли-
чающегося от первого издания, которым пользовался
В. И. Ленин, как расположением материала, так и тек-
стуально. — 281.

149 По-видимому, В. И. Ленин имеет в виду произведение
Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочине-
ния, 2 изд., т. 21, стр. 305—308). — 283.

150 В. И. Ленин имеет в виду высказывания Г. В. Плеханова
о влиянии географической среды на развитие производи-
тельных сил, которые встречаются в ряде его произведений;
соответствующие места Ленин отметил, например, в работе
Плеханова «Основные вопросы марксизма» (см. настоящий
том, стр. 456—457). — 284.

151 В. И. Ленин, по-видимому, имеет в виду известное совпа-
дение Положений Гегеля и Фейербаха, которые с противо-
положных позиций подходят к вопросу о происхождении
религии. См., например, настоящий том, стр. 56. Ор.
также тезис Фейербаха: «в божественном существе опред-


ПРИМЕЧАНИЯ 657

мечивает он (человек. — Ред.) свое собственное существо»
(«Лекции о сущности религии». Избранные философские
произведения, т. II, 1955, стр. 797). — 286.

152 В. И. Ленин имеет в виду следующее положение из работы
К. Маркса «Гражданская война во Франции»: «Вместо того,
чтобы один раз в три или в шесть лет решать, какой член
господствующего класса должен представлять и подавлять
народ в парламенте, вместо этого всеобщее избирательное
право должно было служить народу, организованному
в коммуны...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд.,
т. 17, стр. 344). Это место Ленин использовал в своих работах
«Новое сенатское разъяснение», «О пролетарской милиции»,
«Государство и революция» (Сочинения, 5 изд., том 14,
стр. 143; том 31, стр. 287—288; том 33, стр. 45—46) и
других. — 288.

153 Конспект книги Ж. Ноэля «La logique de Hegel», 1897 («Ло-
гика Гегеля») написан в тетради «Философия» — последней
из серии «Тетрадки по философии» 1914 — 1915 годов —
после выписок из книги Л. Дармштедтера «Руководство по
истории естественных наук и техники» (см. настоящий
том, стр. 356—357). — 291.

154 «Revue de Metaphysique et de Morale» («Журнал Метафизики
и Морали») выходит в Париже с 1893 года; работа Ж. Ноэля
была напечатана в журнале в 1894—1896 годах. — 291.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.