Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список принятых сокращений и условных обозначений 2 страница




VII. Выбор фигур (FS) — исследо­вание пространственного воображения, комбинаторных способностей. Испытуе­мому предъявляют карточки, где изобра­жены разделенные на части геометричес­кие фигуры (рис. 2). При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на части. Количество заданий — 20. Время выпол­нения — 7 мин.

VIII. Задание с кубиками (WU) — исследуются показатели, близкие по ха­рактеру измеряемым VII-м субтестом. В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном, измененном по отно­шению к ряду кубов, обозначенных буква­ми, положении. Необходимо идентифици­ровать данный куб с одним из обозначенных буквами (рис. 3). Время решения — 9 мин.

 

Рис. 2. Образец заданий из субтеста VII «выбор фигур» Амтхауэра интеллекта структуры теста

Рис. 3. Образец заданий из субтеста VIII «зада­ние с кубиками» Амтхауэра интеллекта структу­ры теста

IX. Задания на способность сосре­доточить внимание и сохранить в па­мяти усвоенное (ME). Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таб­лице по определенным категориям, напр. цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоз­дика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр.

Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы — 3 мин.). Кроме того, испытуемых предупреждают о том, что в ряду из пяти слов, где нужно найти заученное, это слово должно зани­мать то же порядковое место, что и в таб­лице. Напр., ряд, где требуется найти заученное слово: а) зебра, б) гладиолус, в) гравюра, г) ласточка, д) нож. Пра­вильным решением будет выбор слова «зебра». Время выполнения 20 заданий — б мин.

Всего в А. и. с. т. обследуемому пред­лагается 176 заданий. Общее время об­следования (без подготовительных проце­дур и инструктажа испытуемых) — 90 мин. При подсчете «сырых» оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому субтесту перево­дятся в оценки шкальные, таким образом структуру интеллекта можно охарактери­зовать по профилю успешности выполне­ния отдельных групп заданий (рис. 4). Сумма первичных баллов по всем субтес­там переводится в общую оценку уровня интеллекта.

 

Рис. 4. Бланк обследования и «профили интел­лекта» Амтхауэра интеллекта структуры теста

А. и. с. т. имеет три параллельные формы теста (А, В, С), модификация IST70 — четыре формы (А1 , В2, С3, D4).

А. и. с. т. разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня об­щих способностей в связи с проблемами психодиагностики профессиональной, ре­комендаций по выбору профессии, анали­за профессиональной пригодности.

При создании теста Р. Амтхауэр ис­ходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную под­структуру в целостной структуре личнос­ти. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психи­ческих способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В ин­теллекте обнаруживается наличие опре­деленных «центров тяжести» — речевого, счетно-математического интеллекта, про­странственных представлений, функций памяти и др.

Р. Амтхауэр (1953) отмечал тесную связь интеллекта с другими компонен­тами личности, ее волевой и эмоциональ­ной сферами, потребностями и интереса­ми. При отборе тестовых заданий автор руководствовался двумя основными прин­ципами: обеспечением максимально высо­кой корреляции каждого субтеста с об­щим результатом и достижением возмож­но низкой корреляции между отдельными группами заданий. Среднее значение ко­эффициента корреляции между группами заданий и общим результатом — 0,65 (0,80-0,45), средний показатель интер­корреляции субтестов — 0,36 (0,62-0,20).

Коэффициент надежности ретестовой А. и. с. т. (интервал повторного исследования — 1 год) — 0,83-0,91. Ко­эффициенты надежности параллельных форм — 0,95, надежности частей тес­та (метод расщепления) — 0,97.

Валидность критериальная по кор­реляции с успеваемостью — 0,46; с экс­пертными оценками уровня интеллек­туального развития — 0,62 (выборка валидизации — 350 испытуемых). Тест имеет высокие показатели валидности текущей и валидности прогностичес­кой, определенной по методу контраст­ных групп.

Адаптированный вариант А. и. с. т. под названием «тест-Су» нашел широкое применение в Эстонии для изучения уровня интеллектуального развития уча­щихся средней школы (X. И. Лийметс с соавт., 1974). Опубликованы материалы об использовании неполного варианта те­ста (исключен один из субтестов) при об­следовании учащихся 7-10 классов го­родских и сельских школ (М. К. Акимова с соавт., 1984). Получены данные о доста­точно высокой надежности и валидности неполного варианта А. и. с. т. В этом ис­следовании авторы вводят понятие «соци­ально-психологической нормы», которая определяется как система требований об­щества к психическому развитию инди­вида (К. М. Гуревич с соавт., 1986). В этом случае оценка результатов тести­рования должна исходить из степени бли­зости к социально-психологическим нор­мам, которые дифференцируются в обра­зовательно-возрастных границах и долж­ны прийти на смену традиционным стати­стическим нормам.

АССОЦИАЦИИ СЛОВЕСНОЙ ТЕСТ (Word Association Test) — предтеча про­ективных методик исследования лич­ности. Изучение ассоциаций началось задолго до возникновения научной психо­логии и восходит к Аристотелю и Т. Гоббсу. А. с. т. впервые описан и система­тизирован Ф. Гальтоном (1879) в связи с задачей изучения «ассоциации идей». В дальнейшем он получил развитие в ис­следованиях Э. Крепелина (1892), К. Юн­га (1906), Г. Кента и А. Розанова (1910), В. Вундта (1911), А. Р. Лурии (1932), Д. Рапапорта с сотр. (1946).

Стимульный материал А. с. т. состоит из списка не связанных между собой слов (слова-стимулы), при прочтении каждого из них обследуемый должен как можно быстрее произнести первое пришедшее на ум слово (слова-ассоциации). Фиксирует­ся время реакции и любые другие особен­ности поведения обследуемого. Для про­ведения А. с. т. необходимо располагать полученными на репрезентативной выборке данными об обычных, наиболее ча­сто встречающихся словах-ассоциациях, а также средних величинах времени реак­ции. Наиболее широко распространенный в зарубежных исследованиях стандарти­зированный вариант А. с. т. разработан Г. Кентом и А. Розановым и состоит из 100 словстимулов.

Интерпретация полученных результа­тов зависит от теоретических взглядов исследователей, использовавших А. с. т. Так, согласно К. Юнгу, по характеру ассо­циаций, времени реакции, общему поведе­нию обследуемого можно судить о его скрытых аффективных комплексах. В цен­тре внимания Д. Рапапорта находятся психосексуальные проблемы. Большин­ство же исследователей сегодня склонны рассматривать А. с. т. в качестве индирективного приема изучения интересов и установок личности. В некоторых иссле­дованиях объективизация получаемых с помощью А. с. т. данных достигается параллельным замером психофизиологиче­ских показателей (А. Р. Лурия, 1932). А.с.т. стимулировал появление таких проективных методик, как «Завершение предложения» методики.

Вопрос о валидности А. с. т. не может быть решен однозначно, вне соотнесения с теоретическими позициями разрабаты­вавших его авторов. Напр., в работах Э. Крепелина было показано влияние на ассоциативный процесс утомления, при­ема лекарственных препаратов, и в этом случае тест валиден. Рапапорт с соавт. связывал особенности ассоциаций с раз­личными психоаналитическими комплексами, сам факт существования которых не доказан. Имеются данные о достаточно высокой надежности ретестовой неко­торых вариантов А. с. т. Возможно при­менение теста для группового исследова­ния.

В СНГ А. с. т. достаточно широко ис­пользуется в клинико-психологических исследованиях (В. М. Коган, М. С. Ро­говин, 1961), а также в психолингвисти­ке, социальной и других областях психо­логии.

АТТИТЮДОВ ДЕТЕЙ ТЕСТ (название условное; общепринятое в литературе не обнаружено) — проективная методика исследования личности. Опубликована Д. Каган и Д. Лемкин в 1960 г. и предназ­начена для обследования детей.

Стимульный материал А. д. т. состоит из 10 стандартных таблиц — рисунков (отдельно для мальчиков и девочек). На каждом рисунке изображен ребенок, который вступает в контакт с другим чело­веком, последний на картине изображен не полностью, представлен лишь фраг­мент его тела. Напр., нарисован ребенок, который хочет снять с полки игрушку, но сделать самостоятельно не может. После предъявления картинки обследуемого спрашивают о том, кому принадлежит рука, оказывающая помощь (или, наобо­рот, препятствующая чему-либо).

А. д. т. прежде всего ориентирован на изучение аттитюдов детей по отношению к родителям (см. также Детской аппер­цепции тест, Джексон тест семейных установок, Жиля тест-фильм, Семей­ных отношений тест). Сравнение ре­зультатов, полученных с помощью А. д. т., с данными, собранными в беседах с деть­ми, их родителями и воспитателями, сви­детельствует о достаточно высокой валидности теста.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

 

-Б-

БАРНУМА ЭФФЕКТ — см. Валидность иллюзорная.

БАССА—ДАРКИ ОПРОСНИК (Buss— Durkey Inventory) — опросник личност­ный, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Б.—Д. о. состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Примеры утверждений:

1. Временами я не могу справиться с же­ланием причинить вред другому.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

48. Если я разозлюсь, то могу ударить кого-либо.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, но не стану спорить.

Каждое утверждение относится к од­ному из восьми т. н. индексов форм агрес­сивных или враждебных реакций:

1. Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы про­тив другого лица.

2. Косвенная агрессия — агрессия, кото­рая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и агрессия без направленности (взрыв ярости, проявляющийся в крике, битье кулаками по столу и т. п.).

3. Склонность к раздражению — готов­ность к проявлению при малейшем воз­буждении вспыльчивости, резкости, грубости.

4. Негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно про­тив авторитетов или руководства; это поведение в границах от пассивного со­противления до активной борьбы про­тив устоявшихся традиций или зако­нов.

5. Обида — зависть и ненависть к окру­жающим, обусловленные чувством го­речи, гнева на весь мир за действитель­ные или мнимые страдания.

6. Подозрительность — недоверие и ос­торожность по отношению к людям, основанные на убеждении в том, что окружающие намерены причинить вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств через форму (ссо­ра, крик и т. п.) и содержание словес­ных угроз (проклятия и т. п.).

8. Чувство вины — убеждение обследуе­мого в том, что он является плохим че­ловеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.

Исходя из этого, вышеприведенные утверждения будут иметь такие индексы — 1, 7, 1, 7. По числу совпадений с ключом подсчитываются индексы раз­личных форм агрессивности и враждеб­ных реакций. Суммирование индексов 1, 2, 7 дает общий индекс агрессивности, а сумма индексов 6 и 5 — индекс враждеб­ности.

Б.—Д. о. широко распространен в за­рубежных исследованиях, в которых под­тверждаются его высокие валидность и надежность. Оспросник используется и в отечественных работах (С. Н. Ениколопов, 1989 и др.), однако данные о его стан­дартизации на отечественных выборках не указываются. Отмечается, что в ситу­ации экспертизы опросник не защищен от искажений (см. Установки на ответ), а достоверность результатов зависит от до­верительности в отношениях испытуемо­го и психолога.

БЕЛЛА ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТИ ОПРОСНИК (Bell Adjustment Inven­tory) — опросник личностный. Опубли­кован Г. Беллом в 1938 г. и предназначен для обследования школьников и студентов. Позднее издан вариант для обследо­вания взрослых. Окончательный вариант появился в 1962 г.

Б. п. о. направлен на диагностику за­труднений в различных «областях приспо­собляемости». Состоит из 200 вопросов, относящихся к 6 сферам приспособля­емости, на основании которых выделяет­ся 6 шкал:

a) Приспособляемость в семье. Лицам с высокими баллами по этой шкале прису­ще чувство неудовлетворенности семей­ными отношениями; с низкими балла­ми — наоборот. Примеры вопросов:

— Хотелось ли Вам иногда уйти из дома?

— Казалось ли Вам когда-нибудь, что Ваши знакомые более счастливы в се­мье, чем Вы?

b) Приспособляемость к болезням, травмам и т. п. Лица с высокими баллами по этой шкале либо в действительности имеют проблемы со здоровьем, либо чрез­мерно внимательны к своему организму. Лица с низкими баллами отличаются хо­рошей приспособляемостью в сфере «здо­ровье». Примеры вопросов:

— Часто ли у Вас болит голова?

— Предрасположены ли Вы к гриппу?

c) Уживчивость. Лица с высокими баллами по этой шкале уживчивы, скром­ны; с низкими — самоуверенны. Примеры вопросов:

— Легко ли Вам попросить кого-либо по­мочь в чем-то?

— Испытываете ли Вы смущение, когда приходите в зал, где все уже сидят?

d) Эмоциональная уравновешенность. Лица с высокими баллами по этой шкале характеризуются эмоциональной неус­тойчивостью, с низкими — эмоциональ­ной стабильностью. Примеры вопросов:

— Легко ли Вы сердитесь?

— Часто ли Вы волнуетесь?

e) Враждебность. Лица с высокими баллами по этой шкале враждебны, кри­тично настроены по отношению к другим людям; с низкими — дружелюбны. При­меры вопросов:

— Часто ли Вас обманывал друг?

— Верно ли, что многие люди Вас раздра­жают?

f) Мужественность—женственность. Женщины с высокими баллами по этой шкале имеют мужские интересы, с низки­ми — женские; мужчины с высокими бал­лами — мужские интересы, с низкими — женские. Примеры вопросов:

— Любите ли Вы носить пеструю одеж­ду?

— Читаете ли Вы спортивные сводки в газетах?

Испытуемому предлагают дать на во­просы Б. п. о один из трех ответов: «да», «нет» или «не знаю».

Возможны два варианта оценок при­способляемости: 1) описательные оценки («прекрасная», «хорошая», «средняя», «удовлетворительная», «неудовлетвори­тельная»); 2) оценки в процентилях.

Б. п. о. характеризуется достаточной валидностью и надежностью. В СНГ используется адаптированный вариант методики, разработанный А. А. Рукавиш­никовым, М. В. Соколовым (1991).

БЕНДЕР ВИЗУАЛЬНО-МОТОРНЫЙ ГЕШТАЛЬТ ТЕСТ (Bender Visual Motor Gestalt Test) — методика исследования зрительно-моторной координации. Разра­ботан Л. Бендер в 1938 г.

Рис. 5. Бендер визуально-моторный гештальт тест (задания 1-8)

Стимульный материал Б. в.-м. г. т. со­стоит из 9 стандартных карточек с изо­браженными на них геометрическими фигурами, предъявляемыми обследуемо­му в определенной последовательности (рис. 5). Изображения отобраны из серии фигур, предложенных одним из основателей школы гештальт-психологии М. Вертгеймером. Обследуемому предлагают вос­произвести каждое изображение по имеющемуся перед ним образцу и по памяти.

Б. в.-м. г. т. используют в основном для выявления признаков органических поражений головного мозга, реже — для определения уровня интеллектуального развития. Это возможно потому, что графические движения характеризуются наиболее высокой степенью регуляции. Нарушения механизмов пространственно­го анализа и синтеза в первую очередь от­ражаются на графических движениях (см. Мира-и-Лопеца миокинетический пси­ходиагноз). В зарубежных исследовани­ях показана высокая надежность и валидность теста.

Б. в.-м. г. т. применяется также в ка­честве проективной методики исследо­вания личности. При этом исходят из того, что стиль выполнения обследуемы­ми рисунков позволяет раскрыть особен­ности их личности. Напр., столкновение нарисованных фигур указывает на дезор­ганизацию, жирные линии являются, как правило, индикатором агрессивности, враждебности и т. п. Валидность и на­дежность теста при таком подходе к ана­лизу полученной продукции не доказана. Имеется вариант Б. в.-м. г. т. для детей младшего возраста.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

БЕНТОНА ВИЗУАЛЬНОЙ РЕТЕН­ЦИИ ТЕСТ (Benton Test de Retention Visuelle) — методика исследования зри­тельной памяти, непосредственной репро­дукции, пространственного восприятия. Тест предложен А. Бентоном в 1952г. Методика может применяться для обсле­дования как взрослых, так и детей (А. Анастази, 1982).

Материал теста включает 10 карт, на которых изображены простые геометрические фигуры и их комбинации (рис. 6). Каждое задание предъявляется с экспо­зицией в 10 с, после чего испытуемый воспроизводит изображение на листе бумаги или специальном бланке. Успешность оценивают по числу правильно воспроиз­веденных изображений. Показатели ус­пешности выполнения могут быть соотнесены с имеющимися нормативными дан­ными (по шкале IQ-показателя стан­дартного), однако значительно бо­лее важное место в интерпретации ре­зультатов теста занимает качественный анализ характера ошибок, допущенных испытуемым. Имеется классификация ти­пичных вариантов ошибок воспроиз­ведения. Особое внимание при интер­претации результатов уделяется выде­лению типичных ошибок репродукции, симптоматичных для органического пора­жения головного мозга. Такими характер­ными ошибками могут быть: пропуск от­дельных фигур, повторение фигур, инвер­сия и нарушение последовательности эле­ментов, комбинации изображений, выра­женные деформации, «слипание» изобра­жений и др. (А. Бентон, 1952).

 

 

Рис. 6. Образцы заданий Бентона визуальной ре­тенции теста (а) и примеры их выполнения (б)

Основное направление использова­ния Б. в. р.т. — психодиагностическое обследование лиц с органической цере­бральной патологией, а также испыту­емых пожилого и преклонного возраста. В клинической психодиагностике накоп­лен положительный опыт применения Б. в. р. т. при исследовании особенностей зрительной памяти и визуальной репро­дукции у больных шизофренией, эмоцио­нальными расстройствами, с явлениями умственной отсталости.

Имеются три эквивалентные формы Б. в. р. т. — С, D, Е (см. Параллельная форма теста), коэффициент надежности которых составляет 0,80. Разработаны две дополнительные усложненные фор­мы F и I, каждая из которых содержит 15 заданий по 4 набора фигур.

Б. в. р. т. применяют в качестве вспо­могательной методики в диагностике мозговых поражений (В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1986).

 

БИНЕ—СИМОНА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА (Binet—Simon Intelligence Developpment Echelle) — тест интеллекта. Б.—С. у. р. ш. явля­ется родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня интеллектуального развития. По­явлению Б.—С. у. р. ш. предшествовала публикация, посвященная проблемам психологии индивидуальности (А. Бине и В. Генри, 1896), в которой авторы крити­чески оценивали исследования Ф. Гальтона и Дж. Кэттелла по «измерению ума». Отмечалось, в частности, что предлагае­мые ими тесты ориентированы прежде всего на элементарные психические про­цессы, а потому неадекватно измеряют высшие психические функции, лежащие в основе интеллекта. В этой же работе были определены принципы построения нового теста.

Первая редакция Б.—С. у. р. ш. была разработана А. Бине и Т. Симоном в 1905 г. в целях выявления умственно не­полноценных детей, неспособных обу­чаться в обычных школах. Б.—С. у. р. ш. в первоначальном виде содержала 30 тес­тов-заданий, расположенных по мере воз­растания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения уве­личивалась с хронологическим воз­растом. Уровень трудности определялся эмпирически, на основе данных выборки из 50 нормальных детей в возрасте 3-11 лет и незначительного числа детей, отстающих в развитии. Обследуемые с различными видами слабоумия не могли выполнить задания выше определенного уровня сложности. На этой основе и про­водилась дифференциация. Авторами при отборе заданий в соответствии с их теоре­тическими положениями был сделан ак­цент на «сложные интеллектуальные про­цессы». Созданный тест рассматривался в качестве вспомогательного инструмента изучения интеллекта, общий показатель интеллекта не рассчитывался.

В 1908 г. Б.—С. у. р. ш. была сущест­венно пересмотрена. Количество тестов-заданий увеличилось, были устранены неудачные. Значительно расширена вы­борка стандартизации. В этом вариан­те теста авторы ставили более широкую задачу — помимо дифференциации детей на нормальных и слабоумных выделить разные уровни развития нормальных детей. Тесты-задания группировались по возрастным уровням, вводилось понятие умственного уровня, которое в различ­ных переводах и переработках теста было заменено термином умственный возраст.

В 1911 г. был опубликован модифици­рованный вариант Б.—С. у. р. ш. 1908 г. (см. Приложение IV). В этот вариант были внесены незначительные изме­нения: осуществлена перестановка от­дельных тестов-заданий, введены новые задания, шкала продлена до уровня взрос­лого. Шкалы 1908г. и 1911 г. не преду­сматривали определения интеллекта коэффициента, что было сделано позд­нее.

Несомненной заслугой А. Бине, а так­же В. Генри и Т. Симона являются выдви­нутые ими важнейшие принципы измере­ния интеллекта, которые положены в основу современных тестов. Л. С. Выгот­ский (1927), резко критикуя практичес­кую и теоретическую ценность шкалы Бине и подобных тестов, отмечал, что «как идея, как методологический прин­цип, как задача, как перспектива это ог­ромно».

Шкалы Бине—Симона привлекли вни­мание психологов всего мира. Они были переведены на многие языки и очень ши­роко использовались в начале века. Их дальнейшее развитие было осуще­ствлено в работах Л. Термена (см. Станфорд—Бине умственного развития шкала).

Б.—С. у. р. ш. получила широкое распространение в СССР в 20-30-е гг. (А.М. Шуберт, 1928 и др.).

БЛАНК ОБСЛЕДОВАНИЯ — специ­альная форма фиксации результатов пси­ходиагностического исследования. Пред­назначена как для учета результатов по отдельным методикам, так и для фиксации данных тематических исследований с по­мощью комплекса методов (карты обсле­дования).

Б. о. разделяются на рабочие листы для испытуемых, в которых обследуемый сам отмечает результаты решений задач теста или проставляет ответы на опрос­ник, и формы для обработки и интерпре­тации данных обследования эксперимен­татором. Нередко оба вида Б. о. объедине­ны в одном блоке.

Б. о. — неотъемлемая часть инстру­ментария тестов бланковых («тесты ка­рандаша и бумаги»). Они обязательны для большинства тестов интеллекта, про­ективных методик, опросников лично­стных, а также всех тестов групповых. Конструктивное оформление Б. о. обес­печивает удобство и простоту работы ис­пытуемого, сокращает непроизводитель­ные затраты времени психодиагностичес­кого обследования, способствует пра­вильному пониманию испытуемым инст­рукции, снижает количество случайных ошибок при работе обследуемого и оцен­ке ее результатов. Культура составления Б. о. особенно важна при проведении мас­совых обследований. Имеется ряд правил для разработки Б. о.:

Б. о. следует составлять таким обра­зом, чтобы свести к минимуму непро­дуктивную работу испытуемого по отысканию места (пропуски в тексте, графы, шкалы и т. д.) для проставления ответа.

Предпочтительно, по возможности, свести ответ к подчеркиванию, обведе­нию кружком, обозначению простыми символами (напр. «+», «-» и т. д.). Это требование обязательно для задач закрытого типа.

Бланк не должен быть перегружен цифрами, делениями, строками и дру­гими обозначениями.

Ответы на отдельные серии заданий (субтесты) должны выделяться на Б. о. отдельно. Там, где задания не раз­биваются на группы и их количество велико, графы для ответов должны раз­деляться на отдельные блоки, напр, по 10-25 заданий.

На бланке следует использовать то же название (обозначение), что и на тестовой тетради. В некоторых случа­ях эти обозначения должны отсутство­вать (см. Валидность очевидная).

На Б. о. должны быть предусмотрены места для проставления необходимых данных, таких как пол, возраст, семей­ное положение, образование, место ра­боты и т. п. (если исследование не яв­ляется анонимным), а также номера регистрации обследования и даты про­ведения.

Иногда целесообразно кратко продуб­лировать инструкцию по обследова­нию на бланке для испытуемого. Это требование обязательно при проведе­нии группового обследования.

При переходе к ответам на новую группу заданий необходимо поместить примеры заполнения граф.

При использовании шаблонов для по­лучения оценок первичных необходи­мо соответствующее оформление граф для ответов (чаще всего матрица).

В методических материалах к мето­дикам, как правило, предлагаются об­разцы Б. о. или дается описание условий его составления. В ряде психологических методик незначительное изменение внешнего вида бланка для испытуемого может существенно изменить результаты его работы. Так, показатели выполнения кор­ректурной пробы будут значительно ва­рьировать при применении бланков с раз­личной величиной шрифта, формой букв, интервалом между строками, жирностью шрифта, оттенком бумаги и т. д.

«БЛЕККИ» КАРТИНКИ (Blacky Pictures) — проективная методика иссле­дования личности. Разработана Г. Блумом в 1949 г.

Стимульный материал Б. к. состоит из 12 стандартных таблиц с выполнен­ными в юмористическом стиле рисунка­ми-ситуациями, в которые попадает ма­ленькая собачка по кличке Блекки (рис. 7, 8). Другие животные, изобра­женные на рисунках, — родители Блек­ки и щенок неопределенного пола по кличке Типпи, являющийся братом (сес­трой) Блекки. Обследование проводится так же, как и в тематической аппер­цепции тесте, с тем отличием, что пе­ред демонстрацией каждой картинки следуют вводные замечания, уточняющие, какие персонажи изображены. Пос­ле составления рассказа по картинкам обследуемому предлагают ответить на серию стандартных вопросов.

 

Рис. 7. Образец «Блекки» картинок

Рис. 8. Пример «Блекки» картинок

Тест направлен на оценку особен­ностей психосексуального развития, по­нимаемого с позиции психоанализа. Это определило и содержание рисунков (мо­тивы орального эротизма, анального са­дизма, комплекса Эдипа и т. п.). Вопрос о валидности Б. к. связан с мерой обосно­ванности в психоанализе концепции, оп­ределяющей тип личности из того, на ка­кой стадии полового созревания фиксиру­ется развитие индивидуума.

Украинскими психологами начата ра­бота по адаптации и валидизации методи­ки (О. И. Морозова, 1997).

БЛИЗНЕЦОВЫЕ ИССЛЕДОВА­НИЯ — метод установления сходства близнецов для оценки относительной роли наследственности и среды в появ­лении межиндивидуальных вариаций измеряемого признака. При этом сравни­вают степень внутрипарного сходства ге­нетически идентичных монозиготных (МЗ) и неидентичных дизиготных (ДЗ) близнецов. Начало Б. и. положено тру­дами Ф. Гальтона (1876). Предполагается примерное равенство постнатальных воз­действий среды на близнецов, входящих как в МЗ, так и в ДЗ пару. Из этого сле­дует, что если по какому-либо признаку МЗ близнецы оказываются более сходны­ми, чем ДЗ, то это означает формирова­ние данного признака под влиянием гено­типа. Если интересующий исследователя признак формируется под влиянием вне­шних воздействий, то внутрипарное сход­ство МЗ и ДЗ близнецов должно быть по­чти полным.

Помимо данного метода, получившего название метода контрастных групп, в Б. и. используются и другие: метод конт­рольного близнеца, метод разлученных МЗ близнецов и метод близнецовой пары (Р. Заззо, I960, 1962; И. В. Равич-Щербо, 1978). Эти методы могут быть дополнены сопоставлением близнецов с людьми дру­гих степеней родства и не находящимися в родстве. Наибольшее значение имеет изучение МЗ близнецов, разлученных в раннем детстве и, следовательно, воспи­тывающихся в разной среде. Это создает почти идеальные условия для Б. и. В пси­ходиагностике Б. и. посвящены прежде всего изучению проблемы «генотип—сре­да» применительно к интеллекту, изме­ренному с помощью тестов (см. Тесты интеллекта). В большинстве иссле­дований отмечается большее внутрипарное сходство различных функций интеллекта у МЗ близнецов, чем у ДЗ близнецов (Л. Эрленмайер-Кимлинг и Л. Ярвик, 1963 и др.). Однако в этих ис­следованиях не учитывается ограниченность Б. и., связанная с некорректностью допущений одинакового воздействия среды на членов МЗ и ДЗ близнецовых пар. МЗ близнецы уже на ранних этапах онтогенеза благодаря большому сомати­ческому сходству имеют более сходный тип активности; чаще у них общие друзья, окружающие стимулируют их идентич­ность и т. д. Иначе говоря, у них суще­ствуют и средовые условия для конвергентного психического развития (И. В. Ра­вич-Щербо, 1978, 1981). Подвергнутые тщательному критическому анализу ис­следования рано разлученных членов МЗ пар также оказались не вполне состоя­тельными. Близнецы, хотя и были разлу­чены, как правило, воспитывались в сход­ных социально-психологических услови­ях (Л. Кэмин, 1974; И. В. Равич-Щербо, 1978). Таким образом, методические ошибки, допускаемые при сопоставлении результатов изучения МЗ близнецов, вос­питывавшихся отдельно друг от друга (а сюда относится не только пренебреже­ние тщательным анализом среды, но и, напр., сравнение данных, полученных в различных возрастных группах, использо­вание нестандартизированных тестов), заставляют усомниться в обоснованности выводов этих исследований. Тем самым ставятся под сомнение зарубежные тео­рии, исходящие из генетической обуслов­ленности интеллекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.