Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способ обучения




Для обучения представленной структуры необходима предвари­тельная подготовка обучающих данных: они должны быть разделены на подмножества, образующие репрезентативные классы. На базе этих классов будут формироваться правила. Непосредственное обучение осу­ществляется по алгоритму обратного распространения ошибки и прово­дится раздельно для сети, реализующей условия правил, и для сети, ре­ализующей заключения. Применяется следующая схема обучения:

Этап 1. Подготовка множества обучающих данных в виде пар
(х(0, d{t)) = (x,(t)... xn(t); d(t)), t = 1, 2,.... J, где J обозначает количест­
во выборок.

Этап 2. Разделение пространства входных переменных на N клас­
сов Rk, где к - 1...... N. Лучше всего выполнить эту операцию с примене­
нием одного из методов классификации. В результате формируется N
подмножеств обучающей выборки, обозначаемых (х (f), d(t)), где /=1,2,
..., Jk, a Jk - количество выборок, представляющих к-ю область Rk, при­
чем J, + J2 +... + Jn = J- Как уже отмечалось, разделение л-мерного про­
странства на N областей равнозначно тому, что в системе вывода будут
использоваться N нечетких правил.

Этап 3. Обучение нейронной сети SNwas разделению обучающих данных на области. Такое обучение тождественно определению много­мерных функций принадлежности нескольких переменных в условиях правил. Если на вход сети поступают значения х(., то эталонные сигналы d/ = [d,(1),.., d,(W)] T подаются в выходной слой по следующему правилу:

(5.92)

1 для х,- е Rk, 0 для х, ё Rk,

где /= 1, 2..... Jfc; к-_\...... N. Таким образом задается область, к которой

принадлежит точка х,.

По завершении обучения сеть SNwas приобретает способность вы­водить степень принадлежности каждой обучающей выборки х к области Rk. Другими словами, выходные сигналы сети определяют степень принадлежности входных данных к соответствующим областям. Посколь-


 


5.6. Модуль управления с зависимыми лингвистическими переменными 373

ку в компонентах условий каждая область отображается одной функцией принадлежности, то можно записать, что

AV(*) = d('° (5.93)

Этап 4. Обучение нейронных сетей SNfc реализации заключений Так как заключения правил представляются в виде функциональных за­висимостей между выходным значением и входными сигналами, то зада­ча сводится к определению этих зависимостей. Обучающие данные, со­ответствующие классу Rfc х; и d/, / = 1, 2,..., Jk, подаются на вход и выход сети SN/,. Эта сеть будет реализовать заключения для правила F$k\ На ее выходе будут непосредственно формироваться управляющие воздейст­вия, соответствующие /ему правилу, т.е. у^х).

На практике обучение сети SN^ производится следующим обра­зом: после обучения сети SNwas все сети объединяются, в результате че­го формируется модуль управления, показанный на рис. 5.40. На его вход подаются данные из обучающей выборки (х, d). Натренированная сеть SNwas классифицирует эти данные по соответствующим областям и выра­батывает корректные выходные сигналы. Например, если точка х полно­стью принадлежит m-й области, то на выходе сети SNwas получаем

1, для т = к,

(5.94)

d(k) =

Подготовка обучающих данных

Разделение входного пространства на классы (области)

I Построение и обучение нейронной сети SNfete I Построение и обучение нейронной сети SNfe

(KOHELp) Рис. 5.43. Блок-схема, описывающая последовательность действий при проектиро-


Глава 5. Модули нечетко-нейронного управления


5. б. Модуль управления с зависимыми лингвистическими переменными



 


Если формулу, определяющую выходной сигнал модуля управле­ния, представить в виде

y = j?dlkhx)-y{k)fr), (5.95)

то легко заметить, что с учетом зависимости (5.94) она упростится до

у = у(т)(х). (5.96)

Благодаря соединению выходов сетей SNwas и SNjc множительны­ми элементами в слое L3 (см. рис. 5.40) становится возможным автома­тический «выбор» сети SNm, которую следует подвергнуть обучению.

Выполнение отмеченных этапов 1 - 4 (см. рис. 5.40) позволяет сформировать условия и заключения для каждого правила. Процесс про­ектирования модуля управления можно считать завершенным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.