КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вербальные практические
Субтесты Субтесты 1, Осведомленность 2. Дом животного 3. Словарный запас 4. Завершение картинок 5. Арифметика 6. Лабиринты 7. Нахождение 8". Геометрические сходства схемы 9. Понимание 10. Кубики Коса х 11. Предложения (альтернативный) «Предложения* — тест на запоминание, заменивший субтест повторения цифровых рядов из WISC. От ребенка требуется вслед за экспериментатором повторять произносимое предложение. Этот субтест можно использовать вместо любого субтеста из.вербальной шкалы или предъявить как дополнительный для получения более точной диагностической информации. Субтест «Дом животного» сходен с субтестами шифровки цифр. В этой группе заданий ребенку предъявляется карта с изображением собаки, цыпленка, рыбы и кошки. В верхней части карты размещаются картинки-ключи со вставленными в них различного цвета цилиндриками (дом животного). От ребенка требуется расставить домики по соответствующим изображениям животных. Оценка зависит от времени выполнения и количества ошибок. В тесте «геометрические схемы» требуется с помощью цветного карандаша скопировать 10 простых чертежей. Для рассмотренных трех вариантов В, и. и. ш. существуют сокращенные формы, включающие 4-6 субтестов, коэффициенты корреляции которых с основными вариантами составляют 0,8-0,9. Среди них можно указать на Краткий Векслера Рис. 15. Образец «профиля интеллекта» по WAIS интеллекта тест (Reduzierter Wechsler Intelligenztest, WIP) — сокращенный вариант гамбургской редакции основного теста [HAWIK), состоит из четырех субтестов. Разработаны нормы для пациентов психиатрических клиник (в возрасте от 15 до 60 лет) и здоровых лиц (от 10 до 79 лет). Тест стандартизирован на материале обследования 947 больных и 124 здоровых испытуемых. Показатели корреляции с основной формой теста (НА WIK) составляют по отдельным субтестам от 0,89 до 0,97. Коэффициенты надежности (по методу Кьюдера—Ричардсона), определенные на основании данных обследования 305 больных и 197 здоровых лиц, варьируют от 0,53 до 0,89. Показатели внутренней согласованности заданий теста для психиатрических пациентов оказываются существенно выше, чем для здоровых. Имеются сведения о конвергентной и дискриминантной валидности (см. Валидность конструктная). Так, показатели корреляции WIP с Амтхауэра интеллекта структуры тестом достигают 0,83; Векслера памяти шкалой — 0,38 (от 0,23 до 0,46 по отдельным субтестам), Бентона визуальной ретенции тестом — 0,35 (0,22—0,60). Имеется англоязычный вариант WJP(K. Мак-Нью-мар, 1950). Эти формы находят использование лишь в исследованиях, направленных на приблизительный отбор испытуемых (см. Отсеивание). Одним из важных достоинств В. и. и. ш. является возможность качественного анализа и интерпретации характера выполнения испытуемым заданий субтестов. При использовании сокращенной программы обследования качественные наблюдения невозможны. Традиционно психометрическая часть обработки результатов обследования с помощью рассматриваемых шкал предусматривает подсчет оценок первичных по каждому из применявшихся вербальных и практических субтестов. Согласно таблицам переходов «сырых» показателей в оценки шкальные, могут быть получены стандартные оценки результатов выполнения каждого отдельного субтеста. Эти данные могут быть представлены в виде профиля (рис. 15). Оценки отдельных субтестов рассчитаны по шкале с характеристиками: М = 10, s = 3. По суммам «сырых» оценок (отдельно вербальной и невербальной частей теста) с помощью специальных таблиц определяются шкальные оценки /Q-вербального, /Q-не-вербального и общего /(^-показателя. Оценки по этим трем показателям выражены в единицах IQ-показателя стандартного (М = 100, s = 15). Интерпретация /(^-показателей по Векслеру проводится в соответствии со схемой, приведенной в табл. 1. Таблица I Классификация /^-показателей по Векслеру
Количественная интерпретация результатов исследований с помощью В. и. и. ш. включает некоторые специальные приемы. Так, при анализе показателей WAIS может быть определен индекс возрастного снижения некоторых интеллектуальных функций. Опираясь на экспериментальные данные, Д. Векслер разделяет субтесты на основные, результа-ты которых мало изменяются с возрас- Таблица 2 Функции интеллекта, определяемые субтестами шкал Векслера
том испытуемых (словарный, осведомленность, составление фигур, обнаружение недостающих деталей), и те, которые чаще обнаруживают с возрастом ухудшение результатов относительно стандартов (воспроизведение цифр, обнаружение сходства, шифровка, кубики Коса). Сравнением показателей в этих условно выделяемых группах субтестов определяется коэффициент детериорации, или ущерба (DQ): где ТНР — шкальные показатели по субтестам с практически неизменными ре- зультатами; ТПР — показатели результатов с переменными результатами. Наибольший интерес представляет качественная интерпретация структуры уровня развития определенных функций интеллекта, а также оценка комплексных интеллектуально-личностных особенностей испытуемого. При конструировании шкал Д. Векс-лер исходил из стремления отразить в заданиях теста не только интеллектуальные, но и прочие факторы, от которых зависит эффективность проявления интеллекта. Характеристика функциональной направленности отдельных групп заданий В. и. и. ш. и факторов, влияющих Таблица 3
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |