Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и функции землеустроительных органов 3 страница




Земельные реформы в 90-е годы XX в. проходили во многом по-разному. В странах с наименее развитой экономикой (Алба­ния, Румыния, Болгария) они заключались преимущественно в разрушении крупного коллективного землепользования, роспуске крупных предприятий и образовании большого числа мелкотовар­ных полунатуральных крестьянских хозяйств.

В Албании приватизация земель стала основным инструментом земельных преобразований. В результате ее с августа 1991 г. до на­чала 1994 г. более 90% земель бывших кооперативов и государ­ственных предприятий было трансформировано в 500 тыс. малых частных многоотраслевых хозяйств со средним размером 1,4 га. Основными собственниками земли стали бывшие члены коопера­тивов и работники госхозов, а после апреля 1993 г.—частично бывшие землевладельцы.

В Румынии в феврале 1990 г. был принят Закон о земельном фонде, по которому земля может являться предметом купли-про­дажи, а также передаваться по наследству. Предусматривались уп­разднение всех сельскохозяйственных кооперативов и передача их земель в частную собственность крестьян.

Каждая сельская семья имела право на безвозмездное получе­ние участка земли до Юга; земельный минимум составлял 0,5га на 1 чел. Максимум земельной площади, купленной и арендован­ной одной семьей, составлял 100 га. По закону землю, находящу­юся в частной собственности, предусматривалось использовать только для производства сельскохозяйственной продукции.

В результате место производственных кооперативов заняли крестьянские хозяйства со средним размером 1,6 га —более мел­кие, чем до кооперирования. Таких хозяйств в 1997 г. насчитыва­лось 3,4 млн, в их владении находилось 5,4 млн га земли. Имеются также сельскохозяйственные предприятия, включая кооперативы, организованные либо как простые ассоциации физических лиц, либо ассоциации с юридическими лицами. Таких ассоциаций бо­лее 22 тыс., они владеют 3,7 млн га земли (средний размер хозяй-


ства 169 га). Третий вид хозяйств — сельскохозяйственные ком­мерческие компании (около 800), которые, по существу, заняли место бывших государственных хозяйств. В целом 81,3 % земель страны находится в частном секторе, включая приусадебные хо­зяйства [69]. К тому же владеют ею не столько сельские товаро­производители, сколько другие категории населения, что может со временем привести к серьезным социальным конфликтам.

В Болгарии земля на протяжении многих лет фактически фун­кционировала как государственная собственность, хотя юриди­чески не была национализирована. Земельная реформа здесь прошла через два этапа: на первом была предпринята попытка возродить общинное землепользование, на втором на основе по­степенной приватизации началось создание частных хозяйств. В феврале 1991 г. был принят Закон о собственности и использова­нии сельскохозяйственных земель; теперь они могли быть соб­ственностью государства, общин, отдельных граждан и юриди­ческих лиц. Землю можно использовать только по назначению. Если ее не обрабатывают в течение 3 лет, пользователь выплачи­вает общине налог, равный стоимости среднего урожая с 1 га на данном участке.

Максимум земельной собственности составляет 30 га в расчете на семью. Восстановлено право собственности на землю, внесен­ную крестьянами в трудовые кооперативные и государственные земледельческие хозяйства и незаконно изъятую в 1946 г. Пре­жние владельцы могут восстановить свои утраченные права соб­ственности на землю или получить за нее денежную компенса­цию. Безземельные и малоземельные граждане получали землю из государственного и общинного земельного фонда, которая не мо­жет быть отчуждена в течение 10 лет. В законе намечено несколь­ко вариантов реализации права собственности на землю:

получение земли из кооператива и организация на ней частно­го крестьянского хозяйства;

передача земли в государственный фонд за соответствующую компенсацию;

сохранение земли в ТКЗХ и получение ренты.

К концу даты представления заявок на возвращение земли быв­шим собственникам (4 августа 1992 г.) было подано 1,7 млн заяв­лений, из которых 91 % физических лиц, 2,4 % юридических лиц и 5,1 % муниципалитетов (муниципалитеты до кооперирования вла­дели частью земли в общинной собственности).

Сначала были распределены мелкоконтурные участки, на кото­рые имелись ясные юридические документы о прежнем собствен­нике. Выделение же участков из общих массивов требовало много времени и больших объемов землеустроительных работ. Поэтому на 1 октября 1994 г. из 5,3 млн га земли, которая предполагалась для перераспределения, только 1,6 млн га (3,1 %) было перерасп­ределено и передано частным владельцам. При этом только 4 тыс.


землевладельцев получили нотариальные акты на право земель­ной собственности.

Кроме того, 32 % земли все еще оставалось в составе коопера­тивов, а 37 % угодий перешли в распоряжение временных трудо­вых коллективов, созданных на базе прежних кооперативов.

В итоге в Болгарии сложилось многоукладное сельское хозяй­ство с частными крестьянскими и приусадебными хозяйствами, временными трудовыми коллективами и кооперативами, которых насчитывается 1524 (в среднем по 820 га на хозяйство). Всего в стране насчитывается 1,6 млн мелких натуральных крестьянских и приусадебных хозяйств, относительно товарных крестьянских хо­зяйств — 358 тыс.; их наделы не превышают 10 га.

Таким образом, для названных стран характерны чрезмерная парцелляризация земли и неудовлетворительные организацион­но-территориальные условия для ведения сельскохозяйственного производства. Не случайно в них был отмечен наиболее сильный и резкий спад сельскохозяйственного производства во всей Вос­точной Европе. В недалеком будущем могут потребоваться серьез­ные меры по реформированию сложившихся земельных отноше­ний и системы землевладения и землепользования.

В странах региона, где и в 50—80-е годы в аграрном секторе преобладали крестьянские (фермерские) хозяйства с частной соб­ственностью на землю и другие средства производства (Польша, Союзная Республика Югославия, Хорватия), земельные реформы сводились к укрупнению этих хозяйств, улучшению их землевла­дений (ликвидация чересполосицы, узкополосицы и дальноземе­лья, объединение и укрупнение угодий), а также к активизации рыночных механизмов регулирования земельных отношений.

В Польше в отличие от большинства восточноевропейских стран на протяжении послевоенных лет земельные отношения ре­гулировались в той или иной мере рыночными инструментами в условиях объективно сложившейся частнокрестьянской структуры аграрного производства. Сохранялись различные формы земель­ного оборота, земельный рынок с разными принципами форми­рования цен на землю и арендной платы, взимался земельный на­лог. Поэтому реформа практически свелась к ликвидации госхо­зов, в основном путем административно-правового принуждения, которое в сложившейся ситуации оказалось гораздо более дей­ственным методом, чем сугубо экономические.

В 1992 г. польские власти создали Агентство аграрной соб­ственности госказны. Одной из его задач стало регулирование процессов, связанных с функционированием государственной собственности в сельском хозяйстве. Уже к марту 1993 г. агент­ством было расформировано около 1 тыс. госхозов, из которых 740 с землей (1,8 млн га) и имуществом поступили в его ведение.

Основной акцент в Польше был сделан на развитие оборота земли. Еще во второй половине 1990 г. был принят закон, соглас-


но которому земля стала товаром, подлежащим (через систему аукционов) свободной купле-продаже для всех польских граждан и иностранцев. После первого этапа земельного реформирования в Польше сложилась следующая структура частных хозяйств (табл. 15).

В результате преобразований число хозяйств увеличилось, а средняя площадь польской фермы составила всего 4,8 га. Фермер­ский сектор дал работу почти третьей части трудоспособного насе­ления страны. Польша стала крупным производителем и экспор­тером картофеля. Но дальнейшее развитие отрасли сильно сдер­живается мелкими размерами землевладений и существенными недостатками землепользования, особенно на юге страны (много-полосица, чересполосица, дальноземелье). Это требует проведе­ния землеустроительных работ по комассации угодий и сведению мелких участков одного хозяина в единый массив.

В Сербии и Черногории, объединившихся в апреле 1992 г. в Со­юзную Республику Югославию, земельная реформа была направ­лена на быстрое введение рыночных механизмов в экономику. Своим радикальным подходом к преобразованию прежней жизни она напоминала польскую «шоковую терапию». Как и в Польше, независимая экономическая деятельность существовала в Югосла­вии еще в предыдущие десятилетия. Но в 50—80-е гг. XX в. основ­ными экономическими субъектами все же выступали государ­ственные структуры, которые лишь формально имели независи­мый самоуправленческий статус.

В аграрной сфере госсектор был представлен госхозами и агро­промышленными комбинатами, которые благодаря постоянным вливаниям средств из бюджета, льготному налогообложению и сравнительно эффективной организации производства произво­дили 51 % товарной продукции сельского хозяйства, занимая все­го 17,6 % площади сельскохозяйственных угодий. В частном сек­торе (2,7 млн хозяйств) в 1991 г. находилось 82,4 % сельскохозяй­ственных угодий, однако его доля в производстве товарной про­дукции составляла всего 49 %. Длительное время нерешаемые социальные и организационные проблемы югославского кресть­янства, малые земельные наделы (62 % хозяйств владеют земель­ным наделом до 3 га), монопольное положение социалистическо-


го сектора, на развитие которого в течение многих десятилетий направлялись огромные средства, обусловили спад производства в частном секторе, отток сельского населения в города и за рубеж. Это привело к увеличению площадей необрабатываемой земли, старению сельскохозяйственного населения и уменьшению доли населения трудоспособного возраста.

Программа подъема сельского хозяйства основывалась на при­оритетном развитии фермерской системы. В 1990 г. был принят закон, по которому система земельного максимума отменялась, каждому гражданину гарантировалось право собственности на неограниченное количество земли вне зависимости от его занято­сти в сельскохозяйственном производстве. Одновременно возвра­щалась земля бывшим собственникам, изъятая у них в результате прежних аграрных реформ. В том же году был принят Закон о сельскохозяйственных кооперативах (задругах), по которому их собственность, преобразованная в собственность госхозов в 1953 г., вновь возвращалась прежним владельцам. Результатом за­кона стало образование 1600 новых задруг.

В наиболее развитых государствах Восточной Европы (Чехия, Словакия, Восточные земли Германии, Венгрия) земельные ре­формы предусматривали в основном сохранение землевладений крупных хозяйств и создание системы долевого или иного участия в их собственности с одновременным реформированием коопера­тивов. Почти не изменилась структура крупных предприятий, их землевладения и землепользования, поскольку не вызывала со­мнений их экономическая, социальная и технологическая эффек­тивность. Сельскому населению эти хозяйства обеспечивали заня­тость и относительно высокий уровень дохода.

В Чехии основы новых земельных отношений были заложены в принятом в 1991 г. Законе о земле. С момента его вступления в дей­ствие все пользователи земли обрели статус арендатора, а собствен­ники земли стали арендодателями с правом пересмотра и расторже­ния договора. Приватизация земель была поручена республиканс­кому земельному фонду. Сельскохозяйственные кооперативы, ко­торые не попали в программу приватизации, вопрос о своей новой организационно-правовой форме решали самостоятельно на об­щем собрании членов с участием всех формальных владельцев зем­ли и имущества, а те, которые не были преобразованы до апреля 1993 г., были принудительно ликвидированы. В итоге в 1993 г. в Че­хии была завершена реорганизация: 95 % прежних сельскохозяй­ственных кооперативов преобразованы в новые (т. е., по существу, подтвердили свой статус), 3 % стали акционерными обществами; 2 % — обществами с ограниченной ответственностью.

Параллельно шла приватизация госхозов; крестьяне получили права на определенную долю их собственности, в том числе и на землю (путем акционирования). К ноябрю 1993 г. было привати­зировано 64 % госхозов.


Продолжается процесс возвращения конфискованного после 1948 г. имущества прежним владельцам. Тем, кто имел такие права в 1948 г., землю не возвращали, поскольку считали, что в то время земельную реформу проводили на справедливых основаниях. Этот процесс затянулся: из примерно 245 тыс. заявлений на реституцию рассмотрено около 60 тыс. Причина задержки — прежде всего тех­ническая неподготовленность местных земельных органов и судов к решению подобных дел. Не хватало и землеустроительных кад­ров, так как стали перестраивать землемерную и геодезическую службы, возник институт частных землемеров.

По мере осуществления земельных преобразований несколько увеличился удельный вес частного сектора. Фермерские хозяйства в Чехии используют 405 тыс. га сельскохозяйственных угодий (включая приусадебные хозяйства). На их долю приходится 82 % продукции овцеводства, 60,5 % птицеводства. Вместе с тем в про­изводстве основных видов аграрной продукции — зерна, картофе­ля, молока, говядины, свинины ведущие позиции по-прежнему занимают кооперативы.

В Словакии в ходе земельной реформы был взят курс на поощ­рение коллективных форм собственности, поддержание устойчи­вости землепользования, сдачу земель и имущества госхозов в долгосрочную (10...30 лет) аренду под небольшой процент. Созда­ние же частных хозяйств допускается, но они не получают госу­дарственной поддержки. Во многом это объясняется тем, что сель­ское хозяйство в Словакии имеет гораздо большее значение, чем в индустриальной Чехии.

В Восточных землях Германии земельная реформа решала весь­ма сложные задачи перераспределения земельной собственности, а также сохранения производственного потенциала аграрного сек­тора бывшей ГДР, его включения в агрокомплекс единой Герма­нии. При этом ставили цель — обеспечить занятость населения и снизить социальные издержки реформирования.

В отличие от других стран Восточной Европы эти проблемы решали при существенной помощи Западной Германии и с уче­том общего перепроизводства в сельском хозяйстве страны. Наи­более реальным выходом, несмотря на первоначальные планы, оказалось сохранение большинства старых кооперативов в ре­формированном виде при воссоздании частной и долевой соб­ственности на землю и имущество (т. е., по сути дела, так же, как и в Чехии).

Основными производителями сельскохозяйственной продук­ции в новых землях остались крупные предприятия. Теперь они имеют юридическую форму товарищества (44 % сельскохозяй­ственных угодий Восточной Германии), акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и коммандитного то­варищества (31 %). На долю частных лиц приходится лишь 25 % земель. Всего в новых федеральных землях функционируют


14 тыс. частных предприятий. Более половины фермерских хо­зяйств имеют побочный доход. Средняя площадь фермерского хо­зяйства составляет 200га, тогда как на западе страны—19га; крупные крестьянские хозяйства имеют площадь 325 га и более.

Структура сельского хозяйства на землях бывшей ГДР оказа­лась эффективнее (с точки зрения снижения затрат, быстрого приспособления к изменениям рыночных условий), чем западно­германское фермерство. Более того, эксперты Европейского Со­юза признали наиболее перспективными для Европы те формы организации сельского хозяйства, которые сложились на террито­рии бывшей ГДР. Не случайно крестьяне Восточных земель Гер­мании воспротивились разделу кооперативных хозяйств.

Вместе с тем угроза перепроизводства продукции сельского хо­зяйства после присоединения Восточных земель заставила Евро­пейский Союз стимулировать выведение из оборота части сельс­кохозяйственных угодий. Платежи за консервацию земли, по дан­ным В. И. Назаренко, составили в среднем 600 марок за 1 га (от 500 до 750 марок). В результате за 1990—1992 гг. в Восточной Гер­мании было выведено из оборота 600 тыс. га сельскохозяйствен­ных угодий (около 13 % общей площади).

Приватизация кооперативной собственности в Восточной Гер­мании прошла без особых осложнений, так как земля формально оставалась частной собственностью крестьян, внесших ее в свое время в сельскохозяйственный кооператив. Значительно труднее идет процесс приватизации государственных сельскохозяйствен­ных земель. Эти угодья были изъяты после войны у крупных зем­левладельцев и переданы затем в пользование госхозам и частично кооперативам. Бывшие собственники подали около 150 тыс. пре­тензий, касающихся почти 500 тыс. га земли. Однако на начало 1993 г. было рассмотрено всего 6,5 тыс. претензий, а окончатель­ное решение принято лишь по 1 тыс. из них. Почти в каждом тре­тьем случае решение было отрицательным (при недоказанности прав собственности, наличии нескольких претензий на одни и те же участки и по другим основаниям). Кроме того, затягивание этого процесса связано с отсутствием общего принципа восста­новления прав земельной собственности (возврат земель в натуре или денежная компенсация). Нынешние пользователи земли так­же претендуют на получение ее в собственность.

В Венгрии земельная реформа представляла собой компромисс двух противоположных тенденций. Часть политических сил тре­бовала восстановления прежней крестьянской собственности на землю. Речь шла о земельных наделах, полученных после рефор­мы в послевоенный период. Права прежних крупных собственни­ков сначала не рассматривали. Вместе с тем многие требовали со­хранить кооперативы как основную форму сельскохозяйственного предприятия, доказавшую свою эффективность. В результате зем­ли были приватизированы, как правило, без фактического раздела


земельных массивов, с сохранением большей части кооперативов в реформированном виде.

Земельные преобразования в Венгрии начались во второй по­ловине 80-х годов. Закон о земле и землепользовании (1987 г.) предоставлял право свободной купли-продажи госхозами и коопе­ративами государственных и кооперативных земель. Важным по­ложением закона стало предоставление не только права аренды, но и покупки земли в собственность ее пользователем, в том числе арендатором или любым другим частным лицом. Максимальная площадь участка для продажи частному лицу составила: для не­сельскохозяйственной деятельности 0,6 га, для сельхозпроизвод-ства 15 га на семью. Это был первый шаг к созданию рынка земли.

В начале 90-х годов было принято решение вернуть часть земли в собственность ее бывшим владельцам. Полную компенсацию предусматривали лишь для мелких землевладельцев; чем крупнее был участок, тем меньшей была компенсация в натуре или в де­нежном выражении.

Максимальный размер компенсации был установлен 5 млн фо­ринтов, но значительная часть крупных землевладельцев получила лишь 10 % первоначальной стоимости земли. Право на землю реа-лизовывали не прямым разделом земельных участков, а выдачей купонов (компенсационных бумаг) на право на землю. Владелец купонов мог приобрести на них землю при проведении земельных аукционов, купить государственную собственность или квартиру в период приватизации, получить право на дополнительную пен­сию или просто продать купоны на бирже.

Выделяли купоны с учетом оценки качества земли на основе так называемых золотых крон. В итоге значительная часть земли в государственных хозяйствах и порядка 30 % земли кооперативов были выделены для компенсации прежним земельным собствен­никам.

При этом 25 из 129 государственных хозяйств были оставлены в государственной собственности, так как они выполняют важные общеотраслевые функции (семеноводство, племенное животно­водство и др.).

Решающим фактором сохранения кооперативов в Венгрии были преимущества более крупного производства перед мелким, недостаток капитала для ведения частного фермерского хозяйства, желание крестьян сохранить работу. Поэтому 80...85 % членов ко­оперативов решили не выходить из них и продолжать работать.

При реорганизации кооперативов встала задача не только рас­пределения собственности, но и сохранения производства на не­обходимом уровне. Были выпущены документы, дающие право на паевое участие в собственности, в том числе и земельной. Работа­ющие члены кооперативов получили 41,1 % паев; пенсионеры — 39,1, служащие — 0,9, бывшие члены кооператива и их потомки — 18,9%.


Таким образом, отношения собственности были изменены, как правило, без деформации структуры производства. Тенденция со­хранения кооперативов в Венгрии была усилена поправкой к За­кону о кооперативах, принятой в 1994 г., согласно которой выход из них возможен лишь с согласия большинства членов данного кооператива.

Тем не менее, из-за перестройки земельных отношений, ре­формирования крупных хозяйств посевные площади зерновых со­кратились в Венгрии на 300 тыс. га, поголовье свиней — на 1,7 млн гол., крупного рогатого скота —на 200 тыс. гол. С 1989 по 1993 г. объем сельскохозяйственного производства упал на треть, и в пос­ледующие годы с огромным трудом удавалось удерживать его на уровне 1993 г.

20.2. УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В СТРАНАХ БАЛТИИ

В Литве земельная реформа была направлена на разрушение крупных сельскохозяйственных предприятий и переход к частно­му землевладению, хотя экономически это было крайне невыгод­но. В 1993 г. в республике насчитывалось 3760 крупных сельскохо­зяйственных предприятий со средним размером 545 га; к 1998 г. их число сократилось более чем втрое (до 1205), а средний размер — вдвое (до 276 га). В 1999 г. площадь земель, находящихся у част­ных крестьянских (фермерских) хозяйств, превысила 1,43 млн га, а их число — 160 тыс. Причем если до войны (в 1930 г.) средняя площадь частного хозяйства составляла 15,0 га, в 1940 — 12,7, то в 1998 г.—всего 8,7га.

По данным выборочного опроса 2823 собственников сельско­хозяйственной земли в Литве, проведенного специалистами Ли­товского сельскохозяйственного университета, условия ведения сельского хозяйства и землепользования у частных землевладель­цев существенным образом ухудшились:

только 617 землевладельцев (21,9%) имеют тракторы, 611 (21,6 %)—лошадей, 600 (21,2%) обеспечены сельскохозяйствен­ной техникой; 56 % крестьян не имеют никаких средств производ­ства, кроме земли;

499 землевладельцев (17,7%) живут на расстоянии более Зкм от своих участков, а 596 (21,1 %) — в других районах и городах;

хорошие условия хозяйствования имеют только 10,9 % всех об­следованных ферм (15,8 % тех, кто пользуется землей сам, или 51,2% тех, кто владеет техникой и ведет сельскохозяйственное производство);

менее 70 % (1944 собственника) используют свою землю сами.

В результате несмотря на помощь, которую оказывает отрасли правительство, производство сельскохозяйственной продукции


существенно снизилось, а аграрный сектор потерял значительную часть своего прежнего потенциала [7].

Так, с 1990 по 1999 г. производство зерна в республике снизи­лось с 3265 до 2114 тыс. т, производство молока — с 3157 до 1765 тыс. т, производство мяса (в убойной массе) — с 530 до 200 тыс. т. [45]. В последующем эффективность производства ста­ла повышаться.

В Литве начало современной земельной службы положено в 1992 г., когда стала внедряться компьютерная система регистра­ции земельных участков, которую поддерживало Государственное предприятие земельного кадастра.

Для осуществления законов, определяющих восстановление прав собственности на землю, приватизацию земли, реорганиза­цию системы административного управления, в Литве в 1995 г. об­разована единая система землеустроительных учреждений и пред­приятий, которые занимаются землеустройством, земельным ка­дастром и картографированием. В этом году вопросы регистрации земель были переданы землеустроительным службам уездов.

В состав землеустроительных служб входит:

10 отделов землеустройства и геодезии, которые подчиняются администрациям, управляющим округами (от 2 до 6 работающих); эти службы обеспечивают координацию работ подчиненных им районных подразделений и разработку материалов для принятия властями решений по вопросам собственности на землю или пользования землей;

56 служб землеустройства и геодезии в каждом из 44 районов и в 12 городах, обладающих самоуправлением и имеющих адми­нистративные границы; эти службы состоят в штате администра­ций, управляющих округами, но самостоятельно исполняют спе­цифические функции, которые характерны только для учрежде­ний землеустройства и геодезии, пересматривают юридический и технический материал, разработанный для восстановления прав собственности на землю, возвращения земли, предоставления земли в собственность безвозмездно, купли и аренды государ­ственной земли для несельскохозяйственных нужд; разрабатыва­ют проекты земельных договоров управляющим округами для принятия решений; подписывают договора купли-продажи или аренды государственной земли, регистрируют земельные участки и договора (сделки) в Государственном регистре земельно-кадас­тровых данных; разрабатывают данные для государственных на­логовых служб и земельно-учетные данные: земельный баланс по группам землепользователей и земельным угодиям, проверяют геодезические измерения земельных участков, организуют конт­роль за использованием земли. В среднем в одной службе работа­ет 7 чел.;

426 служб аграрной реформы в сельской местности (от 2 до 6 работников, из которых 2...4 занимаются землеустройством).


Эти службы также являются составной частью администраций округов и подчиняются районным управлениям сельского хозяй­ства и службам землеустройства и геодезии. Функции служб аг­рарной реформы — подготовка документов для восстановления прав на землю и принятие решений для измерительных работ ли­цам, которые восстанавливают право на землю, ее покупают или арендуют. Кроме того, работники служб проводят измерения и подписывают договора с лицами, которые арендуют землю или оформляют участки для личного подсобного хозяйства (до 2...3 га сельскохозяйственных угодий), ведут контроль за использованием земли.

Для координации землеустройства в целом по республике в Лит­ве функционирует Национальная служба по земельным делам (до 1999 г. — Государственная служба землеустройства и геодезии) при Министерстве сельского хозяйства, насчитывающая 950 служащих. Ее основная функция заключается в обеспечении методического руководства учреждениями и предприятиями, занимающимися зе­мельной реформой, землеустроительными, геодезическими, кар­тографическими работами, регистрацией земель земельным кадаст­ром, а также в разработке нормативных правовых актов.

В сфере подчинения службы находятся:

Государственный институт землеустройства (разрабатывает проекты земельной реформы, проекты землеустройства, сводные карты земельного регистра);

ЗАО «Институт аэрогеодезии» (ранее Государственное аэрогео­дезическое предприятие), обеспечивающее производство топогра­фических и других карт.

Национальная служба по земельным делам взаимодействует с Государственным предприятием «Центр регистров Литвы», кото­рое регистрирует земельные участки. Вместе с Центральным уч­реждением ипотеки оно находится в ведении Министерства юсти­ции и сотрудничает с нотариусами.

Кроме того, в системе Министерства окружающей среды Лит­вы действуют департамент территориального планирования и го­сударственная строительная инспекция, регулирующие вопросы, связанные с развитием землепользования и застройки.

Создание полноценной земельной службы, системы регистра­ции и земельного кадастра в Литве позволило не только укрепить права земельной собственности и облегчить переход недвижимого имущества от одного лица к другому, но и увеличить поступления соответствующих налогов. Например, поступление налога на не­движимое имущество от предприятий и организаций возросло с 70,7 млн лит в 1995 г. до 192,1 млн лит в 2000 г. Поступление в бюджет земельного налога за этот же период в республике увели­чилось с 15,5 до 20,8 млн лит [64].

Во время реформы (с 1991 г.) земли перераспределяли в соот­ветствии с Законом о восстановлении прав граждан Литовской


Республики на сохранившееся недвижимое имущество, Законом о земельной реформе и Законом о земле [179]. В переустройство предусматривалось вовлечь 3,9 млн га земель сельскохозяйствен­ного назначения. Землеустроительная служба обеспечивала при­ватизацию земли, реструктуризацию сельского хозяйства, а также техническое и юридическое оформление новых землевладений и землепользовании.

По итогам реформы 38,1 % землевладельцев получили участки площадью до 5 га, 30,2 % — 5... 10, а 22,4 % —10...20 га. Возмож­ность организации высокоэффективного товарного производства затруднена. В перспективе основной задачей землеустройства ста­нет консолидация (объединение) участков, а также устранение не­достатков землевладения и землепользования.

В Латвии началом земельной реформы следует считать 13 июня 1990 г., когда Верховный Совет принял Постановление «Об аграр­ной реформе в Латвийской Республике», признавая незаконными методы коллективизации сельского хозяйства в республике.

Аграрная реформа была ориентирована на сельскую местность республики и включала:

земельную реформу,

реформу экономических отношений,

реформу руководства аграрной отрасли.

Земельную реформу проведут в два этапа и ею охватят всю сельскую территорию. На первом этапе земли предоставляли в пользование физическим и юридическим лицам, а на втором эта­пе уточняли границы землепользователей, проводили оценку зем­ли, восстанавливали права собственности или передавали ее в соб­ственность физическим лицам путем выкупа или безвозмездно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.