КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия, ее роль в развитии общества и культуры
Литература:
Для подготовки к теме и к тесту по теме (письменно в рабочей тетради):
Онтология, гносеология, антропология, аксиология, эстетика, этика, логика, эпистемология, мировоззрение, мифология, мифосознание, материализм, идеализм (объективный и субъективный), солипсизм, рационализм, иррационализм, теизм, деизм, монизм, дуализм, плюрализм, детерминизм, бытие, сознание, субстанция, сущность, диалектика, метафизика, герменевтика.
Тексты для анализа:
Прочитать, сформулировать основные идеи автора, а также свое отношение к ним. Подготовить вопросы к текстам.
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
Каждая вещь есть отношение между другими вещами. Следовательно, правильно изобразить вещь не значит, как мы полагали раньше, попросту скопировать ее; для этого необходимо пред- варительно вывести формулу ее отношения к другим вещам, то есть установить ее значимость, ценность. Доказательство того, что вещи не более чем значи- мости, очевидно: возьмите любую вещь, рассмотрите ее в разных оценочных системах, и вместо одной вещи вы получите несколько совершенно разных. Подумай- те, что значит земля для крестьянина и для астронома: крестьянин попирает охристое тело планеты и ковыря- ется в нем своим плугом; земля для него—это просе- лок, вспаханное поле, урожай. Астроному нужно точно определить, какое место среди прочих звезд в бездне мыслимого пространства занимает земной шар в дан- ный момент; требование точности заставляет его при- бегнуть к математическим абстракциям, использовать законы небесной механики. Подобных примеров —бес- численное множество. Поэтому единой и неизменной действительности, по которой можно сверять произведения искусства, не существует; действителъностей столько же, сколько то- чек зрения. Точка зрения определяет ракурс. Есть повсед- невная действительность, основанная на расплывчатых, условных, приблизительных отношениях, удовлетворя- ющих обыденные нужды. Есть действительность науч- ная, точность отношении внутри которой обусловлена требованием точности. Видеть, осязать вещи—значит в конечном счете определенным образом мыслить их. Что станет рисовать художник, который смотрит на мир с повседневной, общепринятой точки зрения? Вывески. А художник с видением ученого? Схемы для пособий по физике. А художник-историк? Картинки для учебника.
Догадываться о вещи еще не значит познать ее; мы всего лишь отдаем себе отчет, что перед нами— нечто. Темное пятно на горизонте—что это? Человек, дерево, колокольня? Мы этого не знаем; темное пятно нетерпеливо ожидает, пока мы его назовем; перед нами не вещь, а проблема. Мы перевариваем пищу, не понимая процесса пищеварения; любим, не зная, что такое любовь. Животные, камни по-своему живут; они суть жизнь. Животное двигается, повинуясь, как нам кажет- ся, собственным побуждением; чувствует боль, разви- вается, в этом—его жизнь. Камень покоится, погру- женный в вечную дрему, давит на землю всей тяже- стью своего сна; его жизнь—инертность—и наобо- рот. Но ни камень, ни животное не подозревают что живут. В один из многих дней, как принято выражаться в арабских сказках, там, в эдемском саду (который как пишет берлинский профессор Делитц в своей книге «О местонахождении рая», располагался в местности Падам Арам, на пути от Тигра к Евфрату), — итак, однажды Господь сказал: «Сотворим человека по нашему образу и подобию». Значение этого со- бытия трудно переоценить: родился человек, и в мгно- вение ока вселенная наполнилась звуками, озарились ее пределы, жизнь приобрела запах и вкус, в мире
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |