КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Список принятых сокращений и условных обозначений 2 страница
VII. Выбор фигур (FS) — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры (рис. 2). При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на части. Количество заданий — 20. Время выполнения — 7 мин. VIII. Задание с кубиками (WU) — исследуются показатели, близкие по характеру измеряемым VII-м субтестом. В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами (рис. 3). Время решения — 9 мин.
Рис. 2. Образец заданий из субтеста VII «выбор фигур» Амтхауэра интеллекта структуры теста Рис. 3. Образец заданий из субтеста VIII «задание с кубиками» Амтхауэра интеллекта структуры теста IX. Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (ME). Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям, напр. цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр. Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы — 3 мин.). Кроме того, испытуемых предупреждают о том, что в ряду из пяти слов, где нужно найти заученное, это слово должно занимать то же порядковое место, что и в таблице. Напр., ряд, где требуется найти заученное слово: а) зебра, б) гладиолус, в) гравюра, г) ласточка, д) нож. Правильным решением будет выбор слова «зебра». Время выполнения 20 заданий — б мин. Всего в А. и. с. т. обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) — 90 мин. При подсчете «сырых» оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в оценки шкальные, таким образом структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности выполнения отдельных групп заданий (рис. 4). Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в общую оценку уровня интеллекта.
Рис. 4. Бланк обследования и «профили интеллекта» Амтхауэра интеллекта структуры теста А. и. с. т. имеет три параллельные формы теста (А, В, С), модификация IST70 — четыре формы (А1 , В2, С3, D4). А. и. с. т. разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами психодиагностики профессиональной, рекомендаций по выбору профессии, анализа профессиональной пригодности. При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных «центров тяжести» — речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти и др. Р. Амтхауэр (1953) отмечал тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, ее волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами. При отборе тестовых заданий автор руководствовался двумя основными принципами: обеспечением максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий. Среднее значение коэффициента корреляции между группами заданий и общим результатом — 0,65 (0,80-0,45), средний показатель интеркорреляции субтестов — 0,36 (0,62-0,20). Коэффициент надежности ретестовой А. и. с. т. (интервал повторного исследования — 1 год) — 0,83-0,91. Коэффициенты надежности параллельных форм — 0,95, надежности частей теста (метод расщепления) — 0,97. Валидность критериальная по корреляции с успеваемостью — 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития — 0,62 (выборка валидизации — 350 испытуемых). Тест имеет высокие показатели валидности текущей и валидности прогностической, определенной по методу контрастных групп. Адаптированный вариант А. и. с. т. под названием «тест-Су» нашел широкое применение в Эстонии для изучения уровня интеллектуального развития учащихся средней школы (X. И. Лийметс с соавт., 1974). Опубликованы материалы об использовании неполного варианта теста (исключен один из субтестов) при обследовании учащихся 7-10 классов городских и сельских школ (М. К. Акимова с соавт., 1984). Получены данные о достаточно высокой надежности и валидности неполного варианта А. и. с. т. В этом исследовании авторы вводят понятие «социально-психологической нормы», которая определяется как система требований общества к психическому развитию индивида (К. М. Гуревич с соавт., 1986). В этом случае оценка результатов тестирования должна исходить из степени близости к социально-психологическим нормам, которые дифференцируются в образовательно-возрастных границах и должны прийти на смену традиционным статистическим нормам. АССОЦИАЦИИ СЛОВЕСНОЙ ТЕСТ (Word Association Test) — предтеча проективных методик исследования личности. Изучение ассоциаций началось задолго до возникновения научной психологии и восходит к Аристотелю и Т. Гоббсу. А. с. т. впервые описан и систематизирован Ф. Гальтоном (1879) в связи с задачей изучения «ассоциации идей». В дальнейшем он получил развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892), К. Юнга (1906), Г. Кента и А. Розанова (1910), В. Вундта (1911), А. Р. Лурии (1932), Д. Рапапорта с сотр. (1946). Стимульный материал А. с. т. состоит из списка не связанных между собой слов (слова-стимулы), при прочтении каждого из них обследуемый должен как можно быстрее произнести первое пришедшее на ум слово (слова-ассоциации). Фиксируется время реакции и любые другие особенности поведения обследуемого. Для проведения А. с. т. необходимо располагать полученными на репрезентативной выборке данными об обычных, наиболее часто встречающихся словах-ассоциациях, а также средних величинах времени реакции. Наиболее широко распространенный в зарубежных исследованиях стандартизированный вариант А. с. т. разработан Г. Кентом и А. Розановым и состоит из 100 словстимулов. Интерпретация полученных результатов зависит от теоретических взглядов исследователей, использовавших А. с. т. Так, согласно К. Юнгу, по характеру ассоциаций, времени реакции, общему поведению обследуемого можно судить о его скрытых аффективных комплексах. В центре внимания Д. Рапапорта находятся психосексуальные проблемы. Большинство же исследователей сегодня склонны рассматривать А. с. т. в качестве индирективного приема изучения интересов и установок личности. В некоторых исследованиях объективизация получаемых с помощью А. с. т. данных достигается параллельным замером психофизиологических показателей (А. Р. Лурия, 1932). А.с.т. стимулировал появление таких проективных методик, как «Завершение предложения» методики. Вопрос о валидности А. с. т. не может быть решен однозначно, вне соотнесения с теоретическими позициями разрабатывавших его авторов. Напр., в работах Э. Крепелина было показано влияние на ассоциативный процесс утомления, приема лекарственных препаратов, и в этом случае тест валиден. Рапапорт с соавт. связывал особенности ассоциаций с различными психоаналитическими комплексами, сам факт существования которых не доказан. Имеются данные о достаточно высокой надежности ретестовой некоторых вариантов А. с. т. Возможно применение теста для группового исследования. В СНГ А. с. т. достаточно широко используется в клинико-психологических исследованиях (В. М. Коган, М. С. Роговин, 1961), а также в психолингвистике, социальной и других областях психологии. АТТИТЮДОВ ДЕТЕЙ ТЕСТ (название условное; общепринятое в литературе не обнаружено) — проективная методика исследования личности. Опубликована Д. Каган и Д. Лемкин в 1960 г. и предназначена для обследования детей. Стимульный материал А. д. т. состоит из 10 стандартных таблиц — рисунков (отдельно для мальчиков и девочек). На каждом рисунке изображен ребенок, который вступает в контакт с другим человеком, последний на картине изображен не полностью, представлен лишь фрагмент его тела. Напр., нарисован ребенок, который хочет снять с полки игрушку, но сделать самостоятельно не может. После предъявления картинки обследуемого спрашивают о том, кому принадлежит рука, оказывающая помощь (или, наоборот, препятствующая чему-либо). А. д. т. прежде всего ориентирован на изучение аттитюдов детей по отношению к родителям (см. также Детской апперцепции тест, Джексон тест семейных установок, Жиля тест-фильм, Семейных отношений тест). Сравнение результатов, полученных с помощью А. д. т., с данными, собранными в беседах с детьми, их родителями и воспитателями, свидетельствует о достаточно высокой валидности теста. Сведений об использовании в СНГ не имеется.
-Б- БАРНУМА ЭФФЕКТ — см. Валидность иллюзорная. БАССА—ДАРКИ ОПРОСНИК (Buss— Durkey Inventory) — опросник личностный, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Б.—Д. о. состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Примеры утверждений: 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому. 15. Я часто бываю не согласен с людьми. 48. Если я разозлюсь, то могу ударить кого-либо. 75. Я лучше соглашусь с чем-либо, но не стану спорить. Каждое утверждение относится к одному из восьми т. н. индексов форм агрессивных или враждебных реакций: 1. Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия — агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и агрессия без направленности (взрыв ярости, проявляющийся в крике, битье кулаками по столу и т. п.). 3. Склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. 4. Негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитетов или руководства; это поведение в границах от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся традиций или законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. 6. Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении в том, что окружающие намерены причинить вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств через форму (ссора, крик и т. п.) и содержание словесных угроз (проклятия и т. п.). 8. Чувство вины — убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести. Исходя из этого, вышеприведенные утверждения будут иметь такие индексы — 1, 7, 1, 7. По числу совпадений с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций. Суммирование индексов 1, 2, 7 дает общий индекс агрессивности, а сумма индексов 6 и 5 — индекс враждебности. Б.—Д. о. широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Оспросник используется и в отечественных работах (С. Н. Ениколопов, 1989 и др.), однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений (см. Установки на ответ), а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога. БЕЛЛА ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТИ ОПРОСНИК (Bell Adjustment Inventory) — опросник личностный. Опубликован Г. Беллом в 1938 г. и предназначен для обследования школьников и студентов. Позднее издан вариант для обследования взрослых. Окончательный вариант появился в 1962 г. Б. п. о. направлен на диагностику затруднений в различных «областях приспособляемости». Состоит из 200 вопросов, относящихся к 6 сферам приспособляемости, на основании которых выделяется 6 шкал: a) Приспособляемость в семье. Лицам с высокими баллами по этой шкале присуще чувство неудовлетворенности семейными отношениями; с низкими баллами — наоборот. Примеры вопросов: — Хотелось ли Вам иногда уйти из дома? — Казалось ли Вам когда-нибудь, что Ваши знакомые более счастливы в семье, чем Вы? b) Приспособляемость к болезням, травмам и т. п. Лица с высокими баллами по этой шкале либо в действительности имеют проблемы со здоровьем, либо чрезмерно внимательны к своему организму. Лица с низкими баллами отличаются хорошей приспособляемостью в сфере «здоровье». Примеры вопросов: — Часто ли у Вас болит голова? — Предрасположены ли Вы к гриппу? c) Уживчивость. Лица с высокими баллами по этой шкале уживчивы, скромны; с низкими — самоуверенны. Примеры вопросов: — Легко ли Вам попросить кого-либо помочь в чем-то? — Испытываете ли Вы смущение, когда приходите в зал, где все уже сидят? d) Эмоциональная уравновешенность. Лица с высокими баллами по этой шкале характеризуются эмоциональной неустойчивостью, с низкими — эмоциональной стабильностью. Примеры вопросов: — Легко ли Вы сердитесь? — Часто ли Вы волнуетесь? e) Враждебность. Лица с высокими баллами по этой шкале враждебны, критично настроены по отношению к другим людям; с низкими — дружелюбны. Примеры вопросов: — Часто ли Вас обманывал друг? — Верно ли, что многие люди Вас раздражают? f) Мужественность—женственность. Женщины с высокими баллами по этой шкале имеют мужские интересы, с низкими — женские; мужчины с высокими баллами — мужские интересы, с низкими — женские. Примеры вопросов: — Любите ли Вы носить пеструю одежду? — Читаете ли Вы спортивные сводки в газетах? Испытуемому предлагают дать на вопросы Б. п. о один из трех ответов: «да», «нет» или «не знаю». Возможны два варианта оценок приспособляемости: 1) описательные оценки («прекрасная», «хорошая», «средняя», «удовлетворительная», «неудовлетворительная»); 2) оценки в процентилях. Б. п. о. характеризуется достаточной валидностью и надежностью. В СНГ используется адаптированный вариант методики, разработанный А. А. Рукавишниковым, М. В. Соколовым (1991). БЕНДЕР ВИЗУАЛЬНО-МОТОРНЫЙ ГЕШТАЛЬТ ТЕСТ (Bender Visual Motor Gestalt Test) — методика исследования зрительно-моторной координации. Разработан Л. Бендер в 1938 г. Рис. 5. Бендер визуально-моторный гештальт тест (задания 1-8) Стимульный материал Б. в.-м. г. т. состоит из 9 стандартных карточек с изображенными на них геометрическими фигурами, предъявляемыми обследуемому в определенной последовательности (рис. 5). Изображения отобраны из серии фигур, предложенных одним из основателей школы гештальт-психологии М. Вертгеймером. Обследуемому предлагают воспроизвести каждое изображение по имеющемуся перед ним образцу и по памяти. Б. в.-м. г. т. используют в основном для выявления признаков органических поражений головного мозга, реже — для определения уровня интеллектуального развития. Это возможно потому, что графические движения характеризуются наиболее высокой степенью регуляции. Нарушения механизмов пространственного анализа и синтеза в первую очередь отражаются на графических движениях (см. Мира-и-Лопеца миокинетический психодиагноз). В зарубежных исследованиях показана высокая надежность и валидность теста. Б. в.-м. г. т. применяется также в качестве проективной методики исследования личности. При этом исходят из того, что стиль выполнения обследуемыми рисунков позволяет раскрыть особенности их личности. Напр., столкновение нарисованных фигур указывает на дезорганизацию, жирные линии являются, как правило, индикатором агрессивности, враждебности и т. п. Валидность и надежность теста при таком подходе к анализу полученной продукции не доказана. Имеется вариант Б. в.-м. г. т. для детей младшего возраста. Сведений об использовании в СНГ не имеется. БЕНТОНА ВИЗУАЛЬНОЙ РЕТЕНЦИИ ТЕСТ (Benton Test de Retention Visuelle) — методика исследования зрительной памяти, непосредственной репродукции, пространственного восприятия. Тест предложен А. Бентоном в 1952г. Методика может применяться для обследования как взрослых, так и детей (А. Анастази, 1982). Материал теста включает 10 карт, на которых изображены простые геометрические фигуры и их комбинации (рис. 6). Каждое задание предъявляется с экспозицией в 10 с, после чего испытуемый воспроизводит изображение на листе бумаги или специальном бланке. Успешность оценивают по числу правильно воспроизведенных изображений. Показатели успешности выполнения могут быть соотнесены с имеющимися нормативными данными (по шкале IQ-показателя стандартного), однако значительно более важное место в интерпретации результатов теста занимает качественный анализ характера ошибок, допущенных испытуемым. Имеется классификация типичных вариантов ошибок воспроизведения. Особое внимание при интерпретации результатов уделяется выделению типичных ошибок репродукции, симптоматичных для органического поражения головного мозга. Такими характерными ошибками могут быть: пропуск отдельных фигур, повторение фигур, инверсия и нарушение последовательности элементов, комбинации изображений, выраженные деформации, «слипание» изображений и др. (А. Бентон, 1952).
Рис. 6. Образцы заданий Бентона визуальной ретенции теста (а) и примеры их выполнения (б) Основное направление использования Б. в. р.т. — психодиагностическое обследование лиц с органической церебральной патологией, а также испытуемых пожилого и преклонного возраста. В клинической психодиагностике накоплен положительный опыт применения Б. в. р. т. при исследовании особенностей зрительной памяти и визуальной репродукции у больных шизофренией, эмоциональными расстройствами, с явлениями умственной отсталости. Имеются три эквивалентные формы Б. в. р. т. — С, D, Е (см. Параллельная форма теста), коэффициент надежности которых составляет 0,80. Разработаны две дополнительные усложненные формы F и I, каждая из которых содержит 15 заданий по 4 набора фигур. Б. в. р. т. применяют в качестве вспомогательной методики в диагностике мозговых поражений (В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1986).
БИНЕ—СИМОНА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА (Binet—Simon Intelligence Developpment Echelle) — тест интеллекта. Б.—С. у. р. ш. является родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня интеллектуального развития. Появлению Б.—С. у. р. ш. предшествовала публикация, посвященная проблемам психологии индивидуальности (А. Бине и В. Генри, 1896), в которой авторы критически оценивали исследования Ф. Гальтона и Дж. Кэттелла по «измерению ума». Отмечалось, в частности, что предлагаемые ими тесты ориентированы прежде всего на элементарные психические процессы, а потому неадекватно измеряют высшие психические функции, лежащие в основе интеллекта. В этой же работе были определены принципы построения нового теста. Первая редакция Б.—С. у. р. ш. была разработана А. Бине и Т. Симоном в 1905 г. в целях выявления умственно неполноценных детей, неспособных обучаться в обычных школах. Б.—С. у. р. ш. в первоначальном виде содержала 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся эмпирически, на основе данных выборки из 50 нормальных детей в возрасте 3-11 лет и незначительного числа детей, отстающих в развитии. Обследуемые с различными видами слабоумия не могли выполнить задания выше определенного уровня сложности. На этой основе и проводилась дифференциация. Авторами при отборе заданий в соответствии с их теоретическими положениями был сделан акцент на «сложные интеллектуальные процессы». Созданный тест рассматривался в качестве вспомогательного инструмента изучения интеллекта, общий показатель интеллекта не рассчитывался. В 1908 г. Б.—С. у. р. ш. была существенно пересмотрена. Количество тестов-заданий увеличилось, были устранены неудачные. Значительно расширена выборка стандартизации. В этом варианте теста авторы ставили более широкую задачу — помимо дифференциации детей на нормальных и слабоумных выделить разные уровни развития нормальных детей. Тесты-задания группировались по возрастным уровням, вводилось понятие умственного уровня, которое в различных переводах и переработках теста было заменено термином умственный возраст. В 1911 г. был опубликован модифицированный вариант Б.—С. у. р. ш. 1908 г. (см. Приложение IV). В этот вариант были внесены незначительные изменения: осуществлена перестановка отдельных тестов-заданий, введены новые задания, шкала продлена до уровня взрослого. Шкалы 1908г. и 1911 г. не предусматривали определения интеллекта коэффициента, что было сделано позднее. Несомненной заслугой А. Бине, а также В. Генри и Т. Симона являются выдвинутые ими важнейшие принципы измерения интеллекта, которые положены в основу современных тестов. Л. С. Выготский (1927), резко критикуя практическую и теоретическую ценность шкалы Бине и подобных тестов, отмечал, что «как идея, как методологический принцип, как задача, как перспектива это огромно». Шкалы Бине—Симона привлекли внимание психологов всего мира. Они были переведены на многие языки и очень широко использовались в начале века. Их дальнейшее развитие было осуществлено в работах Л. Термена (см. Станфорд—Бине умственного развития шкала). Б.—С. у. р. ш. получила широкое распространение в СССР в 20-30-е гг. (А.М. Шуберт, 1928 и др.). БЛАНК ОБСЛЕДОВАНИЯ — специальная форма фиксации результатов психодиагностического исследования. Предназначена как для учета результатов по отдельным методикам, так и для фиксации данных тематических исследований с помощью комплекса методов (карты обследования). Б. о. разделяются на рабочие листы для испытуемых, в которых обследуемый сам отмечает результаты решений задач теста или проставляет ответы на опросник, и формы для обработки и интерпретации данных обследования экспериментатором. Нередко оба вида Б. о. объединены в одном блоке. Б. о. — неотъемлемая часть инструментария тестов бланковых («тесты карандаша и бумаги»). Они обязательны для большинства тестов интеллекта, проективных методик, опросников личностных, а также всех тестов групповых. Конструктивное оформление Б. о. обеспечивает удобство и простоту работы испытуемого, сокращает непроизводительные затраты времени психодиагностического обследования, способствует правильному пониманию испытуемым инструкции, снижает количество случайных ошибок при работе обследуемого и оценке ее результатов. Культура составления Б. о. особенно важна при проведении массовых обследований. Имеется ряд правил для разработки Б. о.: Б. о. следует составлять таким образом, чтобы свести к минимуму непродуктивную работу испытуемого по отысканию места (пропуски в тексте, графы, шкалы и т. д.) для проставления ответа. Предпочтительно, по возможности, свести ответ к подчеркиванию, обведению кружком, обозначению простыми символами (напр. «+», «-» и т. д.). Это требование обязательно для задач закрытого типа. Бланк не должен быть перегружен цифрами, делениями, строками и другими обозначениями. Ответы на отдельные серии заданий (субтесты) должны выделяться на Б. о. отдельно. Там, где задания не разбиваются на группы и их количество велико, графы для ответов должны разделяться на отдельные блоки, напр, по 10-25 заданий. На бланке следует использовать то же название (обозначение), что и на тестовой тетради. В некоторых случаях эти обозначения должны отсутствовать (см. Валидность очевидная). На Б. о. должны быть предусмотрены места для проставления необходимых данных, таких как пол, возраст, семейное положение, образование, место работы и т. п. (если исследование не является анонимным), а также номера регистрации обследования и даты проведения. Иногда целесообразно кратко продублировать инструкцию по обследованию на бланке для испытуемого. Это требование обязательно при проведении группового обследования. При переходе к ответам на новую группу заданий необходимо поместить примеры заполнения граф. При использовании шаблонов для получения оценок первичных необходимо соответствующее оформление граф для ответов (чаще всего матрица). В методических материалах к методикам, как правило, предлагаются образцы Б. о. или дается описание условий его составления. В ряде психологических методик незначительное изменение внешнего вида бланка для испытуемого может существенно изменить результаты его работы. Так, показатели выполнения корректурной пробы будут значительно варьировать при применении бланков с различной величиной шрифта, формой букв, интервалом между строками, жирностью шрифта, оттенком бумаги и т. д. «БЛЕККИ» КАРТИНКИ (Blacky Pictures) — проективная методика исследования личности. Разработана Г. Блумом в 1949 г. Стимульный материал Б. к. состоит из 12 стандартных таблиц с выполненными в юмористическом стиле рисунками-ситуациями, в которые попадает маленькая собачка по кличке Блекки (рис. 7, 8). Другие животные, изображенные на рисунках, — родители Блекки и щенок неопределенного пола по кличке Типпи, являющийся братом (сестрой) Блекки. Обследование проводится так же, как и в тематической апперцепции тесте, с тем отличием, что перед демонстрацией каждой картинки следуют вводные замечания, уточняющие, какие персонажи изображены. После составления рассказа по картинкам обследуемому предлагают ответить на серию стандартных вопросов.
Рис. 7. Образец «Блекки» картинок Рис. 8. Пример «Блекки» картинок Тест направлен на оценку особенностей психосексуального развития, понимаемого с позиции психоанализа. Это определило и содержание рисунков (мотивы орального эротизма, анального садизма, комплекса Эдипа и т. п.). Вопрос о валидности Б. к. связан с мерой обоснованности в психоанализе концепции, определяющей тип личности из того, на какой стадии полового созревания фиксируется развитие индивидуума. Украинскими психологами начата работа по адаптации и валидизации методики (О. И. Морозова, 1997). БЛИЗНЕЦОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — метод установления сходства близнецов для оценки относительной роли наследственности и среды в появлении межиндивидуальных вариаций измеряемого признака. При этом сравнивают степень внутрипарного сходства генетически идентичных монозиготных (МЗ) и неидентичных дизиготных (ДЗ) близнецов. Начало Б. и. положено трудами Ф. Гальтона (1876). Предполагается примерное равенство постнатальных воздействий среды на близнецов, входящих как в МЗ, так и в ДЗ пару. Из этого следует, что если по какому-либо признаку МЗ близнецы оказываются более сходными, чем ДЗ, то это означает формирование данного признака под влиянием генотипа. Если интересующий исследователя признак формируется под влиянием внешних воздействий, то внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов должно быть почти полным. Помимо данного метода, получившего название метода контрастных групп, в Б. и. используются и другие: метод контрольного близнеца, метод разлученных МЗ близнецов и метод близнецовой пары (Р. Заззо, I960, 1962; И. В. Равич-Щербо, 1978). Эти методы могут быть дополнены сопоставлением близнецов с людьми других степеней родства и не находящимися в родстве. Наибольшее значение имеет изучение МЗ близнецов, разлученных в раннем детстве и, следовательно, воспитывающихся в разной среде. Это создает почти идеальные условия для Б. и. В психодиагностике Б. и. посвящены прежде всего изучению проблемы «генотип—среда» применительно к интеллекту, измеренному с помощью тестов (см. Тесты интеллекта). В большинстве исследований отмечается большее внутрипарное сходство различных функций интеллекта у МЗ близнецов, чем у ДЗ близнецов (Л. Эрленмайер-Кимлинг и Л. Ярвик, 1963 и др.). Однако в этих исследованиях не учитывается ограниченность Б. и., связанная с некорректностью допущений одинакового воздействия среды на членов МЗ и ДЗ близнецовых пар. МЗ близнецы уже на ранних этапах онтогенеза благодаря большому соматическому сходству имеют более сходный тип активности; чаще у них общие друзья, окружающие стимулируют их идентичность и т. д. Иначе говоря, у них существуют и средовые условия для конвергентного психического развития (И. В. Равич-Щербо, 1978, 1981). Подвергнутые тщательному критическому анализу исследования рано разлученных членов МЗ пар также оказались не вполне состоятельными. Близнецы, хотя и были разлучены, как правило, воспитывались в сходных социально-психологических условиях (Л. Кэмин, 1974; И. В. Равич-Щербо, 1978). Таким образом, методические ошибки, допускаемые при сопоставлении результатов изучения МЗ близнецов, воспитывавшихся отдельно друг от друга (а сюда относится не только пренебрежение тщательным анализом среды, но и, напр., сравнение данных, полученных в различных возрастных группах, использование нестандартизированных тестов), заставляют усомниться в обоснованности выводов этих исследований. Тем самым ставятся под сомнение зарубежные теории, исходящие из генетической обусловленности интеллекта.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |