Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коэффициенты надежности показателей IQ в шкалах Векслера 3 страница




Диагностическое использование Д. у. с. т. затрудняется отсутствием социо­культурных нормативных показателей, данных о валидности и надежности. Не решены также теоретические и мето­дические проблемы кодирования ответов.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ДВОЙНОЙ РИСУНОК — проектив­ная методика исследования личности. Разработана П. Тюриным в 1983 г. Обсле­дуемому предлагают на отдельных листах бумаги последовательно выполнить 5-7 рисунков. Нарисовано может быть все что угодно, с одним условием: рисунок должен удовлетворять обследуемого, что и оговаривается в инструкции. Листы белой бумаги сложены в виде блокнота. Под второй лист подкладывают копиро­вальную бумагу, но красящей стороной вверх. После завершения первого рисун­ка два верхних листа отрывают от блокно­та, а копировальную бумагу переносят под следующую пару листов, но так, что­бы обследуемый не заметил ее необыч­ного расположения. После завершения процесса рисования обследуемому вруча­ют первый рисунок, обратную копию и блокнот, под второй сверху страницей ко­торого снова находится копировальная бумага. При этом его просят разместить блокнот с чистой страницей так, чтобы он оказался между двумя имеющимися ри­сунками. Испытуемый должен в изобрази­тельной форме дать ответ на вопрос о том, что должно быть на новой чистой страни­це с учетом двух уже имеющихся изобра­жений. Затем процедура повторяется. Обычно достаточно 3-4 серий удвоений. По мнению автора, рисунки распадаются на четыре основных типа.

Фрагментарно-ассоциативный. Обследуемый рисует на промежуточ­ном листе то, что у него ассоциируется с первоначальным изображением.

Вариативный. Промежуточный лист обычно делится вертикальной линией пополам и заполняется так, что он час­тично относится к левому рисунку, а частично — к правому. События развиваются во времени.

Логико-интерполяционный. Изоб­ражаются различные проекции нари­сованного ранее объекта. При попытке связать изображения используются в основном признаки, ранее имевшиеся в рисунке.

Синтетический. Решительный про­рыв к новым образам. Обследуемый в этом случае нередко пытается дорисо­вать детали на первоначальных изобра­жениях, переворачивает рисунки на 90 или 180 градусов, как бы постоянно за­давая себе вопрос: «А что будет, если...».

В интерпретации предлагается исхо­дить из того, что фрагментарно-ассоциа­тивные решения являются наименее твор­ческими, тогда как синтетические ассо­циативно богаты и в высокой степени логичны. Синтетические рисунки могут слу­жить индикатором творческих способно­стей индивидуума. Работа над тестом, судя по имеющимся публикациям, не за­вершена, данные о стандартизации, валидности и надежности не приводятся.

«ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ» — проек­тивная методика исследования личнос­ти. Является модификацией Розенцвейга рисуночной фрустрации методики. Предложена Н. Г. Хитровой в 1992 г.

Стимульный материал «Д. с.» состоит из 20 рисунков, изображающих конфликт­ные ситуации, нередко встречающиеся в производственных условиях. На каждом рисунке один из персонажей произносит слова, фрустрирующие собеседника. Со­держание рисунков изменено таким об­разом, что личность исследуется главным образом в условиях трудовой деятельно­сти, в том числе управленческой. Испы­туемый должен сформулировать ответ, адекватный, с его точки зрения, в данной конфликтной ситуации. Время работы с методикой ограничивается. Оценка полу­ченных ответов аналогична таковой в Ро­зенцвейга рисуночной фрустрации мето­дике. Методика может быть использована как в индивидуальном, так и в групповом (при одновременном участии 20-25 чело­век) обследовании.

«Д. с.» стандартизирована на выборке из 120 инженеров. Получены средние оценки («сырые» с переводом в шкаль­ные) отдельно для мужчин и женщин, а также для лиц различного должностного статуса (рядовых, ведущих инженеров и руководителей). Выделены «стандартные ответы» (наиболее часто встречающиеся в той или иной ситуации). На их основе подсчитывается индивидуальный коэффициент групповой адаптивности (КГА), который, по мнению автора, служит пока­зателем коммуникативных свойств лично­сти, навыков эмоционального реагиро­вания.

Валидность конструктная «Д. с.» определялась путем сопоставления дан­ных, полученных с ее помощью при об­следовании 40 руководителей, с результа­тами применения PF Study.

Корреляционный анализ выявил по­ложительные связи с рядом показателей теста рисуночной фрустрации. Валид­ность критериальная измерялась путем сопоставления результатов «Д. с.» с данными групповой оценки личности (иссле­довалась выборка инженеров, 111 чело­век). Подтверждается валидность методи­ки по большинству ее показателей.

«Д. с.» используется для изучения осо­бенностей управленческой деятельности, поскольку выявляет индивидуальную комбинацию приемов решения конфликт­ных ситуаций. Рекомендуется для диагностики административно-управленческих способностей рядовых и ведущих инжене­ров, оценки уровня управленческой дея­тельности руководителя.

ДЕРЕВА ТЕСТ (Baum Test) — проек­тивная методика исследования личнос­ти. Опубликована К. Кохом в 1949 г. Идея теста принадлежит Э. Хушеру, исполь­зовавшему рисунок дерева в качестве психометрического инструмента. Обследу­емому предлагают выполнить рисунки лю­бых трех деревьев, за исключением хвой­ных. Интерпретация результатов осуще­ствляется с позиций психоанализа на основе символического значения, приписы­ваемого тем или иным деталям изображе­ния, всему рисунку. Напр., яблоко, на­рисованное на фруктовом дереве, — сви­детельство неразделенной любви, а крону следует рассматривать как зону контакта между «Я» и окружающей средой. На рис. 19 представлена схема К. Коха, ис­пользуемая для анализа данных Д. т.

 

Рис. 19. Схема анализа результатов, полученных по Дерева тесту

Обоснованность привлечения психо­аналитической символики для интерпре­тации данных теста не доказана. Критику­ются произвольность и умозрительность подобных интерпретаций. Д. т. валиден при использовании для диагностики пси­хического развития детей. Выделен ряд особенностей рисунка (размер и пропор­ция, размещение на листе бумаги и т. д.), свидетельствующих о нарушениях разви­тия (статистически достоверны различия между здоровыми людьми и страдающими органическими поражениями нервной си­стемы).

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ДЕРЕВНЯ (Village) — проективная ме­тодика исследования личности. Произве­дение Г. Уэллса «Игры на полу» (1911) да­ло импульс к созданию Д. и Мира теста.

В 1939 г. была предложена независимо друг от друга несколькими авторами. Р. Мукиелли издал в 1960 г. первое пол­ное руководство. Предназначена для об­следования как детей, так и взрослых.

Стимульный материал Д. состоит из небольших по величине предметов, ко­личество которых доходит до 300 (в зави­симости от вариантов различных ав­торов). Среди них: школа, больница, мэ­рия, церковь, торговые лавки (мясная, бу­лочная), кафе, деревья различной формы, автомобили, стены, фигурки людей и жи­вотных и т. п. Испытуемому предлагают построить деревню, в которой он будет жить. Психолог фиксирует поведение испытуемого и время работы, после окон­чания которой просит прокомментировать результат. Вопросы могут быть заданы как произвольные (напр., «В каком месте де­ревни Вы живете?», «Какой уголок Вам нравится больше всего?», «Есть ли в де­ревне уголок, который напоминает Вам знакомые места?»), так и по определенной схеме (существует 8 стандартных вопросов). После этого на бумаге делают набро­сок деревни, в котором тщательно отмеча­ется расположение каждого предмета.

Теоретическую основу методики со­ставляют исследования в области фено­менологии, символизма, экзистенциализ­ма. Анализу подвергается в первую оче­редь символическое жизненное простран­ство и его структура. При интерпретации результатов учитываются символика пра­вого и левого, верха и низа. Например, доска или стол, на которых строится Д., могут быть условно поделены на три горизонтальные зоны. Наиболее удаленная от испытуемого часть рассматривается как зона стремлений, центральная — как сфе­ра настоящего, ближайшая — как сфера актуальных переживаний и «Эго». Возможно деление на вертикальные зоны, а также на небольшие квадраты (от 8 до 16). По мнению Р. Мукиелли, в исследо­ваниях с помощью Д. выявляются 4 пере­менные: психологический возраст, характер (поведение), культурный уровень и внутренний мир личности, о чем свиде­тельствуют символические фантазии, ко­торые необходимо декодировать; интер­претации подлежат форма переживаемо­го пространства и значение, придаваемое элементам построенной Д. (напр., «апте­ка» — символ заботы о здоровье, страха болезни, небольшого недомогания; «мяс­ная лавка» — насилия, агрессии, убий­ства; «вокзал» — изменения жизни, раз­рыва с настоящим, отъезда). Обсуждает­ся также потребность в топографическом анализе рельефа Д., ее высоты, наличия долин, возвышенностей, а также типич­ных экспрессивных движений в процессе создания Д.

В исследованиях с использованием методики выявились типы макетов Д., характерные для различных контингентов испытуемых.

Р. Мукиелли разработаны «патологи­ческие симптомы»: опустошенная Д., пе­реполненная Д., хаотичная Д., расщеп­ленная Д., безлюдная Д., Д. с двойным центром, Д., построенная в виде лабирин­та, Д., в которой расположение всех эле­ментов подчиняется общему плану, и т. д. Так, лица, страдающие неврозами, созда­ют, как правило, опустошенный, безлюд­ный, излишне строгий или беспорядочный макеты Д.

В специальных исследованиях изуча­лась проблема дополняемости или взаи­модополняемости Д. и Мира теста, во многом сходных методик. Было показано, что обе методики обладают достаточной валидностью, успешно дифференцируют различные клинические группы и могут быть использованы альтернативно при необходимости диагностики нервно-пси­хических расстройств. При углубленной индивидуальной диагностике рекомен­дуется использовать обе методики, так как их диагностический материал допол­няет друг друга.

За рубежом Д. используется при проф­отборе и профориентации, в процессе пси­хотерапии. Усложненная интерпре­тация затрудняет широкое распростра­нение Д. Необходимы исследования по ее стандартизации.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ДЕТСКАЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖ­НОСТИ ШКАЛА (Children's Manifest Anxiety Scale, CMAS)опросник лич­ностный. Разработан А. Кастанеда, Б. Р. Маккендлес и Д. С. Палером на ос­новании Проявлений тревожности шкалы. Изучаются симптомы тревожно­сти, проявляющиеся во внешнем поведе­нии индивида. Допускается групповое и индивидуальное обследование. Д. п. т. ш. содержит 42 вопроса, направленных на идентификацию симптомов тревожности, и 11 контрольных вопросов (см. Шкалы контрольные). Предназначен для обсле­дования детей от 9 до 11 лет.

Задания предъявляются на бланке для ответов, где испытуемый должен круж­ком обвести нужный ответ («да», «нет»). На бланке также содержатся: инструк­ция, анкетные данные испытуемого и тренировочные вопросы. Обследование занимает примерно 15 минут. При оце­нивании результатов первичные показа­тели переводятся в стэны (см. Оценки шкальные). Показатель надежности ретестовой (интервал ретеста 7 дней) колеблется в зависимости от возраста испытуемых от rt = 0,85 до rt = 0,89 (сред­нее значение rt = 0,86). Показатель на­дежности частей теста соответствен­но — от rt = 0,74 до rt = 0,83 (среднее зна­чение rt = 0,78).

Из данных валидизации CMAS авторы приводят корреляции с некоторыми дру­гими методиками исследования тревож­ности. Статистически значимые корреля­ции были получены между Д. п. т. ш. и двумя отдельными факторами «Шестна­дцати личностных факторов» опросни­ка в варианте для подростков: «С» (эмо­циональная устойчивость)— r = 0,56 и «I» (мягкосердечность) — r = 33. Обнаружена связь с Айзенка личностным оп­росником (ЕРI) — r = 0,43 по фактору нейротизма.

Сведений об использовании в СНГ нет.

«ДЕТСКАЯ РУКА, КОТОРАЯ БЕС­ПОКОИТ» ТЕСТ (The «Childhood Hand that Disturbs» Test, CHaD)проектив­ная методика исследования личности. Опубликована Р. Давидо в 1994г. Отличительной чертой «Д. р. к. б.» т. являет­ся то, что эта методика предполагает про­извольное рисование одной из наиболее высокосимволичных частей тела — руки. Подчеркивается, что «Д. р. к. б.» т. — клинический инструмент, который обла­дает преимуществами быстрого выполне­ния и пригоден как для детей, так и для по­жилых.

По сообщению автора, стандартиза­ция теста проводилась на нормальных и психически больных лицах в течение бо­лее чем 10 лет. Подтверждается высокая надежность и валидность методики. Разработаны рекомендации по предъявле­нию теста, проведению тестирования и его интерпретации.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.