Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация, структура и компетенция арбитражных судов




В соответствии с Федеральным Конституционным Законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в настоящее время действует трехзвенная система арбитражных судов:

Высший арбитражный суд РФ (ВАС РФ);

— Федеральные арбитражные суды округов (ФАСО РФ), всего их 10;

— арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области (Еврейская автономная область), автономных округов).

Система арбитражных судов, хотя и основана на административ­но-территориальном делении Российской Федерации, тем не менее с ним жестко не связана. По правилу ч. 2 ст. 34 Федерального Закона на территории нескольких субъектов РФ судебную власть может осуще­ствлять один арбитражный суд (например, АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области), точно также, как на территории одного субъекта Федерации могут действовать несколько арбитражных судов (например, в городе Тюмени действуют АС Тюменской области и ФАСО Западно-Сибирского округа). Установленная система арбитраж­ных судов может меняться только по представлению ВАС РФ на основании Федерального Закона в соответствии с Конституцией РФ.

В структуру каждого арбитражного суда любого из звеньев системы входят: Председатель суда, его заместители (в том числе первый заме­ститель), Президиум суда, судебные коллегии и судебные составы, также аппарат арбитражного суда, обеспечивающий его деятельность.

Председатель арбитражного суда является судьей соответствующего суда и выполняет свои юрисдикционные полномочия при рассмотре­нии конкретных дел, в которых он принимает участие. Как должностное лицо, Председатель любого арбитражного суда РФ наделен Федераль­ным Законом специальными полномочиями в соответствии со ст. ст. 20, 32 и 42. Председатель организует и руководит всей деятельностью своего суда в соответствии с компетенцией последнего, установленной Федеральным Законом. В частности он: руководит деятельностью Президиума суда, формирует судебные составы, представляет суды в отношениях с государственными, общественными и иными органами, принимает участие в заседаниях представительных и исполнительных органов на своем уровне, осуществляет властные полномочия в отно­шении аппарата суда.

Заместители Председателя арбитражного суда, помимо своих юрисдикционных полномочий (поскольку они также являются арбитраж­ными судьями), в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда, замещают Председателя суда в случае его отсутствия.

Президиумы АС субъектов Федерации и ФАСО состоят из предсе­дателей судов, из заместителей, председателей судебных составов и судей этих судов, утверждаемых Пленумом ВАС РФ. Президиумы собираются по мере необходимости и полномочны решать большинст­вом голосов присутствующих на заседании членов Президиума любые вопросы организации работы суда, утверждают членов судебных кол­легий и председателей судебных составов, рассматривают вопросы судебной практики.

Президиум ВАС РФ помимо указанных выше полномочий рассмат­ривает в порядке надзора протесты на вступившие в законную силу судебные постановления арбитражных судов РФ, т. е. является высшей и единственной надзорной инстанцией. В состав Президиума ВАС РФ входят Председатель ВАС РФ, его заместители, председатели судебных составов, а также по решению Пленума ВАС РФ — судьи Высшего

В силу главенствующего положения в иерархии председателей арбитражных судов, Председатель ВАС РФ наделен рядом особых полномочий.

Арбитражного суда РФ. В заседаниях Президиума ВАС РФ вправе принимать участие Генпрокурор РФ, а по приглашению Председателя ВАС РФ — Председатель Конституционного суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ, председатели, их замести­тели и судьи арбитражных судов РФ и другие лица, участие которых необходимо в связи с исполнением полномочий, возложенных на Президиум ВАС РФ.

В составе всех арбитражных судов действуют судебные коллегии, создаваемые из судей данного арбитражного суда, которые рассматри­вают дела в 'первой, апелляционной или кассационной инстанциях, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию материального и процессуального законода­тельства.

В составе каждого арбитражного суда любого из звеньев системы действуют две коллегии:

— по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

— по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В самих судебных коллегиях образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Формирова­ние судебных составов осуществляется Председателем суда.

В структуру Высшего Арбитражного суда РФ как высшей судебной инстанции в системе АС РФ входят Пленум ВАС РФ, Совет председа­телей АС РФ и научно-консультативный Совет. Пленум ВАС РФ состоит из Председателя ВАС РФ, его заместителей и судей Высшего арбитражного суда РФ. В его заседаниях вправе принимать участие депутаты Федерального собрания РФ, Председатели Конституционного и Верховного Судов РФ, Генпрокурор РФ, министр юстиции РФ, председатель АС субъектов Федерации и Председатели ФАСО РФ. А по приглашению Председателя ВАС РФ — судьи арбитражных судов РФ, представители федеральных органов государственной власти, ор­ганов государственной власти субъектов РФ, научные работники и граждане, если их участие в работе Пленума необходимо для принятия решения по тому или иному вопросу деятельности арбитражных судов РФ.

Пленум ВАС РФ решает важнейшие вопросы в области организации и деятельности арбитражных судов РФ, законодательства, проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов и договоров Конституционным судом РФ, толкование действующего законодательства и практики его применения (ст. 13 Федерального Закона). Пленум собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год и правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его членов. Решения Пленума оформляются его постановлени­ями, которые являются обязательными для исполнения всеми арбит­ражными судами РФ. Постановления Пленума подписываются Председателем ВАС РФ и секретарем Пленума, избираемым из числа судей ВАС РФ.

Совет председателей АС РФ является совещательным органом при Председателе ВАС РФ, совет собирается им по мере необходимости и решает вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельно­сти арбитражных судов РФ. Естественно, эти решения носят рекомен­дательный характер и являются результатом проработки того или иного вопроса, выносимого на Пленум ВАС РФ.

Научно-консультативный Совет состоит из ведущих ученых, судеб­ных практиков и лиц, обладающих опытом работы и знаниями в сфере предпринимательской деятельности, состав которого и Положение о нем утверждается Председателем ВАС РФ. Этот Совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по вопросам практики примене­ния законов и иных нормативных правовых актов и предложений по их совершенствованию.

Федеральный Конституционный закон определил не только ком­петенцию ВАС РФ, но и компетенцию судов двух других звеньев системы.

Решение задач арбитражного судопроизводств в основном возло­жено на арбитражные суды субъектов РФ, которые действуют и как суды первой инстанции, и как апелляционные суды. ФАСО РФ во исполнение тех же задач осуществляют контрольную функцию по отношению к судам субъектов федерации, проверяя законность выне­сенных ими постановлений в кассационном порядке. За ВАС РФ закреплена надзорная функция по проверке постановлений всех ниже­стоящих арбитражных судов по протестам должностных лиц ВАС РФ и Генпрокуратуры РФ, указанных в законе, и кроме того рассмотрение экономических споров и споров о недействительности актов ненорма­тивного характера на федеральном уровне, особо оговоренных в Законе. В компетенцию всех арбитражных судов РФ входят такие полно­мочия как:

— право на обращение в Конституционный суд РФ с запросами о проверке конституционности закона примененного или подлежащего применению в конкретном деле, рассматриваемом этим судом;

— изучение и обобщение практики применения законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринима­тельской и иной экономической деятельности;

— выработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности;

— ведение и анализ судебной статистики.

Высший Арбитражный суд РФ имеет и еще ряд полномочий, отнесенных исключительно к его компетенции (ст. 10 Федерального Закона).

§3. Арбитражный процесс и его участники

Осуществление правосудия арбитражными судами означает, что наряду с гражданским существует и арбитражный процесс, поскольку правосудие не может осуществляться вне процессуальной формы. Хотя гражданский процесс и арбитражный процесс регулируются различны­ми нормативными актами (ГПК РФ и АПК РФ) и предметы судебной деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов различны, нет никаких оснований для выделения самостоятельной отрасли права — арбитражного процессуального права. Предметом гражданского про­цессуального права являются общественные отношения, складываю­щиеся при осуществлении правосудия по гражданским делам. Арбитражное процессуальное право в конечном счете имеет тот же предмет регулирования, поскольку общественные отношения, склады­вающиеся при осуществлении правосудия арбитражными судами, те же гражданско-процессуальные и имеют те же особенности (имеют властный характер, суд — обязательный субъект любого правоотноше­ния, эти правоотношения существуют только в правовой форме, им присуща системность). Нормы, регулирующие деятельность суда и других участников арбитражного процесса при осуществлении право­судия, являются гражданско-процессуальными и построены на основе императивно-диспозитивного метода. Значит и метод правового регу­лирования общественных отношений, складывающихся при осущест­влении правосудия по гражданским делам в арбитражных судах, аналогичен методу гражданского процессуального права. Но, если предмет и метод правового регулирования совпадают, то не может быть и речи о выделении в качестве самостоятельной отрасли "арбитражное процессуальное право".

Существует "единое гражданское процессуальное право" как сово­купность норм, регулирующих общественные отношения, складываю­щиеся при осуществлении правосудия по гражданским делам в двух ее формах: общегражданской и арбитражной. Каждая из этих форм стро­ится исходя из общих начал гражданско-процессуальной теории, со­храняя в то же время свои особенности, определяемые предметом судебной деятельности. А потому арбитражный процесс, как и граж­данский процесс — это процессуальная деятельность арбитражного суда и других участников по возникновению, изменению и прекраще­нию процессуальных отношений, урегулированная нормами граждан­ского процессуального права и направленная на быстрое и правильное рассмотрение и разрешение экономических споров и иных дел, отне­сенных к юрисдикции арбитражных судов Российской Федерации.

Арбитражный процесс развивается по стадиям, которых в отличие от гражданского восемь: возбуждение дела, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, пересмотр решений и оп­ределений, не вступивших в законную силу (апелляционное обжало­вание), пересмотр решений и определений, вступивших в законную силу (кассационное обжалование), пересмотр в порядке надзора, пере­смотр по вновь открывшимся обстоятельствам, исполнение решений. Четыре из этих стадий являются обязательными (возбуждение дела, подготовка, судебное разбирательство и исполнение решения), так как разрешение экономического спора связано с прохождением через них. И четыре стадии являются исключительными (апелляционное обжало­вание, кассационное обжалование, надзор, пересмотр по вновь открыв­шимся обстоятельствам), поскольку возбуждение этих стадий связано либо с волей лиц, участвующих в деле, либо зависит от воли должно­стных лиц ВАС РФ и Генпрокуратуры РФ, либо зависит от обстоя­тельств, предусмотренных в ст. 192 АПК РФ.

Арбитражный процесс строится на той же системе правовых прин­ципов, что и гражданский процесс. Однако, содержание некоторых из них в арбитражном процессе проявляется иначе, чем в гражданском. Так, принцип "гласности" в арбитражном процессе означает, что слу­шание дела в закрытом судебном заседании возможно лишь в случаях, предусмотренных Федеральным Законом о государственной тайне, а также при необходимости сохранения коммерческой тайны и иной тайны, а также в других случаях, установленных Федеральным Законом. Принцип "равноправия сторон" в арбитражном процессе означа­ет, что организации равны в своих процессуальных правах и обязанно­стях независимо от форм собственности, места нахождения и подчиненности, а граждане-предприниматели равны в своих правах также, как и граждане РФ, которые не относятся к числу граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. Принцип "еди­ноначалия и коллегиальности" при рассмотрении дел в арбитражных судах РФ (ст. 14 АПК РФ) означает, что все экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, рассматриваются в АС первой инстанции единолично. А экономические споры о признании недействительными актов ненормативного характера государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий рассматриваются кол­легиально. Ни стороны, ни другие лица, участвующие в деле, не могут своим ходатайством изменить эти правила (что имеет место в граждан­ском процессе). Председателю арбитражного суда субъекта федерации предоставлено право обратить к коллегиальному рассмотрению любое дело по первой инстанции, подсудное этому арбитражному суду (ст. 14 АПК РФ). Принцип "устности судебного разбирательства" не закреплен в АПК РФ отдельной нормой как в ШК РФ. Однако совершенно очевидно, что весь ход судебного разбирательства в арбитражном суде ведется в устной форме, без которой не может быть гласности самого арбитражного процесса.

Ст. 6 Федерального Закона закрепляет "основные принципы" дея­тельности арбитражных судов РФ: "законность", "независимость судей", "равенство организаций и граждан перед законом и судом", "состязательность" сторон", "их равноправие", "гласность". Такого законодатель­ного закрепления "основных принципов" в гражданском процессе нет и это, видимо, правильно, потому что провозглашение одних принци­пов перед другими в качестве основных умаляет значение последних в выполнении основной задачи правосудия — защиты субъективного права и охраняемого законом интереса.

Как и в гражданском процессе определяющим признаком участника арбитражного процесса (субъекта гражданских процессуальных отно­шений) является та функция, которую он выполняет в своей процес­суальной деятельности: защита своих прав и интересов, надзор за законностью, действие в правильном и быстром рассмотрении спора, рассмотрение спора по существу и т.д. Всех участников арбитражного процесса можно классифицировать на три группы:

а) рассматривающих и разрешающих экономические споры;

б) лиц, участвующих в деле;

в) лиц, способствующих разрешению экономического спора.

К первой группе относятся судьи арбитражных судов всех уровней (судебные составы), действующие в соответствии с теми полномочия­ми, которые предоставлены им Федеральным Законом и АПК РФ. Юридический интерес арбитражного суда состоит в вынесении закон­ного и обоснованного судебного решения. Это обязанность суда по отношению к государству и вытекает из конституционного права на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ).

Выделение арбитражного суда (судей) в особую группу участников арбитражного процесса диктуется формой реализации права. Если все остальные участники арбитражного процесса используют, исполняют или соблюдают нормы права, то арбитражный суд их применяет. Именно правоприменительная деятельность арбитражного суда (судей) и позволяет выделить их в отдельную группу из числа лиц, участвующих в деле.

Ко второй группе участников арбитражного процесса относятся лица участвующие в деле, отличительным признаком которых является наличие у них юридического интереса (как материально-правового, так и процессуально-правового). К лицам, участвующим в деле, законода­тель относит стороны, третьи лица, заявителей и заинтересованных лиц в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и в делах о банкротстве, прокурора, государственные органы, органы ме­стного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов (ст. 32 АПК РФ).

К третьей группе относятся все остальные участники арбитражного процесса, у которых юридический интерес в деле отсутствует. АПК РФ называет их иными участниками арбитражного процесса и относит к ним свидетелей, экспертов, переводчиков и представителей (ст. 43 АПК РФ).

В отличие от гражданского процесса понятие сторон, а также истца и ответчика определено в законе. Сторонами в деле являются истец и ответчик. Истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в своих интересах, или в интересах которых предъявлен иск. Ответчиками являются организации и граждане, к которым предъяв­лено исковое требование (ст. 34 АПК РФ). В арбитражном процессе законодатель не выделил виды судопроизводств, считая, что все дела в арбитражном суде рассматриваются в порядке искового производства. Из этого следует, что стороны (истец и ответчик) присутствуют во всех делах, подведомственных арбитражному суду, и единственным средст­вом защиты права в арбитражном суде является иск.

Объем процессуальных прав сторон в арбитражном процессе такой же, как и в гражданском. Нарушение любой из сторон своих процес­суальных обязанностей влечет за собой либо установленные в АПК РФ санкции, либо невыгодные юридические последствия. Но АПК РФ не содержит такой общей санкции, которая предусмотрена в ст. 92 ГПК РФ по поводу заявления необоснованного иска, необоснованного спора против иска или систематического противодействия правильному и быстрому рассмотрению и разрешению спора.

В арбитражном процессе, как и в гражданском, действуют инсти­туты процессуального соучастия, процессуального правопреемства, а также замены ненадлежащей стороны в деле, причем каких-либо принципиальных разногласий в регулировании этих институтов нет.

Если в законодательстве о государственном арбитраже институт третьих лиц отсутствовал, несмотря на все попытки ученых и практиков обосновать его целесообразность, то по действующему законодатель­ству этот институт получил полное право на существование. В арбит­ражном процессе могут выступать и третьи лица с самостоятельными требованиями на предмет спора и третьи лица без самостоятельных требований, причем опять-таки правовое регулирование и тех и других в АПК РФ аналогично ГПК РФ.

Как и в процессе, в арбитражном процессе прокурор выполняет свою основную функцию — осуществление надзора за законностью в деятельности арбитражного суда и всех участников при рассмотрении конкретного экономического спора. Однако способы, которыми про­курор призван выполнять эту свою функцию, сводятся лишь к возбуж­дению дела и принесению протестов в порядке надзора.

Поскольку прокурор является лицом, участвующим в деле, он может обра­щаться в апелляционную и кассационную инстанции, но не с протестом, а с подачей соответствующей жалобы.

Возбуждать дела в АС субъектов Федерации могут лишь прокурор соответствующего субъекта Федерации и его заместители, а в ВАС РФ только Генпрокурор и его заместители. Последние имеют также право на принесение протестов в порядке надзора.

Обращение прокуроров в арбитражный суд законодатель ограни­чивает защитой государственного или общественного интересов, что может далеко неоднозначно толковаться прокуратурой применительно к конкретному экономическому спору и, кроме того, отказ истца от иска, предъявленного прокурором связывает последнего, так как в этом случае такой отказ влечет за собой оставление иска без рассмотрения, и прокурор не имеет права настаивать на дальнейшем рассмотрении дела, несмотря на защиту государственного или общественного инте­ресов.

Ст. 42 АПК РФ предусматривает, что государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов. Участие этих органов в арбитражном процессе аналогично участию прокуратуры с той лишь разницей, что прокуратура может возбудить любое дело, если усмотрит нарушение государственного или обще­ственного интересов, а органы, перечисленные в ст. 42 АПК РФ связаны Федеральными Законами, где прямо предусматривается их право на обращение в арбитражный суд.

Если гражданин-предприниматель как физическое лицо может самостоятельно представлять и защищать свои интересы в арбитражном суде и прибегает к услугам судебных представителей (как правило, адвокатов или сотрудников коммерческих юридических фирм) в целях получения от них квалифицированной юридической помощи, то орга­низации, как юридические лица, могут выступать в арбитражном суде не иначе, как через своих представителей.

В арбитражном процессе существует два вида судебного предста­вительства юридических лиц: законное и договорное. В первом случае представителем является орган юридического лица (руководитель ор­ганизации), во втором в качестве представителей могут выступать юрисконсульт, любой сотрудник предприятия (бухгалтер, экономист, коммерческий директор и т. д.), если отсутствует юридическая служба, адвокаты, действующие на основании договора контрактации, а также сотрудники коммерческих юридических фирм.

Судебное представительство в арбитражном процессе регулируется по тем же правилам, что и судебное представительство в гражданском процессе, но в отличие от последнего нельзя согласиться с отсутствием юридического интереса в полном объеме у ряда судебных представи­телей в арбитражном процессе. Так юрисконсульты и другие сотруд­ники организации, не говоря уже о руководителе организации, выступая в арбитражном суде от имени последней, обладают как материально-правовым, так и процессуально-правовым интересом в деле. И высту­пают как собственно сторона в деле с полным набором необходимых правомочий, в том числе и распорядительных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.