КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок. 2 страница
Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - не приятный». При конструировании вопросов, направленных на измере- ние поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание - нежелание работать в данном коллективе», «желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнического компонента избрана переменная «знание - незнание особенностей членов коллектива». Тестовый материал Инструкция: «Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в Вашем коллективе». Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо: 1. Внимательно прочитать варианты ответа; 2. Выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению; 3. Поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного Вами ответа. 1) Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ни-. же утверждений Вы больше всего согласны?
2) Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?
3) Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:
4) Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 - коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку вы поместите Ваш коллектив?
5) Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?
6) Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам;
7) Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т. п. В какую из клеток Вы бы поместили бы свой коллектив?
8) Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом: - положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа - положительные, а третий имеет любой другой знак); - отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа - отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком); - неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки). Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида. В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков: +; -; 0. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОТНОШЕНИЯ
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента W ^(+) ~ количество положительных ответов, содержащихся в столбце, ^(-) - количество отрицательных ответов, n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +О.ЯЗ до +1. Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, неопределенными, а третий - положительными. Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения: 1) Полностью положительное; 2) Положительное; 3) Полностью отрицательное; 4) Отрицательное; 5) Противоречивое, неопределенное. В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором - как в целом благоприятный; в третьем - как совершенно неудовлетворительный; в четвертом - как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны. На опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5, 8 - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса. Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования- 5-10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В КОЛЛЕКТИВЕ А. Ф. ФИДПЕРА Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак ", тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная). На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией). Пример заполненного бланка методики: Уважаемый товарищ! В табл. 1 приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак ", тем более выражен этот признак в Вашем коллективе. Таблица 1.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ В. П. ЗАХАРОВА И А. Л. ЖУРАВЛЕВА Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования содержится в инструкции. Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если Вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям, выбрав по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте Ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: 0; +; -. Не пишите на опроснике! Ставьте отметки только на листе ответов!» ТЕКСТ ОПРОСНИКА
Интерпретация Директивный компонент - Д Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных. Попустительский компонент (пассивного невмешательства) - П Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений. Коллегиальный компонент - К Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения. ключ
Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в батарее тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе. ЛИТЕРАТУРА 1. Агеев В. С., Базаров Т. Ю., Скворцов В. В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. М., 1995. 2. Альманах психологических тестов. М., 1995. 3. Алекситимия и методы ее определения при пограничных и психосоматических расстройствах. Методическое пособие. СПб., 1994. 4. Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. Л., 1992. 5. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2х т. М., 1982. 6.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 7. Бажин Е. Ф., Голынкина С. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля. Психологический журнал. т. 5. 1984. № 3. 8. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Е. В. Методика многопрофильного исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М., 1976. 9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1992. 10 Берне Р. Развитие Я-конпепции и воспитание. М., 1986. 11. Блейзер В. М., Круг И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986. 12. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 1996. 13. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - СПб., 1996. 14. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. 15. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989. 16. Бурно М. Е. О характерах людей. - М., 1996. 17. Вассерман Л. И., Гуменюк Н. В. Тестовая методика «Тип поведенческой активности и ее компьютерная версия для диагностики устойчивости к стрессу». СПб., 1995. 18. Василюк Ф. Е. Психология переживаний. М. 1989. 19. Вилюнас В, К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 20. Волков И. П. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. Л., 1972. 21. Волковицкий Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. М., 1994. 22. Гайда В. К., Захаров В. А. Психологическое тестирование. М., 1982. 23. Ганнушкин П. Б. Типологические модели психопатий/Психология и психоанализ характера. Самара, 1997. 24. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993. 25. Деркач А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров... - М., 1993. 26. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. - М.,1993. 27. Жмуров В. А. Психопатология: в 2х т. - Иркутск, 1994. 28. Забродин Ю. М. «Модель личности» в психодиагностике; для практических психологов. - Кн.1. М., 1994. 29. Зазыкин В. Г. Деятельность специалистов в особых условиях: психолого-акмеологические основы: РАГС. 1994. 30. Зигель А., Вольф Дж. Модели группового поведения в системе человек-машина с учетом психосоциальных и производственных факторов. - М.,1973. 31. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986. 32. Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. - М., 1995. 33. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983. 34. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.,1995. 35. Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. - М., 1981. 36. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984. 37. Лаптев Л. Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. - М., 1994. 38. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1984. 39. Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону, 1995. 40. Личко А. Е., Иванов В. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. - Л., 1970. 41. Личность воина: Методики психологического и психофизиологического обследования. - М., 1990. 42. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. -М., 1996. 43. Лучшие психологические тесты. - Петрозаводск, 1992. 44. Люшер М. Сигналы личности. - М., 1993. 45. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997. 46. Марищук В. Л., Влудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Д. Р. Методики психодиагностики в спорте. - М., 1990. 47. Методы исследования межличностного восприятия. Спецпрактикум по социальной психологии. - М., 1984. 48. Методы социальной психологии. - Л., 1977. 49. Методы психологической диагностики. - М., 1993. 50. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990. 51. Мургулец Я. В. Социально-психологическая диагностика личности. - Л., 1988. 52. Нартова-Бочавер С. Н. Два типа нравственной самоактуализации человека/Психологический журнал. 1993. т. 14. № 4. С. 24-31. 53. Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. 54. Обозрение психиатрии и медицинской психологии НИИ им. В. М. Бехтерева. 1995. № 2. 55. Олдхэм Дж., Моррис Л. Б. Автопортрет вашей личности.-М., 1996. 56. Осницкий А. К. Психология самостоятельности. - Москва-Нальчик, 1996. 57. Пинчук В. А. Анализ психологических характеристик, диагностируемых вопросником 16pF Кеттелла/Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. - М., 1979. С. 27-34. 58. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1989. 59. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие/Под ред. А. А. Крылова. -Л., 1990. 60. Практикум по психо-диагностике. Дифференциальная психометрика/Под ред. В. В. Столина, А. Г. Шмелева. - М., 1984. 61. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. - М., 1989.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |