КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Требования к специалистам-непсихологам
Требования к специалистам-непсихологам 4.1. В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр. 4.2. Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости). Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами. 4.3. Пользователь-непсихолог должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. Комментарий. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний по психодиагностике или специальной подготовки по овладению методикой, то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики. 4.4. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам. Б. Стандартные требования к психологическим тестам* Настоящие «Стандартные требования...» предназначены для разработчиков и пользователей психологических тестов и психодиагностических методик. Применение «Стандартных требований* при создании теста обеспечивает создание надежного и валидного психодиагностического инструментария, соответствующего мировым требованиям. Пользователям данные «Стандартные требования...» дают возможность определить качество используемых ими методик. Настоящие «Стандартные требования...» содержат нормы, которым должны отвечать стандартизированные психологические тесты и руководства. Предполагается, однако, что настоящие требования приложимы к любой процедуре оценивания, средствам оценивания и пособиям по оцениванию, т. е. к любой стандартизированной основе составления заключений о свойствах людей. Психологический тест является специфическим видом процедуры оценивания. Его можно понимать как совокупность за- * Текст воспроизводится по: Рукавишников А. А., Соколова М. В. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. — Ярославль: Дебют, 1991. - дании или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. К тестам относятся стандартизированные инструменты измерения способностей и достижений, вопросники интересов, опросники личностные, проективные методики и многие другие методы изучения личности. Стандартные требования приложимы как к бланковым, так и к компьютерным вариантам тестов. Но они не в полной мере отражают требования к перепроверь ке теста при создании его компьютерного варианта. Изложенные в «Стандартных требованиях...» нормы подразделяются по трем уровням обязательности их соблюдения. 1) Существенные требования касаются тех характеристик и параметров теста, наличие которых наиболее необходимо для создания новых тестов, а также для их использований. Если некоторое существенное требование в данном тесте невыполнимо, пользователь должен знать, что исследование теста в этом отношении не завершено. В таком случае нужна ссылка на невозможность или ненужность выполнения какого-либо общепринятого суще- ственного требования в данном тесте. Часть этих требований может быть прило-жима только к отдельным видам тестов. 2) Требования, обозначенные как очень желательные, обращают внимание на виды информации или деятельности, которые в большой степени содействуют пониманию теста или компетентному его применению. В отличие от существенных требований, необходимость очень желательных рекомендаций не является общепринятой. 3) Остальные рекомендации представлены как желательные для соблюдения (в тексте обозначение требований: существенно; очень желательно; желательно). «Стандартные требования к психологическим тестам», созданные в НПЦ «Психодиагностика* АН СССР и утвержденные научно-техническим советом центра, обязательны для методик, разрабатываемых в центре, и для авторов, сотрудничающих с НПЦ «Психодиагностика». Все алгоритмы создания новых тестов и адаптации существующих отражены в «Руководстве по созданию психологических тестов», а также в составленном НПЦ «Психодиагностика».
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |