Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень Б




Контроль компетентности в тестировании профессиональной пригодности

Базовые разделы включают общие те­оретические вопросы и фундаментальные знания, предположительно обеспечиваю­щие пользователю такой уровень понима­ния проблем исследования личности, ко­торый является необходимым для видения конкретного инструмента в соответству­ющем контексте.

Базовый раздел 1. Теория лично­сти (вес ■ I)

Может ли испытуемый:

1. Дать определение понятию «лич­ность» и объяснить различия между имплицитной (обыденной, «наи­вной») и эксплицитной (научно обо­снованной, экспериментальной) мо­делями личности.

2. Дифференцировать понятия темпе­рамента (личности), мотивации (по­требностей, интересов и устремле­ний), ценностей, отношений, убежде­ний и способностей.

3. Обсудить воздействие наследствен­ных факторов и внешних условий (та­ких, например, как культура и обра­зование) на развитие личности.

4. Описать ключевые отличия подходов к описанию и объяснению межлично­стных различий представителями те­ории социального научения, а также психометрического, психоаналити-

ческого, гуманистического направле­ний в психологии.

5. Описать особенности и привести при­меры типологического и «координат­ного» (аксиального, дименсионально-го) подходов к исследованию личнос­ти и объяснить ограничения каждого из них.

Базовый раздел 2. Методы иссле­дования личности (вес = 2)

Может ли экзаменуемый:

1. Описать основные преимущества и ог­раничения ведущих подходов к иссле­дованию личности и привести приме­ры типичного инструментария, разра-" ботанного в рамках этих подходов.

2. В общих чертах описать основные ис­точники и возможности появления специфических ошибок и искажений, присущих методам исследования лич­ности, которые разработаны в рамках основных подходов.

3. Описать, как подобные искажения можно контролировать или свести к минимуму.

4. Объяснить, как искажения проявля­ют себя также и в неформальных ме­тодах получения информации о лич­ности (в реальном межличностном взаимодействии, при проведении ин­тервью и т. п.).

5. Привести примеры инструментов, предназначенных для измерения черт и состояний, объяснить их различия.

6. Описать такую факторную модель личности, как «Большая Пятерка», и привести пример того, как можно шкалы двух тестов спроецировать в факторное пространство этой модели.

7. Дать определение ипсативному шка­лированию и привести пример двух тестов, в которых оно применяется.

8. Объяснить опасность доверия к лож­ной валидности на примере эффекта Барнума, оценки адекватности ре­зультатов тестирования самим испы­туемым, буквальной интерпретации и переноса названий шкал на оценку по­ведения.

9. Привести примеры псевдонаучных процедур оценки личности, имеющих высокую внешнюю валидность (сте­пень принятия испытуемым) или вос­принимаемых обычными людьми как убедительные, которые в действи­тельности валидностью не обладают, а также указать на опасности, связан­ные с их использованием.

Освещение подходов к исследованию личности должно включать:

• процедуры, основанные на самоот­чете;

• экспертные оценки;

• групповую или индивидуальную си­туационную оценку;

• проективные методы;

• наблюдение за поведением;

• «объективные тесты»;

• физиологические показатели;

• репертуарные решетки.

Использование тестов: разделы 3, 4и5

Компетентность в использовании тес-тов следует оценивать в связи с реальным

конкретным инструментом или инстру­ментами. Основное внимание при оценке следует уделить способности экзаменуе­мого как практического психолога про­демонстрировать хорошее понимание сильных и слабых сторон инструмента, корректное применение инструмента в различных контекстах обследования, учет полученной с его помощью информации в соответствии с данными о кандидате из других источников.

Разделы 3 и 4 требуют свидетельства компетентности в интерпретации резуль­татов и обеспечении обратной связи как клиенту, так и кандидатам в каждом из двух типов контекста:

1. Ориентированном на нужды клиента или его организации, когда первооче­редной целью обследования выступа­ет необходимость предоставления клиенту информации о кандидате:

а) Подготовка отчета для клиента для проведения отбора, продвижения или формирования рабочих групп.

б) Обеспечение обратной связи канди­датам относительно вышеуказан­ного.

% Ориентированном на нужды кандида­та, когда первоочередной целью об­следования выступает необходимость предоставления кандидату информа­ции о нем самом:

а) Подготовка отчета клиенту инфор­мации о потенциале развития/ карь­еры и т. п. кандидата.

б) Обеспечение обратной связи канди­датам относительно вышеуказан­ного.

Совершенно очевидно, что ситуации, в которых возникает необходимость ориен­тироваться на интересы кандидата, имеют место и в тех случаях, когда: а) Предостав­ление обратной связи организации-клиен-

ту не является корректным шагом; б) кли­ент и кандидат одно и то же лицо.

Собранные свидетельства должны ох­ватывать оба указанных типа условий и включать как примеры устной обратной связи кандидату, так и письменной обрат­ной связи кандидату и клиенту. Получе­ние свидетельств должно протекать в ус­ловиях, приближенных к рабочим.

Если не представляется возможным получение достаточных свидетельств для удовлетворения данных требований при использовании одного инструмента, допу­стимо собирать свидетельства на основа­нии применения нескольких инструмен­тов.

Общий вес = 8.

Использование тестов: раздел 3. Проведение тестирования (вес = 1)

Может ли экзаменуемый:

1. Правильно информировать кандидата относительно характера психологи­ческого обследования, причин его ис­пользования, условий, в которых оно будет проводиться, а также характе­ра ожидаемой обратной связи.

2. Уверить его в конфиденциальности получаемых данных, характера их ис­пользования и хранения.

3. Обеспечить получение «информиро­ванного согласия» испытуемого.

4. Получить от испытуемого необходи­мые социально-демографические дан­ные.

5. Продемонстрировать способность провести обследование с помощью инструмента, уделяя должное внима­ние необходимости установить кон­такт с испытуемым, побудить к откро­венным ответам и поддерживать необ­ходимый темп тестирования.

6. Вести соответствующие записи и фик­сировать информацию для отчетнос­ти, а также для исследовательских целей и в исследовательских целях,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.