Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коэффициенты надежности показателей IQ в шкалах Векслера 2 страница




Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ТЕСТ (Heidelberger Sprachentwicklungs Test) — тест спе­циальных способностей. Предложен X. Гримм и X. Шелер в 1978 г. Предназна­чен для диагностики речевых способнос­тей детей в возрасте от 3 до 9 лет.

Г. р. р. т. состоит из 13 заданий-субтестов.

1. Понимание грамматических структур. Тестовый материал — 4 кук­лы, 10 фигурок животных и 1 кубик. Ре­бенку предлагают фразу, напр. «Кошка поймана мальчиком», смысл которой он должен проиллюстрировать с помощью игрушек (всего 17 фраз). Задания выявля­ют, могут ли дети понять грамматическую структуру фраз или же ориентируются на последовательность называния понятий. Результаты оцениваются как верные (1) и неверные (0).

2. Образование множественно­го числа существительных. Ребенку предъявляют такие слова, как «машина», «часы», «пальто», «вечер» и др. (всего 18 слов). Оценивают, может ли ребенок вы­разить семантическое различие единст­венного и множественного числа в соот­ветствии с морфологическими правилами. Два балла за полностью правильный от­вет, 1 — при ошибочном употреблении ударения или частичном изменении нуж­ного окончания, 0 — неверный ответ.

3. Имитация грамматических структур. Ребенок должен максимально точно повторить произнесенное вслух предложение. Напр.: «Прежде чем играть, ты должен убрать со стола» (всего 12 предложений). Оценка проводится по двум параметрам — фонетическая точность, позволяющая судить о способности к слу­ховым дифференцировкам и правильности артикуляции, а также грамматическая точность, дающая представление о син­таксических возможностях ребенка. Два балла — верный ответ, 1 — незначитель­ные семантические и синтаксические от­клонения, 0 — неверный ответ.

4. Коррекция семантически невер­ных предложений. Ребенку вслух про­износят предложения, в которых отдель­ные слова не соответствуют общему смыслу, и просят заменить эти слова на верные. Напр., «Мать ставит вазу с цве­тами в стол» (всего 9 предложений). Оп­ределяют, в какой степени ребенку уда­ется понять связь значений и установить ее средствами языка (допускаются сокра­щения и дополнения). Два балла — точ­ное исправление предложения, 1 — выб­ранное для замены слово не в полной мере отражает нужный смысл или допущена чрезмерная конкретизация, 0 — коррек­ция не проведена.

5. Словообразование. Тестовый ма­териал состоит из 4 серий картинок по 4 в каждой. Ребенку предлагают исходное слово, напр, глагол «ткать». После этого дают картинку с изображением мужчины около ткацкого станка и просят назвать его профессию. Затем показывают кар­тинки с изображением женщины-ткачихи, ткацкой фабрики, тканей. Задания на­правлены на то, чтобы диагностировать способность устанавливать систему отно­шений между действием, деятелем, мес­том действия и выражать это в речи. Два балла — полностью верное образование слов, 1 — верное смысловое словооб­разование, 0 — простое соединение слов, образование слов от другого корня.

6. Вариации названий. Тестовый материал состоит из 3 картинок, изобра­жающих женщин и мужчину. Ребенку де­монстрируют картинку, изображающую женщину, и сообщают, что ее зовут Мария Панова. После этого задают вопросы: «У этой женщины есть ребенок. Как он ее называет?», «Эта женщина замужем. Как ее называет муж?», «Допустим, ты захо­чешь написать ей письмо. Как ты к ней об­ратишься?» Аналогичные вопросы задают по другим картинкам. Диагностируется способность определять структуру меж­личностных отношений и адекватно отра­жать ее в языке. Два балла — полностью верный ответ, 1 — ответ информативен, но не очень точен, многозначен, 0 — не­верный ответ.

7. Классификация понятий. Тесто­вый материал состоит из 30 картинок, изображающих животных, пищу, одежду, игрушки, транспорт и растения. Экспе­риментатор называет понятие, относя­щееся к группе картинок, и просит дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Выявляется способность классифициро­вать объекты по общим признакам. Один балл — верный ответ, 0 баллов ребенок получает за все задание, если наряду с верными выборами им сделаны и невер­ные.

8. Запоминание рассказа. Ребенку вслух зачитывают сказку, которую он дол­жен запомнить и воспроизвести в конце тестирования. Сказка состоит из 11 пред­ложений. Выявляется способность понимания смысла текста и его передачи.

9. Образование степеней сравне­ния прилагательных. Тестовый мате­риал состоит из 12 картинок. Ребенку со­общают исходное существительное, напр, «полосы». Затем показывают картинку с изображением флага с полосами и спра­шивают о том, какой это флаг. На другом флаге полос больше, на третьем еще боль­ше (ответ на последнюю картинку — «са­мый полосатый»). Аналогичным образом демонстрируют остальные картинки. Ди­агностируется, в какой степени у ребенка развита способность продуктивно при­менять правила при повышении уровня абстрактности. Два балла — все степени сравнения образованы верно, 1 балл — незначительные отклонения, 0 — невер­ный ответ.

10. Взаимосвязь вербальной и не­вербальной информации. Предлагают­ся последовательно 4 картинки с изобра­жением мужских лиц. Требуется по картинке определить эмоциональное состояние мужчины. После этого ребенку предъявляется фраза, напр., «Мне очень приятно» (всего 8 фраз), которую якобы произносит один из изображенных муж­чин, обращаясь к ребенку. Задача состо­ит в том, чтобы выбрать из четырех муж­чин того, который мог бы произнести эту фразу. Выявляется способность к дифференцировке эмоциональных состояний в процессе общения. Два балла — связь предложения и картинки верная, 1 — выбрано родственное эмоциональное со­стояние, 0 — связь предложения и изоб­ражения ошибочна.

11. Кодирование и декодирование наличной интенции. Тестовый матери­ал состоит из 3 картинок с изображением мужских лиц. Ребенка еще раз просят назвать эмоциональное состояние каждо­го мужчины, после чего рассказывают ко­роткую историю и просят придумать фра­зу, которую мог сказать один из изобра­женных мужчин в заданной ситуации (ис­тории). Напр., показывают картинку с изображением рассерженного мужчины и говорят о том, что на него наехал ребе­нок своим велосипедом; требуется отве­тить, что этот мужчина мог бы сказать ре­бенку. Выявляется способность к различному выражению одной и той же инфор­мации с учетом специфичных ролевых признаков. Два балла — высказывание соответствует типу эмоционального со­стояния, 1 — соответствует смыслу, но не отражает эмоционального состояния, О — не соответствует смыслу и не отра­жает эмоционального состояния.

12. Конструирование предложе­ний. Ребенку предъявляют набор слов, из которых нужно составить предложение, напр., «мать—работать—сад» (10 набо­ров слов по 2-3 слова). Выявляется спо­собность логически объединять разные понятия. Два балла — все слова употреб­лены семантически и синтаксически вер­но, 1 — есть незначительные отклонения от правил, 0 — грубые отклонения от правил.

13. Нахождение слов. Называют три слова с просьбой добавить недостающее четвертое, напр., «лев—тигр—слон—...» (14 наборов слов). Диагностируется спо­собность узнавать аналогию в значениях слов, выясняется, в какой степени ре­бенок усвоил интенциональные и экстенциональные аспекты значений. Два балла — названное слово связано с пре­дыдущими, учтены все существенные признаки, 1 — заданное семантическое поле нарушено из-за неучета одного существенного признака; 0 — ответ не соответствует семантическому полю.

14. Воспроизведение рассказа. Воспроизводится сказка, прослушанная после выполнения 7-го субтеста. Два бал­ла — совершенно верное воспроизведе­ние, 1 — незначительные смысловые и грамматические отклонения, 0 — невер­ное воспроизведение.

После завершения тестирования вы­числяется общая сумма баллов, сопостав­ляемая с нормативными данными. Авторы сообщают о высокой валидности и на­дежности методики.

В СНГ проведена адаптация Г. р. р. т. (Н. Б. Михайлова, 1990), полученные психометрические характеристики не вы­являют принципиальных различий между оригинальным и русскоязычным вариан­тами теста.

Тест рекомендуется применять для ди­агностики речевого развития в дошколь­ных учреждениях и в первых классах средней школы.

ГЕНДЕРСОНА ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ (Gunderson's Diagnostic Interview for Borderlines, DIB)опрос­ник-анкета, предназначенный для оцен­ки симптомов и особенностей поведения у больных с пограничными психическими расстройствами.

Опросник включает 29 пунктов, от­носящихся к пяти областям функциони­рования (социальное поведение, импуль­сивные поступки, аффективная сфера, психотические симптомы, межличност­ное взаимодействие). Применяется для ориентировочной постановки диагноза. Применение Г. д. и. предусматривает привлечение материалов истории бо­лезни, опору на них. По данным Б. Армелиса и соавт. (1985), наиболее интерес­ным аспектом в использовании опросника является возможность постановки диаг­ноза по записям в истории болезни (рет­роспективная диагностика). Имеются дан­ные о достаточно высокой валидности Г. д. и., изучавшейся путем сопоставле­ния с экспертными заключениями.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ГИЛФОРДА —ЦИММЕРМАНА «ТЕМПЕРАМЕНТА ОБОЗРЕНИЕ»

(Guilford—Zimmerman Temperament Survey) — опросник личностный. Пред­ложен Дж. Гилфордом и В. Циммерманом в 1949 г.

Опросник состоит из 300 утвержде­ний, образующих 10 шкал факторов (по 30 утверждений в каждой). Предусмот­рены три варианта ответа: «да», «нет», «не знаю». Полученные результаты выражаются в процентильной шкале и пред­ставляются в виде «профиля личности». Предназначен для измерения следующих факторов:

1. Общая активность.

2. Уравновешенность.

3. Доминирование.

4. Общительность.

5. Эмоциональная устойчивость.

6. Объективность.

7. Дружелюбие.

8. Рефлексивность.

9. Отношение к людям.

10. Мужественность.

По мнению авторов, каждый фактор имеет два полюса, напр.:

Общая активность

Положительный полюс: Много энергии, подвижность, быстрый темп деятель­ности, энтузиазм в действиях.

Отрицательный полюс:

Вялость, частые перерывы в деятельности, малая под­вижность.

Необходимо, однако, учитывать изве­стную асимметричность шкал опросника. Некоторые шкалы являются, по сути, од­нополюсными, что признается и самими авторами (так, по шкале «уравновешенность» оценки в пределах 0-2, 9, 10 стэнов (см. Оценки шкальные) считаются в равной мере нежелательными).

При интерпретации полученных ре­зультатов Дж. Гилфорд и В. Циммерман рекомендуют исходить из «профиля» в це­лом, ибо высокий показатель, напр., по эмоциональной устойчивости, рассматривается как благоприятный в том слу­чае, когда сочетается с высоким показа­телем общей активности. Особенностью построения Г.—Ц. «т. о.», как и других опросников Дж. Гилфорда, является анализ взаимокорреляций между утверждения­ми (вопросами).

Из достаточно обширного перечня ут­верждений на основе содержательного и корреляционного анализа отбираются те, которые наиболее точно выражают сущ­ность изучаемых переменных.

Полученные коэффициенты интеркор­реляции подвергаются факторному ана­лизу. Утверждения группируются в шка­лы с учетом их «насыщенности» тем или иным фактором.

Дж. Гилфорд рассматривает личность как обобщенную совокупность черт. Под чертой понимается любая переменная, обладая которой индивидуум отличает­ся (или может отличаться) от других людей. Для Дж. Гилфорда несуществен­но, будут этими отличительными призна­ками особенности поведения или строе­ния тела. Чем более широкой будет сово­купность выявленных черт, тем более полными будут наши знания о данной лич­ности. Однако Дж. Гилфорду не удается удовлетворительно ответить на вопрос о том, какой набор черт достаточен для ис­черпывающего описания личности. В исследовательской практике он ограничива­ется определением статистических зако­номерностей, не интересуясь источника­ми изучаемых им черт личности и делая упор на их описание и измерение.

В зарубежных исследованиях установ­лена сравнительно высокая валидность эмпирическая Г.—Ц. «т. о.». Коэффици­ент надежности шкал, по данным авто­ров опросника, колеблется в пределах 0,75-0,85. Приведенные Дж. Гилфордом и В. Циммерманом показатели интеркор­реляции шкал опросника в некоторых слу­чаях достаточно высоки (до 0,69), что не позволяет признать их в качестве измеря­ющих ортогональные (независимые) фак­торы личности.

Проведенный Г. Айзенком и С. Айзенк факторный анализ данных, полученных с помощью представленного Дж. Гил­фордом списка утверждений (обследова­но 600 мужчин и 600 женщин в возрасте 18-40 лет), позволил отчетливо выделить два фактора третьего порядка: экстравер­сия—интроверсия и нейротизм (см. Айзенка личностные опросники). Эти ре­зультаты позволяют объяснить значимые интеркорреляции шкал опросника.

Г.—Ц. «т. о.» используется в СНГ, включен в методику Керна—Черненко (Рабочая..., 1991).

ГИССЕНОВСКИЙ ЖАЛОБ ПЕРЕ­ЧЕНЬ (Giesener Beschwerdebogen, GBB)опросник-анкета, предназна­чен для выявления субъективной картины физических страданий больных. Предло­жен Е. Брюхлер и Дж. Снер в 1967 г.

Г. ж. п. состоит из перечня, включаю­щего 57 жалоб, относящихся к таким сфе­рам, как общее самочувствие, вегетатив­ные расстройства, нарушение функций внутренних органов. Степень их интенсивности оценивается по 5-балльной шка­ле: 0 — нет, 1 — слегка, 2 — несколько, 3 — значительно, 4 — сильно. Примеры жалоб:

1. Ощущение слабости

0 1 2 3 4

9. Боли в суставах и конечностях

0 1 2 3 4

55. Ощущение давления в голове

0 1 2 3 4

Помимо жалоб, выясняется их обус­ловленность психическими или физичес­кими факторами с т. з. пациента. Предус­мотрена возможность указания на не со­держащиеся в Г. ж. п. жалобы.

На основе факторного анализа были выделены 4 основные и 5-я дополнитель­ная шкалы:

Шкала1. «Истощение» (И) — характе­ризует неспецифический фактор истощения, указывающий на общую поте­рю жизненной энергии, потребность в помощи.

Шкала2.«Желудочные жалобы» (Ж) — отражает синдром нервных (психосоматических) желудочных не­домоганий.

Шкала3. «Ревматический характер» (Р) — выражает субъективные стра­дания пациента, носящие алгический или спастический характер.

Шкала 4. «Сердечные жалобы» (С) — указывает на то, что пациент локали­зует свои недомогания преимущест­венно в сердечно-сосудистой сфере.

Шкала 5. «Давление» или «Интенсив­ность жалоб» (Д) — характеризует об­щую интенсивность жалоб.

Оценки по шкалам получают путем суммирования баллов по каждому входя­щему в эти шкалы пункту. Для оценки субъективной степени физических не­домоганий авторы предлагают рассматри­вать ее в сравнении с данными выборок пациентов и здоровых, а также учитывать возрастные и половые различия. В каче­стве такого интегрального показателя для сопоставления используется т. н. процентный ранг — процент тех испытуемых из выборки стандартизации, которые по­лучили равный или более низкий балл, не­жели данный обследуемый. Г. ж. п. пред­полагает также графическое отображение результатов. Помимо интерпретации по пяти шкалам, возможен анализ, базирую­щийся на всех пунктах.

Стандартизация Г. ж. п. проводилась на выборке населения Германии (1601 чел.) и пациентах психосоматической клиники Гиссеновского университета (4076 чел.)

Имеется русскоязычный вариант (В. А. Абабков, С. М. Бабин, Г. Л. Исурина и др., 1993), стандартизованный на здо­ровых (286 чел.) и больных с невротиче­скими и психосоматическими расстройствами (467 чел.). Помимо основного предназначения, Г. ж.п. в психодиагнос­тике может использоваться для изучения эффективности психотерапии, при реше­нии проблемы взаимовлияния физичес­ких жалоб у супругов, ответной реакции на заболевание партнера.

ГИССЕНСКИЙ ТЕСТ (Giesen-Test, GB)опросник личностный. Разрабо­тан Д. Бэкманом и Г. Рихтером в 1968 г. Предназначен для диагностики психосо­циальных связей личности.

Г. т. содержит три варианта одних и тех же 40 биполярных утверждений («Я», «ОН», «ОНА»). Введение таких вариан­тов заданий необходимо для получения характеристик испытуемого со стороны окружающих, что делает, напр., возмож­ным дополнение самохарактеристики па­циента характеристикой врача, удобно для обследования семейных пар, психоте­рапевтических групп и т. д. Каждое из утверждений оценивается по 7-балльной шкале. Примеры заданий (в варианте «Я»):

 

— У меня впечатление, что я

скорее не терпеливый человек. 3 2 1 0 1 2 3 скорее терпеливый человек.

 

14. Я редко 3 2 1 0 1 2 3 часто

чувствую себя подавленным(ой).

40. Я чувствую себя

свободно 3 2 1 0 1 2 3 очень скованно

в обращении с лицами другого пола.

 

Сырые оценки подсчитываются по 6 основным шкалам. К полученному ре­зультату добавляются корректирующие константы, содержание которых сходно с прибавкой показателей шкалы коррекции Миннесотского многоаспектного лич­ностного опросника. Полученные пока­затели могут быть преобразованы в стан­дартные Т-баллы (см. Оценки шкаль­ные). Дополнительно подсчитываются результаты по двум установочным шкалам (см. Шкалы контрольные. Установки на ответ). Установочная шкала М пока­зывает количество средних выборов (0), шкала Е — количество крайних выборов (3). На основании данных этих шкал мож­но судить об отношении испытуемого к ситуации обследования, действии некото­рых защитных механизмов личности, напр., большое количество средних выбо­ров может быть истолковано как проявле­ние эмоционального безразличия к обследованию, а большое количество крайних выборов может указывать на возбужден­ное состояние или недостаточный само­контроль.

Основные шкалы Г. т. выделены на ос­нове факторного анализа данных обсле­дования 235 больных неврозами. Каждая из них имеет два полюса:

I. Шкала социального одоб­рения.

Полюс низких значений свидетель­ствует о непривлекательности субъекта, неуважении его окружающими, неумении добиваться поставленной цели, непопу­лярности. Высокие значения у лиц, уве­ренных в своей положительной социаль­ной репутации,привлекательности, попу­лярности, в способности добиваться цели, уважаемых и высоко оцениваемых други­ми людьми. С помощью этой шкалы в ос­новном диагностируется способность ус­пешно взаимодействовать с окружением.

II. Шкала доминантности.

На одном полюсе властолюбие, нетер­пение, желание настоять на своем. На дру­гом — послушание, уступчивость, терпе­ние. Эти взаимодополняющие личностные особенности отождествляются с психосо­циальными защитными формами поведе­ния, в которых противопоставляются аг­рессивность, импульсивность, притяза­ния на первенство и терпеливость, покла­дистость, неспособность к агрессии, склонность к подчинению, зависимость.

III. Шкала контроля.

Низкие показатели связаны с неакку­ратностью, непостоянством, склонностью к беззаботному поведению, легкомыслен­ным поступкам, неумению распоряжаться деньгами (недостаточный контроль). Для избыточного контроля характерны педан­тичность, усердие, отсутствие склоннос­ти к легкомысленному, беззаботному по­ведению.

IV. Шкала преобладающего настроения.

Два полюса: гипоманиакальный (лица, редко испытывающие подавленность, не склонные к рефлексии и критическому отношению к себе, не скрывающие разд­ражения, независимые) и депрессивный (подавленность, склонность к рефлексии, робость, зависимость, самокритичность). Предполагается, что преобладающее на­строение связано с основным для лич­ности направлением развития агрессии (вовне или против собственного Я).

V. Шкала открытости—замкнутости.

Лица, демонстрирующие низкие по­казатели по этой шкале, характеризуются как доверчивые, открытые перед другими людьми, обладающие большой потреб­ностью в любви, откровенностью; на дру­гом полюсе — замкнутые, недоверчивые, отстраненные от других людей, стремя­щиеся скрыть собственную потребность в любви. С помощью этой шкалы диагности­руется основная характеристика социаль­ных контактов и социального поведения, развивающаяся из первичного доверия или недоверия.

VI. Шкала социальных спо­собностей.

На одном полюсе активная, общитель­ная, непринужденная, конкурентоспособ­ная личность с богатым воображением и способностью к сильным чувствам. «Со­циальная слабость», по мнению авторов, характеризуется необщительностью, слабой способностью к самоотдаче, неспо­собностью к длительным привязанностям, бедной фантазией. Комплекс качеств, от­раженных в этой шкале, позволяет судить о степени зрелости личности.

В целом содержание 6 основных шкал, по замыслу авторов Г. т., охватывает те внутриличностные и психосоциальные пе­ременные, которые имеют центральное значение для современной психоаналитической диагностики.

Г. т. первоначально использовался в области клинической психодиагностики, однако позднее сфера применения была существенно расширена. Опросник полу­чил распространение в социально-психологических исследованиях. В 1975г. с учетом опыта применения в новых сферах выполнена повторная стандартизация (Д. Бэкман и соавт., 1983).

В начале 90-х годов Г. т. была адап­тирована русскоязычная версия (Е. А. Голынкина и соавт., 1993). Выборка стан­дартизации составила 173 человека в воз­расте от 18 до 57 лет. Наряду с переводом и рестандартизацией Г. т. определены ос­новные психометрические характерис­тики русскоязычной версии. Коэффици­ент надежности ретестовой по различ­ным шкалам составил rt = 0,58-0,83, коэффициент внутренней согласован­ности г = 0,45-0,70. Валидность конструктная определялась на основе сопо­ставления с данными «Шестнадцать личностных факторов» опросника. О валидности критериальной можно судить по данным сравнительных исследо­ваний здоровых людей и больных психосо­матическими заболеваниями.

Г. т. как средство психологической диагностики личности может получить широкое распространение. Особенно перспективно его использование в клини­ческой психодиагностике при контроле эффективности психотерапии. Однако особенностью структуры Г. т. является то, что, наряду с относительно постоянны­ми во времени личностными свойствами, авторы включили те переменные, которые связаны с ожидаемыми изменениями пос­ле проведения психотерапии. Поэтому возможны методические затруднения, обусловленные тем, что в отличие от, напр., MMPI Г. т. не имеет предпочтительной направленности отдельных шкал, т. е. изменения влево и вправо в равной степени могут отражать усиление и ослабление невротических тенденций. Усреднение же показателей в этом случае приведет к нивелированию как изна­чально имеющихся различий, так и воз­никающих изменений. Поэтому реко­мендуется в случае разных клинических групп и различной по форме и длительно­сти психотерапии разрабатывать ре­левантные выборке специальные шкалы на базе всех заданий опросника.

 

ГУДИНАФ «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА» ТЕСТ (Goodenough Draw-A-Man Test, DAT)тест интеллекта. Предназна­чен для измерения уровня интеллектуаль­ного развития детей и подростков. Пред­ложен Ф. Гудинаф в 1926 г.

Обследуемому предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем просят сделать это как можно лучше. Время ри­сования не ограничивается. Оценка уров­ня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обсле­дуемый, как учтены пропорции, перспек­тива и т. д. Ф. Гудинаф разработала шка­лу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопостав­лены с умственным возрастом.

Надежность Г. «н. ч.» т., неоднократно проверявшаяся разными методами, до­статочно высока. Коэффициент надеж­ности ретестовой составляет 0,68, а коэффициент надежности методом расщепления (см. Надежность частей те­ста) — 0,89. Показатели валидности конструктной, несмотря на вариабель­ность, превышают 0,50. Г. «н. ч.» т. мо­жет быть использован как в индивидуальном, так и в групповом исследовании. На основе Г. «н. ч.» т. К. Маховер была предложена проективная методика иссле­дования личности (см. «Нарисуй челове­ка» тест).

В 1963 г. Д. Харрисом Г. «н. ч.» т. был пересмотрен, расширен и опубликован под названием «Гудинаф—Харрис рисо­вания тест» (Goodenough—Harris Draw­ing Test). В варианте, предложенном Д. Харрисом, после завершения рисунка мужчины обследуемому предлагают изо­бразить женщину, а затем нарисовать свой портрет. Наряду с известным спосо­бом оценки рисунка по его элементам предложена более простая обработка ре­зультатов тестирования — качественная оценка рисунка в целом путем сопостав­ления полученного изображения с 12 об­разцами (по степени сходства с этало­ном). Коэффициент корреляции между данными, полученными при рисовании мужчины и женщины, весьма высок (0,91-0,98), что позволяет считать оба ва­рианта взаимозаменяемыми. Изобра­жение испытуемым самого себя разра­батывалось Д. Харрисом как проектив­ная методика исследования личности.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

 

ГУТМЕНА ШКАЛЫ — разновидность психодиагностических методик, задания в которых располагаются по принципу пос­ледовательно нарастающей трудности заданий теста.

Если, например, в такой шкале упоря­доченная по трудности совокупность включает задания с 1 по 20-е и испытуе­мый успешно выполнил 8-е задание, то он в состоянии выполнить и задачи с 1-й по 7-ю. Если же испытуемый не смог выпол­нить 9-е задание, то он также, скорей все­го, не сможет выполнить задания с 10-го по 20-е.

На основе анализа кривых, описываю­щих «задание—ответ» зависимость, предполагается, что для всех значений, превышающих некоторую точку на оси измеряемого свойства, вероятность пра­вильного ответа равна 0, а для всех мень­ших значений она составляет +1 (см. Раша модель). Это, в свою очередь, озна­чает, что каждое задание имеет высокую корреляцию бисериальную с общим по­казателем и является весьма дискриминативным (см. Дискриминативность заданий теста) в некоторой точке континуальной оси измеряемого свойства.

Подбор заданий в Г. ш. чаще всего осу­ществляется с помощью специальных компьютерных программ в связи со слож­ностью и громоздкостью необходимых вы­числений.

Наиболее заметный недостаток Г. ш. заключается в том, что на практике редко удается получить необходимый по разма­ху диапазон трудностей заданий. По этой причине шкалы измерительные оказыва­ются короткими по диапазону оценок, а стало быть, и слабо дискриминативными.

 

-Д-

 

«ДВА ДОМА» МЕТОДИКА (The Two-Houses Technique, 2НТ)проективная методика исследования личности. Пред­назначена для исследования восприятия детьми своих семей. Предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г. Задача испытуе­мого при работе с «Д. д.» м. — перечисле­ние людей, живущих с ним, и размещение каждого члена семьи в один из двух до­мов, нарисованных исследователем. Идет изучение надежности и валидности ме­тодики. Авторы сообщают, что при сравнении данных, полученных на основе тес­та и интервью, 30% обследованных, кото­рые забыли поместить себя в один из до­мов, имели более низкие показатели пси­хосоциального функционирования (по ин­тервью).

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ДВАДЦАТИ УТВЕРЖДЕНИЙ СА­МООТНОШЕНИЯ ТЕСТ (Twenty Statements Attitude Test) — опросник лич­ностный, вариант нестандартизирован­ного самоотчета, сближающийся с про­ективными методиками исследования личности. Предназначен для исследова­ния самоотношения. Предложен М. Ку­ном и Т. Мак-Партландом в 1954 г.

Д. у. с. т. основан на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. Ис­пытуемый должен в течение 12 мин дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я та­кой?» В инструкции указывается, что от­веты следует давать в том порядке, в кото­ром они спонтанно возникают, не забо­тясь о последовательности, грамматике и логике.

Используемые в тесте категории кон­тент-анализа были выделены на основе ряда исследований. Таковыми являются: социальные группы (пол, возраст, нацио­нальность, религия, профессия), мировоззренческие позиции (философские, религиозные, политико-идеологические и моральные высказывания), интересы и увлечения,стремление и цели, самооцен­ка. Теоретической основой создания Д. у. с. т. является разработанное М. Ку­ном понимание личности, операциональ­ную сущность которой можно определить через ответы на вопрос: «Кто я такой?», обращенный к самому себе (или обращенный к человеку вопрос другого лица: «Кто Вы такой?»).

Общая тенденция в ответах состоит в том, что «присоединяющие» утверждения, в которых фиксируется принад­лежность испытуемого к той или иной категории людей, выносятся раньше, чем «дифференцирующие». Среди наиболее частых категорий, выявленных на боль­ших выборках в зарубежных исследо­ваниях, — профессиональная идентич­ность, семейная роль и статус, религи­озная идентичность, пол и возраст. Пока более ясны социологические закономер­ности, проявляющиеся в ответах испыту­емых (напр., возраст чаще упоминают мо­лодые и пожилые люди, женщины чаще упоминают семейный статус, мужчины — половую принадлежность), чем психо­логические. Обычно считается, что поря­док называния категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, однако это не явля­ется доказанным. Возможно влияние стереотипов, защитных механизмов и т. д. Так, показано, что дети чаще, чем взрос­лые, определяют себя через ситуативные и частные особенности, а частота упоми­нания расы и национальности зависит от этнической однородности общества, к ко­торому принадлежит испытуемый. Разли­чаются ответы, касающиеся самоидентич­ности в рамках индивидуального уровня самосознания, и ответы, относящиеся к личностной самоидентичности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.