КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровень Б
Контроль компетентности в тестировании профессиональной пригодности Базовые разделы включают общие теоретические вопросы и фундаментальные знания, предположительно обеспечивающие пользователю такой уровень понимания проблем исследования личности, который является необходимым для видения конкретного инструмента в соответствующем контексте. Базовый раздел 1. Теория личности (вес ■ I) Может ли испытуемый: 1. Дать определение понятию «личность» и объяснить различия между имплицитной (обыденной, «наивной») и эксплицитной (научно обоснованной, экспериментальной) моделями личности. 2. Дифференцировать понятия темперамента (личности), мотивации (потребностей, интересов и устремлений), ценностей, отношений, убеждений и способностей. 3. Обсудить воздействие наследственных факторов и внешних условий (таких, например, как культура и образование) на развитие личности. 4. Описать ключевые отличия подходов к описанию и объяснению межличностных различий представителями теории социального научения, а также психометрического, психоаналити- ческого, гуманистического направлений в психологии. 5. Описать особенности и привести примеры типологического и «координатного» (аксиального, дименсионально-го) подходов к исследованию личности и объяснить ограничения каждого из них. Базовый раздел 2. Методы исследования личности (вес = 2) Может ли экзаменуемый: 1. Описать основные преимущества и ограничения ведущих подходов к исследованию личности и привести примеры типичного инструментария, разра-" ботанного в рамках этих подходов. 2. В общих чертах описать основные источники и возможности появления специфических ошибок и искажений, присущих методам исследования личности, которые разработаны в рамках основных подходов. 3. Описать, как подобные искажения можно контролировать или свести к минимуму. 4. Объяснить, как искажения проявляют себя также и в неформальных методах получения информации о личности (в реальном межличностном взаимодействии, при проведении интервью и т. п.). 5. Привести примеры инструментов, предназначенных для измерения черт и состояний, объяснить их различия. 6. Описать такую факторную модель личности, как «Большая Пятерка», и привести пример того, как можно шкалы двух тестов спроецировать в факторное пространство этой модели. 7. Дать определение ипсативному шкалированию и привести пример двух тестов, в которых оно применяется. 8. Объяснить опасность доверия к ложной валидности на примере эффекта Барнума, оценки адекватности результатов тестирования самим испытуемым, буквальной интерпретации и переноса названий шкал на оценку поведения. 9. Привести примеры псевдонаучных процедур оценки личности, имеющих высокую внешнюю валидность (степень принятия испытуемым) или воспринимаемых обычными людьми как убедительные, которые в действительности валидностью не обладают, а также указать на опасности, связанные с их использованием. Освещение подходов к исследованию личности должно включать: • процедуры, основанные на самоотчете; • экспертные оценки; • групповую или индивидуальную ситуационную оценку; • проективные методы; • наблюдение за поведением; • «объективные тесты»; • физиологические показатели; • репертуарные решетки. Использование тестов: разделы 3, 4и5 Компетентность в использовании тес-тов следует оценивать в связи с реальным конкретным инструментом или инструментами. Основное внимание при оценке следует уделить способности экзаменуемого как практического психолога продемонстрировать хорошее понимание сильных и слабых сторон инструмента, корректное применение инструмента в различных контекстах обследования, учет полученной с его помощью информации в соответствии с данными о кандидате из других источников. Разделы 3 и 4 требуют свидетельства компетентности в интерпретации результатов и обеспечении обратной связи как клиенту, так и кандидатам в каждом из двух типов контекста: 1. Ориентированном на нужды клиента или его организации, когда первоочередной целью обследования выступает необходимость предоставления клиенту информации о кандидате: а) Подготовка отчета для клиента для проведения отбора, продвижения или формирования рабочих групп. б) Обеспечение обратной связи кандидатам относительно вышеуказанного. % Ориентированном на нужды кандидата, когда первоочередной целью обследования выступает необходимость предоставления кандидату информации о нем самом: а) Подготовка отчета клиенту информации о потенциале развития/ карьеры и т. п. кандидата. б) Обеспечение обратной связи кандидатам относительно вышеуказанного. Совершенно очевидно, что ситуации, в которых возникает необходимость ориентироваться на интересы кандидата, имеют место и в тех случаях, когда: а) Предоставление обратной связи организации-клиен- ту не является корректным шагом; б) клиент и кандидат одно и то же лицо. Собранные свидетельства должны охватывать оба указанных типа условий и включать как примеры устной обратной связи кандидату, так и письменной обратной связи кандидату и клиенту. Получение свидетельств должно протекать в условиях, приближенных к рабочим. Если не представляется возможным получение достаточных свидетельств для удовлетворения данных требований при использовании одного инструмента, допустимо собирать свидетельства на основании применения нескольких инструментов. Общий вес = 8. Использование тестов: раздел 3. Проведение тестирования (вес = 1) Может ли экзаменуемый: 1. Правильно информировать кандидата относительно характера психологического обследования, причин его использования, условий, в которых оно будет проводиться, а также характера ожидаемой обратной связи. 2. Уверить его в конфиденциальности получаемых данных, характера их использования и хранения. 3. Обеспечить получение «информированного согласия» испытуемого. 4. Получить от испытуемого необходимые социально-демографические данные. 5. Продемонстрировать способность провести обследование с помощью инструмента, уделяя должное внимание необходимости установить контакт с испытуемым, побудить к откровенным ответам и поддерживать необходимый темп тестирования. 6. Вести соответствующие записи и фиксировать информацию для отчетности, а также для исследовательских целей и в исследовательских целях,
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |