Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-правовое обеспечение деятельности ОВД в особых условиях




 

Вопрос нормативно-правового обеспечения деятельности ОВД по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в особых условиях по-прежнему остается одним из самых актуальных. Эта актуальность обуславливается рядом причин.

Во-первых: наличие в стране четкой нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность сотрудников ОВД в особых условиях, позволит устранить раздробленность и многоступенчатость управления силами и средствами органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

во-вторых, наличие такой базы позволит создать оптимальное сочетание централизации с расширением прав и повышением ответственности его субъектов.

Важнейшим моментом в процессе создания действенной нормативно-правовой базы по профилактике и функционированию органов внутренних дел в особых условиях в Российской Федерации, является определение компетенции органов внутренних дел, как элементов системы исполнительной власти в целом. Определяя компетенцию органов исполнительной власти путем издания правовых норм, государство устанавливает границы действия органов власти в любой сфере их деятельности.

Компетенцию органов внутренних дел в особых условиях можно рассматривать как совокупность предметов ведения и полномочий, которые в данных условиях имеют пространственные и временные пределы[9].

Изучение опыта деятельности ОВД в различных чрезвычайных ситуациях обращает внимание на две проявляющиеся при этом закономерности: наряду с повседневными обязанностями, ОВД выполняют дополнительные, качественно новые обязанности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности. Они направлены на восстановление и поддержание в особых условиях нарушенного порядка; спасение людей и имущества, защиту населения от возникшей опасности, предупреждение и ликвидацию кризисных и конфликтных ситуаций, чреватых паникой, массовыми беспорядками; недопущение случаев использования преступниками резко осложнившейся оперативной обстановки; охрану государственного, общественного и личного имущества, оставшегося без присмотра, а также оказание необходимой помощи пострадавшим[10].

Отсюда можно сделать вывод о том, что ОВД имеют общую и специальную компетенцию. Общая компетенция означает возможность осуществлять свои задачи и функции в повседневной деятельности, а специальная компетенция - осуществлять задачи и функции, несвойственные для обычных условий (например, при возникновении природных катаклизмов, при введении чрезвычайного положения).

Таким образом, повседневная оперативно-служебная деятельность ОВД существенно осложняется при возникновении на обслуживаемой территории чрезвычайных ситуаций, что связано с осуществлением объемного комплекса специальных мероприятий. Их осуществление, в свою очередь, достигается выполнением ОВД возложенных обязанностей и реализацией предоставленных прав по применению государственно-властных (принудительных) мер, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений или обстоятельств, угрожающих личности либо общественной безопасности в особых условиях.

Компетенция органов внутренних дел в особых условиях определяется как известной совокупностью нормативно-правовых актов, так и актами, которые могут приниматься непосредственно при возникновении таких чрезвычайных ситуаций.

Среди важнейших основополагающих документов, формирующих современную систему законодательных и других нормативных актов, регламентирующих деятельность органов и подразделений МВД России, как в обычных, так и в особых условиях, необходимо назвать следующие:

1) Конституцию Российской Федерации[11]. Конституция РФ выступает важнейшим источником, на основе которого выстраивается работа сотрудников органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Именно в Конституции РФ определена необходимость использования чрезвычайных мер, которые имеют существенные пределы вмешательства государства в сферу прав и свобод граждан. Использование государством этих мер имеет целью как обеспечение общественной безопасности, так и защиту конституционного строя.

Анализ ст.56 Конституции РФ показывает, что чрезвычайное положение может вводиться «на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях». Нормы Конституции РФ наглядно свидетельствуют о реализации в ней общепризнанного принципа: исполнительная власть не может быть стеснена в возможности быстрого реагирования на возникшие чрезвычайные ситуации, а законодательная власть должна четко регулировать объем исполнительных полномочий главы исполнительной власти.

В соответствии со ст.88 Конституции РФ право введения чрезвычайного положения отнесено к компетенции Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. К ведению Совета Федерации относится утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения (ст. 102). Дополнительной гарантией сохранения баланса властей в период действия на всей территории Российской Федерации чрезвычайного положения служит запрет на роспуск Государственной Думы (ст. 109).

Определяемый Конституцией РФ перечень прав и свобод в чрезвычайных ситуациях может быть ограничен в соответствии со ст. 56 Конституции РФ, но этот перечень ограничений должен соответствовать международным стандартам. Абсолютные права и свободы граждан, предусмотренные ст.45-54 Конституции РФ, обеспеченные конституционно-процессуальными гарантиями ограничению не подлежат.

Гарантом обеспечения общественной безопасности в чрезвычайных ситуациях является государство, а все возникающие при этом проблемы должны решаться законодательно на федеральном уровне.

Кроме рассмотренных положений, ст. 56 Конституции РФ определяет, что обстоятельства, обусловливающие введение чрезвычайного положения, устанавливаются федеральным конституционным законом.

2) Конституционные федеральные законы[12]. В соответствии со ст.87 и ст.88 Конституции РФ в 2001 г. был принят Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», который является правовой основой особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в исключительных для государства обстоятельствах[13].

К таким обстоятельствам как уже было отмечено в предыдущем параграфе дипломной работы, относятся:

- попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти,

- вооруженный мятеж,

- массовые беспорядки,

- террористические акты,

- блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей,

- подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований,

- межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями,

- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера,

- чрезвычайные экологические ситуации, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Иными словами это все обстоятельства, которые представляют непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации.

3) Федеральные законы[14]. Прежде всего, это Федеральный закон «О полиции»[15], определяющий цели, задачи, функции ОВД, очерчивающий компетенцию полиции в обычных, повседневных условиях.

В соответствии с данным Федеральным законом, задачами полиции являются:

- обеспечение личной безопасности граждан;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- раскрытие преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- оказание помощи в пределах, установленных Федеральным законом «О полиции», гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

В особых условиях Федеральный закон «О полиции», а также внутриведомственные и межведомственные правовые акты служат правовой основой для деятельности ОВД Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Другим примером может быть Федеральный закон от 06 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел»[16]. Внутренние войска МВД РФ предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. На внутренние войска в соответствии с Федеральным законом «О внутренних войсках МВД РФ» возлагаются следующие задачи:

- участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

- охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

- конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу;

- участие в территориальной обороне Российской Федерации;

- оказание содействия Пограничным войскам Федеральной службы безопасности Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О внутренних войсках МВД РФ» Президент РФ принимает решение о привлечении внутренних войск для участия совместно с органами внутренних дел в обеспечении режима чрезвычайного положения.

В соответствии со ст. 11 данного Закона Правительство РФ устанавливает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям и организациям задания по подготовке и передаче во внутренние войска транспортных средств, средств связи и иных материально-технических средств в связи с объявлением мобилизации, введением режимов чрезвычайного положения и военного положения, а также устанавливает другие мобилизационные задания.

В соответствии со ст. 13 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти и их должностные лица в пределах своих полномочий обязаны оказывать всемерное содействие внутренним войскам по выполнению ими возложенных задач в условиях чрезвычайных ситуаций.

Ст.17 Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[17] устанавливает, что «при ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (РФ)».

4) Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.

5) Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

6) Конституции и уставы субъектов Российской Федерации.

7) Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Здесь, например, можно отметить следующие источники:

- Всеобщую декларацию прав человека (ООН, 1948 г.)[18];

- Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН, 1966 г.)[19];

- Декларацию прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.)[20];

- Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод[21];

- Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека (Утверждена 26 мая 1995 г.)[22];

- Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней (Федеральный закон РФ от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ)[23];

- Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и протоколов к ней (Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. №44-ФЗ)[24];

В своей деятельности сотрудники органов внутренних дел также руководствуются подзаконными актами общей и ведомственной компетенции. Например: Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и др[25]. Данное Положение в числе основных возлагает на МВД РФ функции, в соответствии с которыми МВД России:

- участвует наряду с другими компетентными органами в обеспечении в соответствии с законом правового режима чрезвычайного или военного положения в случаях их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии;

- руководит Государственной противопожарной службой, организует тушение пожаров и проведение связанных с этим первоочередных аварийно-спасательных работ, привлекает органы внутренних дел и внутренние войска для выполнения задач за пределами территорий при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, массовых беспорядков и иных чрезвычайных ситуаций, а также при проведении межрегиональных и иных крупномасштабных операций и мероприятий, осуществляет в этих случаях оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск;

- участвует совместно с органами, предприятиями и учреждениями Минздравсоцразвития РФ в проведении мероприятий по комплексному медицинскому обслуживанию граждан, пострадавших от воздействия радиации, а также в проведении реабилитации территорий, подвергшихся радиационному заражению в результате чрезвычайных обстоятельств;

- обеспечивает выполнение комплекса мер по выполнению мобилизационных заданий и мероприятий гражданской обороны в системе Министерства, повышению устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных обстоятельств в мирное время.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что эффективность деятельности ОВД всех уровней в особых условиях во многом зависит от надлежащей правовой обеспеченности (урегулированности) деятельности их должностных лиц и всего личного состава, их отношений с другими субъектами охраны общественного порядка и общественной безопасности. Чем совершеннее нормы права и механизмы их применения, тем полнее обеспечено верховенство закона, тем увереннее и результативнее действуют должностные лица, как в обычных, так и в особых условиях осуществляющие руководство подчиненными подразделениями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 12702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.