Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера




При возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера сотрудники ОВД должны проявлять психологическую устойчивость, выдержку и решительность, строго следовать разработанным инструкциям[38].

Далее остановимся на изучении алгоритма действий сотрудников органов внутренних дел в особых условиях природного характера.

Пожар. При обнаружении пожара (загорания) на объекте, в жилом доме наряд полиции, несущий службу на маршруте патрулирования (посту) обязан:

а) немедленно по радиосвязи сообщить об этом дежурному ПЦО с указанием точного адреса, при возможности, позвонить по телефону 01 и вызвать пожарную часть;

б) оповестить при необходимости население, сотрудников объекта, жильцов дома;

в) организовать тушение пожара (загорания), для чего:

1. отключить горящие приборы (телевизор, утюг, газовую плиту), накрыть эти приборы любым плотным материалом (пальто, шинель, и т.п.). Если горит электропроводка - вывернуть пробки или отключить щит, после этого постараться сбить огонь;

2. загоревшиеся занавески, скатерть сбросить на пол и затоптать;

3. привлечь окружающих граждан для доставки воды, тушения огня песком, землей, другими подручными средствами;

4. для ликвидации пожара использовать внутренние пожарные краны, огнетушители. Покидая зону огня, оставить пожарные краны открытыми.

г) организовать эвакуацию граждан из опасных зон задымления (обвала, возможного взрыва и т.д.). В первую очередь следует вывести людей с верхних этажей. В жилых зданиях, при возможности, проверить наличие детей в других помещениях (под кроватями, в шкафах, иных укромных местах);

д) принять меры к установлению причин возникновения пожара, охране места происшествия и задержанию подозреваемых, установлению свидетелей, очевидцев;

е) при наличии пострадавших вызвать скорую помощь, направить их в лечебные учреждения;

ж) никого не допускать в горящие здания, кроме лиц, привлеченных к ликвидации пожара;

з) по прибытии пожарных доложить дежурному и действовать по их командам.

Если сотрудники полиции оказались в горящем, задымленном помещении здания, то им необходимо:

- закрыть нос и рот мокрой тканью (платком, шарфом, тряпкой), задымленные зоны проходить нагнувшись как можно ниже, а при сильном дыме передвигаться ползком;

- выходить из опасной зоны, идя навстречу ветру (сквозняку);

- не входить в опасную зону при плохой видимости (менее 10 метров);

- при нахождении в изолированном помещении верхних этажей, отрезанном от путей эвакуации огнем или дымом, закрыть щели влажными тряпками, одеждой, дышать нижними слоями воздуха. Окна лучше не открывать, (открыть лишь тогда, когда прибыла помощь). Если есть балкон - выйти на балкон, прикрыть балконную дверь и звать на помощь;

- открывая двери, проверить, не нагрелись ли они. Всегда есть опасность, что из-за открытой двери вырвутся клубы дыма и огня. Поэтому дверь открывать медленно и осторожно, сидя на корточках или стоя у стены рядом с дверью лицом в противоположную сторону, чтобы избежать ожогов;

- попытаться покинуть помещение по пожарной лестнице, через балкон, по веревкам, связанным гардинам, простыням, предметам одежды (брюки, рубашки, пояса и т.д.);

-прыгать из окон 2-го этажа можно лишь убедившись, что внизу нет опасных и торчащих предметов, камней. В этом случае перед прыжком следует сомкнуть зубы (чтобы не прикусить язык) и приземляться на обе ступни при полусогнутых коленях, но не на пятки и не на носки. Если есть под рукой подушки, матрасы, одежда, бросить их на место приземления. Использовать свою одежду, чтобы привязав ее к раме окна, снизить высоту прыжка либо перебраться на более низкий этаж. Прыжки с более высоких этажей опасны для жизни.

Необходимо остерегаться оборванных проводов, в том числе и после ликвидации пожара. Оказавшись возле такого провода, выбираться осторожно. Чтобы избежать поражения электротоком, применять способ движения «нога к ноге», делая шаги на длиннее полступни.

В зоне сильных промышленных или лесных пожаров не приближаться к огню, т.к. возникает движение воздуха в сторону очага пожара, образуя эффект затягивания предметов в огонь.

При пожаре, ДТП, аварии на производстве могут загореться одежда и волосы человека. В этом случае наряд полиции обязан:

а) сообщить о случившемся дежурному ПЦО;

б) остановить, положить (при необходимости сбить) потерпевшего на пол (землю), ограничить его движения, чтобы огонь не разгорался и не переносился на другие части тела, одежды;

в) снять горящую одежду либо сбить пламя шапкой, одеждой, защищенными руками. Можно перекатывать человека (если он не имеет сильных травм и ожогов) по снегу, траве и т.п. Если есть одеяло, брезент, шинель, накидка (плащ-накидка), то сбить пламя можно путем накрытия горящих участков, при этом следить за тем, чтобы потерпевший не задохнулся. Возможно использование снега, воды, водоемов, огнетушителей;

г) при отсутствие медработников - оказать первую помощь: водой или чистым снегом охлаждать 15-20 минут обожженные участки, что уменьшает боль и предотвращает отек тканей. Во избежание заражения не следует трогать руками ожоги, раны, мазать и присыпать их чем-либо, нельзя отрывать приставшие части одежды и других веществ, протыкать пузыри. Следует накрыть, перевязать обожженные участки стерильной марлей, дать пострадавшему две таблетки анальгина, амидопирина, напоить теплой водой (чаем); укрыть, не раздевая, чистой тканью и одеялом, обеспечить покой. Если возникнет шок (резкое побледнение, дыхание частое и поверхностное, пульс слабый) срочно дать выпить 20 капель настойки валерианы. При ожогах глаз сделать примочки из раствора: половину чайной ложки борной кислоты на стакан воды (настойка валерианы, борная кислота;

д) при наличии возможности вызвать скорую медицинскую помощь, пожарную охрану, организовать доставление пострадавшего в лечебное учреждение, принять другие меры по обеспечению иных неотложных действий.

При обнаружении на маршруте патрулирования или на охраняемом объекте (квартире), из которых поступил сигнал «тревога», лиц с ранениями (травмами) прибывший наряд полиции должен выполнить следующие действия:

1. Сообщить о случившимся дежурному ПЦО, принять меры по выявлению очевидцев происшествия (преступления), установлению примет правонарушителей и задержанию их.

2. Освободить пострадавшего от действия травмирующих факторов:

- освобождение от сдавливающего груза, автомобиля, тяжелого предмета;

-извлечение из воды, раствора, жижи;

-вынос из загазованного помещения;

-тушение одежды;

-извлечение из петли или иного удушающего механизма;

-отключение электричества, газа, пара, воды;

-остановка механизма, оборудования;

-вынос из зоны повышенной или пониженной температуры;

-откапывание из завала (песка, земли).

3. Оценить ситуацию и состояние пострадавшего, характер и опасность травмы, действия по спасению. Действия сотрудника полиции, оказавшегося на месте происшествия первым, во многом определяются состоянием пострадавшего, поскольку от этого зависит возможность и необходимость проведения иных действий оперативно-служебного характера. Общим правилом является приоритет жизни и здоровья человека перед иными ценностями, целями и задачами. Только при условии, что жизнь пострадавшего вне опасности либо возле него есть более квалифицированные специалисты по оказанию помощи, сотрудник полиции может перейти к выполнению других задач.

Имеется рад признаков, позволяющих определить критическое состояние потерпевшего, требующее неотложной помощи:

-отсутствует либо нарушено сознание, что выясняется путем разговора с потерпевшим и его осмотра;

-кожные покровы и слизистые оболочки рта, глаз синюшные, бледные;

-пульс слабый либо отсутствует (определяют по сонной артерии - на левой стороне шеи, или на руке);

-зрачки расширены;

-дыхание неправильное, поверхностное, хрипящее, сильное кровотечение.

Если пострадавший без сознания, то ему нужно создать условия для нормального дыхания (не допускать западания языка, удушения рвотными массами). Пострадавшего желательно усадить или уложить на подстилку, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, согреть или охладить (по ситуации), обеспечить покой и наблюдение, дать раствор настойки валерианы (20 капель).

Вместе с тем даже с переломами руки, легкими пулевыми ранениями, ожогами 2-й степени некоторые люди могут самостоятельно дожидаться врачебной помощи, и, получив от них необходимые данные о состоянии и случившемся, сотрудник полиции может продолжать свои служебные и оперативные действия. Но через некоторое время следует проверить - оказана ли им медицинская помощь и принять необходимые меры к ее ускорению.

Угроза взрыва. При получении сообщения об угрозе взрыва или обнаружении не разорвавшихся авиабомб, снарядов, взрывчатых веществ, а также радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опасность для населения сотрудник полиции обязан доложить о происшествии дежурному ПЦО и принять меры к оцеплению опасной зоны (ясно видимыми указателями), недопущению в нее людей и транспорта, организовать вызов к месту происшествия аварийных или специальных служб, содействовать в эвакуации и спасении людей.

Выяснить обстоятельства предполагаемого происшествия: место, время, лиц, имеющих к нему отношение, вид взрывного устройства, характер возможных разрушений и др.

С учетом полученной информации организовать осмотр места (здания) с целью обнаружения взрывного устройства или других предметов, представляющих опасность для населения. Действовать осторожно и предусмотрительно.

Принять меры к охране обнаруженного взрывного устройства, обеспечить эвакуацию людей из опасной зоны. Не допускать паники, действовать хладнокровно. По прибытии оперативной группы доложить старшему группы о принятых мерах и в дальнейшем выполнять его указания.

При обнаружении обрыва воздушных проводов высокого напряжения сотрудник полиции обязан доложить дежурному и по возможности вызвать на место происшествия аварийную бригаду. Важно помнить, что любой оборванный провод, лежащий на земле, может находиться под напряжением. Если такой провод обнаружен в местах движения транспорта и пешеходов, сотрудник полиции обязан установить пути объезда и обхода его, никого не допускать к месту обрыва.

При наличии пострадавших организовать оказание им неотложной медицинской помощи. При этом прикасаться к оборванному проводу можно только, имея на руках и ногах изоляционную одежду (резиновые перчатки и сапоги) или с помощью токонепроводящих предметов (сухих деревянных предметов и т.п.).

Приближаться к пострадавшему и производить его эвакуацию из зоны поражения необходимо очень короткими шагами (пятка одной ноги должна соприкасаться с носком другой).

По прибытии аварийной бригады оказать им помощь в охране зоны обрыва. Об устранении неисправности и принятых мерах доложить дежурному.

Утечка газа. Обнаружив по запаху или другим признакам утечку газа, сотрудник полиции обязан:

- доложить дежурному и по возможности вызвать аварийную бригаду, принять меры к оповещению граждан, находящихся в зоне утечки газа, об опасности, категорически запретить в опасной зоне зажигать спички, зажигалки, курить, включать или выключать электромеханизмы и приборы;

- при необходимости организовать эвакуацию граждан из опасной зоны;

- если есть пострадавшие (отравившиеся газом, обожженные в результате взрыва и т.д.), оказать им первую доврачебную помощь, сообщить дежурному и по возможности вызвать скорую медицинскую помощь;

- по прибытии на место аварийной бригады сообщить дежурному и действовать по его указанию.

При проведении эвакуации населения сотрудник органов внутренних дел обязан напоминать гражданам о необходимости брать с собой вещи первой необходимости, документы, ценности, продукты и питье на 2-3 дня. Помогать в погрузке вещей, транспортировке престарелых и больных.

Обеспечить содействие в выполнение правил инженерной и противопожарной безопасности. Все квартиры должны быть осмотрены, закрыты и опечатаны. В случаях отказа граждан эвакуироваться избегать конфликтов. Привлекать для разъяснительной работы соседей, родственников.

При невыполнении указаний об эвакуации к установленному сроку разъяснять гражданам о возможности применения силы для выполнения решений органов власти.

Отдельные действия проводить при свидетелях, понятых во избежание необоснованных жалоб о пропаже вещей или документов. Соблюдать законность.

При возникновении крушений, катастроф и аварий сотрудник полиции обязан доложить о случившемся дежурному ПЦО. Принять меры к спасению людей, имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в лечебные учреждения. Организовать тушение пожара. Не допускать посторонних к месту происшествия, кроме лиц, привлеченных к ликвидации его последствий. Обеспечить охрану места происшествия до прибытия лиц, назначенных для расследования. В необходимых случаях организовать привлечение населения, транспорта и других средств для ликвидации последствий чрезвычайного происшествия.

При наводнении, паводке сотрудник полиции обязан доложить о случившемся дежурному ПЦО. Оповестить должностных лиц и население об угрозе затоплением. Принять меры к спасению людей и имущества, при необходимости организовать эвакуацию населения (в первую очередь детей, женщин, престарелых и больных) и имущества, оказать помощь пострадавшим. Обеспечить порядок при переправе населения из затопляемых районов. Организовать охрану имущества, оставшегося без присмотра.

При эпидемиях и эпизоотиях сотрудник полиции обязан доложить о случившемся дежурному ПЦО и оповестить должностных лиц медицинских учреждений о фактах заболевания. Соблюдая меры личной безопасности, обеспечить ограничение передвижения людей, транспорта и прогона скота в зараженную зону. Организовать охрану источников водоснабжения, очагов возможного заражения. Обеспечить общественный порядок в местах скопления людей. Оказывать содействие административным органам в выполнении карантинных мероприятий. Постоянно взаимодействовать с работниками санитарно-эпидемиологического надзора, здравоохранения. Соблюдать личную гигиену, порядок и чистоту по месту жительства и работы. В медучреждении сделать профилактические прививки, получить необходимые средства защиты и дезинфекции и инструкции о порядке пользования ими.

При землетрясении сотрудник полиции обязан выяснить обстановку, установить связь с дежурным ПЦО, другими нарядами и работниками полиции. Обозначить места, опасные для движения транспорта и пешеходов. Принять меры к спасению людей и имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в пункты медицинской помощи, а также к локализации и ликвидации пожара.

Во время ураганов и снежных заносов сотрудник полиции обязан доложить обстановку на маршруте патрулирования (посту) дежурному ПЦО, усилить наблюдение за охраняемыми объектами, работоспособностью средств ОПС, движением транспорта и пешеходов, предупреждать водителей и граждан об опасности и необходимых мерах предосторожности. Оказать помощь пострадавшим, находящимся в беспомощном состоянии. Содействовать в мобилизации трудоспособного населения и транспортных средств для расчистки улиц, дорог и занесенных домов.

Таким образом, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера, сотрудник органов внутренних дел обязан проявлять бдительность, выдержку и спокойствие. Действовать решительно, команды и указания отдавать громко и требовательно. Пресекать панику среди населения. Всегда иметь под рукой спасательные и страховочные средства. Быть готовым оказать первую помощь пострадавшим. В сложных вопросах консультироваться со специалистами. Прорабатывать варианты и подходы к решению задачи[39].

Массовые мероприятия. Охрану общественного порядка и безопасности при проведении различных массовых мероприятий в зависимости от их масштаба и значения организуют МВД России, ГУВД Москвы и Санкт-Петербурга, МВД республик в составе Российской Федерации, УВД краев, областей, а также районные и городские органы внутренних дел.

К участию в этой работе привлекаются, как правило, все основные службы органов внутренних дел, а именно:

- служба охраны общественного порядка;

- службы уголовного розыска и борьбы с экономическими преступлениями;

- служба по делам несовершеннолетних;

- ГИБДД МВД РФ;

- спецмедслужба и др.

 

Каждая из вышеупомянутых служб призвана решать специфические, присущие ей одной задачи, однако решение главной задачи - охраны общественного порядка и безопасности граждан при проведении массовых мероприятий - возлагается на службу охраны общественного порядка. Все остальные службы на период проведения массового мероприятия находятся в ее оперативном подчинении.

Важнейшим условием успешного проведения любого массового мероприятия является разработка планов охраны общественного порядка и безопасности. Для проведения различных массовых мероприятий службой охраны общественного порядка разрабатываются типовые и индивидуальные планы. При систематически повторяющихся мероприятиях, таких, как футбол, хоккей, проводимых на определенных стадионах и во дворцах спорта, демонстрациях и митингах, организуемых различными партиями и общественными организациями, как правило, составляются типовые планы охраны общественного порядка. Для массового мероприятия, носящего разовый характер, разрабатывается индивидуальный план.

Разработка плана начинается с получения исходной информации, ее анализа с учетом опыта проведения аналогичных мероприятий, рекогносцировки местности, обследования объектов проведения мероприятия, изучение маршрутов движения и путей подхода к остановкам общественного транспорта, установления рабочих контактов с организаторами массового мероприятия и представителями местной власти.

В целом план должен предусматривать следующие вопросы:

1. содержание мероприятия,

2. время и место его проведения,

3. состав и количество участников и зрителей,

4. оптимальный расчет сил и средств ОВД, т.е. количество и виды нарядов, а также иных сил и средств, задействованных на мероприятии,

5. границы оцепления,

6. количество зон, секторов, участков, расположение пунктов управления,

7. нормы выделения сил и средств от соответствующих подразделений,

8. закрепление ответственных лиц за конкретными участками и объектами и постановку задач перед ними,

9. порядок введения режимов ограничений,

10. организацию пропускного режима,

11. маневр силами и средствами,

12. порядок организации связи и взаимодействия,

13. проведение комплекса противопожарных мероприятий,

14. организацию материально-технического и медицинского обеспечения.

После утверждения плана охраны общественного порядка и безопасности по проведению конкретного массового мероприятия соответствующим начальником органа внутренних дел он приобретает силу приказа и является обязательным для исполнения всеми задействованными службами и подразделениями.

Деятельность ОВД по непосредственному обеспечению порядка и безопасности при проведении массового мероприятия условно подразделяется на три основных этапа:

подготовительный,

исполнительный,

заключительный.

Рассмотрим их более подробно.

На подготовительном этапе организуется подготовка личного состава и технических средств к несению службы, проводится окончательное обследование территории и объектов совместно с организаторами и соответствующей администрацией и устраняют­ся выявленные недостатки; проводится служебный инструктаж нарядов и должностных лиц, уточняются их задачи и обязанности при проведении мероприятия, осуществляются тренировки и ре­петиции действий нарядов в экстремальных условиях на закреп­ленных за ними участках, организуется надежное взаимодействие всех заинтересованных служб и организаций.

Исполнительный этап охватывает время с момента начала осуществления задействованными силами и средствами своих обязанностей по охране общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия и продолжается до его окончания. В указанный период организуется служба и управле­ние нарядами, производится удаление из зоны оцепления лиц, не имеющих отношения к проводимому мероприятию, вводятся пре­дусмотренные планом ограничения движения транспорта и пеше­ходов, организуется пропускной режим на КПП и турникетах, реализуются меры административного предупреждения пресече­ния и взыскания, предусмотренные действующим законодательст­вом, задерживаются или удаляются граждане, нарушившие уста­новленные правила, производится разбор правонарушений в ком­натах для задержанных, осуществляется маневр силами и средст­вами, используется резерв, штабом постоянно контролируется исполнение приказов и команд, осуществляется взаимодействие всех заинтересованных представителей.

Заключительный этап начинается с момента окончания меро­приятия и заканчивается после осуществления эвакуации и по­садки основной массы людей на общественный транспорт. На этом этапе снимаются введенные режимные ограничения, в пол­ном объеме возобновляется прерванная работа транспорта и от­дельных предприятий, свертываются силы и средства, подводятся итоги службы и дается общая ее оценка. В случае выявления серьезных обстоятельств, могущих влиять на безопасность людей в будущем, при проведении подобных мероприятий готовится и направляется соответствующая информация местным властям и организаторам массовых мероприятий.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведенного в рамках данной дипломной работы исследования, можно сделать следующие выводы:

Чрезвычайная ситуация природного, техногенного или социального характера - это обстановка на определенной территории, создающая реальную угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства или уже повлекшая многочисленные жертвы, значительные материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности людей, ущерб окружающей природной среде и для ликвидации которой требуются неотложные и специальные меры правового, организационного и иного характера.

Для ОВД наиболее приемлемой является классификация чрезвычайных ситуаций по характеру происхождения и причинам их возникновения:

- чрезвычайные ситуации социального (криминального и некриминального, в том числе биолого-социального) характера,

- чрезвычайные ситуации природного характера,

- чрезвычайные ситуации техногенного характера.

В своем развитии чрезвычайные ситуации проходят три стадии:

1. зарождение;

2. возникновение ситуации,

3. затухание. В соответствии с этими стадиями определяются стадии управления ими: оперативное реагирование; чрезвычайное управление; ликвидация.

При наступлении подобных чрезвычайных ситуаций (особых условий) в соответствии со ст.56 Конституции РФ и Федеральным законом «О чрезвычайном положении» может быть введен особый правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, до пускающий определенные ограничения прав и свобод граждан, а также юридических лиц. Введение чрезвычайного положения в отдельных местностях или на территории всей страны является временной мерой.

Одним из главных субъектов охраны общественного порядка и безопасности являются органы внутренних дел. Правовую основу их деятельности в особых условиях составляют:

- общесистемные правовые акты, формирующие базовый понятийный аппарат, принципы, цели, задачи, основные характеристики механизма управления при чрезвычайных ситуациях;

- правовые акты, регулирующие деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций, ориентированные на законодательное обеспечение оптимальной управленческой политики государства, мер по минимизации риска жизни и здоровью граждан, окружающей среде, недопущению вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;

- правовые акты, регулирующие деятельность по непосредственной подготовке и реагированию на чрезвычайные ситуации. Данная категория правовых актов определяет основу планирования и организации подготовки и реагирования властей, ведомств и населения на указанные ситуации, подготовки работников органов внутренних дел, ФСБ, Минюста, СВР и др., специальных кадров этих служб, других специальных служб (аварийно-спасательных и др.), информирования (просвещения) широких слоев населения;

- правовые акты, регулирующие деятельность по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Эти правовые акты охватывают различного рода мероприятия по устранению или смягчению текущих природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с функционированием ОВД МВД РФ в особых условиях, позволяет выявить немало пробелов. На сегодняшний день не существует целостной системы «чрезвычайного» законодательства. Не все акты имеют одинаковую юридическую силу. Некоторые распространяются на различные субъекты правоотношений и разное территориальное пространство, содержат противоречия, несогласованность. Количество нормативного материала возрастает из года в год, что создает трудности в его использовании. Правовое регулирование охватывает только часть общественных отношений, связанных с противодействием чрезвычайным ситуациям, и не все направления деятельности ОВД в особых условиях имеют достаточное нормативное обеспечение. Все это требует дальнейшего развития и совершенствования рассмотренной системы законодательства.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 35908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.